Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Особенности и принципы аюрведы




Особенности и принципы аюрведы

Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга

Аюрведа представляет собой очень древнюю медицинскую систему, и за все время существования она сформировалась исходя из тех уникальных особенностей, которые лежат в основе философии Аюрведы.
Первая отличительная особенность Аюрведы — холистичность, или целостность.
Целостный подход в Аюрведе подразумевает, что мы рассматриваем организм не как сумму органов и систем, а как целое, где существует очень четкая взаимосвязь между тканями, органами и системами. Поэтому в аюрведической медицине, когда к врачу приходит пациент, врач не рассматривает его через призму узкой специализации, как это часто бывает в современной медицине. Например, у человека головные боли вследствие нарушения работы кишечника. Такое может быть. Но если такой пациент идет к невропатологу, тот рассматривает его через призму своей узкой специализации и не видит коренную проблему заболевания. Более того, целостный подход подразумевает, что мы рассматриваем человека не просто как целое, а часть большего целого, т. е. окружающего его мира и природы.

Это очень важный момент, потому что окружающая природа существует по определенным законам и по этим же закономерностям существует наш организм. Например, биоритмы. Солнце встает утром и заходит вечером — 24-часовой циркадный ритм существует, и никуда от него не деться. И наш организм живет по этим биоритмам.
Он так же зависим от них. Все наши органы и системы работают исходя из этих циклов, которые повторяются ежедневно. Наши органы и меридианы активны в разное время. Это нужно знать. Это входит в понятие целостного подхода.

Вторая особенность Аюрведы заключается в так называемом психосоматическом подходе.
Он подразумевает, что наш эмоциональный статус оказывает влияние на состояние нашего тела, на весь организм. И фактически болезнь является след¬ствием изменений нашей психики. Это можно образно сравнить с просмотром фильма в кинотеатре. Когда на большом экране появляется изображение, вы понимаете, что источником этого изображения является проектор. Но если кому-то не понравится четкость изображения и он возьмет тряпку и начнет протирать экран, это ничего не изменит. Надо пойти и устранить неполадку в проекторе. 
Подобным образом, пока мы не изменим свое поведение, свое сознание, привычки, желания, — мы не сможем полностью устранить болезнь.
Более того, болезнь возникает исходя из наших желаний и привычек. Но далеко не все наши желания и привычки благоприятны для нас. Большинство из них неблагоприятны. И что происходит? У нас есть в жизни желания и привычки, а также проблемы, которые возникают в результате взаимоотношений с людьми или собственного поведения. 
И нам, как правило, не очень приятно сталкиваться с нашими проблемами. Есть такая пословица: «Лучше самим заглянуть в лицо реальности, а то реальность придет и сама заглянет нам в лицо». Нам не нравятся наши проблемы, мы стараемся от них уйти. И что происходит? Мы прячем проблему, начинаем ее подавлять, пытаемся от нее убежать, как говорил Юнг, в «тень». Он ввел такое понятие как «тень». Мы ее прячем, как в том анекдоте: пьяный ищет под фонарем ключи. Подходит страж порядка и спрашивает:

— Что вы делаете?
— Ищу ключи.
— А где потеряли?
— Вон там, под кустом.
— А почему ищете здесь?
— Здесь светлее.

И мы очень часто поступаем как этот человек: начинаем уходить от темных сторон нашей жизни, которые нам не нравятся. Нерешенные проблемы, « враги ума», 
анартхи, о которых я уже говорил, накапливаются. Некоторые проблемы мы можем озвучить: беспокойство, страх, гнев, зависть, жадность, вожделение, алчность, ревность, раздражительность, ненависть, обида, тревога. И мы уходим от них. Убираем их в тень, т. е. в ту сферу нашего сознания, которая не осознаваема. Убрали и на время забыли. Но кто-то не забыл. И этот кто-то будет нам напоминать, что у нас что-то не решено. Есть такой очень внимательный наблюдатель, который нам будет напоминать. Это наше тело. Когда мы долго не хотим решать какую-то проблему, тело начинает сначала потихоньку-потихоньку, а потом сильнее напоминать об этом. И одна из наших задач — понять язык этой болезни. Язык, на котором с нами говорит наше тело. О чем оно хочет сказать? 
Что оно нам подсказывает? Какая проблема не решена? Например, если у человека выражено такое удивительное и яркое качество, как гнев (один из врагов ума, очень серьезное препятствие, серьезная анартха), то существует высокая вероятность того, что у него пострадает печень. Таких примеров можно приводить много. Ни в коем случае не думайте, что здесь существует прямая взаимосвязь. Если бы это было так, то все было бы очень просто.
Например, гнев — печень. 
Страх — почки.
Эта закономерность присутствует. Например, почки чаще страдают у тех, кто подвержен страху, но это не стопроцентная связь. И наша задача понять, что же произошло. Здесь может многое помочь. Но нужен очень глубокий анализ. О некоторых анартхах, наиболее серьезных, я поговорю отдельно.
Страхи, беспокойство. Это очень серьезные проблемы. Почему они возникают? Что является причиной их формирования?
Но если осознать причину болезни, то это уже один из главнейших шагов на пути к исцелению. Древние греки говорили: «Верить в победу — значит наполовину победить». Важно понять, почему у нас возникла эта болезнь. Осознание причины может значительно помочь в лечении. Без этого полное исцеление невозможно. Поэтому слово «исцеление» — однокоренное со словами «целостный», «цель» и «целитель». Поэтому мы говорим, что хороший врач — целитель. Он исцеляет, дает целостность.
Кто является архетипом целителя у древних греков? Кентавр. Его изображали со стрелой в боку, из той раны капает кровь. Кентавр — это образ раненого целителя.
Он не просто целитель, он раненый целитель. Если он сам прошел через страдания, сам исцелился, то сможет помочь другим. Это очень важная идея. 
Мы к этому вернемся, когда будем говорить о взаимоотношениях врача и пациента.

Следующая особенность Аюрведы — индивидуальный подход. Это подразумевает, что мы рассматриваем пациента как индивидуальность и как личность, причем 
уникальную личность. В этом отношении нам помогает знание о типах конституции.
Это теория тридоша. Уникальнейшее знание о психофизиологическом строении нашего организма, основанное на концепции телесных и умственных свойств.
Об этом мы будем говорить отдельно. Ряд других факторов также имеет место для определения индивидуальности человека. Но врачу прежде всего нужно понять концепцию тридоша. Каждая доша представляет собой комбинацию качеств. Нам нужно понять концепцию 20-ти качеств. У каждого из нас есть эти 20 качеств. Но часть из них доминирует, а часть не доминирует. Как в генетике. Есть доминантный ген, есть рецессивный. Здесь — то же самое. Два гена — два качества. Когда одно качество доминирует, второе всегда будет подавлено. Каждый из нас представляет комбинацию этих 20-ти качеств, и эти качества формируют нашу индивидуальность.
Идея индивидуального подхода в Аюрведе является основополагающей. Это одна из главных особенностей Аюрведы.

Следующая особенность Аюрведы — акцент на образе жизни. Когда мы работаем с пациентом и пытаемся ему помочь, мы должны знать, что здоровье человека 
основывается на трех опорах, как треножник, на котором стоит фотоаппарат. Если одну из опор убрать, две стоять не будут. На чем же стоит наше здоровье?
1. Ахара — «то, что проникает в нас извне». В более узком смысле слова — это питание. Правильное питание. Поэтому, если, работая с пациентом, не сказали ему, что можно есть, а чего нельзя, то уже одну опору мы не поставили. Хотя бы просто нужно сказать, что вот эта пища вам не показана, ее нужно исключить, а вот эту ограничить. Это минимум, что мы должны сказать пациенту. Но если мы серьезно работаем с пациентом, то должны подробно расписать ему его рацион. Есть критерий, как определить, подходит пища пациенту или нет. Нельзя ориентироваться на критерий «нравится — не нравится». Когда приходит «насквозь больной» пациент и говорит: «Мне мой организм подсказывает, что мне нравится, а что не нравится». И как же он подсказывает, когда он больной насквозь, когда там все сигналы ошибочны. Поэтому данный алгоритм неприемлем. Он приемлем для идеально здорового человека. Если человек идеально здоров, то ему организм может что-то подсказать.
Идея питания проста. Если пища убегает, то есть не нужно. Если не убегает, то можно есть. Тот, на чью жизнь вы права не имеете, будет разрушать ваше здоровье.
2. Вторая опора здоровья — вихара, или «распорядок». Режим дня, режим недели, режим месяца, режим жизни. Что и когда мы делаем. Вовремя ли мы это делаем? В какое время мы встаем, в какое — ложимся, в какое время принимаем пищу, в какое — работаем, в какое — отдыхаем. Все играет большую роль. Поэтому врач должен хотя бы вкратце рассказать пациенту общие правила режима дня. А в идеале он должен все это подробно обговорить. Например, в какое время принимать пищу. Если не вовремя принимать пищу, она вызовет образование в организме амы, чужеродной субстанции. Ама можно перевести как «не мое». Ма — значит «мое». Ама — «не мое», «чужое». Это токсины.
3. Аушадха — «лекарство, несущее свет». Как интересно! Не просто лекарство, а лекарство, несущее свет. Не каждое лекарство несет свет. Оно должно содержать в себе солнечный свет, чтобы его нести. Поэтому если мы призадумаемся, станет понятно, что антибиотики не несут в себе этот свет. Само название «антибиотик» означает «против жизни». Неважно, против чьей. С этой точки зрения, не каждое лекарство является лекарством, ведь в самом названии заложено, что такое лекарство — то, что несет свет, исцеляет в широком смысле слова, а не просто избавляет от болезни. В Аюрведе говорится, что все, что нас окружает, — суть лекарство. Только нужно знать, как это использовать. Исходя из этой концепции понятно, что даже если назначить очень хорошее лекарство, но при этом стоит только одна опора, а остальные дне отсутствуют, то лечение не произойдет или будет неэффективным. Сильнодействующее лекарство поможет, даже если человек питаться будет неправильно, режим дня соблюдаться не будет, но потом, через какое-то время болезнь вернеся. Это как эффект «йо-йо» — когда сбрасывают вес, а потом набирают еще больше.

 Есть знаменитая история об аюрведическом враче Дживаке, который жил много тысяч лет назад. Он был знаменитым педиатром и написал комментарии к аюрведическим текстам. 1$ юности он пришел учиться к специалисту, мастеру Аюрведы, и сказал: «Учитель, я хочу заниматься Аюрведой, возьмите меня к себе». 
Тогда он был еще очень молод. Учитель согласился взять его в ученики. И решил посмотреть, насколько он действительно готов изучать Аюрведу.
Это знание только сейчас стало таким доступным. А раньше оно передавалось индивидуально, от учителя к ученику. Сейчас мы живем в удачное время.
В первый год Дживака мыл полы в доме учителя, чистил туалеты, готовил еду, и учитель смотрел за ним. Тот выполнял все смиренно и ни разу не подошел с вопросом «Когда учиться-то будем, в конце концов?». В течение года или больше учитель испытывал его, потом сказал: «Да, я вижу, ты действительно хочешь изучать Аюрведу».
И он начал брать его с собой на сбор растений, учил готовить лекарства из этих растений, рассказывал, как лечить больных, брал с собой на консультации, показывал больных. Так прошло много лет. И Дживака никогда не спрашивал, когда же, наконец, будут экзамены и диплом. Он просто смиренно все выполнял и ждал. Он не знал, когда закончится обучение, чем оно закончится. И однажды гуру сказал: «Завтра заканчивается твое обучение. Ты сдаешь экзамен, и я тебя отпускаю. Экзамен такой. Завтра утром ты пойдешь в лес и найдешь растение, не обладающее лекарственными свойствами. Найдешь его и принесешь мне». Дживака рано утром ушел из дома выполнять задание учителя. К вечеру он вернулся уставший и измотанный и сказал, что не выполнил задание. «Я не нашел такого растения. Все растения, которые я видел, обладают хоть каким-то лекарственным свойством. Я недостойный ученик, простите меня. Я не имею права практиковать Аюрведу, ибо не выполнил ваше задание». И гуру ему ответил. «Молодец. Иди, теперь ты можешь лечить людей». Эта история демонстрирует, что знание о растениях и вообще обо всем, что нас окружает, позволяет понять, что все вокруг обладает лечебными свойствами. А что обладает самым сильным лечебным свойством? Слово.

Все воздействия, которые мы можем использовать при лечении пациента, идут через пять чувств: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Фактически к нам проблемы приходят через чувства, и лечим мы тоже через чувства.
На первом месте по силе воздействия стоит воздействие через слух. Слово — это то, что исцеляет сильнее всего. Аюрведический врач имеет ряд обязанностей. 
Обязанностей много, но есть одна очень важная, которую необходимо исполнять каждому, кто занимается Аюрведой. Это одна из причин, почему так мало людей 

занимается Аюрведой. В России специалистов серьезного уровня очень мало. Обязанность следующая. Аюрведический врач должен быть преподавателем, лектором. 
Почему? В Аюрведе врачу предписывается регулярно собирать своих пациентов или просто слушателей, желающих общаться с ним, и проводить лекции на темы 
здоровья, здорового образа жизни, лекции по Аюрведе. Это нужно делать регулярно, и врач должен в этом совершенствоваться. Я знаю врачей, которые не смогли 
выполнять эту обязанность и потому не смогли заниматься Аюрведой. До тех пор, пока врач не пропустит через себя это знание и не сможет донести его до слушателей, он не будет настоящим врачом. Для пациента это один из аспектов лечения — лечение через слух, словом. Потому что в рамках индивидуальной работы с пациентом ни один врач не сможет это успеть реализовать. Это же требует огромного количества времени. На консультацию пациента уходит около часа. Меньше — смысла нет. А больше — сил не хватит ни у вас, ни у пациента. Предел 1,5-2 часа. В среднем — час. Если быть более точным, то одна мухурта — 48 минут — то время, которое вам необходимо  уделить пациенту. В связи с этим понятно, почему современная медицина разваливается на глазах. 10-12 минут на пациента. Даже познакомиться не успевают. Настоящий врач обязан уделять пациенту достаточно времени. Но бывает, даже этого времени недостаточно. Поэтому он должен собирать слушателей и говорить с ними на темы здоровья.
Итак, каждый аюрведический специалист, консультант должен стать лектором. Ученые подсчитали, что люди применяют на практике только 10 % того, чему их учат в любом образовательном учреждении, включая школу, институт, аспирантуру, а 90 % знаний они не применяют. Это происходит по двум причинам: либо эти знания бесполезны, либо люди не умеют их применять.
Идея акцента на здоровый образ жизни очень важна. Ахара, вихара, аушадха — если мы ставим этот треножник, то лечение пойдет хорошо. Именно поэтому в Аюрведе большой упор делается на питание и режим дня.

Следующая особенность Аюрведы — натуропатический подход. Это означает, что для лечения и профилактики болезней используются средства естественного, 
природного, натурального происхождения. Это травы, минералы, продукты животно¬го происхождения, солнце, воздух, вода и т. д.
А средства искусственного происхождения следует использовать как можно меньше, только в крайних случаях. Так, при лечении туберкулеза невозможно обойтись без антибактериальной терапии. Но если есть возможность помочь дополнительно натуральными средствами, от этого будет несомненная польза.
Еще одна особенность Аюрведы — универсальность. Методы и средства Аюрведы универсальны. Есть такое правило в Аюрведе: «деша, кала, натра» — «место, 
время, обстоятельства». Оно означает, что знания Аюрведы можно использовать в любом месте и в любое время в связи с теми обстоятельствами, в которые вы попали.
Они не привязаны ни к какому времени, эпохе, региону. Так начинается «Чарака-самхита». Один из текстов «Чарака-самхиты» гласит, что Аюрведа не принадлежит ни одной эпохе, ни одному государству, ни одной религии и т. д.
Иначе говоря, Аюрведа является самодостаточной, полноценной, законченной медицинской традицией. Но медицина в ней понимается в более широком смысле слова, чем мы привыкли.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы