Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Джаганнатха




Лекция о Господе Джаганнатхе. Шрипад Бхакти Прапанн Тиртха Махарадж

(храм Шри Шри Гуру-Гауранга-Радха-Мадхавасундарджиу, пос.Лахта, С.Петербург, Россия)

Сегодня в Индии проходит большой Фестиваль, на котором Господь Вселенной Джаганнатха и Его божественные Спутники --  Баладева и Субхадра, выезжают на улицы города Пури и проливают на всех Свою милость. 500 лет назад Господь Чайтанья так же принимал участие в этом Фестивале. И тысячи преданных из Бенгалии так же направлялись в Ориссу, чтобы присоединиться к Махапрабху. И Его Божественная Милость Шрила Бхактиведанта вынес эту божественную культуру из Индии и дал возможность праздновать Ратха-ятру всему миру. Сегодня, вместе с Божеством Махапрабху, Джаганнатхой, Баладевой и Субхадрой, по милости местных преданных, мы так же принимали участие в Ратха-ятре. Нам выпала большая удача участвовать в этом. 
    В это время в Пури приезжает около 15 миллионов людей для участия в Фестивале. Со вчерашнего дня в Индии уже начался праздник Ратха-ятра, и весь город Пури просто наводнен людьми. Это единственный праздник, на котором любой человек, вне зависимости от его национальности, может увидеть Господа Джаганнатха. 
    Внутренний смысл праздника Ратха-ятра состоит в том, что Кришна отправляется во Вриндаван. С большой торжественностью преданные перевозят Джаганнатху из Его храма, который считается Дваракой, в храм Гундича, который считается Вриндаваном. Это общеиндийский праздник, на который съезжаются люди со всей страны, потому что говорится, что лишь однажды увидев Господа Джаганнатха, Вам больше не придется рождаться  в этом мире. 
    Джаганнатха -- это Патита Павана, спаситель падших. И однажды увидев Его, вам не придется больше рождаться в материальном мире. В Кали-югу Кришна явился как Джаганнатха. А Баладев, старший брат Кришны, и Его сестра  Субхадра так же пришли с Ним. 
    Тысячи людей на расстоянии предлагают Джаганнатхе свои скромные подношения, и Он с радостью принимает их.  На этот Фестиваль строится три многоэтажных колесницы, на которых везут  Божества. Эти колесницы передвигают не машины, а катят с помощью каната тысячи людей. Так мы можем соприкоснуться с Господом. 
    И вот так, просто приняв участие в этом Фестивале, мы можем соприкоснуться со Всевышним Господом. По милости нашего Гурудева, Ом Вишнупада Шрилы Бхакти Сундар Говинды Махараджа, мы так же участвуем в этом празднике. Сегодня, по счастливому стечению обстоятельств, люди, хотя они собрались на какой-то другой праздник, встретились с нашей процессией, и мы надеемся, что они получили определенное благо. 
    Неизменной частью Фестиваля является раздача пищи, предложенной Господу. В Джаганнатха Пури устраивается большой рынок для прасада. А если Вы попросите чуть-чуть прасада себе в руку, вам дадут его бесплатно. В это время забываются все различия между людьми, и любой может получить милость Господа. Прасад настолько могущественен, что хотя внешне это лишь пища, на на самом деле, он может очистить наше сердце. 
    Есть история, которая связана с прасадом Господа Джаганнатхи. В Джаганнатха Пури Господь вкушает 56 раз. Однажды Господь Шива появился на Вайкунтхе. И ему посчастливилось получить прасад Господа Вишну. Шива вкусил этот прасад и тут же начал в экстазе танцевать. 
    Он вкусил весь прасад. Супруга Господа Шивы была очень удивлена, видя удивительный танец своего мужа. Шива сказал ей: "Сегодня я получил прасад от Самого Вишну". Парвати, как любая жена, стала ворчать на мужа: "Почему ты мне ничего не оставил?" Шива настолько увлекся прасадом, что забыл о супруге. Парвати опечалилась и стала жаловаться: "Я не получила прасада...". Она хотела, чтобы прасад получили все живые существа и каждый день распространялось много прасада. 
    Теперь в Джаганнатха Пури всегда можно достать большое количество прасада. Существует много видов Джаганнатх-прасада. На любой праздник, будь то свадьба, или рождение ребенка, из храма приносят много прасада. Этот прасад очень вкусен. В него не кладут красный перец. Джаганнатха, как и русские, не любит красный перец. А сахар добавляют даже в соленые блюда. Даже дал (горох) там сладкий. Таково было желание Парвати -- любой может получить прасад Джаганнатхи. То, что может вкусить брахман, может достаться и млечхе. Даже брахманы вкушают этот прасад с тарелок чандалов, представителей самых низших каст. Так исполнилось желание Дурги. 
    Если вы поедите в Пури, вы сможете получить этот прасад. Даже если вас не пустят в храм, вы сможете получить прасад. Такова слава прасада Джаганнатхи. 
    Итак, Сегодня Джаганнатха отправится из Своего храма в храм Гундича и пробудет там семь дней, а затем отправится обратно. Конечно же, я участвовал в этом Фестивале. Там собирается огромное количество народа. Со всей Индии, из разных сампрадай приезжают преданные и поют киртаны. По общеиндийскому телевидению сегодня показывают Ратха-ятру. И даже индийские министры так же приезжают на этот Фестиваль. По традиции, правитель Ориссы идет перед колесницей и подметает дорогу перед ней. 
    В "Чайтанья-чаритамрите" дается описание Ратха-ятры: как Махапрабху принимал участие в этом Фестивале. Махапрабху поделил Своих преданных на семь групп. В каждой группе были свой певец, свой танцор и музыканты. В одной группе Нитьянанда Прабху танцует, во второй Харидас Тхакур, в третьей -- Адвайта Ачарья. И Махапрабху Сам танцевал. И когда Он танцевал, все группы собирались вместе. Взоры всех преданных были прикованы к танцу и прыжкам  Махапрабху, Который был очень высок ростом. Иногда, по воле Господа, колесницы останавливались, и их не могли сдвинуть. Даже слоны не могли сделать это. Но стоило Махапрабху подойти к колеснице и дотронуться до нее Своим лбом, она тут же начинала двигаться. 
    Во время Фестиваля многие люди выходят на улицу и издалека предлагают Джаганнатхе свои подношения. И Господь принимает у них это. Так проходит Ратха-ятра. 
    Пури --  это одно из самых почитаемых святых мест Индии.  Считается, что каждый паломник должен обязательно посетить это место. У нас так же есть там Матх. Он находится на берегу такого же голубого океана (как храм Шри Чайтанья Сарасват Матха в Лахте, С.Петербург -- прим. редактора). Махапрабху и Его преданные совершали там омовение. Приехав туда, вы сможете окунуться в эти святые воды. До сих пор сохранились места, где Махапрабху проводил Свои игры. Например, есть самадхи Харидаса Тхакура, где Махапрабху предал земле тело Шрилы Харидаса Тхакура. 
    Я рассказал вам лишь небольшую часть славы Пури-дхамы. Там явился Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур. Я  надеюсь, что вы уже знаете историю, почему Джаганнатха, Баладева и Субхадра выглядят так особенно.

    Джая Шри Шри Джаганнатха, Баладева и Субхадра!



Из лекций Шрилы Джаяпатаки Свами Маяпур, 19 июля 2007

Сегодня, в день Хера-панчами, 19 июля 2007 года, 521 года от явления нашего дорогого Господа Чайтаньи Махапрабху, в Маяпур-дхаме, в храме Радха-Мадхавы, ашта-сакхи, Маяпур-чандры, Прахлад-Нрисимхи, Панча-таттвы мы читаем "Чайтанья-чаритамриту".

Чайтанья-чаритамрита. Тексты 106 и 107

'хера-панчами'ра дина аила джанийа
каши-мишре кахе раджа сайатна карийа

калйа 'хера-панчами' хабе лакшмира виджайа аичхе утсава кара йена кабху нахи хайа


Перевод Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады.

Помня о том, что приближается Хера-панчами, царь Пратапарудра вежливо обратился к Каши Мишре.

"Завтра будет Хера-панчами, или Лакшми-виджайа. Устрой такой праздник, какого еще никогда не было".

КОММЕНТАРИЙ.

Хера-панчами проводится на пятый день после Ратха-ятры. Господь   Джаганнатха , оставив Свою жену, богиню удачи, отправляется во Вриндаван, т.е. в храм Гундича, который неотличен от него. Cтрадая от разлуки с Господом, богиня удачи решает последовать за Ним и увидеть Его там. Таким образом Хера-панчами посвящен приходу богини удачи в храм Гундича. Иногда ативади неправильно пишут название этого праздника: Хара-панчами. Слово "хера" означает "видеть" и относится к богине удачи, жаждущей увидеть Господа Джаганнатху. Слово "панчами"
означает "пятый день" и указывает на то, что праздник проводится на пятый день прибывающей луны.

махотсава кара таичхе вишеша самбхара
декхи' махапрабхура йаичхе хайа чаматкара

ПЕРЕВОД
Царь Пратапарудра сказал: "Проведи этот праздник с таким великолепием, чтобы Чайтанья Махапрабху, побывав на нем, был поражен и полностью удовлетворен".

Гауранга! Нитьянанда! Гауранга!

Пратапарудра Махараджа хотел устроить этот знаменитый праздник не для собственного удовольствия, а для того, чтобы порадовать и поразить Чайтанью Махапрабху!

тхакурера бхандаре ара амара бхандаре
читра-вастра-кинкини, ара чхатра-чамаре

"Возьми все цветные ткани, маленькие колокольчики, зонты и чамары, что есть в моей сокровищнице и сокровищнице Божеств".

дхваджаврнда-патака-гхантайа караха мандана нана-вадйа-нртйа-долайа караха саджана

ПЕРЕВОД
"Приготовь все виды маленьких и больших флажков и звонких колокольчиков, а затем укрась паланкин и позови всевозможных певцов и танцоров для участия в шествии. Таким образом сделай паланкин необычайно привлекательным".

"Дхваджаврнда" - это маленькие флажки, а "патака" - большие флаги. Кое-где, например в России, мое имя произносят не как ДжаяпатАка, что означает "флаг победы", "слуга победы Кришны", а ДжаяпАтака. "ПАтака" переводится как "греховный" и "падший". Ну, все равно (смеется). На самом деле нужно
произносить: Па-тА-ка. П-А-Т- А АААААА (долгое "а") -К-  А. Это слово редко встречается в книгах.

двигуна карийа кара саба упахара
ратха-йатра хаите йаичхе хайа чаматкара

ПЕРЕВОД
"Ты должен также удвоить количество прасада. Приготовь так много, чтобы превзойти Ратха-ятру".

сеита' кариха,- прабху лана бхакта-гана
сваччханде асийа йаичхе карена дарашана

ПЕРЕВОД
"Устрой все так, чтобы Шри Чайтанья Махапрабху и Его преданные могли без труда пойти и увидеть Божество".

пратах-кале махапрабху ниджа-гана лана
 джаганнатха  даршана каила сундарачале йана

ПЕРЕВОД
Утром Шри Чайтанья Махапрабху привел Своих близких спутников в Сундарачалу, чтобы увидеть Господа Джаганнатху.

КОММЕНТАРИЙ
Сундарачала - это храм Гундича. Храм Джаганнатхи в  Джаганнатха  Пури называется Нилачала, а храм Гундича - Сундарачала.

Иногда в Ориссе во время Ратха-ятры поют:

нилачала чандра аму прабху  джаганнатха , джайа  джаганнатха , джайа  джаганнатха  нилачала чандра аму прабху  джаганнатха , джайа  джаганнатха , джайа  джаганнатха 

Нилачала-чандра - это Господь, луна Нилачалы. "Аму" - это на языке ория "мой"
или "наш" Господь. Джая  Джаганнатха , джая  Джаганнатха .

Обычно преданные знают эти слова. Мы можем попрактиковаться (поет со всеми):

нилачала чандра аму прабху  джаганнатха , джайа  джаганнатха , джайа  джаганнатха  нилачала чандра аму прабху  джаганнатха , джайа  джаганнатха , джайа  джаганнатха  нилачала чандра аму прабху  джаганнатха , джайа  джаганнатха , джайа  джаганнатха 

Есть еще вторая строка:

сундарачала чандра аму прабху  джаганнатха , джайа  джаганнатха , джайа  джаганнатха 

Вчера, или несколько дней назад, в Колкате наш самый главный киртания никак не мог разобрать эту строчку. Он продолжал петь "Нилачала, нилачала".
"Сундарачала" поют, когда везут Кришну во Вриндаван. "Сундарачала" означает Гундича, а Гундича это что? Вриндаван! А что такое Нилачала? Дварака. Из Двараки во Вриндаван. После Ратха-ятры Господь отдыхает в Сундарачале. Девять дней Он проводит во Вриндаване. И тогда поется:

сундарачала чандра аму прабху  джаганнатха , джайа  джаганнатха , джайа  джаганнатха  сундарачала чандра аму прабху  джаганнатха , джайа  джаганнатха , джайа  джаганнатха  сундарачала чандра аму прабху  джаганнатха , джайа  джаганнатха , джайа  джаганнатха 

нилачала чандра аму прабху  джаганнатха , джайа  джаганнатха , джайа  джаганнатха  сундарачала чандра аму прабху  джаганнатха , джайа  джаганнатха , джайа  джаганнатха 

Гуру Махараджа: Здесь Прабхупада объясняет, что означает Нилачала и Сундарачала.

Текст 114
нилачале аила пунах бхакта-гана-санге
декхите уткантха хера-панчамира ранге

Затем Шри Чайтанья Махапрабху со Своими близкими спутниками вернулся в Нилачалу, страстно желая побывать на празднике Хера-панчами.

Гуру Махараджа: Где находится Нилачала? В  Джаганнатха  Пури. Какой храм называется Нилачала? Какой храм? Большой храм Джаганнатхи, это и есть Нилачала.
А Сундарачала? Храм Гундича.

Говорится, что Господь Чайтанья вернулся в Нилачалу, то есть к большому храму Джаганнатхи, чтобы увидеть, как выходит Лакшми.

Текст 115
каши-мишра прабхуре баху адара карийа
свагана-саха бхала-стхане васаила лана

ПЕРЕВОД
Каши Мишра очень почтительно встретил Чайтанью Махапрабху, проводил Его и Его спутников в прекрасное место и предложил сесть.

Текст 116
раса-вишеша прабхупа шуните мана хаила
ишат хасийа прабху сварупе пучхила

Усевшись, Шри Чайтанья Махапрабху захотел услышать слова, передающие особый вкус преданного служения. Поэтому, кротко улыбаясь, Он стал задавать вопросы Сварупе Дамодаре.

Тексты 117-118
йадйапи  джаганнатха  карена дваракайа вихара сахаджа праката каре парама удара татхапи ватсара-мадхйе хайа ека-бара врндавана декхите танра уткантха апара

"Хотя Господь  Джаганнатха  наслаждается Своими играми в Дварака-дхаме и проявляет там Свою необычайную щедрость, все же раз год Его одолевает непреодолимое желание увидеть Вриндаван".

Тескт 119
врндавана-сама эи упавана-гана
таха декхибаре уткантхита хайа мана

Указывая на соседние сады, Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "Все эти сады - точное подобие Вриндавана. Поэтому Господь  Джаганнатха  так жаждет увидеть их вновь".

Текст 120
бахира ха-ите каре ратха-йатра-чхала
сундарачале йайа прабху чхади' нилачала

"Он делает вид, что хочет поучаствовать в празднике Ратха-ятры, но на самом деле покидает  Джаганнатха  Пури лишь для того, чтобы попасть в Сундарачалу, в храм Гундича, неотличный от Вриндавана".

Текст 121
нана-пушподйане татха кхеле ратри-дине
лакшмидевире санге нахи лайа ки каране?

"Господь день и ночь играет там в различных цветочных садах. Но почему же Он не берет с Собой Лакшмидеви, богиню удачи?"

Текст 122
сварупа кахе,-шуна, прабху, карана ихара врндавана-кридате лакшмира нахи адхикара

Сварупа Дамодара ответил: "Мой дорогой Господь, пожалуйста, послушай о  причине этого. Лакшмидеви, богине удачи, не позволено участвовать в играх Вриндавана".

Текст 123
врндавана-лилайа кршнера сахайа гопи-гана гопи-гана вина кришнера харите наре мана

"В играх Вриндавана единственными участницами являются гопи. Никто не умеет так, как они, пленять ум Кришны".

Текст 124
прабху кахе, - йатха-чхале кршнера гамана  субхадра  ара  баладева , санге дуи джана

Господь сказал: "Пользуясь праздничной колесницей, Кришна едет туда вместе с Субхадрой и Баладевой"

Текст 125
гопи-санге йата лила хайаупаване
нигудха кршнера бхава кеха нахи джане

"Все игры Господа Кришны с гопи, проходящие в этих садах, очень сокровенны и блаженны. Никто ничего не знает о них"

Текст 126
атаева кршнера пракарйе нахи кичху доша
табе кене лакшмидеви каре эта роша?

"Если игры Кришны совершенно безупречны, почему же тогда гневается богиня удачи?"

Гуру Махараджа: Господь Чайтанья наслаждается расами, вкусами, в Своих играх.
Он продолжает расспрашивать Сварупу Дамодару, пытаясь выяснить, что к чему. Мы видим одно, но не знаем, что чувствует Кришна? О чем Он думает, что Его радует?
Расы -- вкус особых взаомоотношений. Задавая вопросы, Господь Чайтанья открывает нам все это.

Текст 127
сварупа кахе - премаватира эи та' свабхава кантера аудасйа-леше хайа кродха-бхава

Сварупа Дамодара ответил: "Природа женщин, опьяненных любовью, такова, что, сталкиваясь с малейшим пренебрежением со стороны своего возлюбленного, они сразу же гневаются".

Текст 128
хена-кале, кхачита йахе вивидха ратана
суварнера чаудола кари' арохана

Пока Сварупа Дамодара и Шри Чайтанья Махапрабху беседовали, к ним приблизилась процессия богини удачи. Она восседала на золотом, украшенном многочисленными драгоценными камнями паланкине, который несли четверо мужчин.

Текст 129
чхатра-чамара-дхваджа патакара гана
нана-вадйа-аге наче дева-даси-гана

За паланкином следовали люди, несущие зонты, чамары и флаги, а впереди шли музыканты и танцовщицы.

Деви-даси.

Текст 130
тамбула-сампута, джари, вйаджана, чамара сатхе даси шата, хара дивйа бхушамбара

ПЕРЕВОД
Сотни служанок, привлекательно одетых и украшенных драгоценными ожерельями, несли кувшины с водой, чамары и ларцы с орехами бетеля.

Текст 131
алаукика аишварйа санге баху-паривара
круддха хана лакшмидеви аила симха-двара

В сопровождении многих родственников, каждый из которых демонстрировал необычайное богатство, рассерженная богиня удачи прибыла к главным воротам храма.

Текст 132
аганнатхера мукхйа мукхйа йата бхртйа-гане лакшмидеви даси-гана карена бандхане

Когда процессия остановилась, служанки богини удачи начали арестовывать всех главных слуг Господа Джаганнатхи.

Текст 133
бандхийа анийа паде лакшмира чаране
чоре йена данда кари' лайа нана-дхане

ПЕРЕВОД
Эти служанки связали слуг Джаганнатхи, надели им наручники и заставили пасть к лотосным стопам богини удачи. В действительности, их связали, как воров, укравших все богатство.

КОММЕНТАРИЙ
Когда Господь  Джаганнатха  отправляется в Свое путешествие на колеснице, Он обещает богине удачи вернуться на следующий день. Он все не возвращается, и она, прождав два или три дня, начинает думать, что Он пренебрегает Ею.
Естественно, она очень гневается. Великолепно украсив себя и своих спутниц, она покидает храм и приходит к главным воротам. Тогда ее служанки арестовывают всех главных слуг Господа Джаганнатхи, приводят их к ней и заставляют пасть к ее лотосным стопам.

Текст 134
ачетанават таре карена тадане
нана-мата гали дена бханда-вачане

Упав к лотосным стопам богини удачи, слуги Джаганнатхи лишились чувств. Их бранили и осыпали непристойными шутками и насмешками.

Гуру Махараджа: Что-то вроде: "Вы, негодяи! Куда подевали моего мужа?"

Текст 135
лакшми-санге даси-ганера прагалбйа декхийа хасе махапрабхура гана мукхе хаста дийа

Когда спутники Шри Чайтаньи Махапрабху увидели такое наглое поведение служанок богини удачи, они закрыли свои лица ладонями и рассмеялись.

Текст 136
дамодара кахе, - аичхе манера пракара
триджагате кахан нахи декхи шуни ара

Сварупа Дамодара сказал: "Во всех трех мирах я не встечал еще такого эгоизма и гордыни. По крайней мере, не видел и не слышал ничего подобного".

Текст 137
манини нирутсахе чхаде вибхушана
бхуме васи' накхе лекхе, малина-вадана

ПЕРЕВОД
"Когда женщина разочарована и чувствует, что ею пренебрегают, она из эгоизма и гордости снимает свои украшения и угрюмо сидит на земле, ногтями чертя на ней линии".

Текст  138
пурве сатйабхамара шуни эвам-видха мана
врадже гопи-ганера мана-расера нидхана

ПЕРЕВОД
"Я слышал, что так же горды были Сатьябхама, самая гордая царица Кришны, и гопи Вриндавана, которые являются источниками всех трансцендентных вкусов".

Текст 139
инхо ниджа-сампатти саба праката карийа
прийера упара йайа саинйа саджана

ПЕРЕВОД
"Но что касается богини удачи, она обладает особым типом гордости. Во всем своем великолепии, взяв с собой даже солдат, она идет на мужа в атаку".

КОММЕНТАРИЙ
Увидев наглое поведение богини удачи, Сварупа Дамодара Госвами захотел прославить высочайший уровень любовных игр гопи. Поэтому он сказал Шри Чайтанье
Махапрабху: "Мой Господь, я никогда еще не сталкивался с таким поведением, как у богини удачи. Иногда мы видим, как любимая жена, гордящаяся своим положением, разочаровывается, когда чувствует недостаток внимания. Тогда она перестает следить за собой, носит грязные одежды и угрюмо сидит на земле, чертя ногтями линии. Мы слышали, что такой же эгоистической гордостью обладали Сатьябхама и гопи Вриндавана, но совсем другое проявляет богиня удачи здесь, в  Джаганнатха  Пури. Она очень гневается на своего мужа и, используя свое неимоверное богатство, атакует его".

Гуру Махараджа: После этого Господь Чайтанья и Сварупа Дамодара стали обсуждать настроения гопи Вриндавана: что они чувствовали, когда сердились и завидовали.
Это очень сокровенное обсуждение.

Тот спектакль под открытым небом, когда Лакшмидеви выезжает вместе со своими служанками, связывает главных слуг Джаганнатхи и бранит их, был организован царем для удовольствия Господа Чайтаньи. Подобные вещи иногда случаются в материальном мире, но в данном случае поведение богини удачи, как и поведение гопи, было полностью трансцендентным. Все это проявления любви к Кришне.

Существуют различные типы супруг Кришны. Некоторые очень просты и не знают о гневе и ревности. Они просто грустят. Стоит лишь Кришне вернуться и сказать пару ласковых слов, они тут же успокаиваются. Их называют смиренными. Далее в "Чайтанья-чаритамрите" описываются два других типа - смиренно-дерзкие и дерзкие. "Смиренные почти ничего не знают о хитросплетениях гнева и ревности.
Они просто закрывают лицо ладонями и плачут. Когда же они слышат ласковые слова своего возлюбленного, то успокаиваются. Смиренно-дерзких и дерзких можно разделить на рассудительных, вспыльчивых и рассудительно-вспыльчивых. Далее они подразделяются на три типа. Некоторые из них болтливы, некоторые - молчаливы, а некоторые - уравновешены. Все они увеличивают любовный экстаз Кришны" (Ч.-ч.
Мадхья, 14.149-152). Так Господь Чайтанья слушал о разнообразных оттенках любовных эмоций.

Иногда Радхарани очень гневается. И ее чувства описываются до мельчайших подробностей - семь видов гнева и ревности, каждый из которых подразделяется на три вида, и каждый из этих видов - на три подвида. Целая наука трансцендентных бхав. Вот почему Шрила Прабхупада говорил, что "Чайтанья-чаритамрита" - это аспирантура. Вы детально изучаете все виды экстатических любовных эмоций: как объясняет Сварупа Дамодара, у каждого есть точное наименование, вид и подвид. В Четвертой Песне "Бхагаватам" мы знакомимся с санкхьей, анализируем мир в контексте бхакти-йоги и приходим к выводу, что бхакти-йога - самая высшая система йоги. Но здесь мы тоже занимаемся санкхьей, аналитическим изучением, но изучаем разнообразные любовные взаимоотношения Кришны с Его преданными: с подругами, женами... Так много преданных, и у каждого свои особенные взаимоотношения и особое настроение. Все они увеличивают трансцендентное блаженство Кришны. На Хера-панчами мы видим крайние проявления ревности и гнева. В чистом преданном служении любовные чувства чисты, поэтому все это возможно. Господь Чайтанья и Его спутники наслаждались поведением Лакшми и проявляениями ее ревности и гнева.

Что здесь могут понять майавади? У них нет ни малейшего представления об этом.
Эта область доступна только персоналистам, или бхакти-йогам.

Итак,  Джаганнатха  пообещал вернуться на следующий день. Через четыре дня Лакшми надоело ждать: "Он обманул меня!" Ее охватил сильный любовный гнев. Говорится, что Кришне больше нравится, когда любящие Его преданные относятся к Нему безо всякого почтения. Это не значит, что теперь и мы должны так к Нему относиться.
Кришне бы это не понравилось, а нам бы пришел конец. Но если вы сходите с ума от любви к Кришне и испытываете такие глубокие эмоции, что забываете, что Он - Бог, и считаете Его своим другом, возлюбленным, сыном... - это Ему нравится.
Все относятся к Нему как к Нараяне, или Всевышнему, но когда кто-то из любви, не из корыстных оскорбительных желаний, а из любви, относится к Нему как к нижестоящему, Он наслаждается особым вкусом таких взаимоотношений.

Это очень интересная игра. Чайтанья Махапрабху проявлял высочайший уровень чистых любовных эмоций в преданном служении. Его Божественная Милость А.Ч.
Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада поведал о нем всему миру.

Шрила Прабхупада ки - джая!

Мы очень удачливы, невероятно, неизмеримо удачливы. Нам нужно постараться очистить наше сознание, чтобы начать наслаждаться хоть каплей этих трансцендентных вкусов. В этом материальном мире каждый чересчур занят попытками наслаждения материальных чувств. Но здесь показан совершенно другой уровень любовных взаимоотношений. Они не имеют ничего общего с наслаждением собственных чувств, а направлены на наслаждение чувств Кришны. Когда чувства Кришны удовлетворены, наши чувства тоже удовлетворены, поскольку мы являемся частицами Кришны.

Другой интересный момент - это желание Махараджи Пратапарудры устроить особый праздник Хера-панчами. Он сказал: "Давайте устроим все так, чтобы Господь Чайтанья был поражен и удивлен". А также: "Сделай такой праздник, какого еще не было". Это должно вдохновить нас на то, чтобы устраивать праздники для удовольствия Радха-Мадхавы, Панча-таттвы, Джаганнатхи, Баладевы, Субхадры, Прахлад-Нрисимхи и Прабхупады так, как никто еще не устраивал. Делайте лучше!
Больше прежних! Таким образом мы сможем удовлетворить Их Светлостей и Шрилу Прабхупаду. Это очень вдохновляет на подготовку к Гаура-пурниме - сделать такой праздник, какого еще не было.

Менеджеры, подключите свое воображение. То, как великолепно царь Пратапарудра организовал Хера-панчами, может вдохновить вас на изобретение новых замечательных способов организации праздников. После Ратха-ятры у нас будет Джулан-ятра, затем Джанмаштами и Радхаштами... Благоприятная возможность сделать что-то особенное. Вы не должны думать, что вполне достаточно провести праздник на прежнем уровне. Вы должны постоянно думать о том, что бы улучшить.
Я вдохновился, читая об этом разговоре царя. Он, вероятно, видел Хера-панчами сотню раз (или пятьдесят, я не знаю, сколько ему было лет), но тогда он хотел устроить очень особенный праздник для Господа Чайтаньи. Он открыл свою собственную сокровищницу и сокровищницу Божеств и достал оттуда все ткани, колокольчики, флаги, зонты и чамары... В  Джаганнатха  Пури во время Ратха-ятры Господа омахивают чамарами сотни человек. Во время пандава-виджаи, когда Божество несут из храма на ратху, сотни человек бьют в гонги - бом, бом, бом, бом - все в унисон.

Лишь однажды, в 1971 году я видел Ратха-ятру в  Джаганнатха  Пури, потому что с тех пор каждый год в этот день провожу Ратха-ятру в Колкате. Прабхупада сказал
мне: "Устрой колкатскую Ратха-ятру как можно грандиознее!.." Я все еще слышу те гонги - бом бом, бом бом. Сотни людей. Слышно за многие километры. Программа у них стандартная. Все очень пышно и величественно.

Когда я был там, помню, как пуджари затаскивали Баладеву вверх по трапу на колесницу. Они обвязали веревками Его живот и стопы и тянули Его. Внезапно веревка выскочила из рук, и  Баладева  запрокинулся назад. Все разом заголосили.
Каждый кричал - великий человечий крик. Можете посмотреть,  Баладева  такой громадный - примерно в десять раз больше одного пуджари. Он наклонялся назад и, казалось, хотел раздавить всех пуджари. Те, кто носят Джаганнатху, - не какие-нибудь дохляки, а большие и крепкие парни. Но вот подоспело подкрепление, они забрались на спины этих пуджари, а следующие забрались на их спины... Так или иначе, они затащили Баладеву на ратху. Это было удивительно.

Я рассказал эту историю Радханатхе Свами, и он сказал мне, что пару лет назад произошло нечто подобное. Пуджари поднимали Джаганнатху по трапу, поскользнулись и не смогли поймать Его! Он улегся на трапе. И диктор телетрансляции заговорил: " Джаганнатха , пожалуйста, не ложись сейчас отдыхать!
Все преданные ждут Тебя на Ратха-ятре! Пожалуйста, вставай!" Такие особые отношения между преданными и Джаганнатхой. Так или иначе,  Джаганнатха  поднялся.
Очень интересно.

Мы знаем так много игр о нашем Джаганнатхе в Раджапуре. Я рассказывал несколько в Болгарии. Это было мое первое посещение Болгарии, я хотел посмотреть, как там идут дела после того, как наш дорогой друг и брат Сухотра Махараджа оставил тело. Я рассказал несколько игр Джаганнатхи и спросил: "Есть ли у вас какие-нибудь игры с Божествами?" Одна женщина подняла руку и сказала: "У меня произошла одна игра с нашими Джаганнатхами. Они очень большие. Не такие большие, как в  Джаганнатха  Пури, но немного больше, чем в Раджапуре. Однажды, - говорит она, - Джаганнатхе, Баладеве и Субхадре предложили новую обувь. Как известно,  Джаганнатха  и  Баладева  носят падуки с набалдашником для большого пальца, а  Субхадра  - красивые сандалии. Так получилось, что пуджари не заметила, как поставила Субхадре две левых сандалии! Ночью мне снится сон. Ко мне приходит  Субхадра  и говорит: "В чем дело? Почему ты мне дала две левых сандалии? Как я могу ходить в одной сандалии?" Она была только в одной сандалии, а вторую несла в руке. Я была так поражена, увидев этот сон, что даже ничего не рассказала президенту или кому-либо еще. Через несколько дней все трое,  Джаганнатха ,  Баладева  и  Субхадра  приходят ко мне во сне.  Джаганнатха  принялся меня ругать: "Почему ты даешь Моей сестре две левых сандалии? Что случилось с тобой?"  Баладева  говорит: "Что с тобой? Почему ты не поменяла Ей сандалии? Как Ей гулять с нами?"

На следующий день она пошла к президенту храма и рассказала свой сон. "Почему ты не рассказала сразу?" Они быстро поменяли сандалии на новые: левую и правую.
После этого Божества успокоились. В Софии, в Болгарии, тоже есть активные Джаганнатхи. По крайней мере, когда вы даете Им разные сандалии!

Божества называют "арча-аватара". Мы поклоняемся Им как воплощениям Господа.
Они являются для того, чтобы проводить Свои игры с преданными и отвечать любовью на их любовь. Таким образом в нас пробуждается преданность. Когда мы тянем ратху, мы развиваем свои отношения с Джаганнатхой. Так много служения, которое можно делать! Я не знаю, ставите ли вы здесь спектакль на Хера-панчами.
Можно поставить - это хорошее служение, к тому же у нас так много матаджи, которые могут красиво нарядиться и арестовать слуг Джаганнатхи, которые будут от них убегать! (Смеется.) В  Джаганнатха  Пури, наверное, женские роли играют мужчины, я не знаю. У них также есть дева-даси. Я точно не знаю, как и что они делают.

Это замечательно, когда мы помним об играх Господа Чайтаньи с Его преданными.
Сегодня утром я читал страничку календаря... Кто-то подарил мне один из таких календарей, где на каждой странице - цитата дня, и сегодняшняя цитата была
следующей: "Любовь к Кришне - высочайшее счастье, а слезы по Кришне - очень экстатическое проявление любви к Кришне". Я, конечно, перефразирую. Но майавади понятия не имеют, как это так: плакать и быть счастливым. Обычно мы соотносим плач с грустью. Но Господь Чайтанья плакал в экстазе, видя обмен любовными эмоциями между Господом и Его преданными. Шрила Прабхупада также во многих своих играх плакал, испытывая духовное блаженство. О таких духовных высотах люди даже и не мечтают. Это полностью чуждо их устремлениям, что уж говорить о реальном опыте. Если бы они были хоть немного более восприимчивы, то смогли бы понять, насколько чудесны любовные чувства и взаимоотношения в духовной обители. Тогда бы в них пробудилась дремлющая любовь к Кришне, и они не были бы так привязаны, или в конце концов полностью непривязаны, к мирскому счастью, которое зависит лишь от взаимного трения тел.

Господь Чайтанья ки - джая!
 Джаганнатха ,  Баладева ,  Субхадра  ки - джая!
Радха-Мадхава ашта-сакхи-вринда ки - джая!
Панча-таттва ки - джая!
Прахлад-Нрисимха ки - джая!

Какие-либо комментарии или вопросы? Да?

ВОПРОС: Где находится Лакшми на алтаре? Относительно Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры.

ГУРУ МАХАРАДЖА: Где находится Лакшми на алтаре? В  Джаганнатха  Пури у Лакшми есть отдельный храм.

ВОПРОС: Почему  Субхадра  достойна ехать во Вриндаван, а Лакшми - нет?

ГУРУ МАХАРАДЖА: Она же сестра Кришны! Она выросла во Вриндаване, была свидетельницей всех детских игр Кришны, была частью их. Лакшми горда: гордится своим мужем, считая Его выше себя, в то время как преданные не смотрят на Кришну снизу вверх - они смотрят на Него с любовью.  Субхадра , сестра Кришны, жила в Двараке вместе с Рохини и многочисленными царицами. Рохини, мать Баларамы, - это царица, жена Васудевы, так же как и Деваки. Они были связаны с вриндаванскими играми Кришны. Как конкретно, это требует специального исследования. Бхакти Чару Махараджа рассказывал, что однажды царицы Двараки захотели послушать об играх Кришны и попросили об этом Рохини. Она ответила:
"Если я буду рассказывать в присутствии Кришны и Баларамы, Они испытают невыносимую боль разлуки. Для Них это будет слишком". Тогда царицы устроили так, чтобы Кришны не было рядом: "Он ушел".  Субхадра  тоже не должна была слушать, она стояла за дверью и караулила, не появится ли Кришна, а в случае чего должна была подать знак. Но  Субхадра  вовсе не хотела пропускать этот нектар, она слуша за дверью. Кришна и Баларама увидели, как она подслушивает, в полном экстазе, глаза широко открыты. Им стало интересно, что там такое, и Они тоже принялись подслушивать. Повестование об Их детских играх погрузило Их в такой же экстаз. Их руки втянулись в тело, глаза широко раскрылись от неописуемого блаженства. Что-то вроде того (показывает). Это одна из причин, почему  Джаганнатха ,  Баладева  и  Субхадра  имеют такие формы. Все трое вместе проводили Свои игры во Вриндаване, и поэтому Субхадре позволено ехать на колеснице вместе с Ними.

Спасибо вам большое.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы