Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров


360 руб 

Аюрведическая кулинария. Васант Лад

 

Число страниц: 320
Издатель: Саттва
Код товара: ayur02

 

Аюрведическая кулинария. Васант Лад

Правильно подобранная пища способствует излечению болезней и укрепляет здоровье, с другой стороны, неправильное питание является одной из основных причин развития болезней. Прочитав книгу, вы познакомитесь с аюрведическим подходом к питанию. Это поможет вам научиться определять качества пищи и выбирать те продукты и блюда, которые соответствуют вашей конституции и текущему состоянию. Рецепты из индийской кухни внесут разнообразие в ваш рацион.

Твердый переплет, 320 стр.,
Формат: 60*90/16, Размер: 218*144*19 мм 



Правильно подобранная пища способствует излечению болезней и укрепляет здоровье, с другой сторо-ны неправильное питание является одной из основных причин развития болезней. Прочитав книгу, вы познакомитесь с аюрведическим подходом к питанию. Это поможет вам научиться определять качества пищи и выбирать те продукты и блюда, которые соответствуют вашей конституции и текущему состоя-нию. Рецепты из индийской кухни внесут разнообразие в ваш рацион.

Молитва перед едой

маха-прасаде говинде 
нама-брахмани вайшнаве 
св-алпа-пунья-ватам раджан 
вишвасо наива джайте  бхаи-ре! 

шарира абидйа-джал, джоденрийа тахе кал, 
дживе пхеле вишайа-сагоре 
та'ра мадхйе джихва ати, лобхамой судурмати, 
та'ке джета катхина самсаре
кршна баро дойамой, корибаре джихва джай, 
сва-прасад-анна дило бхаи 
сеи аннамрта пао, радха-кршна-гуна гао, 
преме дако чаитанйа-нитаи
 
Тот, кто не накопил большого запаса благочестивых поступков, не может иметь веры ни в маха-прасад, ни в Говинду, ни в святое имя, ни в вайшнавов.
О, братья! Материальное тело-комок невежества, а чувства-тропинки, ведущие к смерти. Так или иначе мы оказались в океане чувственного наслаждения. Язык же самый ненасытный и неукро-тимый из всех органов чувств. Обусловленной душе очень трудно обуздать язык в этом мире. Но Ты, Господь Кришна, очень милостив, ибо даровал нам остатки Своей пищи, чтобы мы могли обуздать свой язык.
Вкусите же этот нектарный кришна-прасад, воспойте славу Их Милостям Шри Шри Радхе и Кришне и с любовью воскликните: "Чайтанья! Нитай!"
Как правильно читать мантру:
фраза бхаи-ре! - что значит "О, мои младшие братья!" Произнозит обячно самый старший по возрасту вайшнав и за ним эту фразу никто не повторяет :) Если такового нет - то фраза опуска-ется
мантра читаеся по строкам, нестоит разделять одну строку интонацией, например сначала ведущий произносит шарира абидйа-джал, все за ним повторяют, и затем джоденрийа тахе кал. При таком разделении меняется смысл мантры. Нужно целиком: шарира абидйа-джал, джоден-рийа тахе кал

 
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 2
Предисловие автора 3
Введение в аюрведическую кулинарию 4
ГЛАВА 1. ВАША КОНСТИТУЦИЯ 4
Элементы
Три доши — вата, питта и капха
Пракрити и викрити
Определение вашего типа конституции
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ  8
Доши
Вредные привычки в питании
Время суток и время года
Физическая активность
Ритм жизни 
Отношения и эмоции
Медитация и благополучие
ГЛАВА 3. ВКУС И ПИЩЕВАРЕНИЕ 10
Свойства пищи
Концепции расы, вирьи, випака и прабхавы
Вкус (раса)
Воздействие вкуса (вирья)
Випак( эффект после переваривания)
Прабхава (особый эффект, не поддающийся объяснению)
Агни, пищеварительный огонь
Процесс пищеварения
ГЛАВА 4. КОМБИНИРОВАНИЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ 15
ГЛАВА 5. ОБУСТРОЙСТВО КУХНИ И КЛАДОВОЙ 17
ГЛАВА 6. СОСТАВЛЕНИЕ МЕНЮ 18
ГЛАВА 7. РЕЦЕПТЫ 20
СУПЫ 20
Суп из кокама 
Суп из кукурузы
Суп из маша
Суп из лущеного маша (мунг дала) 
Овощной суп
Томатный суп
Суп из шпината
Суп из тур дала №1 
Суп из тур дала №2 
Варан пхала 
Суп из красной чечевицы 
Суп из ураддала 
КИЧАРИ 25
Кичари из лущеного маша (вата)
Кичари из лущеного маша (питта)
Кичари из лущеного маша (капха)
Кичари из лущеного маша (три доши)
Кичари из тапиоки (сабудана)
БЛЮДА ИЗ РИСА И ДРУГИЕ 26
«Простой рис»
Жареный рис
Рис с шафраном
Рис со специями и баклажанами
Рис со специями и зеленымгорошком
Рис со специями и овощами
Рис со специями и картофелем
Поха
Поха с картофелем
Мурмура чивда (закуска)
Кари из пахты
«Не совсем простой» тофу
Тофу с овощами
Каша из манной крупы
Упма
ОВОЩИ 31
Рагу из болгарского перца
Рагу из белокочанной капусты
Рагу из карелы (горькой дыни)
Рагу из карелы
Рагу из моркови
Рагу из баклажанов
Рагу из зеленой фасоли
Рагу из овощной смеси
Рагу из окры (бамии)
Рагу из тертого картофеля
Рагу из картофеля рецепт № 1
Рагу из картофеля рецепт №2
Рагу из картофеля рецепт №3
Рагу из цветной капусты и картофеля
Рагу из шпината
Рагу из кабачка
Рагу из белого редиса
Бхаджи из бобов черноглазки
Бхаджи из зеленого горошка
Бхаджи из фасоли
Бхаджи из лимской фасоли
Бхаджи из лущеного маша и овощей
Спаржа со специями
Фаршированная карела
Фаршированные желтые перцы
Фаршированная окра
Фаршированные помидоры
Картофельная вада
Самосы
Пакора из свежей кинзы
Пакора с луком
Пакора со шпинатом
Пакора с овощами
РАЙТЫ 41
Райта со свеклой
Райта с морковью
Райта с огурцами
Райта со шпинатом
Райта с помидорами
ПИКУЛИ И ЧАТНИ 43
Пикули из моркови
Пикули из куркумы
Пикули из зеленых манго
Чатни из кинзы
Чатни из кокосового ореха
Чатни из мяты
Чатни из арахиса
Чатни из кунжута
Чатни из помидоров
ХЛЕБНЫЕ ИЗДЕЛИЯ 45
Чапати
Простые пури
Пури со специями
СЛАДОСТИ 46
Кхир из миндаля
Кхир из манки
Кхир из моркови
Кхир из кукурузы
Кхир из фиников
Кхир из мака
Кхир из риса
Кхир из жареной вермишели
Кхир из батата
Кхир из тапиоки
Квадраты из манной крупы
Морковная халва
Шанкар пали
Шира
Шрикханда
НАПИТКИ 50
Пачакласси
Ласси со специями
Сладкое ласси
Сидха дугдам (молочные напитки с лечебными свойствами).
Чай для завтрака
Чай для обеда
Чай для ужина
Чай со специями
Чай с мятой
Чай для людей с вата-конституцией
Чай для людей с питта-конституцией
Чай для людей с капха-конституцией
Масала для чая
Чай агни
ПРОЧИЕ РЕЦЕПТЫ 52
Гхи (топленое очищенное сливочное масло)
Масала
Смесь семян для улучшения пищеварения
ГЛАВА 8. ПИЩА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 53
ФРУКТЫ 53
Ананасы, Апельсины, Арбузы, Бананы, Виноград, Вишни, Гра-наты, Груши, Дыни, Желтые (зрелые) манго, Зеленые (незре-лые) манго, Инжир (свежий), Клубника, Кокосовый орех, Лайм, Лимоны, Малина, Папайя, Персики, Финики, Яблоки
ОВОЩИ 59
Карела (горькая дыня), Кинза, Лук, Морковь, Помидоры, Ре-дис, Чеснок, Шпинат
СПЕЦИИ 61
Аджван, Гвоздика, Горчичное семя, Имбирь, Кардамон, Кори-андр, Корица, Кумин, Куркума, Лавровый лист, Мускатный орех, Соль, Тулси, Фенхель, Черный перец, Шафран
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ конституции 66
ДИЕТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 67
ТАБЛИЦА СВОЙСТВ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ 73
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 79
 
Приветствие Богу Ганеше —
источнику мудрости и света

Ганеша — сын Шивы и Парвати. Ему первому долж-ны быть вознесены молитвы перед началом любого благого дела. Он устраняет преграды и приносит успех, полноту и великую радость в жизнь каждого человека.
Приготовление пищи — великое благое дело, кото-рое несет питание телу, здоровье и удовлетворение обоим — и повару и едоку. Возносить молитвы Гане-ше следует и приступая к готовке и перед едой. Он Бог Изобилия, несущий чашу, полную пищи Блажен-ства.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Одни из самых дорогих мне воспоминаний о годах, проведенных в Индии за изучением Аюрведы, связа-ны с семьей доктора Лада. Я познакомился с Васан-том Ладом в январе 1974 года, когда он пригласил ме-ня домой на обед. Когда начались занятия в Тилак Аюрведа Махавидьялайа в Пуне, доктор Лад часто настаивал, чтобы я разделял с ним его ленч, и вскоре я стал частым гостем за столом у Ладов. Этот обычай продолжался в течение почти шести лет, которые я провел в колледже. Когда бы я ни пришел, Уша Таи (госпожа Лад) предлагала мне свежеприготовленное лакомство. Если буфет оказывался в это время пуст, она, извиняясь, начинала творить что-нибудь из ниче-го, не обращая внимания на мои громкие протесты. Даже когда я питался только фруктами и молоком, меня всегда, не важно — днем или ночью, ждал ста-кан молока.
Как многие индийцы, Уша Таи искренне любит гото-вить для гостей, видя в каждом госте, как и в каждом живом существе, искру Божественного. Мое появле-ние в ее доме означало, что меня следует накормить не из одолжения или досадной обязанности, а из любви готовить и угощать. Каждый кусочек, предло-женный гостю, воплотившему в себе Господа — это угощение, которое мы предлагаем Создателю в благо-дарность за щедрость Природы: и так как писание напоминает нам, что «воистину, пища есть Бог», то накормить голодного значит отдать Богу Богово. Пища дает расу — эссенцию, которая питает жаждущие тка-ни тела и приносит удовольствие и удовлетворение уму и чувствам. Эти питание и удовлетворение — благословение Аннапурны, богини пищи, которым она наградила все существа, способные чувствовать. И Лады всегда верили, что следует щедро делиться этими дарами.
Наблюдая за ходом времени на кухне у Ладов, у ме-ня было достаточно случаев увидеть самому, какое внимание Уша Таи уделяла приготовляемой пище. Я наблюдал, как она выбирала и покупала, мелила и резала, пассеровала и варила, и усваивал тот ритм приготовления пищи, который заставляет продукты начинать готовиться сразу, будто сами собой, как только они попадают в кастрюлю. Ее блюда практиче-ски демонстрировали то, чему меня обучали в колле-дже теоретически, а именно показывали, что стан-дартная прямолинейная логика, так хорошо подходя-щая физическим наукам, приносит не много пользы, когда речь идет о таких искусствах жить, как медици-на и кулинария. Только когда вы начинаете по-настоящему чувствовать пищу, что происходит, когда Аннапурна начинает овладевать вами, только тогда вы сможете узнать, что в действительности значит ис-кусство кулинарии.
По воскресеньям, когда больничные амбулатории были закрыты и относительное спокойствие позволя-ло доктору Ладу отправиться в поход по бакалейным лавкам, я сопровождал его, чтобы побольше узнать о назначениях того или иного овоща или о типе людей, которым больше всего подходит какой-то определен-ный фрукт. Иногда мы покупали травы и делали из них целебные отвары, что было ярким примером пра-вила, гласившего, что хороший вайдья (аюрведиче-ский врач) должен быть и хорошим поваром. Через много месяцев таких «занятий» я начал готовить сам под пристальным наблюдением моего учителя Вима-лананды, и вскоре к удовольствию угощаться я при-бавил удовольствие угощать, чему был обязан и в том числе пребыванию с Ладами.
Зная по собственному опыту, насколько последова-тельно семья Ладов вела образ жизни, соответству-ющий принципам Аюрведы, я с большим удоволь-ствием согласился написать вступление к книге Уши Таи по аюрведической кулинарии. Пусть эта книга по-может всем тем, кто искренне желает познать, что означает кормить и быть накормленным. Пусть придет к ним новое осознание того, что может значить пища в их жизни.
Доктор Роберт Е. Свобода Дипавали 1993


ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Во время своей интернатуры и после нее я работал стажером в терапевтическом, хирургическом, гинеко-логическом и педиатрическом отделениях Аюрведи-ческой больницы в Пуне. Я снова и снова наблюдал, как правильно составленное питание в сочетании с корректным лечением травами и соответствующим образом жизни могло сыграть жизненно важную роль в выздоровлении. Я стал ясно осознавать, что болезнь словно «приглашала» человека изменить привычные ему шаблоны мышления, восприятия и питания.
Мой взгляд на болезнь стал меняться от обычно ис-пользуемых ярлыков типа «это грипп, а это вирус» к внутреннему смыслу ее проявления с точки зрения аюрведических теорий. Я связал более глубокое и тонкое понимание взаимодействия дош в состоянии здоровья и во время болезни с тем, как нежные при-родные источники, несущие исцеление при помощи трав и пищи, приносят выздоровление и восстанавли-вают равновесие. По мере того как росло мое понима-ние роли пищи как лекарства, я все больше замечал, что многие проблемы здоровья тесно переплетались со стрессами повседневной жизни. Сюда входили беспокойство по поводу работы или денег, общее напряжение и даже стресс, возникающий в результате употребления «не тех» видов пищи или неправильно-го комбинирования пищевых продуктов.
За последние 20 лет я видел много расстройств здо-ровья, иногда заканчивающихся серьезными заболе-ваниями, которые были результатом неправильного выбора продуктов и невежества в искусстве приготов-ления пищи для себя и своей семьи. Работая в отде-лении панчакармы в больнице, я видел, какой впечат-ляющий эффект производят очищающие программы, назначенные в совокупности со специальным питани-ем, которое обычно представляло собой монодиету и состояло из одного вида пищи. Это тоже научило ме-ня тому, что правильно употребляемая пища стано-вится лекарством.
В этой книге изложен простой, практический подход к пище и здесь вы познакомитесь с рецептами блюд, приготовляемых согласно аюрведической традиции и помогающих восстановить здоровое равновесие в ор-ганизме. Но несмотря на то что в этой книге содер-жится немало полезной информации, мы не предлага-ем рассматривать ее как некий план лечения какой-либо болезни. Такой план вы, несомненно, должны получить от своего врача.
Большинство из приведенной здесь информации лучше всего может быть классифицировано как «ин-туитивная наука о жизни», что появилось в результате моей собственной клинической практики, основанной на главных принципах, созданных тысячами лет аюрведической медицины. Это не «научный» метод в том смысле, в каком этот термин используется в за-падной медицине, но информация, скрупулезно со-бранная за сотни лет каждодневного жизненного опы-та.
К примеру, кислые фрукты, пища, полученная с уча-стием процессов брожения, острые специи возбужда-ют питту и могут привести к расстройству пищева-рения и изжоге на фоне повышения кислотности же-лудочного сока. Черная фасоль и бобы пинто возбуж-дают вату, что приводит к образованию газов в ки-шечнике и, следовательно, к вздутию живота и дис-комфорту. Йогурт, сыр и прохладительные напитки возбуждают капху и могут привести к простуде, кашлю и застойным явлениям в дыхательных путях. Эта книга поможет формированию у вас правильного понимания мудрости и практичности подхода Аюрве-ды к пище и здоровью в целом.
Я надеюсь, что вы найдете предложенное в этой кни-ге жизненно необходимым для вашего оздоровления. Золотые ключи к здоровью находятся в обретении пу-ти к своему внутреннему «Я» и в том, чтобы увидеть процесс оздоровления как хорошее средство для по-знания уникальных, конкретных нужд своего организ-ма.
Я встретил свою жену Ушу, когда она училась в аюрведи-ческом медицинском училище и работала в Аюрведической больнице. После нашей свадьбы Уша стала использовать свои знания и любовь к Аюрведе как путеводный свет при приготовлении пищи. Она относится к каждой стадии приготовления еды с вели-чайшей любовью и уважением и в каждое блюдо вкладывает частичку своего сердца.
Работая над книгой я хотел, чтобы вы открыли для себя конструктивную программу улучшения своего здоровья и здоровья своей семьи. Предлагаемые ре-цепты и способы терапии являются естественными методами целительства без каких-либо побочных эффектов. Цель этого «практического руководства», посвященного еде, — сохранение вашего здоровья и равновесия организма в любое время года.
Получайте удовольствие от аюрведической кулина-рии, несущей здоровье, счастье и исцеление вашей семье и друзьям.
Да благословит вас Господь любовью и светом.
Доктор Васант Лад Альбукерк, Март 1994

ВВЕДЕНИЕ В АЮРВЕДИЧЕСКУЮ КУЛИНАРИЮ
На сегодня в продаже в книжных магазинах суще-ствует много книг по кулинарии, представляющих массу различных видов и концепций питания, некото-рые из которых очень традиционны, другие очень со-временны или являются причудами-однодневками. Люди, заботящиеся о своем здоровье, заинтересова-ны в том, чтобы их питание укрепляло их здоровье. Истинно говорят, что мы есть то, что мы едим.
Аюрведа, древняя система медицины Индии, актив-но использует в исцелении тела, ума и духа правиль-но подобранные питание, образ жизни и средства омоложения. Эти методики сопровождаются очисти-тельными программами и лечебными травами. Искус-ство целостного, комплексного лечения учит, что пища и диета могут внести жизненно важный вклад в посто-янство хорошего здоровья. Аюрведа содержит глубо-кое понимание того, какие пищевые продукты подхо-дят и устанавливают равновесие в организме каждого конкретного человека, как правильно готовить эти про-дукты, и как избежать такой их комбинации, которая приведет к образованию токсинов в организме.
Главной целью этой книги является стремление по-мочь вам выбрать подходящий характер питания, ос-нованный на принципах Аюрведы и приносящий рав-новесие, гармонию и здоровье в вашу жизнь. В ней также представлены рецепты простых, вкусных блюд, которые могут стать частью вашего регулярного пита-ния, а также рецепты, которые могут помочь при тех или иных расстройствах здоровья. Но вначале необ-ходимо какое-то понимание Аюрведы, чтобы стало ясно, как изменение привычного характера питания может иметь такой глубокий эффект на здоровье и благополучие.
Аюрведическая наука о пище и питании обширна и исчерпывающа. Являясь наукой о жизни, она оказыва-ет влияние на все ее аспекты. Традиция Аюрведы простирается на пять тысяч лет назад в прошлое, на протяжении которых ее практиковали не прекращая, вплоть до сегодняшнего дня. Несмотря на то что - Ин-дия повидала немало разных правителей и агрессо-ров, древняя, непрерывная традиция Аюрведы свиде-тельствует о том, что она никогда не теряла своей це-лостности и сущности.
В 900 году до нашей эры трое величайших ученых — Чарак, Сушрута и Вагбхата придали устной традиции новую, чудесную форму, начав записывать принципы Аюрведы. Сегодня их учебниками продолжают поль-зоваться студенты, практикующие врачи и все Аюрве-дические медицинские институты и колледжи по всей Индии.
Много разных направлений лечебной терапии, попу-лярных сегодня, таких как массаж, физиотерапия, ди-етология, травяные средства, пластическая хирургия, психиатрия, полярная терапия и кинезиология, шиат-цу терапия, мантра, медитация, цветотерапия и ле-чение драгоценными камнями крепко коренятся в фи-лософии Аюрведы. Аюрведа — мать многих совре-менных направлений медицины.
Чтобы понять, как выбирать пищу, удовлетворяю-щую именно ваши потребности и подходящую именно вашему типу конституции, и научиться способам ее приготовления, рекомендуемым в Аюрведе, необхо-димо постичь главные действующие принципы Аюрведы.



Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы