Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Упанаянам - посвящение




Упанайанам - термин связан с ведической традицией гурукулы, в которой ученики должны были находиться рядом с наставником для того, чтобы он обучил их ведическим обрядам и дал им религиозные наставления. 


Упанайанам - это ведическая "самскара",  во  время  проведения которой дается ведическая "мантра", известная как Брахма-гайатри. Слово "упа" означает "близко", а "найанам" - "подводящее близко к учителю. Следовательно, упанайанам -  это  процесс,  приближающий ученика к учителю, который в свою очередь приводит  его  ближе  к Богу, давая ему трансцендентное знание.

"Слово "самскары" означает "совершенные  обязанности".  Это  в высшей степени благотворные, очищающие  и  освящающие  церемонии.
Этот обряд представляет собою последовательные действия,  находящиеся в гармонии с метафизическими правилами по  которым  невидимая реальность проявляется в  видимом,  воспринимаемом  чувствами мире. "Самскары" устраняют плохую карму и увеличивают благоприятное влияние материальной природы". (КС)
"Самскары" (обряды очищения ума и тела) существуют во всех религиях и во всех странах. Чем чище религия, тем больше в ней священных и законченных "самскар". Очистительные ритуалы необходимы, поскольку изначальная духовная природа каждой обусловленной  души осквернена. Без "самскар" жизнь обусловленной души  остается  нечистой. "Самскары" - это священный обряд при исполнении  которого очищается сознание, появляется привязанность к Богу и в  конечном счете обретается "према".
Проведение "самскар" наделяет человека способностью  выполнять определенные обязанности. Предписываемые  различными  ведическими писаниями, "самскары" представляют собою цепь ритуалов,  начинающихся с рождения. Упанайанам - наиболее важная  "самскара",  поскольку она подготавливает человека к чтению  "Вед"  и  совершению ведических обрядов. Упанайанам также известен как "брахмопадеша", поскольку "ачарйа" учит ("упадеша") получившего инициацию  ученика как осознать "брахман". Слово "упанайанам" означает "смежный по отношению", "усиливающий способность видеть" или "приближающий". Упанайанам - око  духовного знания или видение, полученное благодаря правильному посвящению в Гайатри. Термин "упанайанам" связан с ведической традицией "гурукулы", в которой ученики должны были находиться рядом с наставником для того, чтобы он обучил их ведическим обрядам и дал им религиозные наставления. Обычно ачарйа давал упанайанам ученикам в период их юности. Упанайанам - это главная "самскара" или очистительный ритуал в жизни человека. Во время этой  церемонии  "гуру"  (традиционно отец) посвящает юношу в духовное знание, дает ему  Брахма-гайатри "мантру", определяет ее значение и объясняет метод повторения. В это время мальчик одевает одежду "брахмачари", принимает  "упавиту" (священный шнур), и начинает обучаться обязанностям цивилизованного человека. Закончив свое духовое обучение,  юноша,  соблюдавший до сих пор целибат, может принять жизнь домохозяина. Будучи рожденным в семье "брахмана",  Господь  Чайтанйа  также исполнил обряд упанайанам и получил Брахма-гайатри. Позднее Он принял "дикшу" от Ишвара  Пури  и  получил  десятислоговую  Гопала-мантру.  Десятислоговая  Гопала-мантра  обычно  дается  только брахманам по рождению, но восьмислоговая Гопала-мантра, упоминаемая в "Брахма-самхите", доступна каждому.
Упанайанам - это ведическая "самскара",  во  время  проведения которой дается ведическая "мантра", известная как Брахма-гайатри. Слово "упа" означает "близко", а "найанам" - "подводящее близко к учителю. Следовательно, упанайанам -  это  процесс,  приближающий ученика к учителю, который в свою очередь приводит  его  ближе  к Богу, давая ему трансцендентное знание.  Первое  рождение  -  это рождение от семени. Упанайанам и Брахма-гайатри - это второе рождение (двиджа). 
Почему упанайанам называется вторым рождением?  Первое  рождение ребенок принимает из "вирйи" (семени или  жизненной  энергии) отца, которое опускается ниже пупка и входит в чрево  матери.  Во время второго рождения, однако, духовное  потомство  (гйанапутра) появляется благодаря духовному отцу (вайшнава "ачарйе"),  который сохраняет свою "вирйу" и поднимает ее вверх (вместо  того,  чтобы
опускать ее вниз) из области пупка. "Вирйа", сохраненная благодаря целибату, поднимается вверх, питает мозг, дает духовную чистоту и просветление. 
Тогда "ачарйа" передает эту  духовную  силу  чистоты  ученику, возвышая его на брахманический уровень, давая ему  второе  рождение. Упанайанам называется вторым рождением, поскольку  благодаря этой "самскаре" достигается духовное возрождение, в котором  "гуру" или "ачарйа" действует как отец и Савитр или как Гайатри  Деви, мать.

Упанайанам и традиция Гаудия

В традиции Гаудия не много ссылок на упанайанам. В "Хари-бхакти-виласе" говорится, что в соответствии с правилами человек должен исполнять "сандхйи" Вед и "панчаратрики", то  есть  повторять Брахма-гайатри и другие гайатри "мантры". Господь Чайтанйа и  Его последователи прошли "самскары" и получили упанайанам. В то  время термином "упанайанам" обозначали только  ведическую  "мантру".
Другие мантры давались во время "панчаратрика-дикши", посвящения, когда ученик получал "мантры" не из "шрути" (такие, например, как Гопала-мантра и Кама-гайатри). В действительности, Гайатри, которые мы читаем,  остаются  более или менее мистическими, поскольку нигде  ясно  не  говорится, что они являются частью "садханы". Они кажутся неотъемлимой  частью "садханы", так как принадлежат  к  разряду  дикша-мантр.  Это объясняется тем, что повторение хари-нама мантр, если  сравнивать его с повторением других мантр, считается практикой садханы. Гаудия вайшнавы уделяют несколько часов на воспевание  Харе  Кришна, тогда как в других сампрадайах есть только джапа садхана, подразумевающая повтрение мантр Божествам и Гайатри  и  где,  следовательно, отсутствует хари  нама-санкиртана.  Однако,  поскольку  в садхана бхакти включается дикша, мантры даются  в  любом  случае. Предназначение мантр ясно. Гайатри  мантры,  читаемые  трижды  в день, предназначены для медитации, прославления и призывания  милости Господа.
Из-за независимого желания  контролировать  и  эксплуатировать материальную энергию, у обусловленной души есть склонность совершать грехи. Поэтому ей необходимо совершать панчаратрика  самскары, которые помогут ей очистится от духа наслаждения, побуждающего ее совершать грех. Правила панчаратрики регулируют жизнь человека и дают ему внутреннюю силу и чистоту. Таким образом, все более приобщаясь к саттвическому образу жизни, практикующему  будет более легко избежать греха.
Шесть Госвами Вриндавана следовали этому процессу  панчаратрика дикши. До времен Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура,  духовные учителя давали только Харе Кришна маха-мантру и  панчаратрика дикшу. Традиционно, юный брахман получал упанайанам от семейного гуру. Те, кто не были рождены в семье брахмана, были  лишены этой возможности. Чтобы утвердить положение  Гаудия  вайшнавов и должное уважение к ним как к  брахманам,  Шрила  Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур давал упанайанам (при котором ученик  получает Брахма-гайатри и брахманский шнур) всем преданным, независимо от их рождения. Чтобы дать необходимую подготовку всем классам Гаудия вайшнавов к брахманической инициации,  он  использовал систему панча-самскар (пять очистительных ритуалов,  описанных  в следующем параграфе).
"Существует три типа брахманов:
1) Двиджи - получившие при инициации Брахмагайатри, но  лишенные ведического знания;
2) Випры  -  получившие при посвящении Брахма-гайатри и  знакомые с Ведами;
3) Вайшнавы -  получившие  при  посвящении  Брахма-гайатри и
осознавшие цель (веданта) Вед - знать и служить Шри Вишну или Шри
Кришне, Верховной Личности Бога.
Хотя многие Гаудия вайшнавы рождены не в  семьях  брахманов  и часто их возраст превышает восемь-десять лет, все равно  они  могут получить инициацию у истинных брахманов.
Эта уникальная возможность была дана Шри Чайтаньей Махапрабху, утверждена в современный век  Шрилой  Бхактисиддхантой  Сарасвати Тхакуром и распространена по всему миру Шрилой А.Ч.  Бхактиведантой Свами Прабхупадой, основателем-ачарьей ИСККОН  (Международного общества сознания Кришны). Воспевая  Харе  Кришна  маха-мантру вайшнав очищается и поднимается до  уровня  панчаратрики.  Далее, соблюдая самскары, он очищается еще больше, приобретает брахманические качества и становится подходящим кандидатом для  получения ведической дикши, посвящения в Брахма-гайатри.
Хотя у вайшнава может быть низкое рождение и  он  может  находиться в зрелом возрасте, он может очиститься и стать  квалифицированным брахманом, пройдя  этот  освящающий  процесс.  Доказывая этот феномен, Шри Джива Госвами использует пример того как с  помощью алхимии колокольный металл превращается в золото.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы