Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Шушка-гьяна - Дурная привычка рассуждать ни о чем




Шушка-гьяна  -  дурная привычка рассуждать ни о чем, сухие философствования


Из книги За пределами матрицы или Трансцендентный Персонализм. Сухотра Свами  

Шрила Прабхупада объясняет одну фразу из знаменитого стиха Брахмы следующим образом:
«Брахма занимает самое высокое положение среди всех живых существ этой вселенной. Он сказал: «Человеку надлежит избавиться от дурной привычки мудрствовать». Джане праясам удапасья. Надо стать покорным. Не надо гордо считать себя мыслителем и изобретателем. Так называемые ученые всего лишь понапрасну тратят силы на беспочвенные размышления. Вы ничего не можете сделать. Все уже сделано. Вы не способны изменить закон. Вы можете просто наблюдать за тем, как он действует».
Возбужденный ум побуждает нас пытаться изменить наше положение во вселенной, в обществе или, по крайней мере, в самих себе. Писания сравнивают ум с буйным ветром или с необъезженным конем. И хотя ум сам зовет к переменам, они его не удовлетворяют. Перемены происходят сами по себе, жизнь за жизнью мы меняем свое космическое или общественное положение и состояние ума, порой становясь Брахмой, а порой муравьем. Но при всем при этом ум остается неудовлетворенным. Шрила Прабхупада называет это утопизмом, бесконечным стремлением в несуществующую страну Утопию (от греческого оу, «нет» и топос «место»). Неудовлетворенность ума приводит к тому, что мы просто продолжаем свой путь в круговороте рождений и смертей.
Спасаясь от погони за утопией, люди имеют привычку искать утешения в рассуждениях ни о чем. Размышления порождают «новые открытия», и они разжигают гордость за прогресс человечества. Однако гордость питает стремление ума к утопизму: «мое нынешнее положение меня не удовлетворяет». Поэтому новые открытия приносят новые беспокойства. Например, открытие Рентгеном в 1895 году рентгеновского излучения имело революционное значение для общемедицинской и стоматологической диагностики. Но мы слышим сообщения о том, что каждый год пугающее число людей заболевает раком, пройдя ее.
Знание, обретенное с помощью рассуждений, называется гьяна. Эта гьяна отличается от той, которую Кришна передал своим ученикам Арджуне и Уддхаве. Господь, не призывал изменить положение человека, а учил, как под руководством духовного учителя, посредством знания и отречения, очистить ум и чувства. При этом, как предупреждают Олицетворенные Веды (Шримад Бхагаватам 10.87.33), попытки удовлетворить ум того, кто отвергает подобные лотосу стопы духовного учителя, сопряжены со множеством беспокойств. Такой человек встретит на своем пути множество препятствий и никогда не достигнет успеха. Брахма приказывает нам прекратить занятия гьяной, которая для успокоения ума использует иные средства помимо милости гуру и Кришны. Исходя из вышеупомянутых слов Шрилы Прабхупады, другую гьяну можно охарактеризовать пятью признаками: 1) непокорность, обусловленная уверенность в своих познаниях; 2) привычка рассуждать; 3) привычка изобретать что-то новое; 4) привычка менять закон (дхарму); 5) бесполезная трата времени.

Сухое знание и ведическое знание
Логика бесплодных рассуждений гьяны сильно отличается от подлинной цели Вед, изложенной Брахмой, которому Сам Кришна доверил быть гуру всех настоящих учителей. Цель Вед – ратир-атман, развитие привязанности к Высшей Душе. Господь Кришна говорит, что если человек обрел знание Вед, но не развил привязанности к Господу, он уподобился тому, кто держит корову, не дающую молока. Такая спекулятивная гьяна называется шушка-гьяна (сухие философствования).
Логика шушка-гьяны сводит учение Вед к безличным аксиомам. Аксиомы – это основополагающие правила, не требующие доказательств, они словно «ниспосланы» свыше, хотя имперсоналисты не признают необходимости существования Того, Кто их ниспослал, обладающего личностными качествами. В процессе своего сухого анализа они ищут что угодно, только не расу, у которой личностных свойств не отнять. И поскольку шушка-гьяни изначально предпочитают безличные толкования, то цель, о которой говорят величайшие знатоки Вед – Господь Кришна и Его сын – Брахма, для них не существует. Как отмечает Шрила Прабхупада, гьяни считают, что они знают все лучше остальных.
Шушка-гьяна разделяется на две фазы: пурва (низшая) и уттара (верхняя). На стадии пурва обретают траи-видья (тройственное знание). Веды (Риг, Сама, Яджур и Атхарва) по-разному трактуют траи-видью. Иногда, как манах (ум), прана (жизненная сила), и вак (звуковая вибрация Вед); порой, как адхидайвика, адхибхаутика и адхьятмика (три космических уровня, в которых одновременно находится всякий материальный объект); а также, как траи-варгу (три материальные цели: дхарму или благочестие, артху (богатство) и каму (чувственные удовольствия). В любом случае траи-видья связана с получением наслаждения в пределах трех гун и материальной природы: траи-гунья-вишая веда, как Кришна говорит Арджуне в Бхагавадгите (2.45). Она призвана изменить положение дел, посредством возвышения чувственного наслаждения до высших космических уровней.
На стадии уттара траи-видья сводится к безличному Брахману, высшей аксиоме шушка-гьяны. Под Брахманом гьяни понимают всепроникающее духовное сияние, брахмаджьйоти. Брахмаджьйоти исходит от духовного тела Кришны подобно лучам солнца (хотя гьяни и не знают, что Кришна это его источник). И если имперсоналисту удается при помощи практики йоги преодолеть влияние материальных ума и чувств, то он может познать великолепие Господа в виде сияния, в котором растворяется индивидуальность его души. На этом уровне цель – изменить положение дел, «став Богом».
Шрила Прабхупада говорит, что гьяни склонны философствовать. На стадии пурва гьяни рассуждают о возвышении посредством жертвенных ритуалов, предписанных Ведами. На стадии уттара желания стадии пурва уходят, и гьяни думает о вхождении в пустоту безличного Абсолюта. Такие большие выдумщики! Им пригрезилась имперсональная действительность и они решили возвести свой сон в закон. Господь Кришна утверждает, что высшим законом или дхармой души является чистая преданность Ему. Гьяни стараются подменить ее растворением души в безличном Абсолюте. Шрила Прабхупада говорит, что гьяни понапрасну тратят время. Авьякта хи гатир духкхам дехавадбхир авапьяте: «для воплощенных живых существ каждый шаг на этом пути к безличной цели дается с большим трудом». (Бг12.5). И даже если шушка-гьяни удается достичь брахмаджьйоти и стать ничем, его упорное нежелание познать Высшую личность, стоящую за этим сиянием, оставляет его духовно неудовлетворенным. Подспудно он хочет расы, и личные желания снова тащат его назад, во временный мир: арухья криччхена парам падам татах патанти адхо надрита-юшмад-анграйах (Щримад Бхагаватам 10.2.332).
Поэтому Кришна говорит, что процесс достижения состояния подлинной мудрости (гьянаван) когда, когда он, наконец, поймет, что все есть Высшая Личность, занимает у гьяни много жизней, и требует прохождения через обе стадии, пурва и уттара. Перемены в сердце гьяни возможны только в том случае, если махатма благословит его своим обществом и избавит его от склонности к имперсонализму. Махатма уведет гьяни от мыли стать Богом и объяснит, что тот принадлежит Кришне. Так гьяни сам станет махатмой.

Методы современных шушка-гьяни
Западные гьяни не являются последователями учения Вед. Однако, они тоже стремятся изменить положение человека в этом мире посредством накопления научных и философских знаний, считая догадки sine qua non (обязательное условие (лат.)) этого процесса. Они считают, что способность делать предположения – и есть главная функция сознания человека. «Абстрактное, теоретическое или научное мышление, которое мы называем рассуждениями, составляют саму суть, ядро человеческого сознания», сказал доктор Ассен Кояров в своем обращении к Всемирному философскому конгрессу в 1973 году.
Но догадки и рассуждения человека несовершенны. Как же отличить истину от заблуждения? «Порой могут случаться ошибки», пишет ученый-математик из Оксфорда Рождер Пенроуз, «однако ошибки можно исправить. Важно то, что существует некий имперсональный (идеал) стандарт, сравниваясь с которым можно выявить допущенную ошибку». Пенроуз советует свести рассуждения до безличной истины. Это аксиома, «ниспосланная» никем, правило, не требующее доказательств, и не надо спрашивать «почему»?
Современная система знаний основана на имперсональной идеологии, наборе аксиом, о которых мы едва ли задумываемся. Она безмолвно направляет наши усилия по исправлению и улучшению мира. Эта идеология присуща сухим философам как Запада, так и Востока. Еще одно их общее качество – показное смирение. Гьяни Востока выглядят смиренными перед учением Вед, однако при этом они намерены эксплуатировать их знание, чтобы превратить человека в Бога. Западные гьяни унижаются перед лицом природы и космоса, и с тем же, все равно намерены стать Богом.
Франсис Бэкон был одним из первых «современных» мыслителей, и хотя от нас его отделяет несколько веков (1561-1626), его работы о знании и процессе его получения по-прежнему пользуются большим интересом. В книге «Феномен вселенной» он высказывает мнение, что человечеству необходимо смирение для того, чтобы покорно и внимательно прочесть «книгу творения», как следует очистив ум от посторонних мнений, идолов и заблуждений. Ему словно вторит высокоученый Т.Г. Хаксли (1825-1895), советуя человеку присесть перед фактом этого мира природы, и смиренно следовать. Ведь все равно, «когда бы и в какие бы пучины не повела природа, или так ничего не узнаешь». Это еще одна аксиома современного способа познания мира: человек может познать истину, только если откроет ум. Что означает открыть ум? Вышвырнуть оттуда все личностные категории добра и зла, святости и безбожия, тем самым сведя сознание до пространства под размещение материальных фактов.


Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы
Made in Buddha