Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров


324 руб 

Именослов. Словарь славянских имён и прозвищ с толкованием их значения и происхождения. В.С. Казаков. 5-е издание Русская Правда 2011

 

Год выпуска: 2011
Число страниц: 416
Издатель: Русская Правда
Код товара: апр55

 

Именослов. В.С. Казаков. 5-е издание Русская Правда 2011

Впервые в России старейшина Калужской Славянской Общины Вадим Казаков сделал удачный сборник славянских имен и прозвищ с толкованием их значения и происхождения.

В пятое издание "Именослова" помимо новых имен добавлены описания древних обрядов, игрищ обычаев.
Твёрдая обложка 

Для широкого круга читателей.

Именослов Вадима Казакова.
Что означает Ваше имя? Не каждый из вас, дорогие читатели, сможет ответить на этот вопрос. Большинство современных имён было заимство­вано в IX-XIII веках вместе с христианством. Эти инородные имена были объявлены «правильными», «настоящими» и занесены в «святцы». После насаждения христианства на Руси разрешалось давать имена только через церковь, при крещении. Несмотря на то, что имена эти давались почти ты­сячелетие, они до сих пор остаются чуждыми для нашего народа: ведь они возникли на иноземной почве и были искусственно пересажены на сла­вянскую землю. Привычные теперь имена Иван, Семён, Михаил - были так же непривычны для слуха наших предков, как сейчас для нас звучат имена Матомба, Нгхуру-Нгхоро и другие.
Однако с церковью спорить было опасно (до XIV века за испечённый блин могли сжечь на костре, а в XVI веке жгли за такой ещё пустяк, как чтение иностранных книг), поэтому наши бедные прапрабабушки и пра­прадедушки, старательно выговаривая диковинные имена, искажали их до неузнаваемости. Так Иоханаан превратился в Иоанна, а затем - в Ива­на. Шимон стал Семёном, а Иулиания - Ульяной. Так впоследствии рус­ские переделали немецкую фамилию Кос фон Дален в Козлодавлев, а По-генкампф - в Поганкин. Насильно обращенный в христианство народ тя­жело расставался со своими, славянскими именами, поэтому в летописях и указах нередко можно встретить такие упоминания, как «Боярин Фео-дор, зовомый Дорога», «...именем Милонег, Пётр по крещенью» и т.д. С XVII века славянские имена начинают терять своё значение, превращаясь в прозвища, пока, наконец, не исчезают из употребления.
Многие имена дошли до нас благодаря прозвищам (фамилиям).
Воробьёв, например, получил такую фамилию вовсе не оттого, что его прапрабабка согрешила с воробьем, а оттого, что действительный предок Воробьёва носил личное имя Воробей.
То же относится и к другим «звериным», «птичьим» да «рыбьим» фа­милиям. Некоторые читатели упрекали меня в том, что я не отделил имена от прозвищ, оставил «оскорбительные» имена, дескать, вдруг кто-нибудь назовёт своего сына Дурак или Обалдуй? Если такое вдруг и случится, то это будет справедливо, ведь от худого семени не жди доброго племени. Что же касается прозвищ, то где та черта, которая отделяет имя от прозви­ща? Рыжий волк (Рудольф) - это прозвище или имя? Вторышка - это имя или прозвище? Больше похоже на прозвище, хотя это самое настоящее имя - Вторышка Семёнов. Однако я должен предупредить читателя, что не все источники, которыми я пользовался, заслужили у меня полное до­верие. Поэтому действуйте по поговорке: доверяй, но проверяй.
В древности настоящее имя давалось человеку волхвом по достиже­нии совершеннолетия согласно его заслугам перед родом: Огневед, Рати-бор, Ярослава и т.д. «Понеже мнози от человек приходящи к волхвам и ча­родеем... Понеже чародеи и волхвы, написующи бесовския (т.е. славян­ские, - В.К.) имена, дают их простым людям, повелевающе им тая имена носити...» (А.Афанасьев. Поэтические воззрения славян... т. III, с.431) Те же, кто ничем не проявил себя, оставались с теми именами, которые полу­чили в детстве: Неждан (нежданный ребёнок), Будилко, Плакса (отсюда фамилия Плаксин), Ненаш (имя, которое давалось для защиты от злых ду­хов: придут духи, навести порчу на ребёнка, а он «не наш»). «Первых ро­дов и времён человеци... до некоего времени даяху детем своим имена, якоже отец и мать отрочати изволят: или от взора и естества, или от вещи, или от притчи. Такожде и словене прежде их крещения даяху име­на детем своим еще: Богдан, Божен, Первой, Второй, Любим и ина та­кова. Добра же суть и та».
С течением времени плохой или хороший смысл многих имён забы­вался, их начинали давать потому, что так звали отца или деда, у которых имя действительно соответствовало какому-либо их качеству.
Но, в конце концов, победили имена из «святцев», которыми ретивые церковники заставляли называть детей. А происходило это таким образом: «Родильнице предоставили на выбор любое из трёх, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребёнка во имя мученикаХоздаза-та. «Нет, —подумала покойница, -имена-то всё такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Три-филий, Дула и Варахасий. «Вот это наказание, -проговорила старуха, -какие все имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы ещё Варадат или Варух, а то Трифгший и Варахасий». Ещё переворотили страницу - вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу, - сказала старуха, -что, видно, его такая судьба. Уж если так, пустьлучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет
Акакий»
(Н.В.Гоголь, «Шинель»)
Вряд ли кому-нибудь теперь захочется назвать ребёнка такими имена­ми, как Закхей, Макрина, Уриил, Африкан. Народ не принял их, несмотря на все старания церкви. В обиходе остались лишь «простые» имена. Но вот что они означают, это нам и предстоит выяснить. Большинство совре­менных родителей называет детей бездумно, руководствуясь пословицей «хоть горшком назови, только в печку не ставь».
Большинство (более 85%) употребляемых ныне имён не являются сла­вянскими. Это причудливая смесь греческих, латинских и израильских кличек, прозвищ, имён и целых предложений. Например, Вениамин - сын правой руки, Варвара - балаболка, Мария - горемыка. О том, насколько нелепо выбирать имя на слух, показывает пример с Анастасией. Анаста­сия в буквальном переводе с греческого означает «оживший мертвец»!
Вкупе с фамилией и отчеством получаются и вовсе причудливые соче­тания. Как перевести на русский «Яков Моисеевич Иванов»? А очень про­сто! Это же «Пятка Вынутая-из-Воды Яхве-Подарил». А что такое «Лия .Трофимовна Ефремова»? Да это же «Тёлка Упитановна Плодовитая»! По­чему же не назвать ребёнка прекрасным славянским именем: Божена, Зла-'та, Милена, Вячеслав или Святослав? Нет, обязательно нужно назвать Хромоножкой (Клавдией), Тюленем (Фокой) или Пяткой (Яковом).
Конечно, не всем могут понравиться славянские имена, приводимые в ^Именослове» (многие, например, стесняются назвать свою дочь Снежа-дой или Боженой, зато не стесняются назвать Агнессой (Овечкой) или |$арварой (Балаболкой)), поэтому для сравнения я приведу значения не-.$кольких наиболее распространённых «настоящих» имён. Для краткости д» скобках после имени будет указано его основное, дословное значение, ^бо переводы некоторых имён были искусственно сглажены церковью. Дня перевода значений использовались разные словари (церковные в по­следнюю очередь).
 
 
Имена, привезённые из Израиля
 
Мужские: Авдей (слуга), Адам (грязь, глина), Азарий (помощь Иего­вы), Аким (Иегова поставил), Ананий (дар Иеговы), Варфоломей (сын бо­родатого), Вениамин (сын йравой руки), Гавриил (муж божий), Гурий (львёнок), Давид (возлюбленный), Даниил (судья божий), Елизар (по­мощь богов), Елисей (спасаемый богами), Еремей (возвышенный богом), Ефрем (плодовитый), Захар (божья память), Иван (Иегова подарил), Из­маил (слышат боги), Илья (сила бога), Иосиф (приумноженный), Исаак (она засмеялась), Исай (божье спасение), Лазарь (бог-помощник), Михаил (кто как бог), Михей (подобный богу), Назар (посвященный богу), Наум (утешение), Савватий (субботний), Семен (бог услышал), Серафим (пла­менный), Савелий (желанный), Самсон (солнечный), Фома (близнец), Яков (пятка).
Женские: Ада (радостная),; Анна (благодать), Ева (жизненная), Ели­завета (почитающая бога), Лия (тёлка), Марианна (горемычная благо­дать), Мария (горемыка), СуСанна (водяная лилия).
 
Имена, привезённые из Византии
 
Мужские: Агафон (добрый), Александр (защитник мужчин), Алек­сей (защитник), Анатолий (житель Анатолии), Андрей (мужественный), Андроник (победитель мужей), Анисим (полезный), Антип (упорный), Аркадий (пастух), Артём (обладатель безупречного здоровья), Архип (старший конюх), Афанасий (бессмертный), Василий (царственный), Виссарион (лесной), Влас (грубиян), Вукол (пастух), Галактион (молоч­ный), Геннадий (благородный), 'Георгий (земледелец), Герасим (почтен­ный), Григорий (бдительный), |Демид (совет богов), Денис (Дионис, бог вина и веселья), Дмитрий (посвященный Деметре, богине земледелия),
Дормидонт (носимый на копьях), Дорофей (дар божий), Евгений (благо­родный), Евграф (хорошо написанный), Евдоким (прославленный), Еч-лампий (хорошо светящийся), Евсей (благочестивый), Евстафий (устой­чивый), Евстигней (благознаменный), Епифан (объявленный), Ермолай (торговец), Ерофей (освящённый богом), Ефим (благодушный), Зиновий (богу угодно живущий), Зосима (жизненный), Илларион (весёлый), Иппо­лит (распрягающий коней), Карп (плод), Кир (господин), Кузьма (укра­шающий), Макар (блаженный), Матвей (божий дар), Мефодий (целена­правленный), Мирон (капающий мирром), Митрофан (имеющий славную мать), Нестор (возвратившийся домой), Никанор (видящий победы), Ни­кита (победитель), Николай (победитель народов), Никон (побеждаю­щий), Нифонт (трезвый), Орест (горец), Остап (устойчивый), Панфил (всеми любимый), Парамон (твёрдый), Парфён (девственный), Пётр (ка­мень), Платон (широкий), Поликарп (многоплодный), Прохор (начальник хора), Родион (житель о. Родос), Савва (невольник из г. Сабы), Севастьян (высокий), Софрон (здравомыслящий), Степан (кольцо), Тарас (бунтарь), Трофим (питомец), Тихон (счастливый), Трифон (изнеженный), Фёдор (божий дар), Федот (данный богом), Филипп (любящий коней), Фирс (увитый цветами жезл), Фока (тюлень), Харитон (благодатный), Христо­фор (христоносец), Эразм (возлюбленный).
Женские: Агата (добрая), Алла (обменённая), Анастасия (оживший мертвец), Ангелина (приносящая весть), Анисья (равномерно распреде­ляющая), Анфиса (цветущая), Варвара (балаболка), Васса (лесистое уще­лье), Вероника (приносящая победу), Галина (тишина), Глафира (искус­ная), Гликерия (сладкая), Дора (подарок), Дорофея (дар божий), Евгения (благородная), Евдокия (благоволение), Екатерина (девственница), Елена (факел), Ефросинья (радостная), Зинаида (рожденная Зевсом), Зиновия (сила Зевса), Зоя (жизнь), Ираида (дочь Геры), Ирина (мир), Ия (фиалка), Кира (госпожа), Клеопатра (славная по отцу), Ксения (чужеземка), Лариса (жительница г. Ларисы), Лидия (жительница Лидии), Мавра (негритянка), Меланья (чёрная), Муза (богиня наук и искусств), Олимпиада (олимпий­ская), Пелагея (морская), Прасковья (пятница), Раиса (лёгкая), Софья (мудрость), Степанида (окольцованная), Татьяна (устроительница), Тере­за (ходящая на охоту), Фаина (сияющая).
 
Имена, заимствованные у римлян
 
Мужские: Август (священный), Антон (римское родовое имя, в гре­ческом языке имело значение: вступающий в бой), Валентин (здоровяк), Валерий (силач), Венедикт (благословенный), Викентий (побеждающий), Виктор (победитель), Виталий (жизненный), Дементий (посвященный бо­гине Дамии), Донат (подарок), Игнатий (незнаемый), Иннокентий (невин­ный), Ипатий (высокий консул), Капитон (головастик), Касьян (пустыш­ка), Клавдий (хромоногий), Климент (снисходительный), Константин (постоянный), Корнил (рогатый), Лавр (дерево), Лаврентий (увенчанный лавровым листом), Лев (лев), Леонид (львёнок), Леонтий (львиный), Лукьян (лучина), Максим (наибольший), Марк (вялый), Мартын (родив­шийся в марте), Модест (скромный), Мокей (пересмешник), Павел (па­лец), Пров (проба), Прокл (рождённый в отсутствие отца), Прокофий (преуспевающий), Роман (римлянин), Сергей (римское родовое имя), Си-лантий (молчун), Сильвестр (лесной), Ульян (Юлию принадлежащий), Устин (Юсту принадлежащий), Феликс (счастливчик), Фрол (цветущий), Цезарь (царственный), Ювеналий (юношеский), Юлий (вертлявый, куд­рявый), Януарий (привратник).
Женские: Аглая (блеск), Агнесса (овечка), Агния (непорочная овеч­ка), Акулина (орлица), Алевтина (силачка), Алина (неродная), Альбина (белянка), Беатриса (счастливица), Белла (прекрасная), Виктория (богиня победы), Виргиния (девственница), Вита (жизнь), Диана (богиня охоты и луны), Домна (домохозяйка), Инна (бурный поток. В прошлом - мужское имя), Калерия (манящая), Капитолина (по названию одного из семи хол­мов Рима, где стоял храм Юпитера), Клавдия (хромоножка), Клара (чис­тая), Клементина (снисходительная), Маргарита (жемчужина), Марина (морская), Матрёна (знатная женщина), Наталия (урождённая), Регина (царица), Рената (обновлённая), Руфь (рыжая), Сильва (лесная).
 
Имена, заимствованные у других народов
 
Мужские:
Артур (кельтское) - большой медведь
Вавила (сирийск.) - мятежник
Варлаам (халдейск.) - сын народа
Карл (германск.) - смелый
Кирилл (нереид.) - солнце
Моисей (египетск.) - вынутый из воды
Рудольф (германск.) - рыжий волк
Тимур (монгольск.) - железо
Эдуард (германск.) - заботящийся об имуществе
Женские:
Аделаида (германск.) - сверкающая благородством
Дарья (персид.) - сильная, побеждающая
Лючия (итальянск.) - светящаяся
Магдалина, Магда (заимств. из зап. евр. языков) - жительница города Магдалы. Первоначально было прозвищем Марии, уличной девки из Ма-гдалы, а потом стало употребляться в качестве самостоятельного «имени».
Марта, Марфа (сирийск.) - хозяйка, госпожа
Нина (грузинск.) - посвященная Нину, богу плодородия; от шумерско­го Нин - «госпожа»
Нонна (египетск.) - богу посвященная
Стелла (итальянск.) - звезда
Таисия (египетск.) - значение неясно
Тамара (грузинск.) - пальма, смоковница; от израильского Фамарь Эмма (германск.) - ласковая
А вот как обстоит дело со славянским именословием в России на сего­дняшний день:
 
I. Широко распространённые славянские имена
м.: Владимир, Игорь, Станислав, Олег. ж.: Ольга, Светлана.
 
II. Имена ограниченного распространения
м.: Богдан, Болеслав, Борис, Борислав, Бронислав, Вадим, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Глеб, Гордей, Добрыня, Милан, Мирослав, Радислав, Ростислав, Руслан, Святослав, Ян, Ярослав.
ж.: Ванда, Вера, Веселина, Влада, Владислава, Власта, Дана, Дарина, Дина, Зарина, Злата, Карина, Лада, Любава, Любовь, Людмила, Милада, Милана, Милена, Надежда, Рада, Радмила, Руслана, Славяна, Снежана, Станислава, Томила, Яна, Янина, Ярославна.
 
III. Редкие
м.: Бажен, Боримир, Вацлав, Велемир, Володар, Горислав, Ждан, Ладислав, Любим, Любомир, Мстислав, Рюрик, Светозар, Яромир.
ж.: Богдана, Бронислава, Велина, Весна, Веста, Зоряна, Любистина, Милица, Милослава, Мира, Мирослава, Радмира, Светослава, Святосла­ва, Славна, Чеслава, Ядвига.
В настоящее время эти имена составляют лишь 10-15% русского име­нослова (в 1916 году в «святцах» было всего-навсего 11 древних славян­ских имён: Борис, Вадим, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Кукша, Мстислав, Разумник, Святослав, Людмила), в Польше эта доля чуть выше и составляет 10-18%, в Словакии 33-36%, в Болгарии 35-38%, в Чехии 40-48%, и только в Сербии славянское именословие преобладает над чужеземным, составляя 60-66%. Что касается России, то здесь увели­чение доли славянских имён происходило двумя волнами в XX веке: в 20-30 годы, когда народ избавлялся «от наследия царского режима», и с конца 80-х, когда началось возрождение славянского самосознания. Нуж­но отметить, что в обиход вернулись лишь двухосновные, или «княже­ские», имена, такие как Ярослав, Станислав, Владимир. В меньшей степе­ни возвратились имена усечённые: Вадим, Борис, Влад. К сожалению, от­сутствие необходимых сведений об именах является основным препятст­вием к возвращению в нашу жизнь прекрасных и родных славянских имён. Ведь вплоть до середины 90-х годов XX века единственным сбор­ником славянских имён являлся «Славянский именослов» М. Морошки-на, изданный аж в 1867 году в Санкт-Петербурге. Моя книга была первой
попыткой вернуть в наш обиход славянские имена. Вернуть не просто за­стывший набор звуков, а дать возможность каждому имени рассказать о себе читателю как можно больше. Ведь на самом деле имя живёт как бы рядом с человеком, являясь его слуховым образом. Недаром в русском языке существует выражение «создать себе имя». Имя мало получить, его нужно заслужить, а, заслужив, его можно увековечить. Причём увекове­чить можно разными способами, например, поджечь храм Артемиды в Эфесе, или первым проложить человечеству дорогу к звёздам. И услышав имя, мы, как правило, представляем себе совершенно определённого че­ловека. Наполеон... Наполеонов было много, но мы представляем в пер­вую очередь Наполеона Бонапарта. Святослав... Конечно же, это великий князь Святослав Игоревич! Выбирая имя, вы выбираете часть прошлой жизни человека, создавшего себе это имя. Помните об этом всегда! Имя, как и вещь, часто переживает своего хозяина, и обращаться с ним нужно так же осторожно, как и с вещью умершего. К сожалению, истинные зна­чения древних имён нами утеряны, мы можем их лишь предполагать. Так­же мы можем только гадать о правилах, по которым имена давались. По­этому мои переводы значения того или иного имени весьма условны. Как пример, могу привести имя Владимир. Принято считать его двухоснов­ным именем с основами «владеть» и «мир». Однако часто встречается другое написание Володимер, не поддающееся переводу. Кроме того, многие имена, звучащие «не пославянски», на самом деле являются тако­выми и наоборот, самые, что ни на есть «славянские» имена оказываются германскими или кельтскими, например Видимир и Людевит. Думаю, что нашему именослову не одна тысяча лет и некогда наши предки пользова­лись общими для всех белых народов именами. Разошлись языки, исчезли многие племена и народы, но до сих пор эти имена живут, напоминая нам О наших славных пращурах, о том, кто мы и откуда, и зачем пришли в этот мир. Так будем же мы достойны деяний наших Предков, которые ведают 'неведомое ныне и оберегают...
Я заранее выражаю благодарность читателям, которые найдут ошиб­ки, допущенные мною при составлении «Именослова», и укажут пути их исправления. Своё мнение можно высказать в письме.
Пишите: 248001, г. Калуга, а/я 1735, Казакову Вадиму Станиславо­вичу. E-mail: vadimstan@kaluga.ru.
Кроме того, хочу выразить огромную благодарность Сергею Борисо­вичу Андрееву из г. Котовска Тамбовской области и доктору филологиче­ских наук профессору Василию Дмитриевичу Ившину за предоставлен­ные материалы, а также издателю и редактору «Именослова» - главному редактору «Русской Правды» Александру Михайловичу Аратову.
 
МУЖСКИЕ ИМЕНА
Б
Бава, медлительный
Багоня, багульник
Багро, значение неясно, возможно от «багровый»
Бажан, обожаемый, желанный: от «бажати» - желать
Бажен, то же
Байко, говорун
Бакан, багровая краска из червеца,
Бакота, шутник
Бакула, то же
Бакуня, краснобай
Балда , дубинка, колотушка. «Балдой» называют большой куз­нечный молот. Богатырь из русской сказки.
Балован, избалованный, возможно, также, что ох «балия» - врач
Баломир, по смыслу подходит «народный целитель»
Балосын, сын врача
Балуй, гриб
Балша, уменьшительное от имён с основой «Бало»
Баран, баран. Обычай называть людей «звериными» именами идёт из глубокой древности и распространен у всех индоевропей­ских племён. Например, Вольф (волк) у германцев; Агнесса (Овеч­ка) у римлян; Фока (Тюлень) у греков и т.д. Можно лишь предпо­лагать, что люди брали себе имя зверя - покровителя племени (рода). Баран впервые упоминается с 1249 г. в польских источни­ках.
Барвин, крашеный, цветной. Барвинок - растение могильница, гроб-трава.
Барма, бормотун. Имя русского зодчего XVI века, одного из строителей христианского храма Василия Блаженного в Москве.
Барним, (медлительный). «Барить» - задерживать, заставлять мешкать. Барним I - западно-поморский князь.
Басенок, сказочный: от «баснь» - сказка. Воевода Московский, возглавивший в 1456 г. рать на новгородцев.
Баско, красавчик
Баташ, от «батать» - качать ногами
Батура, упрямец (рязанский говор)
Батяшка, возможно, то же, что и Баташ. «Батеншка табо тверга сеста лясы а егуншти остасе шася на гдь степ земе (Батяшка отверг их в то лето и гунны остались на готской земле)» (ВК И.6.б).
Бахарь, сказочник, врун
Баян, рассказчик, сказитель; от «баяти» - рассказывать.
Бдигост, высматривающий гостей
Бедислав, бедою славный. Имя одного из князей, подавлявших восстание холопов на Новгородчине в IX в.
Бежан, бегающий
Безгнев, безгневный
Бездруг, без друзей
Безман, значение неясно
Безмест, значение неясно
Безнос, безносый
Безобраз, безобразный
Безпрем, неизменный
Безрук, безрукий
Безсон, бессонный
Белеут, язь (рыба). Один из воевод князя Владимира Андрее­вича, брата Дмитрия Донского («Сказание о Мамаевом побоище»).
Велик, белый, беловолосый
Белимир, белый (свешенный) мир
Беловолод, «тот, чья власть свещенна». Белый - свещенный цвет. Беловолод Просович - гонец, рассказавший вел. князю Свя­тославу Всеволодовичу о поражении князя Игоря Святославовича от половцев в 1185 г.
Беловук, белый волк, сербское имя
Белоглав, с белой головой, седой
Белоглаз, значение не совсем ясно
Белогор, белая (свещенная) гора
Белогость, свещенный гость
Белогуб, имеющий белые (бесцветные) губы
Белозер, кречет (птица)
Белозор, белый взор, в отличие от «взора чёрного», т.е. сглаза
Белослав, белый (свещенный) и славный
Белота, белый
Белотур, белый тур
Белоус, имеющий белые ус
Белый волк, белые волки считаются воплощением духов.
Белый Полянин, сказочный витязь, обучавший Ивана-Царевича воинскому делу.
Белояр, «свещенная ярость». Родоначальник князей Белояров. «а несще древне она бя род Белиаров сыльнымь. егуншти госте оденища се за муже Белияруг (А ещё раньше, в древности, род Белояров был сильным. И от гуннов торговцы прятались за мужами Белояровы-лы...;» (ВК 1.9.6).
Беляй, светлый, белый
Беляк, белый
Белян, белый
Бень, вилы: возможно, «острый», злой человек
Берест, берестяной т   Берестень, берестяной
Беривой, значение неясно, невозможно определить значение ос­новы «бер»
Беридраг, значение неясно
Беримир, значение неясно
Берислав, значение неясно
Бермята, тяжёлый; от «беремя» - тяжесть
Берн, бревно, берно (брянский говор), уменьшительное Бернята
Берсень, крыжовник
Веско, возможно, от «бес» - злой дух
Бессон, бессонный
Бестуж, бесстыдный: от «стоуж» - стыд
Бивой, бьющий воинов. Бивой Бобр - чешский воин, одолевший голыми руками огромного вепря.
Билуг, сокращение от Белогость (по мнению Гедеонова). Пи­шется Billug (нем. латинояз. источник) - имя вендского князя
Билюд, бьющий людей
Благиня, добряк
Благовест, добрая весть
Благодар, добрый (благой) дар
Благолюб, любящий добро (благо)
Благомил, тот, кому мило благо (добро)
Благомир, добрый (благой) к миру. Возможно, что Благомир и Богумир одно и то же лицо. Квасура передал Благомиру тайну при­готовления сурьи (сурыни). (ВК III.22)
Благород, благородный, т.е. рождённый на пользу людям. Главный редактор газеты «Советы Бабы Яги».
Благослав, славный добротою, славящий благо
Благота, благостный
Благохран, хранящий добро (благо)
Благояр, благой и ярый
Блажен, блаженный
Блажибор, значение неясно. От «блажить» (ублажать) и «бо­роться» .
Блажимир, значение неясно
Блажислав, значение неясно. Возможно, «довольный своей сла­вой».
Блажко, уменьшительное от имён с основой «Благо» и «Блаж»
Блазн, соблазн
Блестан, блистающий
Блестовит, от «блестеть» и «витать» (жить, обитать)
Ближика, родственный
Близбор, значение неясно
Близгост, значение неясно
Близна, рубец от раны
Близомир, значение неясно
Блин, блин, очень распространённое имя. Блины с древности служили обрядовой пищей.
Блуд, блудливый. Но, возможно, что от германского слова «кровь» (ablood - англ., Blut - нем.). Воевода Ярополка I Свято­славовича (961-980) великого князя киевского (972-980), предав-ший своего князя Владимиру Святославовичу. «И послл Блудъ кт» Во-лоднмеру, сице глаголя: «яко свысться мысль твоя, яко приведу къ тове Ярсполкд, и пристрой увити м>> «ц приде Ярополк'ь к Володимеру, яко поле-Звв*ь двери, и подъястд и два Вдрягд мечьми под'ь плзусе, Блудъ же зд-таори двери и не да по немт. ити своимъ: и тдко увьент» высть Ярополк'ь». Так, с помощью предателя Блуда, Владимир расправился со своим братом Ярополком, законным правителем государства.
Блюд, блюститель. Так у Татищева звали воеводу Ярополка ((©луда), предавшего своего государя. После чего в его имени «ю» в народной памяти заменилось на «у».
Бобр, бобр, священное животное ариев. «Душа бобра равна ду­шам 100 праведников» (Авеста).
Бобрец, бобровый, подобный бобру. «Се во воиводо Бовриеце вед-й*теи русе до Голыне, по смрте оврятщь чин Перунь хрявре гординстве (И вот воевода Бобрец повёл русских в Голунь и обрёл после смерти чин в храбром войске Перуна)» (ВК 1.8а)
Боброк, то же, что и Бобрец. Воевода князя Дмитрия Донского, Беброк Волынец, участник Куликовской битвы.
Бобрыня, то же, что и Бобрец
Бобырь, от «бобровать» - бродить по воде или болоту. Или же рыба - пескарь ' Бова, значение неясно. Уменьшительное Бовша. Богдан, данный богами. Известный полководец Богдан Хмель-йяЦкий носил церковное имя Зиновий. А ведь Зиновия Хмельниц­кого не знает никто. Все знают славянское имя полководца. Но к XVI-XVII векам под влиянием греко-кафолической (православной) Церкви, презрительно относившейся ко всему Славянскому, искон­ное имена перестали считать именами. Дьячки писали: «Казак Бо­гдан, а имя ему бог весть». «Богдашками» называли некрещёных младенцев обоего полу. Уменьшительное Божко. Богдан Лютич -сербский витязь, похитивший крылья у Вилы и заставивший её сде­латься своею женой. 'Боговед, ведающий богов Боговит, от «боги» и «вит» - витать, обитать
Боговлад, владеющий (чем-либо) от бога Боговласт, властвующий (над кем-либо) по воле бога
Богодей, от «боги» и «деяти»; богоугодный, делающий что-либо в угоду богам.
Боголеп, угодный (лепый) богам " Боголюб, любимый богами
Богомил, милый богам. Верховный Жрец словен в конце X в. Возглавил сопротивление новгородцев войску крестителей Добрынии Путяты. Согласно исследованиям О.И.Рапова, крещение нов­городцев началось 29 августа 990 года, в пятницу. (Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII вв, с.271). Вот что расска­зывает Иоакимовская летопись о крещении новгородцев: «В Новго­роде людие, уведдвше еже Доврыня идет креститн я, учинишд вече и зд-кляшдся вси не пустити во грдд и не ддтн ндолы опровергнута И егдд при-идохом, они, рдзметдвше мост великий, нзыдошд с оружием, и дсче Докры­ня пресчением и лдгодными словы увесчевля их, овдче они ни слышдти хо-тяху и вывесше 2 порокд (метательные орудия) великие со множеством кдмения, постдвишд нд мосту, яко нд сусчне врдги своя. Высший же ндд жрецы славян Богомил, слддкоречид рдди ндречен Соловей, вельми претя люду покоритися. Мы же стояхом нд торговой стороне (где было множе­ство людей. - В.К.),ходихомпоторжисчАмиулицАм,учАхомлюди, елико мождхом. Но гиблюсчим в нечестии слово крестное, яко апостол рек, явися Безумием и обманом. И тдко превыхом два дни, неколико сот крестя. Тогда тысецкий новгородский угоняй, ездя всюду, вопил: "Лучше нам помрети, неже коги наша ддти на поругдние". Ндрод же оныя стрдны, рдзскирепев, дом Добрынин рдзоришд, имение рдзгрдБишд, жену и неких от сродник (родственников) его изеишд. Тысецкий же Владимиров Путятд, яко муж смысленный и хрдврый, уготовдв лодид, изБрдв от ростовцев 500 муж, нос-чию перевезеся выше грддд нд ону стрдну и вшед во грдд, никому же посте-регшу, вси во видевши чдяху своих воев бытн (т.е. новгородцы приняли их за своих, - В.К.). Он же дошед до дворд У^оняевд, ондго и других пе" редних мужей ят и двие посла к Доврыне зд реку. Людие же стрдны оные, услышдв сие, соврАшдя до 5000, оступишд Путяту, и высть междо ими сечд злд. Некия шедше церковь Преоврдження господня рдзметдшд и домы христиан грдкляху (в Новгороде, как и в других городах Руси, за долгое время до крещения стояли совершенно спокойно христи­анские церкви, которые никто не трогал. Сказывался «сатанизм» «диких славян». Но вот, дождавшись прихода карательных войск Добрыни и Путяты, христиане ударили в спину защищающимся новгородцам, что, естественно, вызвало справедливый гнев горо­жан. - В.К.) Даже на рдзсвитднии Доврыня со всеми сусчими при нем приспе и повеле у врегд некие домы зджесчи (ни дать, ни взять, «свет христианства», - В.К.), чимлюди пдче устрдшени Еывше, вежлху огнь тушити; и двие престд сечь, тогда преднии мужи, пришедше к Доврыне,
просишд мирд.
Доврыня же, соврд вой, здпрети грдБление и двие идолы сокруши, дере­вянные сожгошд, д кдменнни, нзломдв, в реку вергошд (в XX веке хри­стиане почему-то очень обижались, когда то же самое с их церквями делали большевики. Как аукнется, так и откликнется, - В.К.); и бысть нечестивым печаль великд. Мужи и жены, видевше тое, с воплем великим и слездмн просясче за ня, яко за сусчие их боги. Доврыня же, нд-смехляся, им весчд: "что, везумнии, сожллеете о тех, которые севя оборо­нить не могут, кую пользу вы от них чаять можете" (теми же словами увещевали верующих большевики, когда жгли иконы в 20-х годах прошлого века, - В.К.). И посла всюду, объявляя, чтоб шли ко кресче-нию. Воровей же посадник, сын Стоянов, иже при Влддимире воспитан н ве вельми слддкоречив, сей иде нд торжисче и пдче всех увесчд. Идошд мнози,
д не хотясчих креститися воины влдчдху и кресчдху (таким образом, убе­дительно доказывалась правота христианства - В.К.), мужи выше моста, д жены ниже моста. .. И тдко крестя, Путятд иде ко Киеву. Сего для людие поносят Новгородцев: "Путятд крести мечем, л Доврыня огнём" ».
Но, может быть, так было только в Новгороде?
Отнюдь! «Сии шедше по земли с вельможи и вой Владимировы­ми, учаху люд и кресчаху всюду стами и тысячами, колико где прилучися, асче людие неверный вельми о том скорбяху и ропта-ху, но отрицатися воев ради не смяху (отрекаться не смели при виде воинов, - В.К.)». В сущности, при таком подходе, «воев ради не смяху», можно ввести не только христианство, но и что угодно, от иудаизма до капитализма. Что же касается христианства, то оно везде вводилось таким образом, «огнём и мечем».
Богомол, молящийся богам. Слово «молить» в древности имело смысл «приносить жертву».
Богомяк, от «боги» и «мякшити»: дословно: «боги смягчились»
(смилостивились)
Богород, рождённый после просьбы к богам
Богувид, тот, кого видит (замечает) бог
Богужив, тот, кто жив благодаря богу
Богуместь, мстящий за бога
Богумил, милый богу
Богумир, в мире с богами. Согласно «Велесовой Книге» - пра­родитель некоторых славянских племён (кривичей, древлян, по­лян, северян, русов) (ВК 1.9а)
Богун, «богун» - длинная жердь, положенная на стойки: на них развешиваются сети для просушки. Также растение багульник.
Богурад, радеющий за Бога
Богуслав, славящий Бога
Богухвал, хвалящий Бога. Богухвал (ум.1253 г.), познанский епископ, написал польские хроники до 1252 г.
Богуш, уменьшительное от имён с основой «Бог»
Богша, сокращение от имен с основой «Бог». Золотокузнец Бог-ша (XII в.): сделал крест «св. Евфросинии Полоцкой» (РИ, с. 153)
Бодан, (колючий) сербский князь XI в., завоевавший Боснию
Бодало, рогатина, копьё.
Бодень, орудие для удара тычком.
Боеслав, славный в бою
Бож, божий. Сокращение от имён с основой «Бож», «Бог».
Божан, то же
Божедар, дар божий
Божейко, уменьшительное от имён с основой «Бож»
Божен, божий
Божедом, божий дом
Божеслав, славящий богов
Божетех, утешение божье
Божидар, божий дар. Божидар Вукович - сербский издатель, живший в Венеции в XVI веке.
Боживой, божий воин
Божибор, борящийся за богов
Божимир, божий мир
Божирад, радеющий за богов
Божко, уменьшительное от имён с основой «Бог», «Бож»
Божок, то же
Боиборз, скоротечный бой
Бой, бой, воинственный, боец
Бойдан, воинственный
Бойкан, бойкий
Бойко, боец
Болебор, больший (лучший) борец
Болегорд, больший гордец
Болегост, больший купец
Болелют, тот, кто отличается большей лютостью
Болемест, тот, кто больше всех отомстил
Болемил, более милый
Болемир, более мирный
Болемысл, более мыслящий. Слово мыслить имело в древности значение «победить зверя хитростью. Мысливец - охотник; чело­век, умеющий добыть зверя.
Болерад, более заботящийся (о ком-то) Болечест, более честный
Болеслав, более славный. Уменьшительное Болек, Болько. Бо­леслав II Чешский, князь Чехии (967-999). Болеслав I Храбрый (Лядский), польский князь (992-1025), с 1025 - король. «В лето 6526 (1018 г). Приде Болеславъ съ Святополкомъ на Ярослава съ Ляхы; Ярославъ же совокупивъ Русь, и Варягы, и Словене, поиде противу Болеславу и Святополку приде Волыню, и сташа оба полъ рекы Буга. И бе у Ярослава кормилецы и воевода, именемъ Будый; нача укаряти Болеслава, глаголя: «да то ти прободем (проткнём) трескою (колом) черево твое толъстое». Бе 6о Боле­славъ великъ и тяжелъ, яко и на кони не могы седети, но бяши смысленъ; и рече Болеславъ к дружине своей: «аще вы сего укора не жаль, азъ единъ погыну (если вы такое терпите, то я один погиб­ну)». Вседъ на конь, вбреде въ реку и по немъ вой его, Ярославъ же не утягну исполчитися (не успел построить войско), и победи Бо­леславъ Ярослава» (НЛ, с.88).
Болорев, согласно «Велесовой Книге», Болорев победил и убил Винитара, короля готов (по мнению Б.Кресеня, Болорев - это Ба-
ламбер)
Большак, большой Бонята, значение неясно Борай, значение неясно Борзивой, быстрый воин
Борзигорд, от «борзый»(быстрый) и «гордый»
Борзират, быстрый ратник
Борейко, возможно, что это уменьшительное от имён с основой
«Бор».
Борживой, чешское произношение имени Боривой. Чешский князь IX в. Первый чешский князь-христианин.
Борзосмысл, «быстродумающий», сообразительный
Борзун, скорый, быстрый
Борзята, быстрый. Возможно, сокращение от Борзосмысл
Боривит, от «бороться» и «обитать»
Боригнев, сдерживающий гнев
Боривой, победитель воинов. Новгородский князь IX в., сра­жавшийся с варягами. Отец Гостомысла.
Бори л, борящийся (юж. слав, имя)
Борим, сокращённое от Боримир
Боримир, борющийся за мир
Бориполк, побеждающий полк
Борис, сокращённое от Борислав. Борис I (умер 907) князь Болгарии (852-889 гг.) В 864/865 г. Борис I ввел в Болгарии хри­стианство.
Борислав, борющийся за славу. Князь балтийских славян.
Боритех, тешащийся борьбой
Борич, боровой, лесной. Вообще, по мнению А.Г. Кузьмина, имена с корнем «бур», «бор» являются иллирийскими от понятия «муж», «человек». Так это или нет, не мне судить. Но одно непо­нятно, зачем такому большому народу как славяне пользоваться чу­жеродными именами? Не будем забывать, что имена давались сла­вянам (и даются сейчас) общиной, а нарекает волхв или старейши­на, который никогда не назовет славянина неславянским именем.
Борко, сокращение от имён с основой «бор»
Боркун, возможно, от «борыкаться», «брыкаться» - бороться с чем-либо.
Борна, то же, что и Борич.
Боровин, брусничный: от «боровина» - брусника. «Боровынь во реще, яко есь сылень...» (ВК I.Ka).
Бородай, бородатый
Борослав, славящий бор. Либо «славящий борьбу».
Бортень, борть, пчелиное дупло
Бору слав, славно борющийся. Князь Бору слав упоминается в Велесовой Книге (ВК III 25).
Борута, злой дух, лесной колдун. Имя-оберег. Злой дух Борута обитал в Польше под развалинами Ленгицкого замка, охраняя не­сметные сокровища.
Борут, родовой старейшина из племени Хорутан (VIII в.). Именно из этого рода выбирали князя.
Борята, борющийся. Возможно, уменьшительное от Борислав. Ботко, стучащий, колотящий (юж. слав, имя)
Ботук, толстяк; от «ботети» - толстеть. Отсюда же и «ботва». Бочар, аист, либо бондарь (бочар) Боща, бодун; от «бость» - бодать
Боян, боец. Певец-сказитель из «Слова о полку Игореве». Часто путают с баяном (сказителем) от «баяти» - рассказывать. «Не лепо ли ны кяшеть, кратче, ндчяти старыми словесы трудных^ повестш о пт.лку Игореви, Игоря Скятосллвличд? Ндчлти же ся чгъй песни по выли-ндмъ сего времени, л не по здмышлежю Бояню. Боянт, ко вещий, дще кому Хотяще песнь творити, то рдзтекдшется мыЫю по древу, серыми вт^лкомт» по земли, шизымт» орломт» подт» овлдкы, помняшеть ко речь п'ьервых'ь времена усоБице» (СоПИ).
Бравлин, иногда пишется Бравалин, Бранливый: возможно, от «боровой» - леший, одержимый злым духом. Или же «воинствен­ный», что скорее всего. Новгородский князь VIII в. Его правнук, тоже Бравлин, совершал походы в Таврию. В составе «Жития св. Стефана Сурожского» до нас дошло сказание «О прихождении ра­тью к Сурожу (ныне Судак) князя Бравлина из Великого Новгоро­да». О Бравлине I и Бравлине II рассказывает и Велесова Книга: «А в те века мы управлялись родами и князьями. И был князь Бравлин, который отобрал у эллинов берега морские...» «И сей­час (двести лет спустя) мы имеем другого князя Бравлина, правну­ка своего деда, который говорил: «Идите на юг, на греческую Го-лунъ! Ибо греки между эллинами - племя особое, и продают они нас, поймав в степях, и скотину нашу хотят взять задаром. Это мы имели от них. Стряхните же их в море и гоните в свои края, так как земля та - русская, и там русская кровь лилась вниз на землю, и та пила кровь нашу. На нас надейтесь! И мы будем её защищать во все дни, как и ранее, хотели» (ВК 1.86)
Брага, брага, забродивший солод, очень распространённое имя. Уменьшительное Бражко.
Бразд, борозда
Бранен, военный
Бранибор, побеждающий в сражениях, либо защитный лес.
Бранивой, сражающийся воин
Браниволк, сражающийся волк
Бранилюб, любитель битв
Браним, сокращение от Бранимир
Бранимир, сражающийся за мир
Браниполк, сражающийся за полк. Возможно, также имело зна­чение «сражающийся в походе».
Бранирад, радующийся битве
Бранислав, добывший славу в сражениях
Бранитех, тешащийся битвами
Бранко, воинственный; от «брань» — битва, война. Уменьши­тельное от имён с основой «бран».
Бранкован, воинственный
Браносуд, судебный поединок
Бративой, собирающий воинов
Братило, уменьшительное от Братислав
Братимир, собирающий мир
Братислав, берущий славу
Братодраг, дорожащий братом : Братолюб, любящий брата
Братомил, милостивый к брату
Братонег, нежный к брату
Браторад, заботящийся о брате
Братослав, славный братьями
Братша, уменьшительное от имён с основой «Брат»
Брезан, посвещённый берёзе, либо родившийся в березне
Бремислав, значение неясно. Возможно, основа «Бреми» озна­чает беремя - тяжесть. Тогда получается «обременённый славой».
Бренко, земляной, глиняный. Боярин Дмитрия Донского. .
Бреслав, бренная слава
Бретислав, обретший славу. Чешский князь XI в., изгнавший колдунов из своего княжества.
Брко, усач; коротышка из сербской сказки, имевший такие ог­ромные усы, что птицы свили в них 365 гнёзд.
Бровка, кромка
Бронивит, защитник жизни,
Бронислав, защищающий славу, либо «славный оружием, бронёй»
Бронута, защитник
Брусило, говорящий неразборчиво
Брячислав, бряцающий (звенящий) славой. Князь Ростовский Брячислав совместно с Рюриком подавлял восстание Вадима в Нов­городе в 864 году. «В лето 6612 (1104 г). И родися у Святополкд сынъ, и ндрекошд имя ему Ерячислдв» (НЛ, с. 199).
Будай, будящий, либо лентяй
Будан, лентяй
Буданко, лентяй, уменьшительное от Будан
Будивит, значение неясно
Бу дивой, поднимающий воинов. Либо имя-пожелание: «Будь воином!»
Будиволна, поднимающий волны
Будигост, здесь, возможно, основа «буди» имеет значение будь. Тогда имя можно осмыслить как пожелание новорождённому: «Будь гостем в этом мире!»
Будилко, будильник; уменьшительное от Будило
Будило, будящий
Будимил, здесь, как и в случае с именем Будигост, мы имеем дело с именем-пожеланием: «Будь милым (любимым)!»
Будимир, будящий мир, то есть, петух. Петух - свещенная пти­ца Семаргла и Дажьбога.
Будислав, будящий славу
Будовец, строитель
Будорад, значение не совсем ясно. Возможно, «радеющий (за­ботящийся) о строительстве».
Будута, сокращение от имён с основой «Буд». Княгине Ольге принадлежало село Будутино (Будутина весь).
Будый, пробуждённый. Кормилец и воевода князя Ярослава Хромого. Будый в 1012 г. издевался перед боем над польским коро­лем Болеславом: «Дл то ти проводемт^ трескою черево твое толъстое (Вот сейчас тебе проткнём колом брюхо твоё толстое)» (HJI, с.88)
Буй, буйный (бешеный). Имя князя из Белой Руси.
Буйгнев, буйный в гневе
Буйко, уменьшительное от имён с основой «Буй»
Буймир, значение неясно. Во всяком случае, не «сумасшедший мир», так как славяне не считали мир «греховным», «сумасшед­шим» и «порочным». Мир прекрасен, и прекрасна жизнь. А ухуд­шают жизнь те, кто стремиться улучшить её только для себя.
Буйное, удалец
Буйсил, обладающий буйной (безумной) силой
Буй-Тур, буйный тур. Прозвище князя Всеволода из «Слова о
полку Игореве».
Буен-Бык, буйный бык; напористый и смелый человек.
Буеслав, буйная слава
Бульба, пузырь, толстый человек
Булыга, дубина
Бун, гордец, спесивный человек, мятежник. Уменьшительное
Буня.
Бунислав, славящий мятеж
Бунко, то же. Слуга Василия II, великого князя московского, предупредивший своего господина о заговоре.
Буривой, «вой бури», возможно «воин бури». Новгородский князь начала IX века, потомок Владимира Древнего в девятом ко­лене, Буривой был потомком князя Славена и приходился отцом Гостомыслу.
Бурой, бурый
Буря, буря. Буря-богатырь - коровий сын (из сказки).
Бус, туман. На санскрите (древнеарийском языке), «буса» озна­чает также туман. Так называли детей, рождённых в непогоду (в туман), в ненастье. Бус (в другом произношении Бос) был князем антов, союза славянских и иных племён в северном Причерномо­рье. Анты (так их называл готский историк Иордан, как назывался союз на самом деле, мы не знаем) отражали нападение Германаре-ха, короля остготов-христиан (правил с 351 г. по 375 г. н.э.) и одно­временно сражались с Гуларехом, королем готского племени эру-лов (герулов). Неожиданное нападение гуннов (союз тюркских, индоевропейских и угро-финских племён) сметает и славян, и го­тов. Часть славян-антов уходит в новгородские земли. Внук Герма-нареха Амал Винитар в союзе с гуннами, чтобы показать свою силу и сохранить готское государство, совершает несколько походов на славян и убивает Буса. «Амал Винитарий... был побеждён в первой стычке, затем повел себя более храбро и короля их по имени Боз с сыновьями его и 70 знатными людьми распял, чтобы трупы пове­шенных удваивали страх покоренных» (Иордан, История гетов). Согласно Адыгейскому преданию, сестра Баксана (Буса) воздвигла брату памятник на его могиле-кургане, сделанный греческими умельцами. По свидетельству Ш.Б. Ногмова, исследователя Ады­геи, в XIX веке на памятнике можно было разобрать имя Баксана, написанное по-гречески, а в конце год, который показывает, что па­мятник воздвигнут в IV столетии.
<<Ое со готсмя красный девы въепешд на врезе синему морю, звоня рус-кымъ злдтомъ, поютт» время Бусово, лелеют!» месть Шдрокдню. А мы уже.дружинд, жадни весел1я» (СоПИ). В приведённом отрывке не всё понятно. Если готские девы «лелеют месть Шароканю», значит, они хотят за что-то отомстить. Но если они звонят отобранным (как считается) у русов «русским золотом», то кто кому тогда дол­жен мстить?
Буслай, рождённый аистом. Либо гуляка, удалой молодец.
Бусл, аист
Бусоволк, серый волк
Бутко, спесивый: от «бута» - спесь
Бушуй, бушующий
Бушуй-Тур, бушующий тур. Тур - истреблённый в середине XVII века дикий степной бык.
Буяк, породистый бык. Имя из новгородской бересты.
Буян, буйный
Бык, бык
Быкодёр, убийца быков
Былята, бывалый, опытный
Быслав, сокращение от Збыслав; очень славный.
Быхан, коврижка
 

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы
Made in Buddha