Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Мадхьяма адхикари




Мадхьяма-адхикари - преданный среднего уровня. "Эти преданные видят различие между четырьмя типами живых существ: 1) Верховным Господом; 2) преданными Господа; 3) невинными людьми, которые ничего не знают о Боге, и 4) атеистами, которые не верят в Господа и ненавидят тех, кто занят служением Ему. Мадхьяма-адхикари по-разному ведут себя с теми, кто принадлежит к этим четырем категориям. Они поклоняются Господу, видя в Нем объект своей любви, дружат с теми, кто занят преданным служением, стараются пробудить любовь к Богу, дремлющую в сердцах невинных, и избегают атеистов, осмеивающих само Имя Господа." 
(Шри Ишопанишад, мантра 6, комментарии А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады)

Из книги "Джайва-дхарма" (том 1, глава 8) Бхактивинода Тхакур

«Шримад Бхагаватам» (11.2.46) описывает преданных среднего уровня (мадхьяма) таким образом:
Преданный второго, среднего, уровня испытывает любовь к Верховному Господу, проявляет дружелюбие ко всем преданным и питает особое милосердие к новообращенным и невежественным людям. Преданный среднего уровня не общается с теми, кто враждебен к преданному служению.
Описанное в этом стихе поведение присуще тому, кто следует принципам вечной религии. В своей жизни вайшнав должен руководствоваться именно таким эталоном поведения. Если возникает необходимость, можно пользоваться и другими моделями поведения, но лишь в том случае, если они не вступают в противоречие с вышеуказанными правилами.

Вайшнавы развивают взаимоотношения с четырьмя категориями живых существ: Верховной Личностью Бога, преданными, вручившими себя Господу, безобидными людьми, а также с теми, кто настроен враждебно по отношению к преданному служению. К Верховной Личности Бога преданный чувствует любовь, к преданным он относится дружелюбно, к чистосердечным людям он проявляет милосердие, а к тем, кто исполнен ненависти, он относится пренебрежительно.

Рассмотрим для начала такую категорию, как любовь к Верховной Личности Бога. Преданный отдает свою любовь (прему) Верховному Господу, властелину всего сущего. Према — это чистое преданное служение. В «Шри Бхакти расамрита синдху» признаки чистого преданного служения описываются следующим образом:
Нести трансцендентное преданное служение Верховному Господу, Шри Кришне следует добросовестно, не стремясь к материальной выгоде, которую приносят кармическая деятельность и философские размышления. Это и называется чистым преданным служением.

Эти слова характеризуют преданное служение вайшнава среднего класса (мадхьяма), служение, которое достигает уровней экстаза (бхавы) и чистой духовной любви (премы). Поклонение Божеству Господа, совершаемое без наличия необходимых качеств, является деятельностью, характерной для преданного неофита. Это означает, что у преданного неофита не проявлены качества, необходимые для чистого преданного служения. Эти качества включают в себя равнодушие к материальной выгоде, достигаемой благодаря кармической деятельности, и сильное желание служить Верховному Господу, Шри Кришне. С того дня, как эти качества появляются в сердце человека, его можно считать преданным среднего уровня (мадхьяма). Так преданный материалист становится преданным более высокого уровня. Пока в его сердце не появятся эти качества, он останется материалистом. До тех пор его следует считать лишь тенью истинного преданного, тенью совершенного вайшнава.

Второе качество — это дружелюбное отношение к преданным, вручившим свою жизнь Верховному Господу. Любой человек, привязанный к преданному служению, считается преданным, вручившим себя Верховной Личности Бога. Преданные неофиты не являются ни чистыми, ни вручившими себя Господу. Они не считают нужным уважать истинных чистых преданных. Поэтому поддерживать дружеские отношения следует лишь с преданными среднего и высшего уровня. Отвечая на вопрос вайшнава из Кулия грама, Шри Чайтанья Махапрабху охарактеризовал преданных всех уровней — высшего, среднего и низшего. Он объяснил, что преданные среднего и высшего уровня являются истинными вайшнавами, в то время как преданные новички, преданность которых не идет дальше поклонения Божеству, истинными вайшнавами пока не являются. Святое имя Господа не приходит на уста таких почитателей Божества. Имя, которое они повторяют — всего лишь тень святого имени Господа Кришны (чайя намабхаса). 

Преданным домохозяевам, находящимся на среднем уровне духовного развития, Господь Чайтанья Махапрабху наказал служить всем классам преданных: тем, чьи уста лишь единожды произнесли святое имя Господа, тем, чьи уста всегда произносят святое имя Господа Кришны, и тем, один лишь вид которых вдохновляет других восхвалять святое имя Господа Кришны. Не следует служить вайшнаву, который довольствуется лишь тенью святого имени Господа. Следует предлагать служение только тем вайшнавам, которые обрели сокровище чистого святого имени Господа. Я описал различные категории преданных и хочу добавить, что служение им тоже бывает разным. Под «дружелюбным отношением» подразумевается общение с вайшнавами, беседы с ними и служение им. Если человек встретит возвышенного вайшнава, ему следует поприветствовать его, выразить ему почтение, предложить ему присесть и завести с ним беседу. Не следует завидовать ему, ненавидеть его или оскорблять. Не следует относиться к нему непочтительно, даже если тело его уродливо или же он страдает какой либо болезнью.

Третье качество — милосердие к невинным людям. Понятие «невинные люди» включает в себя категории людей, не понимающих духовную истину, сбитых с толку и глупых. Невинными людьми называются те, кому недостает знаний, кто не проникся теориями майявади, и прочих глупцов, кто не видит смысла ненавидеть преданных и преданное служение, но из за влияния ложного эго и ложного чувства собственности еще не обрел веры в Верховную Личность Бога. Если у человека нет веры в Бога, он относится к категории «невинных людей», будь он даже весьма учен. Новообращенного преданного, стоящего на пороге дворца преданного служения, можно классифицировать как невинного, поскольку он еще не достиг высот преданного служения и не обрел ясного понимания своих взаимоотношений с Верховной Личностью Бога. Если преданный неофит прилагает усилия, чтобы постичь свои взаимоотношения с Верховной Личностью Бога, общается с возвышенными преданными и повторяет святое имя, он обретает положение вайшнава среднего уровня (мадхьяма). 

Преданный среднего уровня должен проявлять милосердие к простодушным людям. По возможности, он должен приглашать их к себе в дом, хотя этого явно недостаточно. Он должен помочь им обрести веру в чистое преданное служение и почувствовать влечение к чистому святому имени Господа. Простодушные люди, не изучавшие писаний, легко становятся жертвами общения с порочными людьми. Поэтому преданный среднего уровня должен проявлять милосердие и предоставлять этим людям возможность общаться с ним. Больной человек не способен излечить себя сам. Его должен лечить врач. Даже в том случае, если больной злится и делает глупости, врач прощает его. Подобным же образом следует прощать и невинного человека, порой совершающего неправильные поступки. У невежественного человека может быть множество ложных представлений. Он может привлекаться той частью Вед, которая зовется карма кандой, или же чуждыми преданному служению филисофскими системами. 

Он может поклоняться Божеству Господа ради исполнения всевозможных материальных желаний, может проявлять безразличие к общению с чистыми вайшнавами, или же питать чрезмерную привязанность к системе варнашрамы и тому подобное. Таким образом, он может иметь огромное множество различных заблуждений. Если благодаря милости вайшнавов и духовным наставлениям преданный неофит избавляется от подобных представлений, он становится преданным среднего уровня. Поклонение Божеству Господа Хари стало тем фундаментом, на котором и был воздвигнут дворец чистого преданного служения. Такой человек выбрал верное решение — он не стал следовать по пути спорящих с вайшнавизмом философий. То, что он избежал этой ошибки, означает, что в его сердце зародились семена истинной веры. Последователи майявады и прочие притворщики не проявляют ни малейшего признака истинной веры, даже поклоняясь Божеству Господа Хари. Последователи майявады и других философских систем полагают, что высший дух не имеет формы и облик Божества, которому мы поклоняемся, является всего лишь плодом нашего воображения. Могут ли такие люди искренне верить в Господа? 

Напрашивается вывод, что между тем поклонением, которое воздает Божеству майявади, и тем, которое воздает вайшнав, даже если он совсем неопытен, существует огромная разница. Именно по этой причине неофита, не обладающего всеми добродетелями вайшнава, все же называют «вайшнавом материалистом» — по крайней мере, он не является майявади. Итак, начинающий преданный все же считается вайшнавом. Со временем, благодаря милости святых наставников, он станет вайшнавом высшего класса. Это неизбежно. Благословленные милостью преданных, служение Божеству и воспевание святого имени Господа Хари, совершаемые преданным новичком, принесут свои плоды. Их истинная духовная сущность быстро раскроется.

Четвертое качество — пренебрежение к врагам. Противники преданного служения бывают разного рода. Зависть является синонимом ненависти. Ненависть — это антоним любви. Верховный Господь — единственный достойный любви объект. Помимо любви к Богу, в материальном мире существует также ненависть к Нему. Известно пять форм проявления этой ненависти:
1) неверие в существование Верховной Личности, Бога;
2) убеждение в том, что Бог был создан живым существом;
3) отрицание того, что Бог обладает конкретной формой;
4) неверие в то, что индивидуальные души подчинены Богу;
5) отсутствие милосердия.
Ослепленные ненавистью люди бесконечно далеки от чистого преданного служения. У них нет даже той зыбкой преданности, которая свойственна поклоняющимся Божеству неофитам. Как следствие, эти пять разновидностей ненависти приносят с собой привязанность к материальным чувственным наслаждениям. Иногда третий и четвертый виды ненависти побуждают человека к аскезам столь суровым, что, совершая их, он губит сам себя. Как пример можно привести жизнеописания известных санньяси майявади. Как должен вести себя чистый преданный по отношению к таким людям? Ответ однозначен — он должен избегать их.
Однако под этим не подразумевается отказ от повседневных отношений, которые так или иначе возникают в человеческом обществе. Вайшнав обязан помочь своему врагу, если тот оказывается в опасности или какой нибудь нужде. У преданных домохозяев всегда возникает множество связей с другими людьми. Вступая в брак, он приобретает многочисленных родственников. Покупая и продавая товар, он вступает в деловые отношения с партнерами и клиентами. Являясь владельцем собственности и защитником животных, он заводит множество знакомств. Леча болезни и облегчая страдания других, он вновь вступает в определенные взаимоотношения. 

Царь вступает в разнообразные отношения со своими подданными, и так далее. Правило, предписывающее избегать врагов, вовсе не означает, что необходимо тотчас же прервать все эти взаимоотношения. В повседневных мирских делах можно вступать во взаимоотношения с такими людьми, но там, где дело касается духовной деятельности, их общества следует избегать. Законы кармы беспощадны, и врагом может оказаться даже член вашей собственной семьи. Означает ли это, что его нужно изгнать из дома? Нет. Следует вести себя с ним миролюбиво, избегая излишней привязанности и не разделяя его взглядов на духовную жизнь. Духовное общение подразумевает совместную духовную деятельность, беседы о духовной деятельности, помощь и служение друг другу. Слыша прославления Господа или Его преданных, человек, идущий на поводу у завистников, будет вовлечен в бессмысленный спор. Но это не принесет никому никакого блага. Поэтому избегай пустых дебатов и общайся с врагами лишь в рамках обычных мирских дел. Если же ты решишь проявить к завистнику милость и таким образом помочь ему, то, будь уверен, этим ты повредишь и себе, и ему. Если же приходится делать таким людям добро, делай это очень осторожно.

Преданный среднего уровня (мадхьяма) должен действовать, согласовывая свои поступки с этими факторами. Если же преданный нарушает эти правила, он повинен в серьезном грехе. Иными словами, он избегает поведения, к которому обязывает его положение. Писания говорят об этом следующее:
Тот, кто берет на себя обязанности, соответствующие его способностям, достоин похвалы, а тот, кто берет на себя больше, чем следует, заслуживает порицания.

Итак, преданный среднего уровня (мадхьяма) должен заниматься чистым преданным служением, следовать указаниям писаний, любить Верховную Личность Бога, дружить с чистыми преданными, проявлять милость к невинным людям и пренебрегать теми, кто питает ненависть к Верховной Личности Бога. Большая или меньшая степень совершенства в преданном служении, достигнутая друзьями преданными, может способствовать развитию более или менее интенсивной дружбы с ними. Большая или меньшая степень искренности со стороны невежественных людей может определять степень оказываемой им милости. Большая или меньшая степень ненависти со стороны врагов может определять те или иные отношения с ними. Учитывая все эти различия, преданный среднего уровня должен вести себя с разными людьми по разному. Мирскую же деятельность следует вести честно, отводя ей второстепенное место по сравнению с духовной».




Основа основ 

   Мы – преданные Господа и пытаемся практиковать сознание Кришны... Но на пути нам приходится сталкиваться с препятствиями, причина которых – оскорбление вайшнавов. Действительно, мы пытаемся следовать линии Шри Чайтаньи Махапрабху с покорностью и терпением, прославляя преданных, но иногда чувствуем беспокойство. Важнейшая его причина  – оскорбление вайшнавов.
   В «Чайтанья-чаритамрите» Шриман Махапрабху определил три категории вайшнавов. К первой из них относится каништха-адхикари или практикующий вайшнав. Также существуют две другие особые группы: мадхьяма-адхикари и самый высший тип преданного – уттама-адхикари.
   Арчайам эва харайе пуджам йах шраддхайехате на тад-бхактешу чанйешу са бхактах пракритах смритах1. Часто преданные очень сосредоточены на служении Божествам и поклонении Кришне, при этом не уделяя особого внимания другим своим братьям и сестрам. Они чувствуют привязанность к Кришне и духовной практике, но невнимательны к окружающим преданным, отделяя себя от их прекрасного общества. Такого рода настроение создает угрозу совершить оскорбление. И действительно, в писаниях мы всегда находим подтверждение того, что только общение с преданными может избавить нас от иллюзорного окружения, от нашего нездорового восприятия окружающей реальности.
   Лава матра садху-санга сарва сиддхи хайа2: если мы не имеем привязанности к садху, вайшнаву или преданному, то мы лишаем самих себя единственного милостивого и любовного прибежища, единственного возможного канала, который связывает нас с Высшим, и это никоим образом не может помочь нам в нашей духовной практике. Тогда пракрита, то есть практикующий вайшнав, нуждается в переходе с этого уровня на другой, более высокий. И это возможно только в обществе преданных, которое может привести нас к правильному положению, и тем самым помочь в служении. Тот же, кто сам себя считает преданным, скорее всего находится на более низком или даже низшем уровне осознания. Поэтому для нас очень важным является сильное стремление, «самомотивация». Мы сами должны жаждать духовного прогресса, движения вперед от нашего настоящего положения к следующему, более высокому. Это и есть мадхьяма-адхикари.
   Что же является основным качеством мадхьяма-адхикари? В «Шримад-Бхагаватам» сказано: «В его сердце присутствует любовь и привязанность к Господу, а также искренние дружеские отношения с преданными». Мы должны милостиво, с нежностью относиться к тем, у кого нет каких-либо квалификаций. Но в то же время мы должны избегать общества тех, кто настроен против сознания Кришны. Это стандарт для мадхьяма-адхикари.
   Уттама-адхикари вайшнав всегда и во всем видит Кришну, то есть осознает, что все в этом мире происходит по Его воле. Он живет в гармонии со всеми окружающими его живыми существами и, что немаловажно, отдает каждому из них должное уважение. Все, что приходит в его жизнь, хорошее или плохое, за всем он видит волю Господа и может счастливо приспособиться к сложившейся ситуации. На нашем уровне практикующих преданных нам сложно определить принадлежность того или иного преданного к высшей или низшей категории вайшнавов. Также наше эго продолжает беспокоить наше сознание, и, находясь под этим воздействием, мы думаем: «Я тоже вайшнав, я знаю лучше других». Такого рода мысли только усложняют наше положение, тормозят духовное развитие. Поэтому мы должны быть очень осторожны с ними. К счастью, по милости Кришны мы получаем возможность общения с истинным вайшнавом, и, в соответствии с нашими способностями, пытаемся понять, что является для нас настоящим благом и каково наше реальное положение. Если мы будем пытаться продолжать наш путь таким образом, то наше положение можно считать безопасным. В противном случае, наша ситуация станет источником постоянного беспокойства, и в результате мы обречены совершить оскорбление преданных, а это огромное препятствие в нашей духовной жизни.
   Эта тема, несомненно, нуждается в постоянном обсуждении. Чем больше деталей и тонкостей мы будем знать, тем лучше. Но важно понимать, что все это необходимо обсуждать с опытным, квалифицированным вайшнавом. Но до тех пор нужно быть очень осторожным и с уважением относиться ко всем. Это будет очень хорошо для нашего развития. Тогда наше положение станет устойчивым и мы сможем счастливо продолжать путь вместе с другими.
   В процессе нашей практики общения с преданными и совместного служения наше эго часто атакует нас. Но этого также можно избежать под милостивым руководством вайшнава. Если на этом этапе мы получим должное руководство истинного вайшнава, это будет в высшей степени благоприятно для нас. Нам следует думать так: «Я стараюсь, и все, кто вокруг, помогут мне». Если мы желаем получить поддержку других, мы обязаны быть покорными и смиренными, и тогда внимание других преданных обязательно придет. В противном случае, мы останемся незамеченными, и наше положение только ухудшится. Общение с возвышенным вайшнавом весьма существенно, ценно и необходимо. Так мы заручимся поддержкой и получим возможность подняться до следующего уровня, мадхьяма-адхикари. Мы можем быть счастливы сами и делать счастливыми окружающих. Однако только на уровне мадхьяма-адхикари становится возможным помогать другим. До достижения этого уровня мы должны сосредоточиться на развитии в себе таких качеств, как покорность и скромность, терпение и уважение к другим.
   Но в любом случае невозможно остановить процесс духовной практики. Просто нужно ясно осознавать свое положение и быть всегда наготове, чтобы избежать опасностей и препятствий на пути преданного служения.

Примечания:

1. «Преданный, добросовестно поклоняющийся Божеству в храме, но не относящийся с почтением к другим преданным и людям в целом, именуется пракрита-бхактой, материалистичным преданным, и считается занимающим низшее положение» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.47).

2. Стих целиком: 'садху-санга', 'садху-санга' – сарва-шастре кайа / лава матра садху-санге сарва-сиддхи хайа – «Все явленные писания заключают, что даже мгновение общения с чистым преданным способно даровать все благо» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.54).

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы
Made in Buddha