Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Удаление помех в развитии через однонаправленность. Сатьянанда Сарасвати




Удаление помех в развитии через однонаправленность. Сатьянанда Сарасвати

Сутра 30: Помехи на пути йоги

Vya̱dhi stya̱na sam̤shayaaprama̱da̱lasy a̱viratibhra̱ntidarshana̱labdhabhu̱mikatva̱navasthitatva̱ni chittaviks̤epa̱steantara̱ya̱h

Vya̱dhi — болезнь;
stya̱na — тупость;
sam̤shaya — сомнение;
prama̱da — откладывание;
a̱lasya — лень;
avirati — влечение к наслаждению;
bhra̱ntidarshana — ошибочное восприятие;
alabdhabhu̱mikatva — неспособность достигать более тонкого состояния;
anavasthitatva — нестабильность;
chittaviks̤epa̱h — помеха для ума; te — они;
santara̱ya̱h — помехи.

Болезнь, тупость, сомнение, откладывание, лень, влечение, ошибочное восприятие, неспособность достигать более тонких стадий и нестабильность есть помехи.
Как было показано, практика джапы побуждает ум быть направленным внутрь и удаляет помехи. В этой сутре эти помехи перечисляются.
Существует девять сил, «разрывающих» сознание на части. Чтобы ничто не мешало последователю в его прогрессе на духовном пути, ему следует сделать все, чтобы овладеть описанной практикой джапы, удаляющей помехи. Следует также заметить, что эти помехи не есть нечто отличное от сознания; они являются его частью.
Они представляют собой определенные точки в рамках потока сознания. Искреннему духовному последователю следует осознать, что в течение курса рекомендуемой практики эти помехи обязательно придут. В то или иное время приходят недомогания; обычно это расстройства желудка, но могут быть и такие, которые связаны с работой мозга или других органов.

Из учения о секреции желез известно, что когда сознание вовлекается внутрь, метаболизм и другие функции тела изменяются и модифицируются.
Когда вы сидите, чтобы медитировать, иногда вы засыпаете. Таким же образом, когда садхана практикуется в течение длительного времени, иногда наступает состояние ошибочного восприятия. Часто наблюдается, что духовный последователь становится беззаботным по отношению к своей личной жизни, семейным обязанностям и другим обязательствам.
В его уме может возникнуть сомнение в правильности определенного вида садханы или в том, что он вообще достигнет цели. Сомнение здесь — обязательный элемент.

Сутра 31: Другие препятствия

Duhkhadaurmanasya̱n̤gamejayatvashva̱sapras̤a̱sa̱ viks̤epasahabhuvah

Duhkha — боль;
Daurmanasya — угнетенность;
an̤gamejayatva — дрожание тела
shva̱sapras̤va̱sa — вдохи и выдохи;
viks̤epa — отвлечение;
sahabhuvah — сопутствующие признаки.

Боль, угнетенность, дрожание тела и неритмичность дыхания есть сопутствующие признаки ментального отвлечения. Каждый, является ли он духовным последователем или нет, имеет склонность подвергаться воздействию указанных выше девяти помех с их сопутствующими признаками. Для некоторых людей эти состояния становятся совершенно естественными.
Отвлечения в процессах осознавания, направленных внутрь, должны внимательно изучаться. Необходимо быть в состоянии, способном выяснить, приходит ли помеха в результате естественного процесса, или это происходит благодаря медитации и другим практикам. К примеру, даже человек, практикующий медитацию, может быть полон сомнений, выдумок и ошибочных представлений. Болезнь может прийти не только как естественный процесс, но и когда происходит движение внутрь в процессе медитации.

Сутра говорит нам, что если в процессе садханы имеет место боль, или ментальная угнетенность, или дрожь в теле, или неритмичное дыхание, вы можете быть уверены, что читта претерпевает состояние отвлечения. Признаки, которые являются определенными формами отвлечения, и помехи, которые перечислены в предыдущей сутре, сами по себе не являются ментальными процессами; они есть только их психическое проявление. Они общие как для среднего человека, так и последователя, чей ум во время медитации разворачивается внутрь.

Сутра 32:  Удаление помех через однонаправленность

Tatpratis̤dha̱rthamekatattva̱bhya̱sah

Tat — те;
pratis̤dha̱tham — для удаления;
eka — один;
tattva — принцип;
abhya̱sah — практика.

Для удаления тех помех и сопутствующих признаков должна выполняться практика концентрации на одном принципе.
Как мы уже отмечали, тех последователей, которые имеют упорную волю и смелость, Патанджали предлагает квалифицировать по четырем градациям, таким как шраддха, вирья и т.д.
Для того, кто слаб и нерешителен, он рекомендует сильную преданность и джапу АУМ. В этой сутре он показывает путь преодоления помех и их сопутствующих признаков.
Метод включает в себя концентрацию ума на одной единственной таттве. Мы должны понимать, что это значит. Если вы практикуете мантру, это должна быть одна мантра.
Если вы практикуете дхьяну, она должна выполняться на одном символе. Те, кто занимается медитацией, постоянно меняя методы, техники и символы, будет страдать от помех.
Те, кто серьезно относится к осознанию, к достижению более глубокой стадии сознания, должны ясно понять эту сутру. Не следует менять символы медитации, потому что процесс медитации является только основанием для сознания, чтобы идти глубже и глубже. Если основание снова и снова меняется, наступает путаница. Именно поэтому в этой сутре Патанджали делает ударение на одном виде садханы. Если вы постоянно меняете ее, будьте уверены, что вы потерпите неудачу. Мы замечаем, что это действительно происходит в тех сектах, где упор делается на достаточно разнообразные символы. Например, в индусской садхане, известной как тантра, игнорируется принцип эка-таттва-бьясах и используется много символов, и там мы находим, что в результате такой практики многие страдают. Подобная ситуация сложилась и с некоторыми видами садханы в древнем буддизме, который так и не достиг своего расцвета из-за того недостатка, что для концентрации использовалось много символов.

Это правило постоянства родилось в уме действительных гуру; они не меняют мантру, однажды данную ученику, даже если она была дана другим гуру.
Если мантра меняется, в уме ученика может наступить путаница. Мудрый гуру никогда не позволит появиться путанице. Он дает мантру не просто по желанию ученика, а в соответствии с его способностями. В действительности нет разницы между различными символами. Можно быть преданным божеству Ганеше, или Шиве, Кали и т.д., но если объект почитания меняется после того, как выбран один из символов, обязательно появится путаница. Лучший способ избежать эту путаницу — это придерживаться одного символа, эка-таттва-бхьясы. Помехи могут быть удалены с пути последователя, только когда он не позволяет своему уму работать как попало и фиксирует его на одной единственной таттве.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы