Гурвадигуна. Мриду - Катхина
Диск Основы Аюрведы. Просто о сложном. Дживита. Дхари. Сат. Анубандха. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов
Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга
Гурвадигуна — двадцать качеств, начинающихся с гуру. Мы будем разбирать их попарно, и, для того чтобы их рассматривать, я предлагаю нарисовать таблицу.
Итак, существует десять пар противоположных качеств:
Тяжелая(гуру) – в основном включает в себя проявления тама-гуны. Порождает невежство, тупость, сон. |
Легкая (лагху) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает свежесть, проворство, любовь, веру. |
Медленная (манда) – в основном проявление тама-гунны. Порождает лень, тупость, невежество. |
Резкая (кхара) – является комбинация всех трех гунн. Порождает легкомыслие, жестокость, фанатизм, нетерпимость к мнению окружающих. |
Холодная (шита) – в основном проявление тама-гуны. Порождает оцепенение, сон, страх, невежество, нечувствительность. |
Жарка (ушна) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает гнев, зависть, злобу, неосмысленные действия. |
Сухая (рукша) – комбинация раджа-гуны и саттва-гуны. Порождает беспокойство, нервозность, сострадание, желание помочь. |
Маслянистая (снигдха) – комбинация тама-гуны и раджа-гуны. Порождает сострадание, побуждает к неосмысленному действию. |
Мутная (авила) – в основном проявление тама-гуна. Порождает забвение, оцепенение, сон. |
Ясная (вишада) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает чистоту, отречение, умиротворение, веру в Бога. |
Грубая (стхула) – в основном проявление тама-гунны. Порождает тупость, невежество, страх. |
Тонкая (сукшма – комбинация сатва-гуны и раджа-гуны. Порождает эмоциональность, чувствительность, обидчивость. |
Неподвижная (стхира) – комбинация тама-гунны и саттва-гунны. Порождает стабильность, веру, забывчивость, препятствия. |
Подвижная (чхала) – комбинация раджа-гуны и тама-гуны. Порождает безверие, беспокойства, метание, неосмысленные действия. |
Острая (тишила) – в основном проявление раджа-гунны. Порождает быстроту, страстность, гнев. |
Кроткая (слакшна) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает ненасилие, любовь, веру, терпимость, спокойствие. |
Густая (сандра) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает силу, стремление к действию, основательность. |
Жидкая (драва) – комбинация саттва-гуны и тама-гуны. Порождает привязанность, сострадание, скудоумие. |
Жесткая (катхина) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает неудовлетворенность, зависть, силу, эгоизм, бесчувствие. |
Мягкая (мриду) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает добродетель, мягкосердечие, ненасилие, веру в Бога. |
Следующая пара качеств называется мриду и катхина.
Мриду — «мягкость». Катхина — «жесткость».
Мриду уменьшает вата-дошу, потому что вата жесткая, питта увеличивается, так как она мягкая, и, соответственно, увеличивается капха, потому что капха тоже обладает качеством мягкости.
На уровне тригуна это проявляется как саттва. Саттва — мягкая по определению. Человек, который обладает саттвичным характером, — мягкий, мягкосердечный.
Агни уменьшается.
Хотя здесь может возникнуть вопрос, почему питтаувеличивается, а агни уменьшается. Питта, конечно, связана с агни, но это не сам агни. Если взять агни за содержимое сосуда, то питта — это сам сосуд. Это немного разные вещи. Питта содержит в себе агни, но это не сам агни.
Качество мриду проявляется как мягкость на уровне тела и на уровне эмоций, гибкость, нежность, спокойствие. В то же время это может быть и слабость, дряблость. Очень интересно обнаружить, как проявляется качество мриду на уровне саттва- гуны. Это еще одно качество, которое определяет очень важную характеристику нашей жизнедеятельности.
В саттва-гуне это добродетель, гибкость мышления. Именно поэтому противоположное качество — жесткость. Если человек теряет гибкость мышления, он становится жестким, у него будут страдать суставы, они становятся жесткими и малоподвижными. Мягкость дает суставам возможность быть здоровыми, а жесткость — наоборот. Нежность, деликатность, мягкосердечие, спокойствие, ненасилие — одни из важнейших качеств.
Ненасилие — это первый шаг к духовности. Ахимса, ненасилие, — это тот шаг, без которого нельзя начать духовную жизнь. Этот шаг должен быть сделан сначала на минимальном телесном уровне, потом на уровне ума и речи. Надо принять для себя определенные правила поведения, и тогда уже можно что- то делать дальше. Но самое главное качество мриду в саттва- гуне — вера в Бога.
Интересно, что качество мриду определяет, будем мы верить в Бога или нет. Если мы в саттва-гуне, то будем. Поэтому нужна саттва-гуна, она определяет веру. Это не слепая вера, это вера, основанная на знании.
Как-то у Юнга в конце жизни спросили, верит ли он в Бога, и он произнес свою знаменитую фразу: «Я не верю — я знаю».
В раджасе мриду будет проявляться как сентиментальность, т. е. мягкий человек в раджасе становится сентиментальным и привязанным к чувственным удовольствиям. Помните, мы говорили, что это одна из важнейших характеристик питта- доши, одна из проблем, которую надо решать, — привязанность к чувственным удовольствиям. Очень трудно отказаться от каких-то пристрастий, зависимостей. В крайнем варианте это может проявляться как вредные привычки, например, как алкоголизм, наркомания.
Но в основном это обычные привязанности. Привязанность к какой-то пище, действиям, поступкам, просмотру телепередач.
Социологи в Канаде подсчитали, что 40 % свободного времени среднестатистического канадца уходит в трубу. «Tube» по-английски — «труба» и одновременно «монитор телевизора, телевизионная трубка». Когда мы говорим «в трубу», по-русски это означает «на ветер». Несколько десятков каналов — очень серьёзная зависимость для ума. Мы можем сформировать иллюзию для ума, как будто он чем-то занят. Ведь если ум ничем не занят, он потихоньку начнет проявлять беспокойство. Ум всегда должен быть чем-то занят.
Вы знаете, что ум даже не спит? Когда ум ничем не занят, он вам начинает демонстрировать сны. Вы спите ночью, а он вам демонстрирует сны и говорит: — «Вот, помнишь, я тебя просил вот этим заняться днем, но разум не разрешил, теперь я тебе все это покажу».
И начинается такое, что человек потом просыпается в холодном поту. Иногда сон становится таким реальным, что кажется, будто это происходит наяву, — ум создает такую ситуацию, которая позволяет вам реально переживать события. И с точки зрения кармы это равноценно — переживать события в уме или наяву.
К чувственным удовольствиям привязан, прежде всего, ум, манас.
Именно данная структура зависима от чувственных удовольствий. Это одна из главных причин болезней. Так начинается канон « Аштанга-хридайам-самхита», первая глава первой книги. В этой главе дается сжатое изложение всей Аюрведы. Есть такая каноническая идея: первая глава первой книги — это всегда сжатое изложение всей науки. И первая глава начинается с таких слов: «Я в почтении склоняюсь перед несравненными целителями, которые без остатка уничтожают болезни, вызванные корыстными желаниями».
«Вызванные корыстными желаниями». Больше о причинах болезней ничего не говорится. А ведь это квинтэссенция, главное. Вагбхата Муни, автор этого канона, пишет, что болезни вызваны корыстными желаниями и привычками, и дальше он говорит о других вещах. Но самое главное — корыстные желания и привычки.
Помните, мы с вами говорили о прагъя-апарадхе — негативных стереотипах поведения, вызванных корыстными желаниями и привычками. Если мы изменим свои желания, мы изменим свою судьбу.
В «Брихадараньяка Упанишад» сказано: «Каковы ваши желания — таковы ваши мысли, мысли порождают действия, действия порождают судьбу». Соответственно, меняется здоровье, взаимоотношения. Если мы меняемся в лучшую сторону, приходит успех. Если наоборот, то не будет успеха. В тамасе мриду проявляется в виде слабохарактерности. Драваи мриду проявляются как слабохарактерность. Человек легко поддается влиянию.
Убедить такого человека в чем-либо не представляет большой сложности, причем не обязательно в позитивном. Такой человек очень зависим от чьих-то слов. Например, он сходил на лекцию по Аюрведе и узнал, что здоровое питание — это молочно-растительное питание, и решил, что это хорошо и нужно питаться таким образом. Но через некоторое время он встречается со знакомым врачом, который легко убеждает его в обратном. И если человек слабохарактерный, он в тот же день вернется к прежнему питанию и наестся мяса за все предыдущие дни. И все потому, что этот знакомый врач напугал его дефицитом белка и развитием анемии. Есть такое мнение: чтобы не было анемии, нужно есть мясо. Только непонятно, почему у многих детей в детских садах анемия, хотя они едят мясо.
Вот что касается слабохарактерности. Потом такие люди говорят, что их зомбировали, затянули в секту. Это тамас, невежество.
Катхина проявляется как жесткость. Под воздействием этого качества вата увеличивается, питта уменьшается, капха увеличивается, потому что капха и твердая, и жидкая, и мягкая, и жесткая одновременно. При сочетании вода и земля дают те и другие качества. Такой человек может быть и мягким, и жестким, хотя это пара противоположностей. Поэтому мы говорим о том, что у данного человека только одно качество может преобладать. Это преобладание может быть незначительным, а может быть и выраженным.
Жесткость — это проявление раджаса. Например, человек, сильно привязывается к какому-то результату и пытается его достичь.
Это качество уменьшает агни. Сандра, драва, мриду и катхина — все эти качества уменьшают агни.
Характеристика жесткости: проявляется как жесткость в широком смысле слова. Это и жесткость характера, жесткость суставов, это твердость, прочность, костной ткани в том числе. Сопротивляемость и в то же время ломкость. Ригидность.
В саттва-гуне жесткость проявляется как способность пережить лишения и трудности — очень хорошее качество, потому что в нашу жизнь лишения и трудности будут приходить всегда. Невозможно этого избежать полностью. Можно сгладить их проявления благодаря духовной практике.
Занимаясь настоящей духовной практикой, вы можете даже изменить свою судьбу, карму. Но если вам положено в каких-то участках жизни пережить лишения и трудности, то придется их пережить, — другое дело, что они могли бы быть более жесткими. Есть такой пример. Если человеку суждено, чтобы ему на голову упал кирпич, то на каком-то этапе жизни это действительно может произойти, но если он начнет заниматься духовной практикой и в результате от раджаса и тамаса перейдет в саттва-гуну, то в этот момент его жизни над его головой пролетит не кирпич, а, может быть, только голубь. Все равно на голову что-то упадет. Неприятно, но уже не так сильно. Но при этом всегда нужно испытывать благодарность.
Есть еще четвертый уровень: ниргуна, или шуддха-саттва (чистая саттва). Саттва-гуна — это не предел совершенства, и в какой-то степени она может быть даже неблагоприятна. Мы можем привязываться к добродетели и благочестию, а это может привести к гордыне. Если человек поднимается над уровнем саттва-гуны, говорится, что тогда ему и кирпич не падает, и голубь ничего не делает, а в этот момент падает роза. Конечно, это образное сравнение.
Способность пережить лишения и трудности — это очень важное качество. Есть такая знаменитая аюрведическая мантра. На санскрите она звучит так:
сарвебхаван тусукхена
сарве шанту нирамайах
сарве бхадрани пашъянту
макхасчит дукха бхак бхавет
«Я желаю всем счастья, я желаю всем мира и свободы от скверны, я желаю всем видеть в окружающих близких сердцу друзей, я желаю всем стойко пережить любые страдания». Это подразумевает, что страдания неизбежны. Мы не можем уйти полностью из-под влияния своей кармы. Мы можем изменить ее, но полностью не сможем уйти. Тем более что уже что-то дало свои ростки. И мы будем пожинать плоды, какой бы духовной практикой ни занимались. Нужно сохранять это умонастроение, пожелание другим людям стойко пережить все страдания. Эту мантру нужно повторять утром, чтобы создать себе правильное умонастроение на день.
Непреклонность — очень важное качество, оно также в саттва-гуне. Несгибаемость, стойкость. Это значит, что человек стоит на своих принципах, если эти принципы верные, правильные. Строгость к себе — очень важное качество для врача, потому что если мы принимаем правила игры — а правила игры таковы, что нам их придется принять, — если мы хотим заниматься Аюрведой, выхода нет. Или тогда вы не сможете стать настоящим доктором.
Кстати, «доктор» тоже происходит от слова «учитель». Слово «врач» происходит от древнеславянского глагола «вьрати», что означало «говорить».
Врач — это тот, кто говорит, дает наставления, а не тот, кто лечит. Ведь за всю историю человечества ни один врач еще никого не вылечил. Вы можете по-разному думать, что лечит природа, что лечит Господь, но, так или иначе, вы здесь — посредник. Вы можете предложить пациенту какой-то путь, по которому можно пойти, применяя методы и средства той медицинской традиции, которую вы практикуете. Это может быть аюрведическая, тибетская, китайская медицина, современная медицина. Это не важно, если вы действуете с правильным умонастроением, если вы делаете это искренне, но при этом ваши слова должны иметь силу. Что это значит? Это значит, что вы строги к себе прежде всего. Качество жесткости в саттва-гуне проявляется прежде всего как жесткость к себе. Если я даю какие-то рекомендации пациенту, я сам их придерживаюсь.
Классический пример — курение. Если врач курит, то его слова, его рекомендации, чтобы пациент не курил, не будут иметь силы. Более того, другие его слова, не касающиеся курения, тоже потеряют силу.
У Булгакова в его рассказах описана зависимость от морфия. Он сам был морфинистом, очень страдал и умер в 49 лет, правда, от другого заболевания — нефросклероза. Он специально написал это в назидание потомкам.
Строгость к себе очень важна, надо соответствовать хотя бы минимальным требованиям, не соблюдая которые, мы не сможем заниматься Аюрведой как врачи.
Как консультанты вы сможете общаться с людьми, рассказывать им об Аюрведе. Но ваши слова будут иметь разную силу. Нужно давать людям знание не только через киртан (речь), но и через ачар (собственный пример). Через киртан можно, когда у нас мало времени. Через ачар уйдет больше времени. Вы будете на собственном примере демонстрировать, как быть успешным, здоровым, радостным, благополучным. Если вы благополучны на всех уровнях здоровья (физическом, социальном, эмоциональном, духовном), люди сами будут к вам тянуться и приходить, и вам не нужно будет ни на кого давить и убеждать. Нужно просто быть примером для других, и все придет само собой. Тем более, тому, кто не понимает, о чем вы хотите рассказать, невозможно будет ничего объяснить.
Бескомпромиссность — это тоже качество саттва-гуны. Мы не должны идти на уступки. Иногда мы можем временно придерживаться компромисса с пациентом, но если пациент, принимая лечение, не хочет измениться то мы должны с ним провести очень серьезную беседу. Или мы отказываемся работать вместе, или мы соблюдаем правила.
В раджасе жесткость проявляется в виде неудовлетворенности. Многие люди испытывают хроническую неудовлетворенность. Даже если что-то хорошее приходит в их жизнь, они все равно испытывают недовольство, неудовлетворенность. Это проявление качества жесткости в раджасе. Это, естественно, будет вызывать болезни.
Негибкость, когда человек существует в рамках своих правил и понятий и ему трудно изменить свои взгляды, а с годами ему становится все труднее, и поэтому у таких людей формируются дегенеративно-дистрофические изменения в суставах, старческие артрозы. Негибкость в мышлении приводит к негибкости тела. Тело начинает напоминать: ты не гибкий, ты консервативен. Есть здоровый консерватизм, а есть нездоровый.
В тамасе — это эгоизм, бесчувствие к проблемам окружающих, это может быть даже жестокость.