Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Шанти - санскрит Мир, Покой, Умиротворение




Из беседы со Шрилой Б. С. Сарасвати Тхакуром  «О восприятии мира»

 Вопрос: В чем разница между шанти и анандой (умиротворением и блаженством)?
  
Ответ: Имперсоналисты считают Бога существом среднего рода. По учению Будды, цель состоит в уничтожении всего воспринимаегого. Шанкарачарья говорил, что Бог не имеет никакого облика, что у Него не может быть пола, что цель жизни – раствориться в Абсолюте, что нет различия между душой и Богом, что три начала – созерцающий, созерцаемое и само созерцание должны слиться воедино, стать Брахманом, исполненным блаженства и в то же самое время лишенным блаженства, а разницы между этими двумя состояниями, как он говорил, нет. 

Школа преданности не разделяет подобных взглядов. Согласно учению нашей школы, все, что мы видим здесь, – например, деревья, реки, холмы и прочее, – находится в своем изначальном виде в трансцендентном мире. Здесь же мы наблюдаем только некие подобия, искаженные образы, отблески Реальности.


Шанти (санскрит Мир, Покой, Умиротворение)


      Напрашивается распространенное выражение: "Помиритесь с Богом". Это подразумевает, что тот, кто сражается с Богом, не достигнет умиротворенности, покуда не достигнет мира со Всевышним. И это так: мы должны достигнуть мира с Кришной, и тогда будет мир с самим собой, со своим телом, с другими и со всем творением. Тогда мы сможем оставаться умиротворенными даже в минуты опасности.
      Чтобы достигнуть мира с Богом, в первую очередь необходимо знать, кто Он такой и каково Его положение. "Бхагавад-гита" так описывает это знание: "Кришна повсюду" - васудевах сарвам ити. Это понимание, говорит Кришна, приходит лишь после многих, многих жизней поиска Абсолютной Истины. "Такой махатма (осознавший, что Кришна есть все) очень редок". Это осознание выходит далеко за пределы простого понимания того, что Бог существует. Осознавать это - значит видеть, что ничего кроме Кришны не существует, а поэтому каждый должен прожить всю свою жизнь в полной преданности Ему, Думать, что есть что-либо помимо Кришны, или рассчитывать наслаждаться отдельно от Него - это иллюзия, которая никого не сделает счастливым и умиротворенным.
      Обращаясь к своему ученику Шриле Вьясадеве Нарада Муни говорит в "Шримад-Бхагаватам" (1.5.14): "Все - различные формы, имена и следствия - если ты пытаешься описать их отделенными от Господа, просто возбуждает ум, подобно тому, как ветер уносит с берега непривязанную лодку". Если мы не способны принять Кришну как основу всего сущего, наш ум остается беспокойным, как лодка, которая потерялась в открытом океане.
      Господь Кришна сообщает в "Бхагавад-гите" (5.29):
      бхоктарам йаджна-тапасам
      сарва-лока-махешварам
      сухридам сарва-бхутанам
      джнатва мам шантим ричхати
      Мудрецы, знающие Меня как высшую цель всех жертвоприношений и аскез. Верховного Господа всех планет и полубогов, благотворителя и благодетеля всех живых существ, освобождаются от материальных страданий и становятся умиротворенными.
      Шрила Прабхупада называл этот стих "формулой мира". Мы говорим, что "Бог повсюду", и здесь даются три наиболее глубокие представлания о Боге: 1)все, что мы делаем, следует предлагать Ему; 2)Верховная Личность Бога владеет всеми планетами и управляет на них, и потому люди или нации не должны претендовать на то, что они обладатели этого; 3) Кришна - друг всех живых существ. Тот, кто почитает эти три качественные характеристики Кришны, служит и поклоняется Ему, "освобождается от материальных страданий".
      Первая характеристика Кришны, описанная в стихе "формулы мира" такова: "Он "высшая цель всех жертвоприношений и аскез". Мы обязаны делать все для Кришны, - таково наше изначальное положение. Как духовная душа мы являемся вечными частицами Бога. Кришна есть все - проявленный в различных воплощениях. Кришна- это корень единого древа, желудок одного тела. Поливать корень дерева - единственно правильный способ кормить его, и так же поставляю пищу желудку, человек снабжает энергией все части тела. Таким же образом неотделимая частица Господа, живое существо, удовлетворено только когда оно действует в согласии с целым.
      Бывает, психологи рассуждают о самоосознании или самореализации, однако здесь описывается абсолютное самоосознание: сознание того, что мы индивидуальные существа, которые вечно выполняют любовное служение Кришне. Именно об этом говорит Кришна в "Бхагавад-гите" (9.27): "Что бы ты ни делал, О сын Кунти, что бы ты ни ел, что бы ни предлагал или отдавал, и все аскезы, которые ты совершаешь, делай как подношение Мне". Чтобы существовать в этом мире, каждый должен трудиться, но эти предписанные обязанности следует выполнять как подношение Кришне. Работа, выполненная с преданностью и предложенная Кришне, называется йаджна (жертвоприношение). Пока мы не выполняем свою работу как йаджну, мы будем оставаться запутанными в последствиях кармы.
      Это не просто наш долг и изначальное положение - работать для Кришны и спрашивать блага у Него; кроме того, это еще и изначальный источник блаженства и удовлетворения для души. Относительно счастливого исхода йаджны, Господь Кришна обещает в "Бхагавад-гите (3.10):
      В начале творения Господь всех созданий послал поколения людей и полубогов, а также жертвоприношение Вишну, благословив их следующими словами:
      "Довольствуйтесь этой йаджной (жертвоприношением), поскольку ее проведение дарует вам всё желаемое".
      Как первопричина всего, Кришна дает благочестивому материальные награды. Но выше этого вечное наслаждение духовной души в служении Кришне, который наслаждается всей предписанной и религиозной деятельностью:
      "Высшим занятием [дхармой ] для всех людей  является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным" ("Шримад-Бхагаватам" 1.2.6).
      Однажды и навсегда следует отбросить нелепые и смехотворные претензии на положение верховного наслаждающегося и осознать реальность всемогущего Бога. Достигнув ясного понимания того, что мы неотъемлемая частица Бога и должны служить, мы обретаем глубокую умиротворенность.
      В "формулу мира" входит также, что Кришне принадлежат все вселенные. Как только человек начинает думать, что обладает чем-то, он становиться вором. Вор не знает покоя, ведь полиция может в любой момент схватить и бросить его в тюрьму, или, как случилось с Джоном Диллинджером, грабителем банков, он может на месте погибнуть от полицейской пули. Конечно, можно быть вором, присваивая собственность Кришны, и в то же время оставаться на хорошем счету у государства, но независимо ни от чего он будет наказан самой мощной полицией, майей.
      Считать себя владельцем чего-либо - настоящее мошенничество и отсутствие всякого почтения к верховному собственнику, Кришне. Дом строят из определенных материалов: земли, дерева, камня, железа и так далее, но все это получено у материальной природы, которая находится под контролем Всевышнего. Является ли человек единственным собственником, если просто собрал вместе эти материалы и оформил их так или иначе" Через несколько лет смерть заставит его покинуть сооружение его так называемой "собственности". То, что сегодня называется Соединенными Штатами, в прошлом присвоили себе аборигены-индейцы, впоследствии эту землю отобрали у них американцы, а в будущем ее может присвоить какая-то другая группа людей. В действительности же положение человека таково: земля и все остальное просто дано человеку в пользование высшей собственностью и властью. Ни одно государство, капиталистическое оно или коммунистическое, не является законным собственником занимаемой им части этой планеты, - все принадлежит Кришне.
      Считая "формулу мира" решающим словом сегодняшнего дня, Прабхупада описал альтернативы, открывающиеся перед человечеством:
      Ядерное оружие находится как в руках капиталистов, так и в руках коммунистов. И те, и другие не признают права собственности Верховного Господа. Из этого безусловно следует, что оружие обязательно уничтожит и тех, и других. Потому, чтоб спасти самих себя и привести миру мир, обе стороны должны следовать указанию "Шри Ишопанишад" ("Шри Ишопанишад", 1, комм.).
      Грубый материалист не способен понять возвышенного положения слуг Бога. Он полагает, что стать слугой унизительно. Однако быть слугой Кришны - это самая прекрасная вещь. "Станьте великими, служа великому", - часто говорил Шрила Прабхупада. В духовном мире вечные слуги Кришны обладают практически теми же достояниями, что и Верховная Личность Бога, однако они постоянно заняты в вечном любовном служении Ему. В материальном мире Господь Кришна, Верховная Личность, также руководит Своими преданными, потому им нечего опасаться. Мир никогда не наступит, если полагать, что кто-то, какая-то национальность или чья-то власть является контролирующей и независимой от Кришны. Мир придет, когда мы признаем, что все принадлежит Всевышнему.
      "Формула мира" также называет Господа Кришну самым близким и дорогим другом всех живых существ. То, что Бог всемогущ, вовсе не означает, что Он враг, перед которым каждый должен склониться в страхе. Он наш ближайший друг. Он в сердце каждого. Как мы страдаем и чего мы стоим, знает только Он. Ни мужчина, ни женщина не может быть другом. Многие "друзья" даже не слишком хорошо к нам относятся. Но даже если они и расположены к нам, в час смерти они нам не помогут. Друзья могут страдать вместе с нами, а Кришна вызволяет нас из страданий. Подлинный друг в этом мире тот, кто говорит тебе: "Кришна твой друг". Кришна-друг Арджуны, является идеальным боевым товарищем, ближайшим задушевным другом и верховным духовным учителем. Кришна на Кришналоке развлекается со Своими трансцендентными дружками в Своей изначальной детской форме, и в этих играх нет никаких формальностей и ограничений, только чистая любовь. Каждый из нас находиться в неизменных взаимоотношениях, вечной расе с Кришной. Но независимо от этой расы Кришна является другом каждого - и преданного, и непреданного. Мы должны просто повернуться к Нему. "Я никому не завидую и ко всем беспристрастен. Я равно отношусь ко всем. Но тот, кто преданно служит Мне " Мой друг, он во Мне, и Я также друг ему" (Б.-г., 9.29).
      Если у нас будет мир с Богом, мы сможем черпать счастье внутри себя. Спекулянты говорят, что человек счастлив, если он удовлетворен собой либо понимает собственную неповторимость, но они не упоминают преданного служения. Подобным спекулянтам истинная суть неведома.
      Нет никакой необходимости всем отправляться на индивидуальные поиски собственного "я". "Я" каждого существа определено: все - неотъемлемые частицы Кришны. Воспевая имена Кришны, человек постигает свои неповторимые взаимоотношения с Кришной.
      Если вы не знаете, кто вы, перед вами встает непреодолимое противоречие: не знаете этого, как вы можете быть счастливы" Процесс самоосознания, процесс, который приносит знание о собственной сути и умиротворенность - это бхакти-йога. Служение даст нам возможность обрести связь с Кришной, и тогда мы будем знать, кто мы есть. Мы сможем освободиться и стать счастливыми тогда, когда освободимся от невежества относительно собственной сути. Шрила Прабхупада так описывает удовлетворенность души:
      "Потребность духовной души состоит в том, чтобы вырваться за пределы ограниченной сферы материального рабства и осуществить свое желание достичь полной свободы. Она хочет вырваться за пределы большой вселенной, чтобы увидеть свободный свет и дух. Эта полная свобода приходит к ней тогда, когда она встречается с совершенным духом, Личностью Бога" ("Шримад-Бхагаватам" 1.2.8, комм.).
      Мир с Богом приходит после того, как человек заключит мир со своим "я" и телом. Пытаясь стать счастливыми посредством чувств материального тела, мы терпим разочарование. К примеру, люди строят свои жизненные удовольствия на половом желании, однако за несколько коротких лет тело становится слишком старым для этого наслаждения. Что же тогда" Ища наслаждения в сексе и других материальных чувственных удовольствиях, мы всякий раз терпим крах, пока наконец неумолимая смерть не уничтожает все. Беспокойство души, которая из неведения принимает свое тело за собственное "я", неизбывно. Человек с плотским сознанием находится в зависимом положении: он подсознательно боится, что любое мгновение угрожает ему забвением, хотя сам отрицает это. Преданный же понимает, что его истинное "я" отлично от тела, и потому он живет в мире с телом. Он понимает, что нужды тела нельзя игнорировать, и одновременно нельзя уделять им слишком много внимания. Об этом говорит "Шримад-Бхагаватам" (1.2.10):
      "Желания человека не должны быть направлены на удовлетворение чувств. Следует желать лишь здоровой жизнью, то есть самосохранения, ибо назначение человека " задавать вопросы об Абсолютной Истине. Ничто иное не должно быть целью его деятельности".
      "Бхагавад-гита" метафорически описывает человеческое тело как город с девятью вратами. (Девять врат - это девять естественных отверстий тела: рот, уши и т.д.) Кришна говорит, что человек, находящийся под влиянием гуны добродетели, счастливо живет в городе девяти врат, а люди в гунах страсти и невежества страдают от несчастий и недугов. Преданный не обременяет тело избыточной едой или сном, но и без необходимости не отказывает в этом телу. Преданный считает тело храмом Господа, поскольку Сверхдуша трансцендентным образом пребывает в сердце вместе с душой. Используя тело как орудие в служении Кришне, преданный ведет спокойную, размеренную жизнь, и потому его тело спокойно. Но если ход вещей нарушается, что для материального мира совершенно естественно, преданный принимает это как должное. Его не смущают страдания тела, поскольку он знает, что они преходящи. Он учится переносить равно радость и горе. Он спокоен, ибо не поддается требованиям тела.
      Преданный спокоен и в общении с другими. Он никогда не спорит. Завися от Кришны, он не участвует в борьбе за существование и не завидует другим. Таков фундамент братской любви. Так же, как брат живет с братом, может жить все человечество, осознав Всевышнего Отца как центр существования. Умиротворенность, согласно формуле сознания Кришны, благотворна для всех людей во всем мире. Мира мы достигаем не политическими махинациями, но осознанием Кришны.
      Перед созданием Организации Объединенных Наций после второй мировой войны (в 40-е годы) Шрила Прабхупада начал издавать свой журнал "Бэк ту Годхед". Он много писал и проповедовал, обращаясь к лидерам всего мира. Тогда, сразу после войны, главы многих народов цинично говорили о скорой следующей войне. Все хотели мира и не знали, как его сохранить. В многочисленных статьях и письмах, обращенных к главам государств всего мира, Прабхупада указывал, что война - это кармическое следствие злодеяний человечества. Если лидеры и народы не примут, что Кришна является высшим объектом всех действий. Верховным Господом всех вселенных и лучшим другом всех людей, война непременно начнется - таков закон природы. Прабхупада писал, что человеку самому никогда не удастся избежать уничтожения. Многие мировые лидеры искали спасения от войны, но все их усилия оказывались тщетными, поскольку их стремление к миру ограничивалось материалистической концепцией жизни. Их усилия были похожи на попытку разогнать тьму тьмой. Мир между народами, внутри нации, семьи и самого человека возможен лишь при условии следования милостивым наставлениям Кришны и Его представителей. "Тот, кто не находится в трансцендентном сознании, не может иметь ни контролируемого ума, ни устойчивого разума, без которых мир невозможен. Но есть ли счастье без мира"" (Б.-г., 2.66).
      Словарь дает определение слова "мирный" как "тот, кого не тревожат противоречия, беды и неприятности". Безусловно, в материальном мире найти совершенно спокойного места или положения невозможно. Итак, чтобы быть спокойным, нужно не волноваться из-за бед и неприятностей. "Бхагавад-гита" так объясняет этот критерий трансцендентного сознания:
      В этом радостном состоянии человек испытывает безграничное трансцендентное счастье и наслаждается посредством трансцендентных чувств. Утвердившись в этом, человек уже никогда не отходит от истины, зная, что ничего большего нет. Находясь в таком положении, человек не испытывает потрясений даже в величайшей беде ("Бхагавад-гита" 6.21).
      Итак, "умиротворенность" относится не к физическому состоянию, которое может исчезнуть в одно мгновение. "Умиротворенность"- это состояние души в мире с Кришной, и это состояние достижимо для преданного, которые видит Кришну во всем. Шрила Прабхупада пишет в "Бхагавад-гите": "Осознание того, что нет существования вне Кришны - основа умиротворенности и бесстрашия".
      Сознание Кришны означает, что преданный всегда думает о Кришне и воспевает мантру Харе Кришна, где бы он ни находился - на небесах или в аду. Такая редкая умиротворенность - благословение Кришны, даваемое всякому, кто искренне начинает преданное служение Ему, отказываясь от мятежного мира материальных желаний.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы