Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Дхира - Стабильный Невозмутимый




Дхира - человек, достигший стабильности, прочной устойчивости, невозмутимый.


Его Божественная Милость Шрила Саччидананда Бхактивинода Тхакур

Шри Бхактьялока   Размышления о бхакти

Часть 2  Шесть достоинств, идущих на пользу бхакти

Глава 3  Дхаирья  Стойкость и упорство

    Для практикующего преданное служение огромную важность представляет качество дхаирьи (стойкости); обладатель этой способности известен как дхира - "крепкий", "стойкий" человек, а ее недостаток делает людей весьма беспокойными. Несдержанные, неустойчивые люди не способны к серьезной и систематической работе. Благодаря качеству дхаирьи практикующий вайшнав, прежде всего, овладевает собой, а затем и всем остальным миром. В первом стихе "Шри Упадешамриты" указаны признаки дхаирьи:

вачо вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веган йо вишахета дхирахсарвам
апимам притхивим са шишйат

    "Здравомыслящий человек, способный не поддаваться желанию говорить, требованиям ума, порывам гнева и прихотям языка, желудка и половых органов, достоин принимать учеников по всему миру".
    Различают шесть видов побуждений, которые может испытать человек: потребность говорить, запросы ума, порывы гнева, требования желудка, языка и половых органов. Уступая желанию говорить больше необходимого, человек становится болтливым; если речь не упорядоченна, его разговоры о ближних рождают в нем враждебные чувства к этим людям. Ненужные разговоры - занятие для дураков; вовлекаясь в такие разговоры, обыватели подвергаются множеству беспокойств, зря растрачивая свое время. Стремясь избавиться от ненужных волнений, праведники соблюдают обет молчания, мауна-врату; такова цель, с которой риши предписывали такие обеты. Практикующие преданное служение не говорят зря, но если вас вынуждают к таким разговорам, лучше всего сохранять спокойствие. Нет необходимости обсуждать что бы то ни было, если это не связано с Кришной, но разговор на темы, благоприятные для преданного служения, отнюдь не будет ненужным. Поэтому преданные беседуют только о Господе Хари, порой обсуждая иные, близкие к этой, темы. Все прочие разговоры считаются пустыми, навязанными потребностью поболтать. Способного не поддаваться этому побуждению можно назвать уравновешенным человеком.
    Одно из правил подобной личности - не поддаваться настойчивым требованиям ума. Сможет ли сосредоточиться на преданном служении вайшнав, не привыкший управлять такими побуждениями? Восседая в колеснице своего ума, материалист лишь во время сна отдыхает от проблем, которые ставит перед ним его собственный ум; и даже во время сна его беспокоит множество разнообразнейших мыслей в виде хороших и дурных сновидений. Стремящимся упорядочить эти настойчивые запросы риши предложили аштанга- и раджа-йогу; но, по заповеди Господа, гораздо проще удержать ум от низменных пристрастий, предлагая ему высшие наслаждения. Вот почему вайшнаву совсем не трудно управлять своим умом. Ум не может не выдвигать все новых и новых запросов, но если его влекут духовные наслаждения, он используется по назначению и не стремится к пустякам. Многие люди полагают, что не существует иных способов овладеть своим умом, помимо практики аштанга-йоги, но Патанджали признавал, что бхакти-йога столь же хорошо уравновешивает работу ума. Впрочем, сосредоточение на Всевышнем Господе, предложенное Патанджали, не есть чистое преданное служение, а скорее сакама-бхакти - бхакти, преследующее определенную личную цель. Если преданное служение совершается с целью уравновесить ум, оно, конечно же, не лишено материальных устремлений; а истинная цель чистого бхакти - благоприятное развитие преданного служения в непосредственных взаимоотношениях с Кришной. Вот почему, помимо ряда побочных, дополнительных наград, преданное служение неизменно приносит радостное, счастливое состояние ума. В "Шримад-Бхагаватам" (7.1.32) сказано: тасмат кенапй упайена манах кришне нивешайет - "Так или иначе человеку следует со всей серьезностью направить свой ум к Кришне". Если человек последует этому указанию, его ум сосредоточится на лотосоподобных стопах Кришны и не будет беспорядочно метаться от одного объекта к другому. Вот как настойчивые требования ума умиротворяются чистой практикой благоприятного преданного служения в непосредственных взаимоотношениях с Кришной. Сосредоточенно размышляя обо всем этом, можно постичь глубинные различия между йогой и бхакти.
    Избавление от привычки раздражаться абсолютно необходимо всем, искренне ищущим преданного служения. Возникая из неудовлетворенного вожделения, гнев постепенно разрушает, губит человека. В "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 19.149) сказано: кришна-бхакта - нишкама, атаева "шанта" - "Поскольку бхакта Кришны не имеет желаний, он безмятежен". Ни малейших желаний, вожделений и страстей не может оставаться в сердце вайшнава, наслаждающегося чистым преданным служением; по этой причине у него не может возникнуть гнев. Но те, чье преданное служение связано с какой-то материальной целью, не в силах победить свой гнев; возможностей разума недостаточно для такой победы. Стремление к мирским наслаждениям очень быстро победит сопротивление разума, допустив гнев в пределы своих владений. Из песни брахмана Аванти (Шримад-Бхагаватам, 11.23.33-35, 37, 40) мы узнаем, что он быстро освободился от власти гнева.

там ваи правайасам бхикшум авадхутам асадж-джанах
дриштва парйабхаван бхадра бахвибхих парибхутибхих

    "О царь Уддхава, беспутные люди наносили ему множество оскорблений, полагая, что перед ними - старый и грязный нищий.

кечит три-венум джагрихур эке патрам камандалум
питхам чаике 'кша-сутрам ча кантхам чирани кечана
прадайа ча пунас тани даршитанй ададур мунех

    Некоторые из них отобрали у него посох санньяси, другие - кувшин - чашу для подаяний. Кто-то забрал его сиденье из шкуры оленя, кто-то четки, а кто-то - его ветхие лохмотья. Показывая ему все это, они делали вид, что возвращают вещи назад, а затем снова прятали их.

аннам ча бхаикшйа-сампаннам бхунджанасйа сарит-тате
мутрайанти ча папиштхах штхивантй асйа ча мурдхани

    "Когда он сидел на берегу реки, собравшись принять пищу, полученную при сборе милостыни, пришли такие же негодяи, мочились на него и плевали ему на голову.

кшипантй эке 'ваджананта эша дхарма-дхваджах шатхах
кшина-витта имам вриттим аграхит сва-джаноджджхитах

    Они оскорбляли его, говоря: "Этот человек - обманщик и лицемер: обедневший и выгнанный родственниками, он нашел в религии выгодный промысел".

эвам са бхаутикам духкхам даивикам даихикам ча йат
бхоктавйам атмано диштам праптам праптам абудхйата

    Брахман понимал, что все его страдания - страдания от других существ, от сил природы и его собственного тела - неизбежны, ибо посланы ему самим Провидением".
    Следующий стих "Шримад-Бхагаватам" (11.23.57) приводит такие слова нищего брахмана Аванти:

этам са астхайа паратма-ништхам
адхйаситам пурватамаир махадбхих
ахам таришйами дуранта-парам
тамо мукундангхри-нишевайаива

    "Неуклонная верность служению лотосоподобным стопам Кришны позволит мне преодолеть неодолимый океан неведения. Так нас учили ачарьи прошлого, твердо установившиеся в неуклонной преданности Господу, Параматме, Всевышней Личности Бога".
Это неуклонное служение (паратма-ништха) лотосоподобным стопам Кришны практиковали домохозяева, такие как царь Джанака, и санньяси - к примеру, Санака и Санатана; паратма-ништха была одинакова у тех и других. Без нее человеку не пересечь неодолимый океан неведения: служение Господу Мукунде - единственное прибежище, и человек спасется, приняв его. Песня брахмана Аванти ясно показывает невозможность преодолеть океан мирской жизни посредством йоги; но все достигается неотступной преданностью Кришне. Способного победить, силой преданного служения, соблазны речи, ума и гнева, называют дхира.
Обязанность каждого бхакты - победа над соблазнами языка. Мирские люди постоянно пытаются насладиться шестью видами вкуса - они жуют различные лакомства, сосут их, и т.д. "Сегодня я попробую пряный рис без овощей, еще мне хотелось бы китри, а потом буду наслаждаться изысканными напитками". Охваченный такими желаниями, материалист всегда странствует в поисках наслаждения, но чем больше наслаждается его язык, тем больше усиливаются его желания. Тем, кто ищет наслаждений для языка, очень трудно достичь Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху сказал (Чайтанья-чаритамрита, Антья, 6.225-227):

ваираги хана каре джихвара лаласа
парамартха йайа, ара хайа расера ваша
ваирагира критйа - сада нама-санкиртана
шака-патра-пхала-муле удара-бхарана
джихвара лаласе йеи ити-ути дхайа
шишнодара-парайана кришна нахи пайа

    "Если санньяси слишком привязан к вкусу различных яств, его духовная жизнь будет потеряна - он станет рабом собственного языка. Долг человека, отрекшегося от мира, - всегда повторять Харе Кришна мантру. Потребности желудка он должен удовлетворять легкодоступными овощами, листьями, фруктами и кореньями. Не сможет достичь Кришны человек, подвластный собственному языку, или скитающийся здесь и там на службе у желудка и половых органов".
    Человеку лучше удовлетворяться едой, доставшейся без особого труда. Предложением Кришне пищи в гуне благости и почитанием ее как прасада вайшнав удовлетворяет свой язык и развивает служение Кришне. Если бхакте нетрудно найти вкусный прасад, то вкусовые потребности его языка не будут возрастать - с их постепенным умиротворением они покорятся его воле.
    Большие беспокойства приносят людям настойчивые требования желудка. Все, что нужно желудку - это рацион, поддерживающий жизнь и утоляющий голод. Стремящиеся к преданному служению учатся поддерживать жизнь умеренным питанием. Склонных к перееданию людей называют обжорами. Одно из качеств настоящих преданных - это мита-бхук, вкушение только необходимого. Благодаря умеренному питанию их тело остается здоровым и не препятствует преданному служению. Те, кто не знает, как победить настойчивые требования желудка, постоянно хотят есть, но вайшнавы, не желающие вкушать какую-либо пищу, помимо кришна-прасада, более других способны не поддаваться его запросам. Пищевые ограничения, такие как пост в предписанные дни, помогают подчинить эти требования своей воле.
    Соблазны, приходящие от половых органов, очень тяжелы и опасны для всех, кто не чувствует любви Господу. В "Шримад-Бхагаватам" (11.5.11) сказано: локе вйавайамиша-мадйа-сева нитйа хи джантор на хи татра чодана -"В материальном мире порабощенная материей душа постоянно склонна к половым наслаждениям, вкушению мяса и опьянению; вот почему святые писания не поощряют подобных действий". Смысл этого утверждения "Шримад-Бхагаватам" сокрыт от поверхностного взгляда. Обладатели материального тела, образованного из плоти и крови, нередко любят близко общаться с женщинами. С тем, чтобы удовлетворить и уменьшить эту потребность, было введено таинство брака. Стремящиеся к свободе от таких законов недалеко ушли от животных; но те, кто благодаря благотворному общению с преданными и своему преданному служению развил в себе духовные устремления и вышел за рамки мирских привычек, считают дружбу с представителями другого пола напрасной тратой времени. Люди, привязанные к мирским наслаждениям, не в силах возвыситься над потребностями органов продолжения рода; многие из них вовлекаются в незаконные и греховные деяния. А стремящихся к преданному служению можно разделить на две категории. Те, чье влечение было полностью очищено силой садху-санги, совсем отказываются от общения с женщинами и обращаются к непрерывному преданному служению; представителей этой категории называют "отреченными вайшнавами". Те вайшнавы, чья склонность к общению с женщинами не была преодолена совершенно, следуют обетам семейной жизни и живут как домохозяева, совершая, в то же самое время, преданное служение. Общение с женщинами в соответствии с правилами священных писаний позволяет возвыситься над потребностями половых органов.
    Умение возвыситься над указанными шестью потребностями весьма полезно для преданного служения, если же эти потребности слишком сильны, это неблагоприятно для него. Способность подчинить себе шесть данных потребностей известна как дхаирья, но до тех пор, пока существует материальное тело, эти склонности не могут быть полностью искоренены; однако они не будут греховными, если направить их в правильном, благоприятном русле. Шри Нароттама даса Тхакур писал в своей "Према-бхакти-чандрике":

кама, кродха, лобха, моха, мада, матсарйа, дамбха-саха
стхане стхане нийукта кариба

ананда кари' хрдайа, рипу кари' параджайа,
анайасе говинда бхаджиба

"кама" кришна-кармарпане, "кродха" бхакта-двеши джане,
"лобха" садху-санге хари-катха

"моха" ишта-лабха вине, "мада" кришна-гуна-гане,
нийукта кариба йатха татха

    "Я правильным образом направлю свое вожделение, гнев, жадность, заблуждение, безумие, зависть, гордость, и победив этих врагов буду с радостью в сердце, безмятежно поклоняться Говинде. Свое вожделение я направлю к служению Кришне, гнев обращу на тех, кто завидует преданным; в обществе преданных я буду жадно внимать рассказам о Шри Хари, я почувствую себя в заблуждении, не находя любимого Господа, я испытаю безумие, воспевая славу Кришны. Вот каким образом я поставлю этих врагов на подходящее для них место".
Сокровенный смысл этих стихов в том, что обязанность разумного человека - направить все эти чувства от обычных для них объектов в сторону, полезную для преданного служения, а этого можно достичь только большим терпением и настойчивостью.
    Известно еще одно значение слова дхаирья. Любой человек, обратившийся к садхане, испытывает какие-то желания. Посредством той или иной деятельности карми надеются достичь небесных наслаждений; с помощью философского знания джнани желают достичь освобождения; бхакты надеются доставить наслаждение Кришне своей преданностью. Испытав недостаток упорства в ходе продолжительной садханы, многие люди пали на пути к высшей цели; вот почему крайне важно понимать, что лишь при наличии великой стойкости и упорства преданный достигнет избранной цели. "Кришна милостив ко мне сегодня, будет милостив через сотню лет и в любом следующем рождении. С непреклонной решимостью я стремлюсь к убежищу Его лотосных стоп, и найдя его, не оставлю его никогда". Вот какая дхаирья чрезвычайно полезна практикующим преданное служение.



      Скорее всего, вайшнавские качества проявятся в человеке не сразу после того, как он приступил к преданному служению, они будут постепенно развиваться параллельно с созреванием преданного. Преданные нитья-сиддха, которые никогда не падают в обусловленное состояние, всеми вайшнавскими качествами обладают вечно. Когда же в сознание Кришны приходит обусловленная душа, она должна смиренно совершать служение, и со временем в ней разовьются все двадцать шесть качеств. Эти качества преданного, присущие самой природе души, существуют в каждом человеке и проявляются с помощью процесса бхакти. Как в спичке заключен огонь, в молоке масло, в тупом ноже - острое лезвие, и как соответствующий процесс выявляет присущее качество (нужно только чиркнуть спичкой, сбить молоко или заточить лезвие), так бхакти-йога выявляет качества вайшнава. Любовь к Богу и сопутствующие двадцать шесть качеств преданного есть в каждом из нас.
      Постепенный прогресс преданного описывает Рупа Госвами. Сначала обусловленная душа с верой слушает о Кришне (шраддха). Потом начинает общаться с преданными (садху-санга). Далее получает посвящение у истинного духовного учителя (бхаджана-крия). Затем, следуя правилам и принципам преданного служения под руководством своего духовного учителя, отказывается от дурных привычек (анартха-нивртти). Следующий шаг - ништха, близкий синоним слова стхира, или "твердый". Преданный должен утвердиться в Абсолютной Истине.
      Когда твердого преданного пытаются убеждать в собственной правоте атеисты или имперсоналисты, он остается непоколебим. Для него любые теории за рамками сознания Кришны - абсурд. Он не из тех, кто меняет философию раз в год, выступая всякий раз с новой теорией истины. В "Шримад-Бхагаватам" (6.5. 14) Нарада Муни противопоставляет твердость преданного зыбкости убеждений карми
      Смешанный со страстью, беспокойный разум всякого живого существа подобен проститутке, которая сменяет платья затем лишь, чтобы привлечь внимание. Чего достигает тот, кто полностью поглощен преходящими кармическими делами и не понимает, что происходит на самом деле"
      КОММЕНТАРИЙ
      Карми сменяют род своих занятий когда угодно, однако человек в сознании Кришны все время занимается одним и тем же, ибо его единственное дело - привлечь внимание Кришны воспеванием мантры Харе Кришиа и очень простой жизнью, не следуя причудам изменчивой моды. В нашем движении сознания Кришны модников учат одной моде - носить одежды вайшнава, брить голову и ставить тилаку. Их учат блюсти чистоту ума, одежды и еды, чтобы укрепиться в сознании Кришны. Каков прок от того, что вы сменяете одежду, носите длинные волосы и бороду и меняете наряды" В этом нет ничего хорошего Не следует терять времени на такие фривольные занятия Нужно быть всегда сосредоточенным на сознании Кришны и с твердой решимостью принимать лекарство преданного служения
      Колеблющегося преданного-новичка, который при благоприятных обстоятельствах способен практиковать преданность, сбивают с пути сильные соблазны. Веды рассказывают о том, как прекрасные женщины отвлекали от медитации мудрецов. Преданный-неофит тоже может пасть жертвой влечения к противоположному полу. Разочарования также могут сбить с толку слабого преданного. Часто случается так, что непреданные мешают преданным, прерывают их проповедь. Но если преданный тверд, он не перестанет воспевать Харе , даже если это будет стоить ему жизни. Кроме того, иногда преданные ссорятся друг с другом, и это еще одна из причин того, что слабые преданные уклоняются от следования наказам своего духовного учителя.
      Твердая вера в духовного учителя превыше всего. Вишванатха Чакраварти наставляет нас в "Гурв-аштаке": удовлетворять гуру означает удовлетворять Кришну, тогда как вызвать неудовольствие гуру значит потерять положение в духовной жизни. Тот, кто не удовлетворяет своего гуру, сбивается с намеченного курса и бесцельно блуждает, как корабль без руля. Без твердой веры в духовного учителя нельзя быть стхира. Прахлада Махарадж говорил о своем долге перед духовным учителем: "Я уже падал в жизнь обычных людей, но мой духовный учитель Нарада спас меня. Разве я смогу когда-нибудь его покинуть"
      Преданный тверд в философии Абсолютной Истины не только разумом, но и благодаря любви. И подобно тому, как преданный сосредоточен на Кришне и ни на ком ином, так  сосредоточен на Своем преданном: "Чистый преданный всегда в моем сердце, и Я всегда в его сердце. Мои преданные не знают ничего, кроме Меня, и Я не знаю никого, кроме них" (Бхаг., 9.4.68).  столь постоянен в отношениях со Своими преданными, что никогда не покидает Вриндаван. Он вечно развлекается там со Своими вечными спутниками.
      Как преданный может утвердиться в таком положении" Кечит кевалая бхактшг. практикуя преданное служение. Мы должны тщательно продолжать воспевание слушание и исполнять наказы духовного учителя - таковы обязанности в нашей жизни. Своим чередом как результат постоянной практики придет твердость. Если преданный продолжает слушание, к нему как результат постепенной реализации придет любая недостающая убежденность Когда преданный-новичок воспевает Харе Кришна, он не ощущает всего счастья воспевания святых имен. Но если он продолжает воспевание, изначальная сладость Святого Имени непременно проявится. Продвинутый воспевающий сосредоточен на повторении Святого Имени так же, как пчела сосредоточена на меде цветка: ничто не может отвлечь его. Заранее определенная практика принесет желаемые результаты; должная садхана принесет сосредоточение. Сказанное относится не только к стхира, но и к остальным качествам. Из воспевания и слушания появятся правдивость, милостивость, чистота, предание Кришне, безразличие к материальным благам и т. д. 
Как говорится в "Шримад-Бхагаватам", "Вся нечистота в сердце человека практически устраняется, и пробуждается любовь к Кришне".

 

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы