Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Атхарва веда
Атхарва веда (санскр. atharvavйda — татпуруша, atharvan, вид священников, и, veda, «знание») — древнейшее собрание индийских заговоров, датируемых приблизительно началом 1 тысячелетия до н.э.
Священный текст индуизма, одна из четырёх Вед, обычно располагающаяся на четвёртом месте в их нумерации. Представляет собой собрание всевозможных заговоров и заклинаний и дает ценные сведения о религии, культуре, производстве и общественном развитии древних арийцев.
Как гласит традиция, Атхарваведа была преимущественно составлена двумя группами риши, известными как Бхригу и Ангирас. Также существуют части, приписываемые другим риши, например, Каушике, Васиште и Кашьяпе. Выжили две рецензии (шахи), известные как Шаунакия и Пайппалада. Самхиты этих рецензий, возможно, окончательно сформировались около 600 г. до н. э. ("мантрический" период ведического санскрита и последующая кодификация ведических мантр.)
Другие Веды обращены к богам, подвиги которых они восхваляют. Они представляют высокую, иерархическую поэзию и могут лишь косвенно отразить интересы и потребности людей того времени. Атхарваведа гораздо более непосредственно выражает нужды и желания ведийцев. В ее заговорах и заклинаниях человек предстает в интимных аспектах своего существования. Именно из Атхарваведы мы узнаем о нем такие бытовые подробности, которые по своей малости не могли бы найти места в иератических гимнах. Это своего рода энциклопедия быта ведийских племен, из которой можно почерпнуть сведения и о помазании царя на царство, и о свадьбе или похоронах, и о постройке хижины, и о лечении болезней.
Несомненно, принадлежа к ядру ведических писаний, Атхарваведа в некотором роде также представляет собой и независимую традицию, параллельную Ригведе и Яджурведе
Чаранавьюха перечисляет девять шакх, или школ, Атхарваведы:
- Пайппалада, - Стауда, - Мауда, - Шаунакия, - Джаджала, - Джалада, - Брахмавада, - Девадарша, - Чаранавидья.
Сегодня более известны редакции Шаунакия и Пайппалада. Главный текст Пайппалады считается более древним, чем главный текст Шаунакии, но оба они содержат также и поздние добавления и повреждения. Часто порядок стихов в соответствующих гимнах разнится, иногда в гимнах встречаются стихи, которых нет в другой редакции.
Самхитавидхи, Шантикальпа и Накшатракальпа - это пять текстов "кальпа", добавленные к традиции Шаунакии и не образовавшие собственных отдельных школ.
Атхарваведа - первый индийский текст, связанный с медициной. Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты. Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы. В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика. Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков.
Атхарваведа также информирует нас о войне. Своё место в самхите Атхарваведы находят многие приспособления, такие, как, например, стрела с каналом для яда и яд из касторовых бобов, отравленная сеть и ловушки с крюками, использование распространяющих болезни жуков и дымовых завес. Эти отсылки к военным практикам и относящимся к ним ритуалам кшатриев и послужили причиной формирования страшной репутации Атхарваведа. Возможно, это сравнение изначально означало применение смертельного оружия в соответствии с традицией Атхарван.
Атхарваведа полностью укладывается в ведическую традицию, в то же время концентрируясь на некоторых кланах жрецов огня. Развитие ритуалов Абхичарики к своей современной формы видно только в литературе видханы и, по сути, началось в ригведической традиции в форме Ригвидханы . Автор Ригвидханы даёт отсылки к развитию похожих ритуалов в традиции Атхарваведы (ссылки на Агнираса Критьи. Эти ритуалы достигли кульминации в Каушике и Вайтана-сутре и в некоторых Паришиштхах (дополнениях) к литературе атхарванов. Однако они сильно удалились от актуальных гимнов, которые провозглашали, что они представляют скорее оформление атхарванской практики, чем её изначальную форму.
Атхарваведа состоит изначально из 20 книг содержащих 6-6,5 тысяч стихов. Книги с 1-13считаются самыми древними, а текст остальных заимствован из «Ригведы». Многие заклинания Атхарваведы отмечены яркими образами и выразительностью, но поэтика их подчинена больше магическим, а не эстетическим целям.