Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Татастха, Татастха-шакти - пограничная энергия Бога




Татастха, Татастха-шакти  -  пограничная, промежуточная энергия Кришны, которая состоит из индивидуальных неопределившихся душ, дживДживы могут находиться под влиянием одной из двух других шакти Кришны — внутренней, антаранга, или внешней — бахиранга. Эти понятия объясняются Дживой Госвами в его труде «Бхагавата-сандарбха». В «Вишну-пуране» внутренняя, промежуточная и внешняя энергии Бога соответственно называются пара-шакти, кшетраджна-шакти и авидья-шакти.



В этот день Враджанатх явился во двор Шривасы несколько раньше обычного. Там уже собрались преданные из Шри Годрумы — они хотели принять участие в вечернем арати . Бабаджи парамахамса  Шри Према дас, Вайшнава дас, Адвайта дас и все остальные уже вошли в храм и присутствовали на арати. Увидев святых обитателей Шри Годрумы, Враджанатх подумал: «Наконец то я нахожусь в их обществе! Моя жизнь все таки обрела смысл». Вайшнавы, видя счастливого, улыбающегося Враджанатха, щедро давали ему свои благословения. Когда через некоторое время они вышли из храма и отправились обратно в Шри Годруму, пожилой бабаджи  заметил, что из глаз Враджанатха ручьем текут слезы. К тому времени Рагхунатх дас Бабаджи успел полюбить Враджанатха как сына. Он спросил Враджанатха: «Баба, почему ты плачешь?» Враджанатх кротко ответил: «О святой учитель, твои наставления и общение с тобой очистили мое сердце от материальной скверны. Теперь я вижу всю тщету материального мира. Мое сердце стремится найти приют у стоп Господа Гауранги. И вот, в моем уме возник еще один вопрос: кто я в действительности, и почему я живу в материальном мире?»
Улыбнувшись, бабаджи  сказал: «Отлично! Этим вопросом ты осчастливил меня. Когда в сердце человека нет больше материальной скверны, он задает этот вопрос всем окружающим. Когда я прочту тебе пятый стих „Даша мулы“ и его толкование, в твоем сердце не останется сомнений».
Затем бабаджи  открыл книгу и прочел:
«Как искры вылетают из пылающего костра, как лучи света исходят от Солнца, так же и индивидуальные души исходят из Верховной Личности Бога, Господа Хари. Как искры и лучи света одновременно едины со своим источником и отличны от Него, так и индивидуальные души едины с Господом и отличны от него. Господь Хари — верховный повелитель. Он господин материального мира и иллюзорная энергия, майя, находится в Его власти. Индивидуальная душа никогда не будет подобна Господу. Даже достигнув освобождения, душа может попасть во власть майи».
Враджанатх воскликнул: «Какое разумное заключение! Я хотел бы узнать, подтверждается ли оно Ведами. Слова Верховного Господа сами по себе являются достойным свидетельством, но когда они подтверждаются словами Упанишад, люди относятся к ним с большим доверием».
Бабаджи  сказал: «Эти слова подтверждаются многочисленными ведическими текстами. Я процитирую тебе лишь несколько. Пожалуйста, слушай внимательно. В „Брихад араньяка упанишаде“ (2.2.20 и 4.3.9) сказано:
«Как мелкие искорки вылетают из костра, так и индивидуальные души исходят из Всевышнего.
Душа может находиться в двух местах: в духовном мире и там, где духовный мир граничит с материальным миром. Существует еще и третье место, где господствуют сновидения. Находясь между двумя мирами, душа с одной стороны видит духовную обитель, с другой — царство сновидений».
В этом тексте описываются индивидуальные души (джива шакти ), которые могут обитать как в духовном, так и в материальном мире (татастха ). Кроме того, в «Брихад араньяка упанишаде» (4.3.18) сказано:
«Как рыба, обитающая в реке, может направиться и к одному, и к другому берегу, так и душа может отправиться и в один, и в другой мир. Она может отправиться в мир, где будет вечно бодрствовать, или же в мир, сплетенный из сновидений».
Враджанатх спросил: «О мудрейший, как философия Веданты определяет слово татастха?»
Бабаджи  ответил: «То место, где вода реки встречается с землей, называется тата . Тата  является местом, где вода граничит с сушей. Она подобна тончайшей нити, проходящей по границе между сушей и водой. Тата  подобна тончайшей линии, такой тонкой, что грубые материальные глаза даже при желании не смогут ее увидеть. В этом примере духовный мир уподобляется воде, а материальный — земле. Тонкая, разделяющая их линия и называется тата. Тончайшая граница между двумя мирами служит обителью индивидуальных душ. Индивидуальные души подобны мельчайшим, величиной с атом, частицам солнечного света. Будучи крохотными частичками, души могут видеть и духовный мир, и материальный. Духовная энергия Господа, чит шакти, поистине безгранична, а Его материальная энергия, майя шакти, тоже наделена немалыми размерами. Индивидуальная душа, находящаяся между ними, ничтожно мала. Индивидуальные души исходят из татастха шакти  Господа Кришны. Поэтому души находятся в пограничном положении (татастха), между материей и духом».
Враджанатх вновь спросил: «А в чем, собственно, заключается природа индивидуальных душ, называемая татастха ?»
Бабаджи  ответил: «Находясь между двумя мирами, душа созерцает их. Так уж вышло, что души должны находиться во власти одной из двух вышеупомянутых энергий. К тому же, положение тата (берега) может меняться. То, что некогда было сушей, впоследствии может находиться под водой, а то, что некогда находилось под водой, может снова стать сушей. Обращая свой взор к Господу Кришне, душа отдает себя под покровительство духовной энергии Господа Кришны. Но если она отвращается от Кришны и обращает алчущий взор на материальную энергию, майю, она сразу же попадает в ловушку хитроумной майи. Именно это подразумевается под фразой «душа имеет природу татастхи».
Враджанатх спросил: «Имеет ли майя  какое либо отношение к сущности духовных душ?»
Святой бабаджи  ответил: «Нет. Души полностью духовны. Однако они размером всего лишь с атом, поэтому особым могуществом не отличаются. Именно по этой причине майя господствует над душами. Однако сама душа свободна от тлетворного влияния майи ».
Враджанатх сказал: «От своего учителя я слышал, что попадая под влияние майи, имперсональный Брахман становится индивидуальной духовной душой. Если небольшую часть огромного неба окружают стенки глиняного горшка, эта часть становится небом в горшке. Подобным же образом безличный Брахман, окруженный майей, становится индивидуальной душой. О мудрец, как это понимать?»
Бабаджи  ответил: «Дорогой друг, это и есть имперсонализм (майявада). Может ли майя, которая является лишь подчиненной энергией Господа, коснуться Верховного Брахмана? Если Верховный Брахман не обладает энергиями, как к Нему может приблизиться майя, стало быть, вообще не существующая энергия? Майя  не наделена независимостью. Неверно считать, что майя как то влияет на Брахман и заставляет его страдать. Это невозможно. Если духовная сила Брахмана всегда находится в состоянии бодрствования, то каким же образом майя шакти  может взять над ней верх и, тем более, сотворить из Брахмана индивидуальную душу? Верховный Брахман безграничен и неизмерим. Представление о том, что майя  может оказывать какое либо воздействие на Брахман, является ложным. Майя  не имеет никакого отношения к творению индивидуальных душ. Несмотря на свой ничтожный размер, индивидуальные духовные души не зависят от майи».
Враджанатх сказал: «От одного ученого брахмана  я слышал, что индивидуальная душа является отражением Брахмана. Как солнце отражается в воде, так и Верховный Брахман, отражаясь в майе, становится индивидуальной душой. Можно ли считать справедливым это утверждение?»
Мудрый бабаджи  ответил: «Это тоже имперсонализм. Брахман безграничен. То, что безгранично, не может где либо отражаться. В Ведах ясно сказано, что Верховный Брахман не подвержен каким либо ограничениям. Так что это утверждение беспочвенно».
Враджанатх сказал: «В другой раз один санньяси дигвиджайи сказал мне, что индивидуальной души в действительности не существует. Само представление об индивидуальной душе является иллюзией. Когда эта иллюзия рассеивается, остается лишь беспредельный Брахман. Что означает это утверждение?»
Усмехнувшись, бабаджи  ответил: «Все тот же имперсонализм. Подобные представления не имеют под собой реальной основы. В „Чхандогья упанишаде“ (6.2.1) сказано:
«Верховный Брахман один, и нет второго».
Означают ли эти слова Вед, что существует лишь Брахман? Если кроме Брахмана ничего не существует, откуда берется эта иллюзия? И кого она вводит в заблуждение? Утверждая, что иллюзия вводит в заблуждение Брахмана, мы превращаем Брахмана в жалкое существо. Но считая, что иллюзия вводит в заблуждение не Брахмана, а кого то другого, мы, тем самым, признаем, что этот «кто то» существует».
Враджанатх сказал: «Помнится, мудрый пандит брахман  из Навадвипы как то сказал, что в творении реально существует лишь индивидуальная душа. Пребывая во сне иллюзии, она подвержена материальному счастью и страданиям. Пробуждаясь ото сна, она обнаруживает, что является Брахманом. Что ты скажешь об этом заявлении?»
Бабаджи  ответил: «И снова имперсонализм! Как может Брахману сниться, что он стал индивидуальной душой? Чем можно подтвердить подобное утверждение? В писаниях неоднократно говорится о том, что блеск морской ракушки можно принять за серебро, а веревку — за змею, но эти примеры вовсе не доказывают того, что существует лишь Брахман. Все эти теории — жонглирование словами, хитро сплетенная сеть, в которую попадаются простые люди».
Враджанатх сказал: «Индивидуальную душу создает отнюдь не майя. Это я признаю. Майя  обладает силой господства над индивидуальной душой. Но ответь мне на один вопрос: не духовная ли энергия (чит шакти) поддерживает индивидуальную душу в пограничном по отношению к материи и духу положении (татастха)?»
Достойный Бабаджи ответил: «Нет. Чит шакти  — это абсолютное проявление энергии Господа Кришны. Все, сотворенное ею, обладает безграничным совершенством (нитья сиддха). Индивидуальные души не являются совершенными. Занимаясь практикой преданного служения (садханой), они могут достичь совершенства (садхана сиддха) и наслаждаться духовным блаженством так же, как и вечно совершенные существа. Подруги Шримати Радхарани (сакхи) являются вечно совершенными существами (нитья сиддха). Они являются из формы Шримати Радхарани, которая является воплощением чит шакти. Индивидуальные же духовные души являются из джива шакти Господа Кришны. Чит шакти относится к разряду полных энергий (пурна шакти) Господа Кришны. Индивидуальные души (джива шакти) относятся к неполным энергиям (апурна шакти) Господа Кришны. Пурна шакти создает совершенные творения. Апурна шакти рождает индивидуальные души, атомарные частицы сознания. Господь Кришна творит различные категории живых существ, пользуясь различными своими энергиями. В облике чит шакти Он является как Кришна, или как Нараяна, господин Вайкунтхи. В облике джива шакти Он является как Баладева, воплощение Его игр (виласа мурти) во Врадже. Проявляясь в майя шакти, Он принимает три формы — Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну. Во Врадже Он является как Кришна, воплощение Его полной энергии. В облике Баладевы Он являет миру Свою шеша таттву (природу Господа Шеши). Он демонстрирует восемь видов служения, которое Его вечно освобожденные спутники воздают Ему. На Вайкунтхе Он принимает форму Шеша Санкаршаны и проявляет восемь видов служения, которое Его вечные спутники воздают Господу Нараяне. Господь Санкаршана воплощается в форме Маха Вишну, Своей инкарнации. Он становится местом успокоения джива шакти и в форме Сверхдуши является в сердцах индивидуальных душ, обитающих в материальном мире. Несовершенные индивидуальные души испытывают извращенное влечение к иллюзорной энергии, майе. Они остаются под влиянием майи до тех пор, пока Господь и Его духовная энергия не возьмут их под свое покровительство. Майя господствует над бесконечным множеством душ, заключенных в ее темнице. Следовательно, индивидуальные души являются творением джива шакти. Неверно считать, что их рождает чит шакти».
Враджанатх сказал: «О мудрец, я неоднократно слышал, что и духовный мир и индивидуальные духовные души вечны. Как же может случиться, что вечные сущности рождаются, создаются, проявляются? Если они были созданы в какой то момент времени, следовательно, они не являются вечными?»
Бабаджи сказал: «Время и пространство духовного мира отличаются от того времени и пространства, которое мы привыкли наблюдать в материальном мире. В материальном мире время имеет три фазы: прошлое, настоящее и будущее. В духовном мире время не делится на эти категории. Там существует только настоящее, которое длится вечно. Когда мы, невежды, живущие в мире материального времени и пространства, пытаемся описать духовный мир, мы частенько используем такие фразы, как „индивидуальные души были созданы“, „индивидуальные души оказались в плену майи“, „явился духовный мир“ и так далее. Используя подобные обороты, мы лишь доказываем, что материальный мир имеет на нас огромное влияние. Пока мы находимся под властью иллюзорной энергии, мы не в силах избавиться от подобных представлений и выражений. Но человек, который пытается познать истинную природу духовного мира, должен научиться мыслить понятиями вечного настоящего. Баба, логика не поможет тебе разрешить эти вопросы. Отвергни ее, и ты сможешь постичь природу духа.
Когда индивидуальная душа забывает о том, что она является слугой Господа Кришны, она попадает в обитель Майи. Изначально все души преданы Господу. Однако они подразделяются на две группы: нитья баддхи (навеки плененные майей), нитья мукты (вечно освобожденные). Оскверненный влиянием материи человек не может познать эти тонкости. Но святой преданный, обладающий духовным зрением, может постичь эти истины. Материя оказывает влияние и на мои слова. Хоть я и стараюсь объяснить тебе духовные предметы, мои слова все же несовершенны. О баба, со временем ты обязательно откроешь для себя духовную истину. Однако логика тебе в этом не поможет. Почему же, спросишь ты? Потому, что с помощью логики не познать того, что находится за пределами познавательных способностей ума. Я знаю, понять это довольно трудно. Однако чем дальше ты будешь продвигаться по духовному пути, тем отчетливее будешь видеть разницу между материей и духом. Твое тело состоит из материальных элементов. Любая телесная деятельность материальна. Но душа твоя не материальна. Ты — крохотная частица сознательного духа. Чем яснее ты будешь осознавать эту истину, тем глубже сможешь проникнуть в понимание своей сущности. Ты не сможешь понять главного, просто слушая мои объяснения. Но если ты начнешь регулярно воспевать святые имена Господа Хари, эти духовные истины откроются тебе. Ты познаешь блистательное великолепие духовного мира. Но пока мысли и слова находятся под влиянием материальных представлений, никакие усилия не помогут человеку приобщиться к духовной истине. Веды («Тайттирия упанишада» 2.4.1) объясняют:
Даже самая образная человеческая речь терпит поражение, пытаясь живописать Абсолютную Истину, и самые блистательные мыслительные способности не могут осмыслить Ее.
Мой совет тебе: не коллекционируй мнения об Абсолютной Истине, ибо все они могут оказаться заведомо ложными. Постарайся сам познать истину».

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы