Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Шишья - Ученик




Шишья - Ученик , тот , кто получает знания (Шикша)


Из книги «Очерки Ведической литературы». Сатсварупа дас Госвами

Глава 2. Гносеология (трансцендентное знание) Шишйа. 
Ученик должен обладать определенными качествами. Основные требования к нему описаны в «Бхагавад-гите» [4.34]. Ученик должен "смиренно задавать вопросы гуру и служить ему". Вера в гуру - наиболее важное условие для того, чтобы человек мог получить посвящение в ученики. «Шветашватара Упанишада» [6.23] утверждает: йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау тасйаите катхита хй артхах пракашанте махатманах "Только тем великим душам, которые безоговорочно верят во Всевышнего и в духовного учителя, незамедлительно открывается весь смысл ведического знания" [Bhakti Sri Rupa Siddhanti Gosvami et.al., trans., Svetasvatara Upanisad (of the Black Yajur Veda), p.388]. Вера в гуру - тема одного из рассказов о Шри Кришне в «Бхагавата Пуране» [10.80]. Вспоминая о своих детских играх, Кришна рассказывает, как однажды Он пошел собирать дрова для Своего гуру и вместе с друзьями заблудился в лесу во время грозы. Всю ночь они блуждали по лесу, а наутро, когда, наконец, гуру и другие ученики разыскали Кришну и его друзей, Его гуру был очень доволен подобным усердием и благословил их такими словами: "Мои дорогие мальчики, как прекрасно, что вы перенесли столько бед ради меня. Каждый в первую очередь заботится о своем теле, но вы так добры и так верны вашему гуру, что, не тревожась о собственных удобствах, перенесли ради меня столько тревог. Я также рад видеть, что истинные ученики, подобные вам, проходят через любые испытания для удовлетворения духовного учителя. Так настоящий ученик может заплатить свой долг духовному учителю. Долг ученика - посвятить свою жизнь служению духовному учителю. О, лучшие из дваждырожденных, я очень доволен вашим поведением и благословляю вас - пусть все ваши желания и мечты исполнятся. Пусть понимание Вед, которое вы получили от меня, всегда остается в вашей памяти, так, чтобы в каждое мгновение вы могли вспомнить учение Вед и цитировать их наставления без труда. Так вас никогда не постигнет разочарование - ни в этой жизни, ни в следующей" [А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, «Источник вечного наслаждения», с.633]. Кришна, вспоминая об этом случае, говорил: "Без благословления духовного учителя никто не может обрести счастье. Милостью духовного учителя и благодаря его благословлению можно достичь мира и процветания и прийти к цели человеческой жизни" [Там же, с.633]. Очевидно, что вера, о которой говорится здесь, это не просто интеллектуальное соглашение по каким-то теологическим предметам. Она предполагает, что ученик должен всецело отдать себя служению гуру, сделать его наставления делом своей жизни, подчинив этому свои тело и ум. Поэтому не зря говорится, что выбор гуру гораздо важнее, чем выбор жены. Веды подчеркивают необходимость такой абсолютной преданности. Прежде всего, гуру действует как спаситель ученика. Только он один может передать ему ведическое знание и, тем самым, привести ученика к освобождению. Поэтому ученик в неоплатном долгу перед гуру, который собственными руками вытягивает его из дремучего невежества обусловленной жизни и одаряет совершенством вечности, знания и блаженства. В свою очередь, и гуру должен со смирением выполнять свои обязанности слуги Всевышнего и своего учителя в цепи ученической преемственности. Тот, кто удовлетворяет своего гуру искренним служением и действительно понимает заключения Вед, получает посвящение в брахманы. Брахманом называют образованного человека, который достоин обучать других. В Индии есть много смарта-брахманов, или брахманов с кастовым сознанием, которые настаивают на том, что подняться до уровня брахмана, не родившись в семье брахмана, невозможно. Но эта концепция наследственного брахманства решительно противоречит Ведам. В «Чхандогья Упанишаде» содержится знаменитый рассказ о мальчике по имени Сатйакама, который обратился к гуру с просьбой взять его в ученики. Гуру спросил: "Ты сын брахмана?" Мальчик ответил, что не знает, кем был его отец. Тогда гуру посоветовал ему спросить у матери, но мать откровенно призналась, что знала многих мужчин и затрудняется ответить на этот вопрос. Тогда мальчик вернулся к гуру и сказал: "Моя мать не знает этого". Довольный честностью мальчика, духовный учитель заключил: "Ты, конечно же, брахман". В соответствии с ведическим принципом, любой может возвыситься, если он получит соответствующее образование и воспитание. В «Хари-бхакти-виласе» Санатаны Госвами говорится, что тот, кто должным образом получил посвящение, безусловно, становится брахманом. В «Бхагавата Пуране» [7.11.35] Нарада говорит царю Йудхиштхире, что брахманом нужно считать того, кто обладает качествами брахмана. Таким образом, принадлежность к особому роду, расе или религии несущественна для ученика. Самые важные качества ученика - это вера, желание служить и смиренно вопрошать. Однако ученик не должен слепо следовать своему учителю. В «Бхагавад-гите» Арджуна задает ряд испытующих вопросов, и Шри Кришна отвечает на них, давая философское обоснование и ссылаясь на шастры и садху. Важность взаимоотношений духовного учителя, гуру, и ученика, шишйи, в ведической традиции невозможно переоценить. В «Падма Пуране» подчеркивается, что без гуру невозможно получить духовное знание: "Мантра, которую получил человек, не окажет действия, если духовный учитель, находящийся в цепи ученической преемственности, не дал ему посвящения". Шастры постоянно говорят о неоценимой пользе общения со святым человеком. Утверждается, что тысяча жизней, прожитых без общения со святым человеком, не стоит минуты, проведенной с ним. Уже стремление ученика слушать своего гуру  - само по себе есть большое достоинство. Если ученик послушно выполняет наставления, услышанные им от духовного учителя, он без особых усилий возвышается над освобождением, поднимаясь до высшей ступени любви к Богу. Обязательно, чтобы шишйа, как и его гуру, жил, руководствуясь высокими моральными принципами, установленными в шастрах. До тех пор, пока ученик не отказался от материальных наслаждений, равно как и от привязанности к тоске, он не готов к трансцендентной жизни. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» [2.41]: "Идущие по этому пути тверды в своих намерениях и стремятся к одной цели. Многоветвист разум тех, кто нерешительны..." По традиции, человек должен отказаться от четырех "опор греха": употребления в пищу мяса, одурманивающих средств, недозволенного секса и азартных игр [А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, «Учение Шри Чаитаньи», с.61].

А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада «Бхагавад-гита» гл. 2 текст 7

карпанйа-дошопахата-свабхавах
приччхами твам дхарма-саммудха-четах
йач чхрейах сйан нишчитам брухи тан ме 
шишйас те 'хам шадхи мам твам прапаннам
Сейчас я уже не знаю, в чем состоит мой истинный долг, и эта постыдная слабость лишила меня всякого самообладания. Поэтому прошу Тебя, укажи, что для меня настоящее благо (что мне следует делать). Теперь я Твой ученик и душа, предавшаяся Тебе. Пожалуйста, научи меня.
…Будучи разумным человеком, Арджуна понимал, что его чувства к членам своей семьи и желание спасти их от гибели, были причиной тех трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться. Арджуна понимал, что его долг заключается в том, чтобы сражаться, однако став жертвой позорного малодушия, он оказался не способным выполнить его. Поэтому Арджуна просит Господа Кришну, который является Верховным духовным учителем, вынести окончательное решение. Он придается Кришне и становится Его учеником. Он знает, что время дружеских бесед миновало. Беседы между духовным учителем и учеником всегда серьезны, и Арджуна намерен начать серьезный разговор с Кришной, признанным духовным учителем. Таким образом, Кришна является изначальным духовным учителем, который первым поведал науку «Бхагавад-гиты», а Арджуна – первым учеником, постигшим заключенную в ней философию. О том, как Арджуна воспринял «Бхагавад-гиту», рассказывается в ней самой…

А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада «Бхагавад-гита» гл.4  текст 34

тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанам джнанинас таттва-даршинах

Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его со смирением и служи ему. Осознавшие себя души способны открыть тебе знание, ибо сами они уже постигли его.

КОММЕНТАРИЙ: Путь духовного самоосознания, безусловно, далеко не из легких. Поэтому Господь советует нам обратиться за помощью к духовному учителю, который принадлежит к цепи ученической преемственности, ведущей начало от Самого Господа. Тот, кто не входит в цепь ученической преемственности, не является истинным духовным учителем. Изначальный духовный учитель – это Сам Господь, и человек, являющийся звеном в цепи ученической преемственности, способен передать ученику послание Господа таким как оно есть, без изменений. Духовного самоосознания нельзя достичь, изобретая собственный метод (путь) духовного развития, как это делают невежественные лицемеры (самозванцы). В «Бхагаватам» (6.3.19) сказано: "дхармам ту сакшад бхагават-пранитам – путь религии указывает людям Сам Господь". Поэтому философские спекуляции или сухие аргументы не помогут нам встать на этот путь. Духовного совершенства нельзя достичь и самостоятельным изучением книг. Чтобы получить духовное знание, необходимо обратиться к истинному духовному учителю и, безраздельно предавшись ему, стать его покорными слугами, лишенными ложной гордости. Секрет успеха в духовной жизни заключается в том, чтобы удовлетворить духовного учителя. Пытливость и смирение являются необходимыми условиями для достижения духовного самоосознания. До тех пор, пока мы не станем покорными слугами своего духовного учителя, наши вопросы к нему не дадут желаемого результата (не возымеют действия). Каждый из нас должен пройти через испытание, приготовленное для него духовным учителем, и, увидев искренность намерений своего ученика, духовный учитель немедленно благословит его и откроет ему истинное духовное знание. В этом стихе Господь отвергает как слепое следование учителю, так и обращение к нему с бессмысленными вопросами. Мы должны не только смиренно внимать учителю, но и став его покорными слугами и вопрошая его, составить ясное представление о духовных предметах. Истинный духовный учитель всегда добр и милостив к своему ученику. Поэтому если ученик обладает смирением и с готовностью служит своему духовному учителю, он получит от него ответы на все свои вопросы и достигнет духовного совершенства.


Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы