Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Обучение раздельное




Нейродинамика и психофизиология школьников при раздельном и традиционном обучении.

Диск  Семь ключей к празднику жизни. Аюрведический семинар-тренинг. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов. 7 ч. 35 мин. CD mp3

И. В. Пирумова, М. А. Суботялов, Р. И. Айзман

Все более актуальной становится проблема соответствия организации обучения и воспитания возрастно-половым особенностям психофизиологического и социального
развития учащихся [1]. В настоящее время нет специальной программы раздельного обучения для мальчиков и девочек. При одних и тех же системах и методиках обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки осваивают определенный объем информации, используя разные стратегии
мышления [2; 3].
Целью исследования явилось изучение нейродинамических и психофизиологических показателей школьников в возрастной динамике в условиях традиционного и раз дельного обучения.

Материал и методы

Обследовано 320 школьников 12–15 лет, учащихся общеобразовательной школы № 82 г. Новосибирска, в основу структуры и содержания учебно-воспитательного процесса которой положены принципы раздельного обучения мальчиков и девочек. На базе этого учреждения существуют классы как раздельного, так и традиционного обучения. Все дети учились в условиях традиционного (ТО) и раздельного (РО) типа обучения с первого класса. Из числа обследованных по РО девочек было 88, мальчиков –
82; по ТО девочек оказалось 80, а мальчиков 70.

Исследование проводилось с помощью компьютерной программы «Оценка психофизиологического состояния организма человека «Status PF» [4]. Изучались следующие психофизиологические показатели.
Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР) на световой раздражитель исследовалась в режиме определения реакции правой руки на каждый раздражитель с регистрацией среднего значения латентного периода ПЗМР при предъявлении 30 однородных раздражителей, а также фиксировались и другие статические характеристики вариационного ряда.
Сложная зрительно-моторная реакция (СЗМР), связанная с выбором двух из трех предъявляемых сигналов (цветовых), изучалась в режиме определения реакций правой и левой рук на определенный раздражитель.
Определение уровня функциональной подвижности нервных процессов (УФП НП) осуществлялось при работе прибора в режиме «обратной связи», когда длительность
экспозиции тестирующего сигнала изменялась автоматически в зависимости от харак-тера ответных реакций испытуемого.
Объем механической памяти (запоминание чисел). Испытуемому предъявлялись 10 двузначных чисел, затем он должен был воспроизвести их в любом порядке. Регистрировалось количество правильно воспроизведенных чисел.
Кроме того, оценены объем смысловой памяти (запоминание слов), объем внимания и характер переключения внимания.
Отбор учащихся проводился сплошной выборкой при условии получения согласия родителей на участие детей в исследовании, что соответствует этическим положениям Хельсинкской декларации. Все обследова-ния проводились в первой половине дня.
Полученный материал обработан общепринятыми методами статистики. Различия показателей между типами обучения и возрастными группами оценивались методами вариационной и разностной статистики по t-критерию Стьюдента и считались досто-верными при p ≤ 0,05.
Результаты исследования и обсуждение Проанализированы нейродинамические различия между учащимися одного пола, находящимся в условиях РО и ТО, проведена оценка нейродинамических параметров в возрастной динамике, а также изучены межполовые различия в рамках каждого типа обучения. 

Оказалось, что в условиях РО как у мальчиков, так и у девочек, отмечена более высокая скорость простой и сложной зрительно-моторных реакций по сравнению с учащимися того же пола при ТО. Кроме того, школьники при РО отличались более стабильной реакцией, о чем свидетельствовали более низкие показатели ошибки средней экспозиции, а девочки при таком же типе обучения допускали достоверно меньше ошибок, выполняя задания, по сравнению с учащимися по ТО. В условиях ТО у мальчиков наблюдалось лучшее время выхода на минимальную экспозицию при изучении УФП НП и более стабильная реакция во время СЗМР по сравнению с мальчиками при РО.
Психологические параметры также имели отличия в зависимости от типа обучения. Школьники обоего пола в условиях РО отличались более высокими показателями механической и смысловой памяти по сравнению с учащимися при ТО. Девочки при РО продемонстрировали более высокий объем внимания, а мальчики при этом более высокую скорость переключения внимания.

Время простой сенсомоторной реакции является адекватным показателем функцио-нального состояния нервной системы, а также интегральной величиной скорости проведения возбуждения по различным элементам рефлекторной дуги [5; 6]. Изучение возрастной динамики простой зрительно-моторной реакции мальчиков позволило установить достоверное улучшение време-ни реагирования в период с 12 до 15 лет в условиях РО, в то время как у мальчиков при ТО достоверных улучшений показателя в возрастной динамике не установлено. Кроме того, мальчики, находящиеся в условиях раздельного обучения, превосходили таковых при традиционном типе обучения по скорости реагирования на зрительный раздражитель во всех возрастных группах. В возрастном интервале от 12 до 15 лет у мальчиков при РО наблюдалось достоверное снижение показателя ошибки средней экспозиции, что свидетельствует об улучшении стабильности реагирования в условиях РО относительно ТО. Дети мужского пола при РО в возрасте 14 и 15 лет обнаружили достоверно меньший показатель ошибки средней экспозиции при выполнении ПЗМР, что свидетельствует о более оптимальном уровне функционирования центральной нервной системы мальчиков в условиях РО по сравнению с лицами, обучающимися традиционно.

Анализ возрастной динамики времени простой зрительно-моторной реакции девочек продемонстрировал достоверное улучшение скорости реакции в период с 13 до 15 лет в условиях РО в сравнении с ТО. Кроме того, девочки 14–15 лет в условиях РО отличались лучшей скоростью реакции на зрительный раздражитель по сравнению с ТО. Отмечено, что девочки 12–14 лет при РО допускали достоверно меньше ошибок, что свидетельствует о более высоком ка-честве выполняемой работы во время реа-гирования на зрительный раздражитель по сравнению таковым показателем при ТО. В возрастной динамике у девочек при ТО с 13 до 15 лет выявлено достоверное уменьшение количества ошибок и показателя ошибки средней экспозиции при выполнении ПЗМР, что указывает на улучшение качества выполняемой работы и стабильности реагирования. Однако у девочек в возрасте 13–14 лет при РО ПЗМР была достоверно более стабильной при сравнении с ТО.

Латентное время сложной зрительно-моторной реакции у мальчиков при РО и ТО с возрастом не изменилось, однако в 14 лет мальчики при РО превосходили детей с ТО по скорости реагирования. В возрасте 12 лет у мальчиков при ТО отмечена более стабильная реакция (низкий показатель ошибки средней экспозиции) по сравнению с подростками в усло-виях РО.
В отношении количества ошибок у мальчиков при выполнении СЗМР не наблюдалось различий в зависимости от условий обучения. В 14 лет установлена лучшая стабильность реакции (более низкий показатель ошибки средней экспозиции) у мальчиков при РО.
У девочек 13 лет, обучающихся раздельно, скорость реагирования была достоверно выше по сравнению с девочками при ТО, о чем свидетельствует меньшее время СЗМР.
Количество ошибок при СЗМР у девочек при РО достоверно снижалось в возрастной период 13–15 лет. В возрасте 13 лет у детей женского пола в условиях РО отмечена более стабильная реакция по сравнению с девочками того же возраста при ТО, на что указывали более низкие показатели ошибки средней экспозиции.

Необходимо отметить, что при изучении СЗМР у девочек при ТО в возрасте 13 лет, по сравнению с предыдущим годом жизни, происходило значительное ухудшение ско-рости и стабильности реакции, что проявлялось в увеличении латентного времени реагирования и показателя ошибки средней экспозиции. В то же время у девочек при РО подобной тенденции не наблюдалось. В период с 13 до 15 лет у девочек при ТО происходило улучшение скорости и стабильности СЗМР.
Определение уровня функциональной подвижности нервных процессов проводилось в режиме навязанного ритма, что, по определению В. И. Гусельникова [7], заключается «…в изменении спонтанной активности коры мозга, в результате чего активность коры мозга приобретает ритмический характер с частотой либо равной, либо в целое число большей или меньшей, чем частота ритмических зрительных (световых) раздражений». Изучение у человека становления данной реакции в онтогенезе показывает, что «характер реакции усвоения ритма на каждом этапе развития определяется взаимодействием возбуждения, поступающего в кору по специфическому и неспецифическому каналам передачи афферентного сигнала, и способностью воспринимающего аппарата коры реагировать на приходящую импульсацию» [8].
В наших исследованиях было установлено, что в период с 12 до 14 лет у мальчиков при РО происходило уменьшение времени выхода на минимальную экспозицию, тогда как у мальчиков при ТО, наоборот, данный показатель увеличивался в период с 13 до 15 лет. Кроме того, в условиях ТО у мальчиков 12–13 лет установлена более быстрая генерация процессов возбуждения в центральной нервной системе, о чем свидетельствует лучшее время выхода на минимальную экспозицию при УФП НП по сравнению с мальчиками в условиях РО. Время выхода на минимальную экспозицию при УФП НП также демонстрирует период врабатываемости или время вхождения в ритм при выполнении задания [9].

Возрастная динамика времени выхода на минимальную экспозицию у девочек при РО и ТО в период с 12 до 15 лет достоверно не изменилась.
Скорость зрительно-моторной реакции в режиме навязанного ритма по-разному менялась в динамике обучения и имела достоверные различия у мальчиков в зависимости от типа обучения. В возрасте 14 лет скорость и качество реакции в режиме навязанного ритма были достоверно лучше у мальчиков при РО, о чем свидетельствуют более низкие показатели латентного времени реакции, а также меньшее количество ошибок у мальчиков. В возрасте 14 лет у мальчиков при ТО наблюдалось ухудшение качества СЗМР по сравнению с предыдущим возрастным периодом, на что указывает увеличение количества ошибок.
Девочки при РО превосходили девочек при ТО по скорости реакции в режиме навязанного ритма в возрасте 12, 13 и 15 лет. Девочки при РО в 13–15 лет отличались более высоким качеством выполняемой работы, о чем свидетельствовал более низкий процент ошибок у них во время зрительно-моторной реакции в режиме навязанного ритма по сравнению с девочками того же возрастного периода в условиях ТО.

При изучении памяти и внимания были отмечены более высокие показатели механической памяти в условиях РО у мальчиков в 13–14 лет, у девочек в 12–13 лет. 
У мальчиков при РО в 12–15 лет выявлено улучшение механической памяти, тогда как у мальчиков при ТО существенных улучшений не наблюдалось. Среди девочек при РО в 12–14 лет и при ТО в 12–15 лет также было установлено улучшение показателей механической памяти.
Изучая смысловую память школьников, мы установили более высокие показатели в условиях РО как у мальчиков, так и у девочек во всех возрастных группах. 
Среди мальчиков изменений в динамике не отмечено, тогда как девочки при РО и ТО в период 12–15 лет продемонстрировали улучшение показателей смысловой памяти.
При анализе показателей внимания выявлен более высокий его уровень у девочек в условиях РО в 13–15 лет. При РО у мальчиков установлены лучшие показатели по времени переключения внимания по сравнению таковыми при ТО в 14 лет.
Анализ нейродинамических параметров школьников в зависимости от половой принадлежности в рамках одного типа обучения показал, что мальчики, находящиеся в условиях РО в возрасте 13–14 лет, превос-ходили девочек по скорости реагирования на зрительный раздражитель. Это свиде-тельствует о более оптимальном уровне функционирования ЦНС мальчиков. При ТО межполовых различий по времени реакции не установлено.

Время сложной зрительно-моторной реакции было меньше у девочек 13 лет по сравнению с мальчиками при обоих типах обучения.
При РО и ТО у девочек 12–15 лет определен более высокий уровень функциональной подвижности основных нервных процессов. Этот факт указывает на достоверно лучшее время реагирования и меньшее количество ошибок у девочек на зрительный раздражитель в режиме навязанно-го ритма при УФП НП.
В условиях РО по объему механической памяти межполовых различий не установлено, тогда как смысловая память повысилась у девочек в большей степени, чем у мальчиков. При ТО в 12 лет отмечены более высокие показатели механической и смысловой памяти у мальчиков по сравнению с девочками. К 14–15 годам, наоборот, объем памяти стал выше у девочек. В отношении внимания межполовые различия установлены в условиях ТО, где его объем был больше у мальчиков в возрасте 13 лет. При изучении скорости переключения внимания межполовых различий не выявлено.

Заключение

При РО у подростков обоего пола нейродинамические показатели (УФП, динамичность, стабильность, время сенсомоторных реакций) находились на более оптимальном уровне, а психофизиологические (память, внимание) отличались более высокими показателями.
Анализ возрастной динамики психофизиологических показателей в зависимости от типа обучения продемонстрировал более выраженное улучшение скорости сенсомоторных реакций, качества и стабильности реагирования на зрительный раздражитель, памяти и внимания у школьников обоего пола в условиях раздельного обучения.
У мальчиков определена более высокая скорость ПЗМР, объем внимания по сравнению с девочками в условиях РО. Как приРО, так и при ТО, у девочек отмечено лучшее время СЗМР, а также меньшее количество ошибок при выполнении задания. В возрасте 12 лет показатели памяти были лучше у мальчиков. Однако, к 14–15 годам объем механической и смысловой памяти у девочек возрастал по сравнению с мальчиками вне зависимости от типа обучения.

Список литературы

1. Геодакян В. А. Теория дифференциации полов в проблеме человека // Человек в системе наук. М., 1989. С. 171–189.
2. Литвинова Н. А., Иванов В. И., Березина М. Г. Автоматизированные методы психодиагностики. Кемерово, 2002.
3. Хризман Т. П., Еремеева В. П. Мальчики и девочки – они такие разные // Первое сентября. 2003. № 17. С. 18–19.
4. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира. СПб., 2000.
5. Горшков С. И., Злина З. М., Мойкин Ю. В. Методики исследования в физиологии труда. Л., 1974.
6. Пейсахов Н. М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Казань, 1974.
7. Гусельников В. И. Электрофизиология головного мозга. М., 1976.
8. Фарбер Д. А., Алферова В. В. Элек-троэнцефалограмма детей и подростков. М., 1972.
9. Голубева Э. А. Реакция навязывания ритма как метод исследования в дифферен-циальной психофизиологии // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972. С. 7–24.



Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы