Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Сева апарадха – оскорбления, которые можно совершить во время посещении храма и поклонении Божествам
Сева апарадха – оскорбления, которые можно совершить во время посещении храма и поклонении Божествам
Из лекции по Вайшнавскому этикету о сева-апарадхах Према Раса пр
Существует 64 основных сева апарадхи. Говорится, что тот, кто очень старается избежать этих оскорблений, достигает благосклонности Бхакти Деви, она совершенно удовлетворена таким преданным. Говорится, что такой преданный не будет уже обеспокоен ничем внешним. Эти оскорбления описаны в 8 части "Нектара преданности". Они также исходят из "Падма Пураны". Все они распределены по типам оскорблений. Например, категория оскорблений, совершаемых из-за нечистых тела и ума, оскорбления, совершаемые из-за недостатка уважения, из-за недостатка усилий, недостатка веры и т.п. Это основные категории и все остальные исходят из этих категорий. Недостаток чистоты тела и ума: первое - человек не должен входить в храм, не омыв предварительно свои руки и стопы. Человек не должен пренебрегать чисткой зубов, очень тщательно, каждый день. Еще есть указания, которые касаются пуджари - он не должен входить в алтарь, служить Божествам, если его тело смазано маслом. Или иногда, в солнечный день, кто-то может нанести на тело специальный крем, чтобы немножко загореть, и потом с этим кремом приходит на службу. Среди этих оскорблений есть оскорбления, касающиеся исключительно пуджари, но тем не менее мы будем зачитывать и их. Таким образом, вы немножко лучше узнаете о стандарте проведения пуджи, это часть нашей вайшнавской культуры, и вы долны знать, по крайней мере, некоторые необходимые вещи. Следующее оскорбление: человек не должен прикасаться к Божествам, не приняв предварительно омовения. Нельзя прикасаться к женщине в течение менструального периода. Я много путешествовал, и я могу сказать, что много оскорблений совершается из-за того, что люди прикасаются к дверцам ручек, к разным рукояткам, и пуджари потом берется за них, и поэтому он оскверняется. Если, по крайней мере, вы не должны прикасаться к рукояткам комнат, ведущих в пуджарскую комнату, или комнат, связанных так или иначе с Божествами. Человек не должен входить в храм сразу после того, как занимался сексом, после того, как он прикасался к мертвому телу, после того, как он увидел мертвое тело, после посещения крематория, человек не должен входить в храм в оскверненном состоянии. В соответствии с ведическими принципами, человек, в семье которого умер кто-то, не должен приходить в храм. В зависимости от касты этот срок разный. У брахманов, например, он может быть несколько дней, у кшатрий - недели, у шудр может даже месяцы, но нас, вайшнавов, это так сильно не касается, но смысл этого указания заключается в том, что никто не должен входить в храм, не будучи совершенно чистым как изнутри, так и снаружи. Если преданный сильно потеет, он не должен заниматься непосредственным служением Божествам, это в большей степени касается пуджари, потому что есть такие личности, с такой формой болезни, которая выражается в обильном потоотделении, и из-за этого от тела исходит дурной запах. Пуджари должен быть очень здоровым человеком. Человек со слабым здоровьем не может быть пуджари. Следующее: человек не должен мочиться или испражняться при поклонении Господу. Это звучит довольно грубо, но смысл этого утверждения в том, что вайшнав должен вести строго регулируемую жизнь, и во время поклонения у него не должно быть таких позывов, мы должны быть здоровы телесно и чисты. Пуджари не может есть все, что попало, его диета должна быть очень строгой, т.е. он должен точно знать, какая пища вызывает какую реакцию, и если какая-то пища вызывает у него дурную реакцию, он должен отказаться от нее, чтобы не было проблем во время служения Божествам. Это касается в той же степени и остальных преданных. Как мы уже говорили, в туалет нужно ходить рано утром, сразу после того, как мы проснулись, чтобы вывести все продукты отхода из тела, чтобы тело не осквернялось ими в течение дня. Затем нужно принять омовение и т.д. То есть, жизнь преданного должна быть очень строго отрегулирована во всех телесных потребностях, это уже гуна благости. И нельзя отрыгивать во время службы. К пуджари это относится в том смысле, что когда они начинают пуджу, они должны быть уверены, что процесс пищеварения завершен, и у них уже нет таких позывов. Мы не должны касаться ногтями пальцев воды, которой омывают Божества и алтарь, потому что в таком случае она оскверняется. Это относится и к воде, которую мы предлагаем Прабхупаде во время гуру-пуджи, ее тоже нельзя касаться ногтями. Поэтому у преданных всегда очень короткие ногти. Стричь ногти нужно рано утром, в туалете, и не делать это над раковиной, в которой вы моете лицо, потому что обрезки ногтей подобны испражнениям. Если вы собираетесь делать Божествам массаж, вы должны применить пальцы, но не касаться Божеств ногтями. И еще одно - человек не должен приходить в гнев, находясь в храме. Следующая категория - это недостаток уважения. Человек не должен въезжать в храм на машине, на паланкине или входить в обуви. Сейчас прогресс технической цивилизации, и в Америке можно видеть иногда, что на машине можно заехать в магазин, чтобы сделать покупки, прямо на автомобиле, и может случиться, что следующим шагом этой цивилизации будет то, что вы сможете приехать на мангала арати на автомобиле. Одно из имен ачарий - "трикалагья", т.е. они могут видеть будущее. Человек не должен избегать поклонов перед Божествами. Нельзя делать поклон, опираясь на одну руку. Вчера мы говорили о пранаме. Вы должны вынуть руку из вашего мешочка для четок и обеими руками склониться, предложить свои поклоны, потому что этими руками вы обхватываете стопы Господа. Когда вы делаете это одной рукой, это оскорбительно, так как это показывает, что вы пренебрежительны, непонятно, что вы делаете: предлагаете поклон или повторяете "Харе Кришна". Вы не должны ходить кругами перед Божествами. Имеется ввиду, не то, что вы не можете танцевать перед Кришной по кругу, а то, что вы не должны обходить по кругу кого-либо в знак уважения к нему, например, когда мы проводим Туласи арати, занавес всегда закрыт, или можно обходить духовного учителя или вайшнава, но в это время занавес должен быть всегда закрыт. Следующее: нельзя вытягивать ноги в сторону Божеств. Нельзя также сидеть перед Божествами, обхватив свои колени или локти. Если вам тяжело сидеть в такой позе, вы можете изменить ее, выставив одно колено в сторону, но не оба сразу. Также нельзя лежать перед Божествами, вытянувшись, как если бы вы спали, мы должны сидеть должным образом. Если приходят новые гости и нарушают это, мы должны их остановить. Нельзя принимать прасад перед Божествами, нельзя жевать бетель перед Божествами, нельзя испускать газы перед Божествами, садиться спиной к Божествам или поворачиваться спиной к Божествам. Иногда это бывает сделать невозможно, но мы должны в таких случаях, извиняясь, прося прощения у Господа, принять какую-то компромиссную позу. Но мы не должны резко поворачиваться спиной. Мы не должны давать милостыню нищему перед Божествами. (Чаранамриту можем давать.) Нельзя нарушать молчание во время поклонения Господу, во время служения. Например, когда во время киртана вы обращаетесь к кому-то и начинаете о чем-то говорить, это также означает нарушения молчания, тишины. Нельзя громко говорить с другими перед Божествами. Нельзя восхвалять кого-либо перед Божествами. Нельзя плакать перед Божествами. Если плачет ребенок, надо выйти с ним из храмовой комнаты, а когда он успокоится, можно вернуться. Нельзя говорить резко и грубо с другими перед Божествами, отчитывать кого-то перед Божествами, если это, конечно, не какой-нибудь сумасшедший, который оскорбляет Божества или пытается причинить Им какой-то вред, в этом случае вы можете его бесцеремонно схватить и выбросить, можно даже через окно. Нельзя употреблять плохие слова перед Божествами, нельзя клясться именем Бога перед Божествами. Преданный не должен давать каких-либо обетов, если он не в состоянии выполнить их. Если вы это сделали и не выполнили этот обет, вы будете очень сильно страдать от греховных реакций. Например, если вы даете обет, клятву перед духовным учителем во время инициации, вы должны ее выполнить, в противном случае вы будете очень сильно страдать от больших греховных реакций. Обет, который дается во время инициации, очень серьезен, и вы должны быть уверены в том, что вы будете должны строго ему следовать, в противном случае будут реакции за это потому, что Кришна не будет доволен нами. Занавес при этом не играет большой роли. Когда занавес открыт, это означает, что вы перед Божествами, когда занавес закрыт - вы не перед Божествами, но когда говорится о клятвах именем Бога, не имеет значения, закрыт он или открыт, даже если вы на улице и клянетесь именем Бога, вы должны следовать этому. Даже если алтарь закрыт, все равно вы должны оказывать уважение храмовой комнате. В это время Господь может принимать прасад или отдыхать, но вы должны осознавать Его присутствие и оказывать уважение храмовой комнате. Нельзя ссориться или драться перед Божествами. Следующее. Нельзя прославлять себя перед Божествами. Нельзя носить меховую накидку перед Божествами, нельзя приходить в храмовую комнату в красных или синих одеждах или в одеждах, которые не чисты, не стираны. Синий и красный - очень яркие цвета, и они находятся в гуне страсти и невежества, мы не должны одеваться в эти яркие тона, чтобы выставить себя, даже, если вы богатый человек. В Индии, очень богатые люди могут приходить в храм, но зная, что они предстанут перед Божествами, они меняют цвет одежды. Если они в красном, они надевают скромную вайшнавскую одежду. Нельзя украшать свой лоб трехлинейной тилакой, как у шиваитов. Пуджари нельзя поклоняться Божествам перед непреданными. Совершать интимное служение Божествам можно только при закрытом занавесе, нельзя, чтобы там присутствовали непреданные. Но иногда, во время больших праздников, когда совершается абхишекха-мурти, могут приходить непреданные, люди, которые еще не стали преданными, но, по милости Кришны, они станут преданными, поэтому их присутствие возможно. Например, в Джаганнатха Пури нельзя входить в храм не индусам, но так как Господь очень милостиув, Он раз в год Сам появляется перед людьми. Следующая категория оскорблений - это оскорбления, совершаемые из-за недостатка усилий. Человек не должен пренебрегать высоким стандартом поклонения в соответствии со своими возможностями. В Гите Кришна говорит: "человек может поклоняться Мне, даже просто предложив Мне листок, плод или воду". Но если человек богат, и он может предложить более роскошные подношения, было бы оскорблением не сделать этого, а просто отделаться очень скромным подношением. Я помню, когда я проповедовал в Кувейте, я встретил ювелиров, которые приехали из Гуджарата. Они были очень богатыми людьми, у них был огромный магазин, битком набитый золотом. И когда я зашел туда, я увидел огромное количество золотых украшений, я подумал: "О, это очень хорошо бы предложить Кришне". Но они сказали мне: "А Кришне не нужно все это". И они тогда произнесли этот стих: достаточно листок, плод или воду. Они сказали: "Кришне будет достаточно немножко воды, плода, немножко пищи". Поэтому они оставляют для Кришны немного воды, пищи, а себе делают огромный пир. Но через несколько лет, из-за кувейтской войны они потеряли все. Из-за совершенных ими оскорблений Кришна отобрал у них все. Нельзя также пренебрегать организацией праздников для наслаждения Кришны или Шри Шри Гаура-Нитай. Нужно организовывать большие, красивые праздники. В эти праздничные дни у нас должны быть большие фестивали. К пуджари относится, что нельзя предлагать благовония, не предложив при этом цветов. Вы видите во время проведения Туласи арати предлагаются благовония, но там также есть и цветы. Если вы не можете предложить цветка, вы можете предложить лампу с гхи. Нужно предлагать Кришне фрукты, пищу, зерно в соответствии с сезоном. Например, зимой если нет ничего другого, можно предлагать Господу капусту, морковь или что-нибудь в этом роде, но летом, когда появляется много разных фруктов, овощей, выбор гораздо шире, мы не должны довольствоваться тем же, что мы предлагали зимой, мы должны стараться предлагать Ему более разнообразное меню, в противном случае, это будет оскорбление из-за недостатка усилий, потому что мы не предлагаем Кришне чего-то хорошего, что можно предложить. Когда вы предлагаете поклон духовному учителю, нельзя делать это молча. Нужно произносить в это время пранаму, вы не должны это громко делать, но достаточно отчетливо, чтобы могли слышать другие, вы не должны просто полу предлагать поклоны. Не прославлять духовного учителя в его присутствии, это тоже оскорбление. Например, после того, как гуру дает класс и закончил его, все говорят: "Джай Шри Гуру Махарадж" и так далее, так это нужно делать. Нельзя пренебрегать правилами и предписаниями, если мы живем в храме. Я сегодня просил президента повесить маленький колокольчик, потому что оскорбительно входить в храм, не издавая никакого звука, нужно предварительно позвонить и потом уже войти. Можно также произносить имена Божеств, когда входим. Пуджари нельзя прикасаться к Божествам в темной комнате. Нельзя поклоняться Кришне, сидя на голом полу. Нужно иметь какую-то подстилку. То же самое во время гуру пуджи и Туласи пуджи. Нельзя предлагать бесполезные цветы без запаха, например, цветы капусты. Их можно использовать для приготовления сабджи. В крайнем случае, их можно спрыснуть духами. Нельзя собирать цветы в нечистом месте, например, вблизи кладбища. Нельзя предлагать Божествам пищу, приготовленную не вайшнавом. Нельзя принимать в пищу что-либо, не предложенное Кришне. До тех пор, пока пища не предложена, нельзя никому ее раздавать. Эти 64 оскорбления нетрудно запомнить и строго избегать. Это легко сделать, если человек научился контролировать свой язык, желудок, гениталии. Божество - это Сам Кришна, который пришел сюда спасти нас. Говорят, что Божество Шри Шри Гаура-Нитай более милостив, чем Шри Шри Радха и Кришна, но это не значит, что мы должны пренебрегать поклонением. Если же оскорбление совершено, следует прийти к Господу и молить Его о прощении.