Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Мита-бхук - санскрит - умеренность в еде




Мита-бхук (санскрит - умеренность в еде)


Из книги Сатсварупа дас Госвами  "Поведение вайшнава. 26 качеств преданного"   

Стать     чистым      преданным,     практикуя лишь одно это из двадцати шести качеств вайшнава, невозможно. Поэтому следует считать мита бхук качеством второстепенным. С другой стороны, однако, если преданный по какой-либо причине не практикует мита бхук, это может стать для него серьезной помехой. Следовательно, нельзя считать это качество малозначительным, тем более что Господь Чайтанья включил его в Свой список. "Бхагавад-гита" (6.16) устанавливает норму поглощения пищи в бхакти-йоге: "Не следует есть слишком мало или слишком много". Что означает "не слишком мало и не слишком много"" Это означает, что выбирать нужно индивидуально, руководствуясь размерами тела. Человек должен честно сказать себе: "Теперь я съел достаточно, чтобы быть сильным и иметь нормальное пищеварение". Когда-то я спросил Шрилу Прабхупаду, сколько следует есть, он ответил:
      "Ешь столько, сколько сможешь легко переварить".
      Он также напомнил о двух правилах, подсказываемых здравым смыслом: "В еде можно допустить две ошибки: одна - есть слишком мало, другая - есть слишком много. Но уж если совершать ошибку, что лучше первую - слишком мало".
      Другая максима Шрилы Прабхупады. "Ребенок не может съесть слишком много; старик не может съесть слишком мало".
      Согласно йоге контроля чувств язык, желудок и гениталии находятся на одной прямой, и все эти органы можно контролировать, если язык под контролем. Тот, кто не контролирует язык, начинает есть слишком много. Желудок перегружается, давление передается на гениталии, а это вызывет сильное половое желание.
      Преданный всегда ест прасадам - остатки предложенного Кришне. Но, как отмечает Шрила Прабхупада в "Нектаре наставлений", правило мита бхук относится и к нему:
      "Если человек принимает прасад лишь из-за его приятного вкуса и оттого ест слишком много, он также падет жертвой попыток удовлетворить потребности языка. Шри Чайтанья Махапрабху учил нас избегать слишком вкусных блюд при принятии прасада. Если, предлагая Божеству очень вкусную пищу, мы думаем о том, как позднее съедим ее, мы заняты удовлетворением потребностей языка. Если, принимая приглашение богатого человека, мы думаем о том, что станем есть вкусные блюда, то мы также пытаемся удовлетворять требования языка ("Упадешамрита", комм.).
      Изучать качеств преданного следует для того, чтобы руководствоваться полученным знанием в преданном служении. Потому предупреждение касательно" переедания прасада имеет большое значение; к нему следует прислушаться. Если вследствие переедания вы страдаете несварением желудка, слишком много спите, чувствуете сексуальное возбуждение, вам обязательно следует уменьшить количество принимаемой пиши. Так применяется разум на практике. Преданный должен использовать собственный разум на то, чтобы управлять велениями чувств и ума. Следует удерживать себя с помощью разума от тех ложных действий, которые может подсказывать ум. Разум может руководить нами, когда мы получаем приказания духовного наставника и Сверхдуши. Потому мы должны удерживать себя от переедания - ведь мы аскетичны и, в конце концов, экстатично погружены в сознание Кришны.
      Совершенно противоположным кажется описание вайшнавской пищи, даваемое в "Чайтанья-чаритамрите". даса Кавираджа все время повторяет, что Господь Чайтанья велел Своим преданным наедаться "до отвала". Иногда Господь Чайтанья Махапрабху своей рукой накладывал преданным огромные порции прасада. "Чайтанья-чаритамрита" считает взаимное предложение и принятие прасада важным любовным развлечением Господа и Его преданных. Иногда любовное служение Господа вынуждает Его принимать большие количества прасада.
      Помочь понять это явление может такое высказывание Шрилы Прабхупады "В сознании Кришны праздник - это пост, и пост - это праздник". Другими словами, ест преданный или постится, цель его одна: служить Кришне. Безусловно, если Господь Чайтанья или духовный учитель лично раздают прасад, преданный не станет отказываться есть, ибо "нужно придерживаться правил и регулирующих принципов". Во время вайшнавских празднеств  время от времени хочет, чтобы преданные наедались "до отвала" - это удовлетворит желания вайшнава и духовного учителя. Такая еда иногда становится радостным, счастливым обменом, который трансцендентен по отношению ко всем правилам и предписаниям. Однако в обыденной жизни преданный не должен есть много. Рагхунатха даса Госвами прославился тем, что организовал огромный пир для Господа Нитьянанды и вайшнавов в Панихати (Бенгалия). Однако Рагхунатха даса Госвами также известен тем, что свел количество принимаемой пищи к крайнему минимуму. "Ешьте обильно, - говорил Шрила Прабхупада,- но не слишком много".

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы