Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Двиджа - Дваждырожденный




Двиджа - Дваждырожденный  -   духовный уровень, возможно достижимый для людей из трёх высших варн: Учителя, Управленцы (воины) и торговцы (люди исскуства). 



Гуру всех варн

вишнурайам йато хйасит тасмад-вайшнава учйате
сарвешам чаива варнанам вайшнавах шрештхах учйате

(«Падма-пурана»)
«Того, кто предан Вишну и благодаря этому связан с Ним, называют вайшнавом. Истинный вайшнав стоит выше всех варн и считается лучшим из людей».
Если человек связан с парам брахмой, то есть Кришной, или Вишну, он является вайшнавом. Он осознал свои вечные взаимоотношения с Вишну, или Кришной, и установил с Ним прочные отношения. Он — вайшнав и гуру всех варн: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Здесь возникает вопрос: кто является истинным брахманом? Йо ва этад акшарам гарги видитвасмал локат праити са брахманах. Брахман — это тот, кто познал акшара васту, непогрешимого Господа. Он развил в себе совершенное сознание Кришны и всюду видит Кришну. Он понимает, что все принадлежит Кришне и что Кришна — единственный, кто всем владеет и всем наслаждается. Итак, брахман — это тот, кто установил с Кришной вечные отношения, основанные на любви. 

«Ману-самхита» (2.168) гласит:
йо ‘надхитйа двиджо ведам анйатра куруте шрамам
са дживан эва шудратвам ашу гаччхати санвайах
«Если человек, получив духовное посвящение, упанайану, то есть обретя второе рождение и став двиджей, покидает ашрам гуру и не посвящает себя ведадхьяне — изучению Вед под опытным руководством этого гуру, он не сможет стать брахманом. Вместо этого он станет шудрой, и все его потомки также будут шудрами».
В «Шветашватара-упанишаде» (6.38) говорится:

йасйа деве пара бхактир
йатха-деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах
пракашанте махатманах

«Тот, кто пробудил в себе пара бхакти, исполненную всех совершенств бхакти к Бхагавану, а также к Гурудеве, сможет постичь сущность всех Вед».
Ему откроется все ведическое знание. Он — брахман. Брахма джанатити брахмана. Он постиг брахма васту.

Вайшнав — совершенный брахман
Тот, кто стал вайшнавом, является совершенным брахманом. Качества, свойственные брахману, описываются в «Бхагавад-гите» (18.42):

шамо дамас тапах шаучам
кшантир арджавам эва ча
гйанам вигйанам астикйам
брахма-карма свабхава-джам

«Спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность — вот качества, которые присущи брахманам и благодаря которым они выполняют свои обязанности».
Брахман должен не только обладать необходимыми качествами, но и выполнять обязанности брахмана. Это значит, что он должен с любовью служить Кришне, осознав свои отношения с Ним. Такой человек является вайшнавом, совершенным брахманом. В своем комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (9.9.29) Прабхупада говорит: «Недостаточно просто обладать необходимыми качествами, нужно выполнять обязанности брахмана. Обязанность брахмана — познать парам брахму, Кришну». Таким образом, тот, кто приобрел необходимые качества, но не исполняет обязанности брахмана, не является истинным брахманом. Вот в чем заключаются обязанности брахмана, и вот кого мы называем истинным брахманом. Если человек не развил в себе совершенное сознание Кришны и не познал брахма васту, парам брахму, или Кришну, он не является истинным брахманом.

брахма-таттвам на джанати брахма-сутрена гарбитах
тенаива са ча папена випрах пашурудахритах

«Атри-самхита» (372) гласит: «В Кали-югу существуют только так называемые брахманы по происхождению, которые родились в семье брахмана, но не приобрели качеств, свойственных брахманам. Они не исполняют обязанностей, которые должны исполнять брахманы, и не знают брахма васту, парам брахму, или Кришну, однако они очень гордятся тем, что носят шнур брахмана».
Такие люди только и твердят: «Я — брахман, ты что, не видишь?» Они много мнят о себе — дамбхо дарпо ‘бхиманаш ча («Бхагавад-гита» 16.4). На самом деле они не брахманы, а демоны. Тенаива са ча папена — поэтому они совершают греховные поступки. Из-за того, что они носят брахманский шнур, они преисполнены гордыни, а гордыня — одно из качеств демонов. Они не знают брахма таттву, и, предаваясь грехам, они стали не брахманами, а пашу, животными. Так утверждает «Атри-самхита».

Подражание брахману
Брахманом становится тот, кто следует примеру истинного брахмана-вайшнава. Не следует подражать брахману. Вы не станете брахманом, имитируя его. Станьте последователем совершенного брахмана, и тогда вы сами станете брахманом. «Ману-самхита» (2.157) гласит:

йатха каштхамайо хасти йатха чарма-майо мригах йаш
ча випро ‘на дхайанас трайасте нама вибхрати

Здесь говорится о том, что деревянный слон только называется слоном, а чарма-майо мригах, чучело оленя, лишь называется оленем, точно так же и так называемый брахман, не изучающий Веды под руководством гуру, только называется брахманом. И деревянный слон, и чучело оленя, и так называемый брахман не являются настоящими. Они только называются (нама матра) слоном, оленем и брахманом. И Шрила Прабхупада говорит в своем комментарии о том же: «… брахманы только по названию, которых именуют так лишь потому, что они родились в семьях брахманов». Тот, кто не обладает качествами, свойственными брахману, и не выполняет обязанностей брахмана, не является истинным брахманом. Его только называют так, точно так же, как слон, сделанный из дерева, только называется слоном, а чучело оленя, мриги, только называется оленем. Брахман, родившийся в семье брахмана, но не изучающий Веды под руководством гуру, является брахманом только по названию. В той же «Ману-самхите» (4.190) говорится:

атапас-тванадхийанах пратиграх-ручир-двиджах
амбхасй-ашма-плавенаива саха тенаива маджджати

Двиджа, дваждырожденный брахман, не предающийся тапасье, подвижничеству, и не изучающий Веды (шамо дамас тапах шаучам), всего лишь алчный человек, одержимый жаждой наживы (пратиграха). «Ты что, не знаешь, что я брахман? Ты должен кормить меня! Дай мне бходжан и пранами, дакшину, а иначе весь твой род пойдет в ад!» Такие люди только и думают о бходжане, состоящем из очень вкусных блюд. «Кто накормит меня, кто даст мне вкусную еду и много пранами, дакшину?» Они думают только об этом, и потому они не истинные брахманы. Что ожидает вас, если вы дадите пожертвование такому брахману? И тот, кто даст пожертвование, и тот, кто примет его, оба пойдут в ад. Тенаива маджджати. Если вы построите корабль из камня и попытаетесь поплыть на нем, думая: «О, на этом корабле из камня я переплыву океан»,— то что произойдет? Вы утонете вместе с кораблем. Точно так же, если вы дадите пожертвование или будете служить так называемому брахману, который не предается тапасье и веда дхьяне, изучению Вед, а думает только о вкусной еде и деньгах, дакшине, то и вы сами, и этот брахман отправитесь в ад. Это подобно тому, как человек, пытающийся плыть на корабле из камня, тонет вместе с этим кораблем. Вот что мы должны понять относительно того, кто является истинным брахманом. Ваше происхождение, джати, или принадлежность к касте, не делает вас брахманом, Гуна-карма-вибхага-шах — брахманом становится тот, кто приобретает качества, свойственные брахманам, и выполняет обязанности брахмана. 

Качества и действия
Как мы знаем из Вед, существовало множество очень известных брахманов низкого происхождения. Они были великими брахманами, но каково было их происхождение? 

ришйа-шринго мригайах каушиках кушат джамбуко джамбукат.
валмико валмикат. вйасах каивартта-канйайам.
шашаприштхат гаутама. вашиштхах урвашйам.
агастйах каласе джата ити шрутатват

(«Варджра-шучика-упанишада»)

Так, например, Ришишьяшринга произошел от оленя, мриги. Он был очень известным брахманом, брахмариши, но он не был рожден брахманом. Никто не становится брахманом благодаря своему происхождению. Каушика Риши, другой великий брахман, произошел от травы куша, а Джамбука Риши — от джамбуки, шакала. Великий брахман Вальмики Махариши, написавший «Рамаяну», был рожден из муравейника. А каково было происхождение еще одного известного брахмана — Вьясадевы, который составил все ведические писания, предназначенные для Кали-юги? Каивартта-канйайам — он был рожден дочерью рыбака, и потому его зовут Сатьявати-сутой. Великий брахман Гаутама Риши был рожден из спины кролика (шашаприштхат), а другой великий брахман Васиштха был рожден Урваши, которая была куртизанкой на небесных планетах. Великим брахманом был и Агастья Муни, который родился из сосуда для воды, каласы.
Существует так много примеров того, что человек становится брахманом не благодаря происхождению, а благодаря своим качествам и действиям. Мы должны понимать, кто является истинным брахманом. В «Бхагаватам» во многих местах обсуждается этот вопрос, и Шрила Прабхупада, ачарья-основатель ИСККОН, говорил: «Я воспитываю брахманов».
Мы должны знать, кто является истинным брахманом. Истинный брахман — это тот, кто постиг брахма васту, Верховного Брахмана, или Кришну. Мы должны развить в себе совершенное и чистое сознание Кришны и все свое время посвятить деятельности, которой должен заниматься брахман, иными словами, мы должны с любовью служить Кришне. И тогда мы будем достойными членами общества сознания Кришны. Это и есть цель основателя ИСККОН. Он говорил: «Я воспитываю брахманов»,— так как в Кали-югу никто не рождается брахманом, калау шудра самбхавах — все являются шудрами. Поэтому он собирает млеччх и яванов и делает из них брахманов. Все мы — мллечхи и яваны, и нам очень посчастливилось, что он спас нас. Он — великий брахман-вайшнав, он очень милосерден и великодушен. Его цель состоит в том, чтобы мы стали совершенными брахманами, приобрели качества, присущие брахманам, и посвятили себя деятельности, которой должен заниматься брахман. И если мы каждого наделим сознанием Кришны, тогда все люди будут счастливы и избавятся от всех страданий. Выходите же на улицу и проповедуйте науку сознания Кришны, давайте людям сознание Кришны, и тогда все они познают счастье. Такова сущность истинного вайшнава, брахмана.



Молодые преданные в движении сознания Кришны поклоняются Кришне. Каковы признаки преданного? Преданный - это тот, кто утратил интерес к материальным наслаждениям:  бхактих парешанубхаво вирактир анйатра ча  (Бхаг., 11.2.42). Преданные, принадлежащие к обществу сознания Кришны, не ходят в кино, рестораны или клубы, они не пьют и не курят. Все эти "удовольствия" в Европе и Америке доступны каждому, но этим юношам и девушкам ничего этого не нужно. Они готовы дни и ночи напролет сидеть и слушать о Кришне. Почему? Потому что они утратили вкус к материальным удовольствиям. Это свидетельствует о духовном прогрессе.  Санньяси,  который курит или пьет чай, не имеет ничего общего с духовной жизнью. Духовная жизнь подразумевает отказ от материалистического образа жизни. Настоящий преданный становится равнодушен к материальной деятельности и начинает стремиться к постижению Бога, Всевышнего, и к служению Ему. В "Шримад-Бхагаватам" (5.5.1) говорится:

найам дехо деха-бхаджам нрлоке
каштан каман архате вид-бхуджам йе

"Среди всех живых существ, которые, получив материальное тело, попали в материальный мир, тот, кому дарована человеческая форма жизни, не должен трудиться в поте лица ради чувственных удовольствий, доступных даже собакам и свиньям, которые питаются испражнениями". Слово  вид-бхуджам  означает "питающийся испражнениями". Свинья день и ночь рыщет в поисках пропитания, и, поскольку в испражнениях, которыми она питается, содержится много минералов и гипофосфатов, свинья набирается сил, толстеет и без конца наслаждается сексом. К этому сводится существование свиньи. Человеческая жизнь, однако, предназначена не для того, чтобы подражать свинье, а для  тапасьи,  аскезы:

тапо дивйам путрака йена саттвам
шуддхйед йасмад брахма-саукхйам тв анантам

"Напротив, мои дорогие сыновья, человек должен совершать аскезы, чтобы получить право заниматься трансцендентным преданным служением. Преданное служение очищает сердце и дает возможность обрести вечную жизнь, исполненную блаженства, которое несравнимо ни с каким материальным счастьем" (Бхаг., 5.5.1).
В этом заключается суть ведической цивилизации. Общество  варнашрама-дхармы  состоит из четырех каст  (варн): брахманов, кшатриев, вайшьев  и  шудр  - и четырех духовных укладов  (ашрамов): грихастх, ванапрастх, брахмачари  и  санньяси . Такая социальная структура помогает людям постепенно достичь высшей ступени совершенства в осознании Бога. Единственной целью всех  варн  и  ашрамов  является поклонение Всевышнему. Поднимаясь шаг за шагом по ступеням социальной лестницы, член общества  варнашрамы  достигает духовного совершенства. Так, учась в школе, ребенок переходит из класса в класс и таким образом постепенно овладевает знаниями.
Если человеческое общество будет строиться в соответствии с принципами  варнашрама-дхармы,  то у людей появится возможность постепенно постичь Брахман. Но, поскольку сейчас все рождаются  шудрами,  люди нуждаются в образовании.  Двиджа  значит "дваждырожденный". Когда человек выходит из чрева матери, он рождается в первый раз, а духовный учитель и Веды дают ему второе рождение. Веды становятся его матерью, а духовный учитель - отцом. При втором рождении человек получает от духовного учителя священный шнур. Это значит, что он принял духовного учителя, который будет его наставником в духовной жизни. После посвящения духовный учитель позволяет ему читать "Шримад-Бхагаватам" - самое совершенное из всех ведических писаний.  Нигама-калпа-тарор галитам пхалам:  "Шримад-Бхагаватам" является квинтэссенцией всех Вед. Веды подобны древу желаний, с которого можно срывать любые плоды. Ведическое знание совершенно, в Ведах можно найти ответы на любые вопросы, но, чтобы постичь это знание, необходимо получить посвящение от истинного духовного учителя,  гуру -  тад-виджнанартхам са гурум эвабхигаччхет .
К несчастью, в век Кали в человеческом обществе царит хаос. Люди забыли о цели жизни. В такие времена Господь Сам приходит к людям. Господь делает это из сострадания, ибо Он гораздо сильнее хочет, чтобы мы вернулись домой, к Богу, чем мы сами. Мы настолько погрязли в невежестве, что ничего не знаем о царстве Бога, не ведаем пути, ведущего в это царство, и не понимаем, как обрести счастье. Мы все забыли. Поэтому время от времени Кришна Сам приходит в материальный мир или посылает сюда Своего представителя, чистого преданного. Иногда Он нисходит в наш мир в Своей изначальной форме, а иногда - в форме одного из Своих воплощений.


 
кас твам мач-чхаране локе
балад дхамсй абалан бали
нара-дево 'си вешена
натават кармана 'двиджах

ках - кто; твам - ты; мат - моим; шаране - под покровительством; локе - в этом мире; балат - силой; хамси - убивающий; абалан - беспомощных; бали - хотя полных сил; нара-девах - человекобогом; аси - представляющийся; вешена - одеждой; ната-ват - подобно актеру; кармана - по делам; адви-джах - тот, кто по уровню культуры не относится к дваждырожденным.
Эй, кто ты? Ты кажешься сильным и все же осмеливаешься убивать беспомощных, находящихся под моей защитой. Облачившись в эти одежды, ты выдаешь себя за богочеловека [царя], но дела твои противоречат принципам дваждырожденных кшатриев.

Комментарий А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады: Брахманов, кшатриев и вайшьев называют дваждырожденными, потому что люди, принадлежащие к высшим классам, один раз рождаются от отца и матери, а второй раз - когда духовно омолаживаются, получая знания и духовное посвящение у истинного ачарьи, духовного учителя. Таким образом, кшатрий - тоже дваждырожденный, как и брахман, и его долг - защищать беспомощных. Царь-кшатрий считается представителем Бога, призванным защищать беспомощных и наказывать злодеев. И всякий раз, когда правители уклоняются от исполнения своего элементарного долга, Господь воплощается, чтобы восстановить принципы праведного правления. В этот век Кали несчастных беззащитных животных, особенно коров, которым правители должны обеспечивать всестороннюю защиту, без ограничений убивают. Таким образом, главы государств, которые сквозь пальцы смотрят на все это, являются представителями Бога лишь по названию. Такие влиятельные правители властвуют над несчастными гражданами только благодаря занимаемому положению или соответствующей одежде, но на самом деле они недостойные, низкие люди, лишенные добродетелей, присущих дваждырожденным. Нельзя ждать справедливости или беспристрастия от однорожденного (духовно неразвитого) выходца из низшего сословия. Поэтому в век Кали из-за плохого управления государством все несчастны. Современное человеческое общество не получает второго рождения в духовной культуре. Следовательно, народное правительство, не состоящее из дваждырожденных, - это и есть правительство Кали, делающее всех людей несчастными.



самскара йатравиччхиннах
са двиджо 'джо джагада йам
иджйадхйайана-данани
вихитани двиджанманам
джанма-кармавадатанам
крийаш чашрама-чодитах

самскарах - процессы очищения; йатра - где; авиччхиннах - непрерывные; сах - тот (человек); дви-джах - дваждырожденный; аджах - Господь Брахма; джагада - одобрил; йам - которого; иджйа - поклонение; адхйайана - изучение Вед; данани - и благотворительность; вихитани - предписанная; дви-джанманам - тех, кого называют дваждырожденными; джанма - рождением; карма - и деятельностью; авадатанам - очищенных; крийах - деятельность; ча - также; ашрама-чодитах - рекомендованная для четырех ашрамов .
Если человек прошел все очистительные обряды, начиная с гарбхадхана-самскары, если процесс его очищения не прерывался и сопровождался ведическими мантрами, если этого человека признал Господь Брахма, его именуют двиджей, дваждырожденным. Такие люди - брахманы, кшатрии и вайшьи, обретшие чистоту благодаря следованию семейным традициям и достойному поведению, - должны поклоняться Господу, изучать Веды и раздавать милостыню. Кроме того, они должны исполнять все обязанности, предписанные для четырех ашрамов [брахмачарьи, грихастхи, ванапрастхи и санньясы].

Комментарий А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады: Перечислив тридцать добродетелей, которыми должны обладать все люди, Нарада Муни начинает описывать обязанности четырех варн и четырех ашрамов . Названные тридцать добродетелей нужно воспитывать в каждом человеке, иначе его нельзя будет назвать человеком, а среди тех, кто достойны называться людьми, надо ввести систему варнашрамы . В соответствии с этой системой очищение человека начинается с его зачатия, то есть с обряда гарбхадхана, который сопровождается повторением определенных мантр, предназначенных для того, чтобы на свет появился хороший ребенок. Тот, кто вступает в половые отношения не ради удовольствия, а ради того, чтобы в чистом сознании зачинать детей, тоже считается брахмачари . Человек не должен тратить семя впустую, просто потакая своей плоти и тем самым нарушая ведические принципы. Однако ограничивать себя в сексе могут только те, в ком воспитаны тридцать упомянутых добродетелей; другие на это не способны. Если человек родился в семье двиджей, дваждырожденных, но не проходил очистительных обрядов, такого человека называют двиджа-бандху - родственником дваждырожденных. Смысл системы варнашрамы в том, чтобы общество состояло из добродетельных людей. Как объясняется в "Бхагавад-гите", когда женщины утрачивают чистоту, у них рождаются дети, именуемые варна-санкарой, а когда таких людей становится много, весь мир превращается в ад. Поэтому ведические писания снова и снова предостерегают людей от порождения такого потомства. Если жители страны - варна-санкара, ими невозможно как следует управлять, и никакие усилия парламента или других органов государственной власти не принесут этой стране мира и процветания.



йархй алайешв апи сатам на харех катхах сйух
пашандино двиджа-джана вришала нридевах
сваха свадха вашад ити сма гиро на йатра
шаста бхавишйати калер бхагаван йуганте

йархи - когда это случится; алайешу - в жилищах; апи - даже; сатам - образованных людей; на - не; харех - о Личности Бога; катхах - повествования; сйух - будут рассказываться; пашандинах - безбожники; двиджа-джанах - люди, относящие себя к трем высшим сословиям (брахманам, кшатриям и вайшьям); вришалах - шудры, принадлежащие к низшему сословию; нри-девах - министры; сваха - гимны, которые поются во время совершения жертвоприношений; свадха - все, что необходимо для совершения жертвоприношений; вашат - жертвенный алтарь; ити - все эти; сма - будут; гирах - слова; на - никогда; йатра - повсюду; шаста - карающая сила; бхавишйати - явится; калех - века Кали; бхагаван - Личность Бога; йуга-анте - в конце.
Затем, в конце Кали-юги, когда о Боге перестанут говорить даже в домах людей, слывущих святыми, и в домах почтенных представителей трех высших сословий, когда власть в правительстве перейдет в руки министров, избранных из числа невежественных шудр или людей, принадлежащих к еще более низким слоям общества, когда не останется никого, кто хотя бы понаслышке знал, как следует совершать жертвоприношения, Господь явится в образе верховного карателя.
Комментарий А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады: В этом стихе перечислены признаки ужасных условий, в которых окажется материальный мир в конце этого века, Кали-юги. Суть этих условий - безбожие. В то время даже люди, слывущие святыми, и представители высших сословий общества, которых обычно называют двиджа-джанами, дваждырожденными, станут атеистами. Они практически забудут даже святое имя Господа, не говоря уже о Его деяниях. Высшие сословия, то есть класс разумных людей, направляющий развитие общества, правящий класс, обеспечивающий порядок в обществе, и класс производителей, ответственный за экономическое состояние общества, должны хорошо разбираться в науке о Верховном Господе. Им должны быть известны Его святое имя, качества, игры, окружение, атрибуты и воплощения. О святых и представителях высших сословий общества судят по тому, насколько они сведущи в науке о Боге - таттва-джнане, а не по их генеалогии или каким-либо другим признакам, относящимся к телу. Если человек не знает науки о Боге и не имеет практических навыков преданного служения, то все подобные титулы и знаки отличия считаются просто украшениями мертвеца. И когда все общество состоит из таких разукрашенных мертвецов, мирное духовное развитие людей становится практически невозможным. Недостаток образования и культуры у высших сословий общества лишает их права называться двиджа-джанами, дваждырожденными. В этом великом писании уже много раз говорилось о том, как важно обрести второе рождение, и данный стих вновь напоминает читателю, что рождение, которое является результатом совокупления отца и матери, называют животным рождением. И если после подобного рождения жизнь человека сводится только к еде, сну, самозащите и совокуплению, если она не строится на научных принципах духовной культуры, то такую жизнь называют жизнью шудр, или невежественной черни. В этом стихе говорится, что государственная власть в Кали-югу перейдет в руки невежественных атеистичных представителей рабочего класса, а посты нридевов (министров в правительстве) займут вришалы, неотесанные выходцы из низших слоев общества. В человеческом обществе, состоящем из необразованных представителей низших классов, не может быть ни мира, ни благополучия. Признаки таких некультурных общественных животных уже можно сплошь и рядом видеть в людях современного общества, и долг его лидеров - обратить на это внимание и постараться исправить положение, восстановив в обществе принципы дваждырожденных, то есть людей, постигших науку сознания Бога. Этого можно достичь, распространив по всему миру культуру "Шримад-Бхагаватам". Когда человеческое общество полностью вырождается, Господь приходит в образе Калки и безжалостно уничтожает всех демонов.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы