Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Дхенукасура - демон, принявший облик осла, убитый Кришной в лесу Талаван




Дхенукасура - демон, принявший облик осла, убитый Кришной в лесу Талаван


Из семинара «Демоны во Вриндаване» Бхакти Чару Свами

Теперь мы поговорим о Дхенукасуре. Он очень особый демон. Он олицетворяет гуну невежества. Гуна невежества включает в себя множество  анартх. Было два демона, которых убил Господь Баларама. Один - это Дхенукасура, представляющий гуну невежества. И второй - это Праламбасура, представляющий гуну страсти. Это серьезные анартхи. Они включают в себя множество других анартх. Чтобы избавиться от этих анартх, требуется особая милость.
Эта игра происходила, когда Кришна и Баларама только исполнилось шесть лет, и Они начали пасти коров. В тот день, когда Они впервые вышли пасти коров, Они проходили мимо Талавана. Из леса Талавана исходил чудесный аромат спелых фруктов. Мальчики-пастушки попросили Кришну и Балараму: "Мы хотели бы поесть этих фруктов. Не могли бы Вы достать их для нас?" Можно подумать, что мальчики-пастушки погрузились в чувственное наслаждение, хотели попробовать чудесных фруктов, но, в действительности, это не так. Они - чистые преданные. Они просто хотели предложить эти фрукты Кришне и Балараме. Но они знали, что если они скажут Кришне и Балараме: "Нам нужны эти фрукты, чтобы предложить их Вам", то Кришна и Баларама ответят: "Нет никакой необходимости. Мы обойдемся. У Нас есть завтрак в корзинке". 
Прабхупада говорил: "У меня нет беспокойств, но, тем не менее, об одной вещи я беспокоюсь: что там находится в корзинке у Кришны?" Так или иначе, мальчики-пастушки вместо того, чтобы сказать: "Мы хотим предложить это Тебе", сказали: "Мы хотим это для себя". Они знали, что в этом случае Кришна и Баларама начнут немедленно действовать. И Господь Баларама начал действовать. Он вошел в лес, подошел дерево, начал трясти его, чтобы упали спелые фрукты. Он тряс это дерево столь сильно, что вся планета затряслась.
Дхенукасура находился неподалеку. Он принимал полуденный отдых. Он был очень завистливой личностью. Он был завистливой частью гуны невежества. Есть различные умонастроения, которые ведут в различные гуны. Например, существуют разные виды юмора, такие как сарказм. Сарказм - это юмор в гуне невежества. Дхенукасура имел тело осла. Ослы известны своим невежеством. Он был очень завистлив. Он не ел сам никаких фруктов в лесу. Он просто смотрел на то, как фрукты в лесу созревали, падали на землю и сгнивали. А когда кто-то приходил, чтобы взять фрукты, он убивал его. Очень завистлив.
Итак, Дхенукасура в форме осла принимал полуденный отдых. Неожиданно все началось трястись, и раздался ужасный шум. И он понял: "Какой-то мошенник забрался в мой лес. Я должен убить его". Он бросился к тому месту, где был Господь Баларама, издавая ослиные звуки. Представ перед Ним, он ударил Господа Балараму задними копытами. Шримад-Бхагаватам описывает эти события сжато, но в других ведических писаниях они приводятся более детально. В соответствии с Гарга-самхитой, Господь Баларама поймал его за ноги и забросил на двенадцать километров вверх. Он приземлился точно на голову и потерял сознание на час. Затем он поднялся и побежал обратно. Однако он подумал: "Этот белокожий пастушок уж очень силен. Дай-ка я атакую маленьких пастушков". Он бросился к другим пастушкам, но он не учел, что другие пастушки тоже были очень сильные. Они не были обычными маленькими мальчиками. Сначала он бросился на Шридама, но тот не стал бежать от него. Он взял свою палку и ударил по голове Дхенукасуру. Он опрокинулся на землю. Дхенукасура был ошеломлен. Он не мог поверить. 
Затем подошел Субала и начал бить его в лицо. Потом подбежал Кришна и веревкой начал стегать Дхенукасуру. Демон не мог понять, что происходит. Затем Арджуна и еще один мальчик подошли, подняли тело Дхенукасуры и бросили об землю. Вишала и Вришабха пришли. Они бежали очень быстро и ударили его по голове. Они запрыгнули на Дхенукасуру и начали душить его. Девапрастха подбежал и начал хлопать его по лицу. Дхенукасура был полностью ошеломлен. Там был один крошечный пастушок, которого звали Варутапа. Он тоже хотел побежать туда. Но он был маленьким мальчиком и не знал, что делать. У него был мячик. Он побежал к Дхенукасуре и бросил в него своим мячиком. Дхенукасура потерял сознание. Затем он очнулся, поднялся и подумал: "Что же делать? Есть еще один пастушок, на которого я еще не нападал". Кто же это был? Итак, он бросился к Кришне. Кришна поднял его и подбросил на десять километров. Он приземлился на холм Говардхан, упал на голову и потерял сознание на час. Затем он вскочил и бросился бежать обратно. Он поднял Кришну и взлетел в небо больше, чем на миллион километров, и тут Кришна дал ему по голове. Дхенукасура падал с высоты миллион километров и приземлился на свою голову. Но затем он вновь поднялся. Затем Дхенукасура сделал поразительную вещь: он поднял холм Говардхан и бросил его в Кришну. Кришна поймал холм и бросил его обратно в Дхенукасуру. И Дхенукасура бросил его обратно в Кришну, а Кришна поставил этот холм на место. Дхенукасура подумал: "Что же мне делать? Я знаю, я вновь нападу на этого белокожего мальчика". Он побежал прямо на Господа Балараму, главного из них. Господь Баларама поймал его за задние копыта Своей рукой, раскрутил, и Дхенукасура в этот момент умер. Он залетел на вершину дерева и повалил их.
Затем произошло поразительное событие - когда Дхенукасура покинул тело, прекрасная трансцендентная личность вышла из него, с прекрасной гирляндой из лесных цветов, и предложила свои поклоны Балараме и Кришне. Затем с Голока Вриндаваны снизошла колесница. Она была длиной двенадцать километров. На ней находилось сто тысяч обитателей с Голоки Вриндаваны. У нее была тысяча колес, и ее тянули десять тысяч лошадей. Она передвигалась быстрее скорости ума. Дхенукасура обошел вокруг Кришны и Баларамы и в своей чистой форме взошел на колесницу и отправился обратно на Голоку Вриндавану.
Дхенукасура олицетворяет гунй невежества. Это очень большая анартха. Многие другие анартхи включены в категорию невежества. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил об опасности этого. Чтобы избавиться от этой глубокой и обширной анартхи, человеку нужно прилагать личные усилия. В случае многих других анартх, если просто продолжать практику преданного служения, эти анартхи могут быть очищены. 
Бхактивинода Тхакур говорит: "Когда преданный практикует действия с энтузиазмом, он избавится от этих осквернений. Только по милости Господа Баларамы это может быть отброшено далеко прочь. Дхенукасура вызывает полное невежество нашей истинной деятельности и глупые заблуждения о природе святого имени. Он лишает человека понимания в отношении того, кому он должен поклоняться. Это осквернение надо выбросить подальше, приложив большие усилия со своей стороны. Метод, с помощью которого мы очищаемся, очень глубок и таинственен. И нужно учиться применять его. Учиться непосредственно от духовного учителя. В этой связи можно заметить, что Господь Баларама - изначальный духовный учитель. Чтобы избавиться от этого невежества, нужно получить особую милость Господа Баларамы. Господь Баларама - изначальный духовный учитель, а те, кто следуют за Ним, истинные духовные учителя - обретают духовное шакти от Него. Когда преданные принимают прибежище у своих духовных учителей, тогда они могут получить это особое шакти. Так человек может превзойти влияние Дхенукасуры.
Конечно, когда мы говорим о невежестве, мы можем подумать, что выбраться из невежества не так-то уж и трудно. Просто можно читать много книг Прабхупады, читать Бхагавад-гиту, Шримад-Бхагаватам. С одной стороны, это правда, но это не просто вопрос чтения. Можно заметить, что многие преданные, когда читают, их клонит ко сну. В начале творения была богиня, которая отвечала за сон. Ее звали Нидра деви. Она пожаловалась Маха-Вишну: "Я пытаюсь служить Тебе, погружая всех в сон. Но я обнаружила, что в отношении к Твоим преданным это очень трудно осуществить. Твои преданные всегда бдительны и постоянно заняты слушанием и прославлением Тебя. Я хочу служить Тебе, направляя свое служение по отношению к ним". Тогда Маха-Вишну дал ей благословение: "Когда бы Мои преданные ни слушали воспевание обо Мне, если они будут делать это невнимательно, тогда ты можешь влиять на них своим служением". Итак, мы обнаруживаем, что она успешна в этом. Часто, когда мы даем лекцию, осматривая аудиторию, мы можем увидеть хотя бы одного человека, которого клонит в сон. Но если мы немножечко привяжемся к Кришне, тогда если мы даже будем чувствовать сонливость, мы пробудим себя. В противном случае, если мы не слишком привязаны к Кришне, тогда как только начнется лекция - время пришло отдохнуть. Шрила Прабхупада однажды сказал, что чтение Шримад-Бхагаватам - это очень хорошее лекарство от сомнений. Мы видим, что это так. Мы пытаемся развить настоящую привязанность к слушанию о Кришне. Если мы, в действительности, будем погружены в слушание каждой лекции по Шримад-Бхагаватам, то, как только мы откроем книгу Шрилы Прабхупады, мы сразу же начнем ее внимательно читать. Тогда очень быстро мы сможем выйти из-под влияния невежества.
Есть много людей, которые знают достаточно хорошо ведические писания. Но получили ли они из этого знания трансцендентное очищение и благо - это другой вопрос. Есть много ученых. В Англии есть один знаменитый ученый, который известен как профессор Зейна. В наше время, он уже оставил тело, но когда он был жив, Бхагавад-гиту он был самым знающим в мире ученым. Он знал наизусть всю Бхагавад-гиту, и знал настолько хорошо, что мог цитировать ее наоборот. Однако он не был преданным. Однажды наши преданные пришли на лекцию, которую он давал в университете. В конце лекции профессор Зейна спросил: "Есть ли какие-то вопросы?" Один из наших преданных начал задавать трудные вопросы. Профессор Зейна начал чувствовать себя не в своей тарелке. Неожиданно он очень быстро закончил программу. Преданный бежал за ним и говорил: "У меня есть еще вопросы!" Профессор Зейна ответил: "Подойди ко мне попозже. Мне надо идти". Когда преданные пытались найти, где он живет, его не было в своей комнате. Они нашли одного из его коллег, который им сказал: "Я думаю, он там внизу, вон в той комнате". Преданные пошли туда и обнаружили, что эта комната была баром. В ней находился профессор Зейна. Профессор Зейна не был счастлив, встретив преданных. Он сказал: "Вы просто идите. Я не интересуюсь этим". Смысл в том, что человек может читать эти книги, но воистину выбраться из невежества, воистину достичь трансцендентного уровня - это другой вопрос.
Как же мы можем развить подобное сознание? Это можно сделать, лишь погрузившись в трансцендентную миссию. Если мы посмотрим Шримад-Бхагаватам, то во 2-й главе мы можем заметить следующие слова: "О дваждырожденные мудрецы, служа тем преданным, которые полностью свободны от всей зависти, можно совершить величайшее служение. Благодаря этому служению человек может развить стремление слушать послание Васудевы". Таков ответ Кришны. Чем больше мы предаемся Кришне, чем больше мы развиваем умонастроение служения, чем больше мы служим преданным, Кришна, находящийся в сердце, дарует нам привязанность к Себе. Он не просто дает нам это, Он также дает знание. В Шримад-Бхагаватам есть хороший стих: 
васудеве бхагавати   бхакти-йогах прайоджитах
джанайати ашу вайрагйам   джнанам ча йад ахаитукам  
Шукадева Госвами говорит: "Благодаря служению Васудеве, Кришне, в сердце развивается беспричинное отречение и знание". 
В этом секрет. Это не просто вопрос чтения многих книг, надо также развить умонастроение служения. В особенности, мы должны стремиться служить преданным. В Бхакти-Сандарбхе Джива Госвами говорит: "Служение преданным - это самый эффективный метод развития любви к Богу. Это один из очень важных аспектов Сознания Кришны. Если мы учимся правильно служить преданным, мы обнаруживаем, что наша привязанность к Сознанию Кришны будет все больше и больше увеличиваться. В особенности, у нас пробудится привязанность к слушанию о Кришне. И когда вы привязаны, когда вы любите слушать о Кришне, когда это становится необходимой потребностью, тогда вы сможете собрать всех вместе: "Расскажите мне о Кришне! Расскажите мне что-нибудь о Кришне! Быстрее!" Вы будете чувствовать потребность в этом. Это указывает на то, что вы прогрессируете. Бхактивинода Тхакур говорил: "Когда же придет этот долгожданный день, в который мои апарадхи уменьшатся, а привязанность усилится? Когда же наступит этот день?" Наступление его можно ускорить тем, что мы больше и больше будем погружены в служение преданным.
В Чайтанйа-Чаритамрите есть одна замечательная история о дяде Рагхунатхи даса Госвами, которого звали Калидас. Калидас был великим преданным. В Чайтанйа-Чаритамрите рассказано как он обрел высочайшую милость Господа Чайтаньи. Он получил больше милости, чем любой другой преданный. Поскольку он был так привязан к преданным, он принял обет, что он попробует остатки пищи каждого вайшнава в Бенгалии. Он хотел получить от каждого остатки пищи, получить пыль с лотосных стоп и воду, которой омывали их лотосные стопы. В то время было много вайшнавов. Он принял на себя этот обет и начал исполнять его. Это принесло высочайшее благо.
Однажды, когда Шрила Прабхупада взял одну из первых групп своих учеников в Индию, они пришли на пир к одному человеку. Шрила Прабхупада ел с преданными. Когда он закончил принимать прасад, его маха-прасад раздали преданным. Одному преданному достался от Прабхупады гулабджамун. Преданный смотрел на этот гулабджамун, думая: "Вот это милость Шрилы Прабхупады!" Но пришел другой преданный, выхватил гулабджамун и засунул его себе в рот. С ним было покончено. Этот преданный был изумлен. Он пошел к Шриле Прабхупаде жаловаться: "Мне достался кусочек остатка вашей пищи, а этот преданный украл его. Это очень плохо!" Шрила Прабхупада сказал: "О, он очень разумен!". Особая милость в служении преданным - принятие остатков пищи от них. Господь Чайтанья говорил: "Кто Я такой? Я просто слуга слуги слуги слуги гопи, которые служат Кришне. Шрила Прабхупада говорил: "Чаще всего надо говорить слово дас. Чем чаще мы это говорим, тем больше мы продвигаемся".
В отношении Калидаса в Чаитанйа-чаритамрите описан один случай. Он хотел получить остатки пищи у низкорожденного вайшнава. Один вайшнав был из семьи шудр, и чтобы получить остатки его пищи, Калидас посетил его и дал ему в подарок манго. Он дал плоды манго этому преданному. Затем попросил: "Можно взять у вас пыль с лотосных стоп?" Этого преданного звали Джаду Тхакур. Он сказал: "Возможно, это было бы хорошо, но есть одна проблема: у меня нет лотосных стоп". Калидас начал возражать ему: "В писаниях говорится, что мы должны стремиться получить пыль с лотосных стоп преданных". Джаду Тхакур ответил: "Да, я слышал об этом. Но в данном случае есть проблема - нет преданных. Поэтому пойди, найди какого-то преданного и возьми пыль у него со стоп. Это замечательно!" Калидас решил, что пора уходить. 
Джаду Тхакур провожал его до ворот, а затем вернулся обратно в дом. Дорожка была усыпана песком. Как только Джаду Тхакур вернулся в дом, Калидас начал кататься на этой дорожке, чтобы получить отпечатки пыли со стоп Джаду Тхакура. После этого Джаду Тхакур съел манго и выбросил косточки и шкурки в мусорную яму. Как только он зашел в дом, Калидас покатился к тому месту, нырнул в эту кучу мусора, выбрал оттуда косточки и шкурки и съел их. Таковы были его обычные действия. Позже он пошел в Джаганнатха Пури и встретился с Господом Чайтаньей. Поскольку он был так привязан к преданным, Господь Чайтанья даровал ему особую милость. Перед тем, как войти в храм Господа Джаганнатхи, Он омывал Свои стопы. Господь Чайтанья держал стопы над канавой, и кто-то лил воду на стопы. Многие преданные пытались получить эту воду. Но Господь Чайтанья никому не позволил. Есть одна история. В то время, как Господь Чайтанья чистил храм Гундича, он чистил алтарь. Он мыл верхнюю часть алтаря, а Его стопы стояли на нижней части. Он стал кричать преданным: "Несите воду! Несите воду!" Преданные уже вымыли весь алтарь. Затем они вымыли то место, где были отпечатки стоп Господа Чайтаньи. Они лили воду на алтарь. Один преданный подпрыгнул и стал собирать воду, которая стекала. Господь Чайтанья заметил это и вышвырнул его наружу. Он сказал: "Уходи отсюда!" Это был преданный из Бенгалии. Когда Господь Чайтанья встретился с Сварупой Дамодарой, который был лидером преданных из Бенгалии, Он начал жаловаться ему: "Ты видел, что делают твои бенгальские вайшнавы?" Так или иначе, Калидас добрался до Джаганнатха Пури. Господь Чайтанья приближался к храму. Он омывал стопы внизу на ступеньках возле храма. Калидас приблизился к Господу Чайтанье, подставил свои руки прямо под стопы Господа Чайтаньи, взял полные ладони воды и выпил. Второй раз подставил свои ладони и выпил еще всю воду. Третий раз подставил свои ладони и выпил вновь воду. Четвертый раз подставил. Но тогда Господь Чайтанья, который видел все это, сказал: "Хватит, Калидас. С тебя достаточно". Так Калидас получил милость от Господа Чайтаньи, которую никто и никогда не получал.
Итак, если мы хотим получить особую милость в сознании Кришны, тогда мы также должны применить эту практику, пытаясь развить это умонастроение и практикуя служение преданным. Тогда Кришна, пребывающий в сердце, ответит взаимностью. Главное, как Он ответит нам, - Он даст нам вкус к слушанию о Нем. Это вкус не так-то легко получить. Есть одна замечательная история о Шриле Бхактисиддханте. К нему подошел один ученый-хинду и задал один очень сложный вопрос. А Шрила Бхактисиддханта ответил: "Прямо сейчас я занят. Почему бы тебе не пойти и не спросить вон у того мальчика?" Это не был в прямом смысле мальчик. Ему было 18-19 лет. В соответствии с ведической культурой, мужчина считается мальчиком или подросток женского пола считается девочкой до 40 лет. Поэтому Шрила Прабхупада называл своих учеников мальчиками и девочками. Большинство собравшихся здесь - это мальчики и девочки. Итак, Шрила Бхактисиддханта сказал: "Почему бы тебе не пойти и не спросить у того мальчика?" Он был новым бхактой. Этот знаменитый ученый посмотрел и подумал: "Это же обычный деревенский подросток, а у меня очень серьезные, запутанные научные вопросы". Так или иначе, он согласился и пошел спрашивать у этого юноши: "Я обращался к твоему духовному учителю с вопросами. Он попросил, чтобы я обратился с ними к тебе". И тот ответил: "Да, это было бы хорошо, но сейчас я занят. Мы чистим параферналии для арати. Когда закончим, мы будем готовы ответить на любые ваши вопросы. Почему бы вам не присесть и не помочь нам? Тогда мы быстрее закончим". Знаменитый ученый подумал: "Это даже еще более удивительно. Сначала я должен спрашивать маленького мальчика, а теперь я должен еще работать для него. Что же будет дальше?" Но он был хинду. Он подумал: "О, хорошо. Я немного послужу". 
Он сидел и очищал лампу для гхи и другие параферналии. Когда он почистил, произошла одна очень удивительная вещь: все ответы на его вопросы начали всплывать в его уме. Он не мог поверить в это. Когда он закончил, юноша сказал: "Так какие у вас вопросы?" Этот человек сказал: "К моему удивлению, я нашел все ответы на свои вопросы, когда чистил эти параферналии". Затем он пошел опять к Шриле Бхактисиддханте. Шрила Бхактисиддханта сказал: "Теперь я освободился, и вы можете задавать вопросы". 
Но тот сказал: "Знаете, когда я чистил параферналии, все ответы на мои вопросы спонтанно всплыли в моем уме". И тогда Шрила Бхактисиддханта процитировал этот стих (Шримад-Бхагаватам 1.2.7.): "Когда вы совершаете преданное служение, вам даруется беспричинное знание и отречение". 
Конечно, когда в этом стихе употребляется слово "беспричинное" - это не значит, что абсолютно нет никакой причины, что ответ приходит из ниоткуда. Это указывает на то, что нет материальной причины. Но без сомнения, определенная причина есть. Причина - Кришна, пребывающий в сердце. Мы должны пытаться развить умонастроение нижайшего слуги. Это особенность сознания Кришны. Когда, например, мы видим Божества. Обычный человек он думает: "Вот здесь стоят какие-то статуи". Но если человек смотрит на Божества, а перед этим он целый день совершал преданное служение, Божества выглядят для него так прекрасно! 
Чудесное зрелище - созерцать Божества. Если у вас есть чистая преданность, чистое умонастроение бескорыстного служения, то Божества могут говорить с вами. Великие преданные могут видеть игры Гаура-Нитай, проходящие на алтаре. Есть много историй об этом. Был один великий преданный, которого звали Вамшидас Бабаджи. Он жил в те времена, когда жил Бхактивинода Тхакур. У него были Божества Гаура-Нитай и Божество Гопал (это Божество Кришны, который ползет на четвереньках и в руке держит кусочек ладу). Он все время разговаривал с Божествами. Однажды он сидел у себя и смотрел на Божества, а рядом стоял еще один преданный. Вамшидас Бабаджи повернулся к нему: "Ты слышал, что Господь Гауранга сказал мне?" Преданный сказал: "Нет". Тот продолжил: "Гауранга сказал мне: "Ты, Вамшидас, слишком состарился, чтобы ходить и просить в пожертвование пищу. Ты оставайся, сиди дома. А Я буду ходить и просить для  тебя". Этот Гауранга пытается служить мне". Потом он сидел несколько минут, обдумывая это. Неожиданно он вскочил на ноги, схватил палку и начал махать ею перед Господом Гаурангой: "Если Ты будешь пытаться служить мне, я переломаю Тебе ноги!" Конечно, мы не на таком возвышенном уровне. 
Есть множество историй о подобных вещах.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы