Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Ритудвипа — обитель духовного блаженства




Ритудвипа — обитель духовного блаженства



Слава Шри Чайтанье и Нитьянанде; слава Адвайте Ачарье и Гададхаре Пандиту; слава Шривасе Тхакуре и всем преданным; слава дому Джаганнатхи Мишры; слава лучшему из святых мест — святой Навадвипа дхаме!
Когда прошла ночь, преданные один за другим пробудились от сна. Поднимаясь со своих мест, они призывали имена Шри Чайтаньи и Нитьянанды, а затем, оставив позади Чампахати, все странствовавшие с Нитьянандой Прабху преданные с великим блаженством продолжили свое паломничество по Навадвипа_дхаме. И когда они тронулись в путь, Ванинатха пошел рядом с Нитьянандой, говоря про себя: «Когда же, вместе с Нитьянандой, отправлюсь я в паломничество к дому Шри Чайтаньи в Майяпуре»?
Придя в Ратупуру, они по достоинству оценили изумительную красоту города. По достижении же ими Ритудвипы, Нитьянанда Прабху сказал: «Это место необыкновенно привлекательно для сердец живых существ. Только взгляните, как почтительно все деревья склоняют кроны при нашем появлении. Мягко веет ветер, повсюду благоухают цветы, а жужжание пчел пьянит умы всех вершащих здесь свой путь».
Произнося эти слова, Нитьянанда словно бы обезумел, внезапно охваченный экстазом в настроении Баларамы. «Скорей, скорей, несите Мне Мой пастуший рог! — взывал Он. — Наши друзья разбрелись кто куда! Кришна заснул и не придет — Он ведет Себя, как ребенок! Где Субала и Дама? Я не могу пасти коров один!» Громко призывая Кришну, Нитьянанда Прабху носился здесь и там, и видя Его состояние, преданные взмолились к Нему: «О Нитьянанда Прабху, Твоего брата Чайтаньи уже нет с нами. Приняв санньясу, Он ушел в Нилачалу, оставив нас, бедных, одних». При звуке их слов Нитьянанда в отчаянии пал на землю, неистово крича: «О Канай, брат Мой, как огорчил Ты всех нас! Бросив своих друзей, Ты принял санньясу. Я не могу жить более, Я покончу с Собой, бросившись в реку Ямуну!»
В этот миг Нитьянанда Прабху лишился чувств, и тогда, при виде глубоких переживаний и священного транса Нитьянанды Прабху, преданные начали декламировать святое имя Кришны, пытаясь вернуть Нитьянанду к жизни. Прошло четыре часа, но Нитьянанда Прабху все не поднимался с земли. Наконец, преданные начали воспевать славу Шри Чайтаньи, и при звуке сладостных имен Гауранги, Нитьянанда внезапно пришел в Себя.
«Это Радха Кунда! — вскричал Он. Здесь вечерами проводил Шри Чайтанья киртану со Своими друзьями. Взгляните на сияние Шьяма Кунды, влекущей сердца всех существ во вселенной! Взгляните на заросли сакхи, раскинувшиеся здесь и там! Здесь Шри Чайтанья, погруженный в воспевание славы Кришны, утолял все стремления людей, даруя каждому любовь к Богу. Знайте, что среди всех мест вселенной, где приверженцы почитают Господа, нельзя найти места, подобного этому. Всякий, живущий здесь достигнет любви к Господу, и это погасит жаркий огонь его материальной жизни».
Преданные оставались там, воспевая имя Гауранги и погружаясь в глубины океана священной любви. Ночь они провели в Ритудвипе, а на следующий день Нитьянанда Прабху, пускаясь в пляс по дороге, повел их к великолепной Видьянагаре, столь привлекательной для высокоученых знатоков священных книг.
Так поет славу Надии несчастный смиренный Бхактивинода, чье единственное достояние — лотосные стопы Нитая и Джахнавы. Почтительно касаясь лотосных стоп преданных, он просит у них сокровища священной любви к Кришне.

Ритудвипа и Джахнудвипа
Слава Шри Чайтанье; слава Нитьянанде; слава Шри Адвайта Ачарье и Гададхаре Пандиту; слава Шривасе Тхакуре; слава Навадвипа-дхаме и великому океану киртаны!
Придя в Видьянагару, Шри Нитьянанда Прабху так объяснил Дживе Госвами ее значение: «В конце жизни вселенной приходит час, когда весь мир погружается в воды потопа; но даже тогда вечной обители Навадвипы не грозят никакие беды — приняв форму восьмилепесткового лотоса, она в полной безопасности плавает на поверхности космических вод. Там, в глубине этого лотоса, найдут убежище все аватары и Их приверженцы. И в какой-то момент этой гибели мира, Матсья-аватара — воплощение Бога в образе рыбы, спасая Веды, принесет их в Видьянагару в Ритудвипе. Оттого-то, что Веды содержат в себе все знание — видью, и те Веды найдут здесь свое прибежище, местность эта и носит название «Видьянагара» (страна знания).
Здесь, в Видьянагаре, Господь явил Свою милость Брахме. Было время, когда Брахма в ужасе взирал на расстилавшийся перед ним опустошенный космос. Побуждаемый внутренним импульсом создать вселенную, он начал славить Господа. И как только Брахма отверз свои лотосные уста, желая произнести молитвы, с языка его родилась прекрасная богиня наук Сарасвати; с ее помощью Брахма благополучно и самыми замечательными словами восславил Господа.
А в период сотворения майя — ввергающая в заблуждение энергия Господа, пересекает реку Вираджа — разделительный рубеж между материальным и духовным мирами; она набрасывает на мир сеть своих энергий, принимающих форму трех начал материальной природы: благости, страсти и неведения. С великим трудом мудрецы одерживают победу над этими силами, и по изучении ими шестидесяти четырех отраслей знания они находят себе место в различных областях мира. Однако все отрасли знания вечно пребывают в этой священной местности, известной как Видьянагара.
Именно здесь, милостью Нарады, Валмики воспринял свою Рамайяну; здесь к Дханвантари низошла наука врачевания — Аюрведа, а Вишвамитра и прочие обрели здесь науку военного искусства, Дханурведу. Здесь Шаунака и риши декламировали ведические мантры, а Господь Шива обсуждал здесь тантру. Здесь по просьбе риши Брахма создал четыре Веды; именно здесь Капила разработал философию аналитического исследования, санкхью, и здесь Гаутама передал людям науку логики. Здесь Канада выдвинул «философию атомов» — вайшешику, а Патанджали записал йога-сутры. Именно здесь Джаймини записал Мимамса-шастру, содержащую его философию кармы. Именно здесь Ведавьяса составлял Пураны, и пятеро риши во главе с Нарадой написали здесь Панчаратру, наставляющую в практике преданного служения.
С незапамятных времен принявшие в этом лесу личностный облик Упанишады поклонялись Шри Чайтанье. Некогда, оставаясь невидимым, Шри Чайтанья сказал им: «Все вы осквернены своей философией лишенного форм Абсолюта. Как шрути вы не признаете Меня, однако когда Я появлюсь на земле в образе Моего преданного, вы собственными глазами узрите Мои нематериальные деяния. Тогда вы громко запоете Мне хвалу, и с тех пор, прославляя Господа, вы станете воспевать Его как обладателя качеств и образа». При этих словах олицетворенные Упанишады были настолько ошеломлены, что с тех, весьма древних времен, и вплоть до прихода Господа они скрывались здесь, ожидая Его явления».
Нитьянанда продолжал: «Воистину благословенна эта эпоха Кали, когда на Земле появляется золотая аватара Шри Чайтаньи Махапрабху. Прослышав, что близится время, когда Шри Чайтанья совершит в Навадвипе подвиги поразительной учености, Брихаспати, многосведущий Гуру полубогов, потерял интерес к небесной обители и вместе с приближенными покинул небо. Счастливо приняв рождение на Земле в теле Васудевы Сарвабхаумы, Брихаспати с величайшим усердием старался ублаготворить Господа. Учредив в Видьянагаре собственную школу, Сарвабхаума Бхаттачарья принялся учить людей философии. Опасаясь обременить Шри Чайтанью холодным, бесчувственным знанием и тем самым ввести Его в заблуждение, он покинул своих учеников и еще до рождения Шри Чайтаньи оставил Надию. Рассудив: «Если я действительно слуга Шри Чайтаньи, Он безусловно придет ко мне и дарует мне Свою милость», Сарвабхаума поселился в Джаганнатха Пури и стал влиятельным наставником «безличностной» философской школы.
Между тем, под маской логика, Шри Чайтанья — в то время еще Нимай Пандит — побеждал всех философов Навадвипы. Придя сюда, в Видьянагару, совсем юным учеником, Он вызвал здесь на спор последователей Сарвабхаумы Бхаттачарьи, а затем победил их логикой и искусными доводами — при таком унижении они постыдно бежали. Всякий, кто слушает о подвигах учености Господа в Видьянагаре, несомненно избавится от всего своего неведения».
Охваченный экстазом при взгляде на Видьянагару, Джива Госвами ощутил себя целиком во власти священной любви. Он попросил Нитьянанду Прабху: «Пожалуйста, устрани одно мое сомнение. Если логика и аналитическое исследование неблагоприятны, как могли они оказаться в священной обители Господа?» Обняв Дживу Госвами, Нитьянанда Прабху мягко ответил ему: «В святой обители Шри Чайтаньи нет ничего неблагоприятного. Здесь бессильны логика и аналитическое исследование, здесь они лишены независимости. В этом краю они — слуги бхакти. Бхакти — богиня в этих местах, а все прочие служат ей. Единственное назначение логики и аналитического исследования — явить людям высочайшее положение бхакти. Навадвипа — обитель девяти видов преданного служения: здесь карма и гьяна служат бхакти. Но по своему злонравию греховные люди извратят все, что угодно. Пользуясь извращенной «логикой», материалистичный человек вертит боговдохновенными изречениями писаний, стремясь выжать из них приемлемый для него смысл. Но чистые приверженцы открывают те же писания и видят повсюду лишь наставления о чистой преданности Шри Кришне».
Далее Нитьянанда сказал: «Правящее здесь божество—Праудха-майя, служительница Чайтаньи. Работая для Шри Чайтаньи, она пребывает здесь на протяжении всех эпох. Принимая образ ввергающей в заблуждение энергии, Маха-майи, она ослепляет те грешные души, которые ненавидят вайшнавов, причиняя им всевозможные страдания и горести. Но в образе Праудха-майи та же священная энергия Господа смывает прочь все грехи и всю карму предавшейся Богу души. И пусть у преданного приверженца остаются какие-то недостатки, — она устранит их, избавив его от последствий кармы. Напротив — дурной человек, испытывающий зависть к преданным душам, обучающийся здесь ради мирских познаний, никогда не получит сокровищ чудесной любви у святых стоп Шри Кришны. Все его мнимые познания — не более чем невежество: они подобны тени настоящего знания. Таким людям никогда не понять истинных богатств Шри Чайтаньи и святой Навадвипа-дхамы.


Из книги  «Аударья-дхама. Самая щедрая обитель» Падмалочан Дас

Знай, что лучшего места для поклонения Господу не найти во всей вселенной. Каждый, кто живет здесь, обретает любовь к Богу. Это место гасит пылающий огонь материального существования. (Навадвипа-дхама Махатмья 12-14)

Ритупура.
Описание этого места дается в “Навадвипа-дхама Махатмье”. Нитьянанда Прабху сказал: “Как здесь восхитительно. В почтении склоняют головы деревья, дует легкий ветерок, а на лужайках расцветают цветы. Жужжание пчел и аромат цветов могут свести с ума”. Произнеся это, Нитьянанда Прабху потерял над собой контроль. “Скорее принесите Мне пастуший рожок. Мои друзья далеко, а Кришна крепко спит и не придет, Он еще ребенок. А где Субала и Судама? Один я не смогу пасти коров”, - прокричав это, Он начал прыгать. Видя состояние Нитьянанды, преданные припали к Его стопам: “О Прабху Нитьянанда, Твоего брата Гауранги здесь больше нет. Он принял санньясу и ушел в Джаганнатха Пури, осиротив нас”. Слова преданных повергли Нитьянанду Прабху в глубокую скорбь, и Он упал наземь. “О Каннайя, Ты оставил нас несчастными. Ты принял санньясу и покинул нас. Я не могу больше жить. Я брошусь в Ямуну”. И Нитьянанда Прабху потерял сознание. Видя возвышенные духовные эмоции Нитьянанды Прабху, преданные стали воспевать святые имена. Прошло четыре данды, но Он не поднимался. И лишь когда преданные воспели славу Господа Гауранги, Нитьянанда Прабху пришел в себя. “Это Радха-кунда, - воскликнул Он, - Господь Гауранга в полдень совершал здесь киртан со Своими спутниками. Посмотрите на сияние Шьяма-кунды, привлекающее умы всех жителей вселенной. Взгляните на рощи сакхи. Здесь в полуденный час Господь Гауранга, погруженный в воспевание имени Кришны, доставлял удовольствие каждому, распространяя любовь к Богу”.
Это место неотлично от Радха-кунды во Вриндаване. Как Радха и Кришна каждый день в полдень встречались у Радха-кунды, так и Шри Чайтанья Махапрабху со Своими спутниками ежедневно приходил сюда в полдень и вершил Свои самые сокровенные игры.
В “Говинда-лиламрите” (гл.23) описывается следующее. В восьми направлениях от Радха-кунды находятся сады восьми главных спутниц Радхарани (ашта сакхи): Лалита-кунджа - на севере, Вишакхананда-кунджа - на северо-востоке, Читрананда-кунджа - на востоке, Индулекхананда-кунджа - на юго-востоке, Чампакалатананда-кунджа - на юге, Рангадевьянанда-кунджа - на юго-западе, Тунгавидьянанда-кунджа - на западе и Судевьянанда-кунджа - на северо-западе. Эти сады имеют форму восьмиугольника, и каждый их них, в свою очередь, окружают восемь садов, принадлежащих служанкам главных гопи. Шьяма-кунду также окружают восемь садов, за которыми ухаживают восемь приятелей Кришны (аштаприя сакха): Мадхумангалананда-кунджа - на севере, Уджджвалананда-кунджа - на северо-востоке, Арджунананда-кунджа - на востоке, Гандхарананда-кунджа - на юго-востоке, Видагдхананда-кунджа - на юге, Бхрангананда-кунджа - на юго-западе, Кокилананда-кунджа - на западе и Субалананда-кунджа - на северо-западе.
Тот, кто совершает омовение в Радха-кунде, обретает любовь к Богу. Радха-кунда - наиболее возвышенное святое место. Но если человек совершит в Радха-кунде во Вриндаване даже незначительное оскорбление, он отправится в ад. А здесь Шри Чайтанья Махапрабху так милостив, что не принимает оскорблений во внимание и дарует каждому пришедшему сюда чистую любовь к Богу.

Видьянагар.
Я поклоняюсь изначальному Господу Говинде, которого нельзя достичь простым изучением Вед, но кто легко достижим при помощи чистого преданного служения, неразрушимому, не имеющему ни начала, ни конца, чья форма беспредельна, кто есть изначальная и вечная Пуруша, и в то же время это личность, пленяющая красотой цветущей юности. (Брахма-самхита 33)
Здесь родился и провел молодые годы Сарвабхаума Бхаттачарья. Но перед самым явлением Господа Чайтаньи он переехал в Джаганнатха Пури, рассуждая так: “Если я и в самом деле преданный Господа Чайтаньи, то привлеку Его к себе”. С такими мыслями Бхаттачарья жил в Джаганнатха Пури и преподавал имперсональное толкование Веданта-сутр, будучи уверенным, что однажды Господь придет сюда, разобьет все его интерпретации и установит личностную доктрину.
В “Навадвипа-дхама Махатмье” приводится такое описание. Во время пралаи (вселенского потопа) Навадвипа, вечная дхама, осталась нетронутой в своей форме восьмилепесткового лотоса. Все аватары и наиболее удачливые живые существа во время уничтожения находились внутри этого лотоса. Матсья, инкарнация рыбы, доставила Веды в Видьянагар в Ритудвипе. Поскольку в Ведах заключено все знание, это место называется Видьянагар (место знания). Когда Господь Брахма в страхе взглянул на подвергаемую опустошению землю, Господь явил ему Свою милость, позволив остаться в этом месте. Брахма открыл рот, и из его языка родилась Сарасвати. С ее помощью Брахма получил возможность возносить Господу молитвы. В период творения майя пересекает реку Вираджа и разворачивает свои три гуны. Принимая прибежище этой обители Сарасвати, риши победили невежество. Получив наставления по 64 ветвям знания, они поселились затем в различных частях земли. Но все эти отдельные области знания в действительности находятся в Видьянагаре. Именно здесь милостью Нарады Муни Валмики записал “Рамаяну”, а Дханвантари - Аюрведу. По просьбе риши Господь Брахма создал здесь четыре Веды, а Нарада Муни в этом святом месте составил Панчаратру для обучения людей практике преданного служения. Упанишады вечно пребывают в Видьянагаре и поклоняются Господу Гауранге. Просто посещая это место, человек обретает все знание. Хотя существует множество мнений о точном расположении святых мест в Навадвипа-дхаме, мы придерживаемся точки зрения Шрилы Бхактивиноды Тхакура и Господа Нитьянанды, которые авторитетно заявляли, что Видьянагар находится в Ритудвипе.
В “Чайтанья-Бхагаватам” описана такая история. Когда Шри Чайтанья Махапрабху впервые пришел в школу, он смог написать весь алфавит, взглянув на него только раз. Друзья и родственники были изумлены. За два дня Он овладел основами всех знаний. А потом Он стал постоянно, день и ночь, писать имена Шри Кришны: Рама, Кришна, Мурари, Мукунда и т.д. Звучание алфавита из Его уст было так сладостно, что очаровывало наставников. Позднее Шри Чайтанья перешел в школу Ганги Ачарьи, который неотличен от Сандипани Муни в играх Кришны. Все наставления Ганги Ачарьи Он усваивал с первого раза. После уроков Чайтанья Махапрабху шел на Гангу купаться. Здесь Он устраивал диспуты с другими учениками, бросая им вызов: “Спросите меня, о чем хотите, и Я отвечу вам”. “Почему Ты так горд?” - удивлялся один из учеников. “Задай мне любой вопрос, и Я отыщу ответ”, - отвечал Чайтанья Махапрабху. Ученики принимали Его вызов и начинали задавать вопросы, а Махапрабху с легкостью на них отвечал. После этого Он обычно улыбался и говорил: “А теперь Я опровергну все то, что уже доказал прежде”. И Он разбивал все заключения, которые отстаивал ранее. Он находил недостатки и противоречия во всем том, что говорил прежде, и спрашивал присутствующих: “Кто обладает такой силой разума, чтобы убедить вас в нелогичности и бездоказательности всего сказанного Мной?” Ученики очень удивлялись. “А сейчас, - говорил Махапрабху, - Я заново восстановлю все то, что опровергнул. Послушайте Меня”. И Господь Гауранга совершенным образом разбивал все прежние заключения. Ученики были поражены. Они обнимали Его и говорили: “Пойдем домой. Завтра мы зададим тебе больше вопросов”. Каждый день Махапрабху отправлялся в школу, а затем уходил играть на берег Ганги. Желая увидеть эти игры, великий мудрец Брихаспати, духовный учитель полубогов, вместе со своими учениками принял рождение в Навадвипе.
Каждый день Чайтанья Махапрабху отправлялся в школу, а затем шел играть на берег Ганги. В прежние времена Ганга видела милость, выпавшую на долю Ямуны, и совершала множество аскез, чтобы обрести даршан Господа. Теперь все ее желания осуществились.
Когда Джаганнатха Мишра оставил этот мир, Шри Чайтанья Махапрабху испытывал глубокую скорбь, сравнимую со скорбью Господа Рамачандры по своему отцу, царю Дашаратхе. Овдовевшая Шачимата решила все свое время отдать служению Чайтанье Махапрабху. Господь очень раздражался, когда не получал желаемого. Он впадал в сильный гнев и начинал все громить. Как-то раз Шри Чайтанья сказал Шачимате: “Я иду на Гангу. Дай мне мыло, полотенце и чистую одежду”. “Подожди немного, - ответила Шачимата, - я сейчас принесу”. “Мне нужно немедленно”, - закричал Махапрабху, в гневе схватил палку и стал крушить все вокруг. Он бил горшки с маслом, кувшины с зерном, рвал простыни и в итоге разгромил весь дом. Затем Он выбежал на улицу и принялся колотить палкой по земле и деревьям. В конце концов утомленный Махапрабху прилег на землю отдохнуть. Когда Он проснулся, Шачимата принесла Ему все, что Он просил, и Махапрабху отправился на Гангу. Когда Он вернулся, мать подошла к Нему и спросила: “Что же нам теперь делать? В доме нет пищи, Ты уничтожил все, что мы имели”. “Не волнуйся, Кришна даст нам все необходимое,” - успокоил Махапрабху Шачимату и вновь пошел на Гангу. Немного погодя Он отозвал мать в сторону и отдал ей два тола золота (1 тол = 180 грамм) “Откуда Он берет это золото? - удивилась Шачимата. - Когда бы мы ни нуждались в деньгах, Он приносит откуда-то золото”. Так развлекался Чайтанья Махапрабху в годы ученичества. Он никогда не расставался с книгами. Ганга Ачарья очень гордился Им и называл лучшим их своих учеников.
В этом месте растут одиннадцать деревьев, которые, по мнению специалистов, принадлежат к неизвестным видам. Чайтанья Махапрабху создал эти деревья, воткнув в землю одиннадцать перьев. Здесь находится также Гаудия-матх, основанный Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами Махараджей.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы