Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Труд ради общего блага - сарвопакарака




Труд ради общего блага (санскрит сарвопакарака)




      "Шримад-Бхагаватам" (10. 22. 35) предписывает. "Долг каждого живого существа - занимать свою жизнь, состояние, разум и речь деятельностью, которая направлена на общее благо. "Вишну-пурана" (3.12. 45) утверждает: "Разумный человек должен с помощью дел, мыслей и слов выполнять то, что пойдет на благо всем живым существам в этой и последующей жизнях". Мы только закончили обсуждение способности продвинутого преданного одухотворять материальные вещи в служении Кришне. Тот, кому известна техника бхакти-йоги, может нести благо всем, кого встретит, куда бы он ни шел. Святой Парвата говорил Нараде Муни:
      - Ты - философский камень, и благодаря общению с тобой даже великий охотник превратился в преданного.
      Превознося Санатану Госвами, безупречного вайшнава. Господь Чайтанья говорил: "Силой твоего преданного служения ты очищаешь всю вселенную".
      Преданный способен трудиться на благо каждого, ведь сознание Кришны относится ко всему человечеству и всем видам живых существ. Оно предназначается не какой-либо одной расе, национальности или полу; оно - для всех живых существ. Комментируя чатур-шлоку "Шримад-Бхагаватам", Шрила Прабхупада описывает универсальность сознания Кришны:
      Шрила Джива Госвами Прабхупада трактует слова сарватра сарвада в том смысле, что принципы бхакти-йоги, или преданного служения Господу, применимы в любых обстоятельствах, т.е. бхакти-йога рекомендуется всеми истинными писаниями, все авторитеты следуют ее путем, она важна и дает свои плоды везде, во всех случаях и при любых обстоятельствах и т.д...


      Подобно этому способность к любовному трансцендентному служению Господу заложена во всех, даже в женщинах, шудрах, лесных дикарях и вообще во всех живых существах, рожденных в греховных условиях" ("Шримад-Бхагаватам" 2.9.36, комм.).
      Преданный распространяет сознание Кришны всем, доказывая этим его универсальность. Господь Чайтанья завещал нести сознание Кришны всем.
      бхарата-бхумите хаила манушйа-джанма йара
      джанма сартхака кари' кара пара-упакара
      Тот, кто родился человекам на земле Индии (в Бхарата-варше), должен сам достичь успеха и трудиться на благо всех других людей (Ч.-ч., Ади 9.41).
      Его Божественную Милость А. Ч. Бхактиведанту Свами Прабхупаду без преувеличения можно назвать наивысшим трансцендентным тружеником, ибо он наиболее глубоко реализовал принцип пара-упакара (Заметьте, что приведенный вьппе стих содержит слова пара и упакара, "ради блага других", очень близких по значению на сарво-пакарака). Многие тысячелетия ценнейшее знание - бхакти-йога - не выходило за пределы Индии. Даже Господь Чайтанья Махапрабху путешествовал только по Индии. Люди за пределами Бхарата-варши считались нецивилизованными млеччхами. Даже те, кто считал себя вайшнавами, считали, что спасти падших млеччх невозможно. Хотя ни один из преданных не мог опровергнуть утверждение шастр о том, что сознание Кришны может и должно прийти в Европу и Африку, а затем и в такую молодую страну, как Америка, однако наставления шастр оставались теорией и только.
      В "Шримад-Бхагаватам" (2.4.18) утверждается:
      кирата-хунандхра-пулинда-пулкаша
      абхира-шумбха-йаванах кхасадайах
      йе 'нье ца папа йад-апашрайашрайах
      шудхйанти тасмаи прабхавишнаве намах
      Кираты, Хуны, Андхры, Пулинды, Пулкашы, Абхары, Йумбхи, Яваны, представители народностей Кхаса и все остальные грешники могут очиститься, если примут убежище преданных Господа, так как Он - наивысшая сила. Я предлагаю Ему мои почтительные поклоны.
      Итак, наставления шастр существовали; но кто согласился бы поехать в Германию или Россию" Или заняться африканскими аборигенами" Разве это возможно" Даже недвузначное заявление Господа Чайтаньи о том, что преданные понесут сознание Кришны всему миру, казалось загадкой. В начале двадцатого столетия некоторые вайшнавы Гаудия-сампрадаи стали задумываться над этим наставлением Господа Чайтаньи, не зная, стоит ли принимать его буквально. Такое положение вещей изменил Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Он один прибыл в Соединенные Штаты в 1965 году и начал в Нью-Йорке воспевать мантру Харе Кришна; со временем у него появилось несколько последователей - молодых ребят и девушек. Сегодня Движение сознания Кришны, строго следуя ученической преемственности от Господа Чайтаньи Махапрабху и Господа Кришны, учит принципу пара-упакара; движение уверенно распространяется по всему миру.
      Это - долг не только индийцев, это долг каждого, и мы очень счастливы, что американские и европейские юноши и девушки серьезно участвуют в нашем движении. Следует определенно знать, что лучшая деятельность на благо общества - это пробуждение сознания Бога, или сознания Кришны, и поэтому помогать этому великому движению должен каждый (Ч.-ч., Ади 9.41, комм.).
      И "Шримад-Бхагаватам", и Господь Чайтанья подчеркивают, что чистое преданное служение Кришне открыто для людей всех слоев общества во всем мире. Действуя в духе всеохватности бхакти-йоги, Шрила Прабхупада делал брахманов из тех, кто был рожден и воспитан как мясоед. Так Шрила Прабхупада доказал, что преданное служение всемогуще, это - деятельность на всеобщее благо, и занимать в преданном служении следует даже самых падших. Некоторые индусы, стоящие за кастовые различия, возражали против того, что Шрила Прабхупада давал людям Запада вторую инициацию и священный шнур, но подкрепить свои возражения словами шастр эти критики не могли. А утверждение Нарада Муни и многие другие заявления свидетельствуют в пользу дела Шрилы Прабхупады:
      йасйа йал лакшанам проктам
      пумсо варнабхивчанджакам 
      айад анйатрапи дришйета
      тот тенаива винирдрешет
      Если человек проявляет признаки брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры, как описано выше, к нему следует относиться в соответствии с этими класификационными признаками, даже если он кажется относящимся к другому классу (Бхаг., 7.11.35).
      "Хари-бхакти-виласа", руководство для вайшнавов, написанное Санатаной Госвами, приводит следующее свидетельство:
      йатха канчанатам йати
      камсйам раса-видханатах 
      татха дикша-видханена
      двиджатам джайате нринам
      Как свинец превращается в золото, смешиваясь с ртутью в алхимическом процессе, так тот, кто должным образом подготовлен и инициирован истинным духовным наставником, сразу становится брахманом.
      Когда Шрила Прабхупада создал институт санньяси и гуру, число возражений резко возросло, но он защищал свое дело, основываясь на Шастрах. Вновь и вновь Прабхупада цитировал Веды, доказывая правоту своего дела, и указывал на образцовое поведение своих искренних учеников, которые не вступали в незаконные половые отношения, не ели мяса, не употребляли интоксикаций и не играли в азартные игры, и ежедневно повторяли шестнадцать кругов мантры Харе Кришна и были полностью заняты служением в сознании Кришны. Прабхупада приводил теоретические и практические свидетельства: даже рожденные в греховных семьях могут подняться до уровня вайшнавов. Рассказывая историю о том, как Нарада Муни учил Дхруву Махараджу петь ведические мантры и поклоняться Божеству, он воспользовался возможностью объяснить свою проповедь по всему миру:
      "Наше Движение сознания Кришны распространяется по всему миру, и в разных центрах нашего Движения мы тоже устанавливаем Божества. Иногда наши индийские друзья, гордящиеся своей приверженностью догмам, упрекают нас: "Того не сделали, это упустили". Но они забывают об этом наставлении Нарады Муни величайшему вайшнаву, Дхруве Махараджу. Необходимо учитывать время, место и конкретные обстоятельства. То, что подходит для Индии, не всегда подходит для западных стран. Люди, не являющиеся ачарьями и не знающие, как должен действовать  ачарья, безосновательно критикуют деятельность ИСККОН за пределами Индии. Такие критики сами не способны проповедовать и распространять сознание Кришны. Тот, кто отправляется проповедовать, должен рисковать и учитывать конкретные обстоятельства, время и место. Он имеет право внести те или иные изменения в процедуру поклонения: согласно шастрам, это вполне допустимо. Шримад Варарагхава Ачарья, ачарья, принадлежащий к Рамануджа-сампрадае, пишет в своем комментарии к "Шримад-Бхагаватм", что при определенных обстоятельствах духовное посвящение можно дать даже чандалу, человеку, стоящему на общественной лестнице ниже, чем шудра. Ради того, чтобы превратить таких людей в вайшнавов, можно нарушить какие-то формальности и в каких-то деталях отойти от установленного порядка".
      Господь Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы Его имя стало известно всем людям во всех уголках света. А как люди узна.т Его имя, если мы не будет проповедовать во всех странах".. Воспользовавшись этим методом, люди всего мира могут обрести сознание Кришны" ("Шримад-Бхагаватам" 4.8.54, комм.).
      Другой пример широты подхода Шрилы Прабхупады - то, что он приглашал женщин становиться членами ИСККОН. Можно было заранее сказать, что индийские сторонники кастовой системы станут возражать против этого. Но есть ли философское обоснование или свидетельство Шастр, отказывающие женщинам в равном праве обратиться к сознанию Кришны" Господь Кришна утверждает в "Бхагавад-гите (9. 32):
      мам хи партха вйапширитйа
      йе 'ли сйух папа-йонайах
       стрийо ваишйас татха шудрас
      те 'пи йанти парам гатим
      "О сын Притхи, приняв Мое покровительство, даже люди низкого происхождения " женщины, вайшьи (торговцы) и шудры (рабочие) " смогут достичь высшей цели жизни". Шрила Прабхупада объяснял, что то, что женщины становятся инициированными учениками, проповедниками и постоянно живут в храмах, вовсе не означает, что он допускает незаконный секс. В "Чайтанья-чаритамрите" (Ади 7.38) он пишет: "Шри Чайтанья Махапрабху пришел, чтобы спасти все падшие души. Поэтому он дал много методов освобождения их из пут майи". В комментарии Шрила Прабхупада утверждает:
      Не зная того, что в Европе в Америке юноши в девушки свободно вступают в половые отношения, глупцы и негодяи критикуют молодых людей в сознании Кришны за близкие отношения. Однако этим негодяям следует учесть, что общественные устои невозможно изменить в один день. С того времени, как эти юноши и девушки стали готовиться стать проповедниками, эти девушки - уже не обычные девушки, они похожи на своих братьев, которые также проповедуют сознание Кришны. И потому мы занимаем и юношей и девушек в абсолютно трансцендентной деятельности, чтобы Движение сознания Кришны росло. Так пускай ревнивые глупцы, которые критикуют нас за разрешение контактов юношей и девушек, упиваются собственной глупостью, которая не позволяет им понять, как можно использовать любую подходящую возможность для распространения сознания Кришны (Ч.-ч., Ади 7.3).
      Иногда те, кто кажутся последователями индуизма говорят, что ведическое послание освобождения не предназначено для распространения. Они утверждают, что поскольку ведическое знание - духовное и мистическое, каждый должен искать его сам; проповедь бесполезна. Но это просто еще одна спекуляция, которую шастры отвергают. Хотя Верховный Господь сотворил этот материальный мир для иллюзорного наслаждения живых существ, Он тем не менее еще на заре творения распространял послание о возвращении домой, к Богу. Каждое из воплощений Бога приходило с этим посланием. Искренние сыновья и преданные Всевышнего, понимающие значение шастр, помогают Господу Кришне в исполнении Своей миссии. В "Бхагавад-гите" Господь Кришна говорит о них:
      йаа идам парамам гухйам
      мад-бхатешв абхидхасйати 
      бхактим майи парам критва
      мам эваишйатй асамшайах
      
      на ча тасман манушйешу кашчин
      ме прийа-криттамах 
      бхавита на ча ме тасмад
      анйах прийатаро бхуви
      Тому, кто открывает высшую тайну преданным, преданное служение гарантировано, и в конце он вернется ко Мне. Нет в этом мире слуги, который был бы Мне дороже, чем он, и никогда не будет ("Бхагавад-гита", 18. 68-69).
      Веды сообщают: йасмин туште джагата тушта, "Если Кришна удовлетворен, удовлетворен весь мир". Здесь же в стихах "Гиты" мы видим, что Кришна удовлетворен, когда Его искренние преданные активно распространяют Его послание. Кришна не был удовлетворен, когда Арджуна захотел просто сидеть на колеснице. И хотя Кришна был Арджуне близким другом, Арджуна не сказал: "Кришна, поскольку Ты мой друг, иди сражаться, а я посижу здесь". Напротив, Кришна стал проповедовать Арджуне, различными путями убеждая принять участие в сражении с врагом. Арджуна выполнил просьбу Кришны, и Господь был удовлетворен поражением огромной армии Дхритараштры. Убивал на самом деле Кришна, но лавры победителя досталась Арджуне, так как он использовал все свои силы и волю в служении Господу. Кришна хочет, чтобы его послание "Назад домой, назад к Богу" распространилось по всему миру, и Он хочет, чтобы сделали это преданные, энергично проповедуя от Его Имени.
      Кроме индуистских сектантов есть еще агностики и атеисты, которые также пытаются опровергнуть утверждение, что вайшнав действует трудиться ради общего блага. Они хотят знать: "Как вы помогаете нищим и политически обездоленным" На основании чего вы заявляете, что трудитесь ради общего блага"" Они считают, что преданное служение - просто сентименты. Отвечая на это, Кришнадаса Кавираджа, автор "Чайтанья-чаритамриты", просит разумных людей использовать свою логику и силу доказательств с тем, чтобы понять общечеловеческое значение дела Господа Чайтаньи. "Если вас на самом деле интересуют логика и доказательства, будьте любезны применить их для понимания милости Шри Чайтаньи Махапрабху, - и вы обнаружите, что она потрясающа и удивительна" (Ч.-ч., Ади 8.15).
      Говоря о милосердии, я уже отмечал, что вне сознания Кришны настоящего милосердия не существует. В материальном мире люди страдают согласно своей кармы, и устранить страдания, внося материальные поправки, нельзя. Обычно люди занимаются гуманистической деятельностью на телесном уровне. Однако материальное тело подлежит уничтожению, а духовная душа вечна. Филантропическая деятельность Господа Чайтаньи относится к вечной душе. Так что любое благо для тела - политическое, социальное, медицинское - всего лишь заплатки. В конце концов, тело уничтожается, и соответственно свои делам в прошлой жизни живое существо получает другое тело. Если человек не понимает науки переселения души и принимает свое тело за "я", он находится в неведении. И любой благодетель, не говорящий об истине жизни - обманщик. Программа Господа Чайтаньи Махапрабху не отвергает материальных потребностей, но акцент в ней сделан на духовных нуждах, воистину необходимых человеческому обществу.
      Пример крайнего великодушия преданного, желающего блага другим, мы находим в жизни Харидаса Тхакура и Васудевы Датты, двух последователей Господа Чайтаньи. Господь Чайтанья поверил Харидасу Тхакуру Свои сомнения по поводу освобождения яванов (людей, настроенных против ведических принципов). Харидас Тхакура уверил Господа Чайтанью, что яванов может спасти непреднамеренное воспевание святых имен Бога. Преданный, охваченный экстазом любви, поет "ха рама" ("О мой Господь Рамачандра"), яваны тоже повторяют "ха рама", только значит это совсем другое. Яваны будут спасены этим случайным воспеванием Святого Имени, говорил Харидас Тхакур. Потом Харидас Тхакура сообщил Господу, что, слыша, как Господь поет санкиртану, все движущиеся и неподвижные живые существа получают освобождение. А в будущем освобождение яванам будут приносить те, кто находится в цепи преемственности от Господа Чайтаньи. Харидас Тхакур сказал:
      - Когда во всем мире идущие по Твоим стопам громко воспевают мантру Харе Кришна, все живые существа - и движущиеся, и неподвижные - пускаются в танец экстатической преданной любви.
      Однажды по другому случаю Васудева Датта обратился к Господу Чайтанье с просьбой. Он сказал, что очень опечален страданиями обусловленных душ.
      - Прошу Тебя, - сказал Васудева Датта, - перенеси на меня все кармические последствия их грешных жизней.
      Васудева Датта готов был принять на себя грехи всех существ во вселенной и отстрадать последствия этих грехов - и тем самым продемонстрировал непостижимое по своей силе стремление нести благо другим. Он рисковал всем, чтобы спасти обусловленные души от материального существования. Глубоко взволнованный. Господь Чайтанья объяснил, что просто по желанию Васудевы Датты Кришна освободит живые существа. В ответ на пожелания Своих чистых преданных Верховный Господь может легко дать освобождение всему миру.
      Так же олицетворенные Веды молили Кришну освободить все обусловленные души: они просили об этом Маха-Вишну в начале этого творения. Творение означает, что обусловленные души входят в материальный мир под воздействием майи; но олицетворенные Веды молили Господа выказать Свою Милость, приведя обусловленные души обратно домой, к Господу.
      О наш Господь, о непобедимый, О Владеющий всеми силами! Прояви Свою внутреннюю энергию, чтобы победить невежество всех движущихся и неподвижных живых существ! Их невежество причина того, что они совершают ошибки, которые ведут к ужасающим последствиям. О Господь, прояви Свое величие. Ты можешь легко это сделать, так как Твоя внутренняя энергия стоит выше внешней энергии, и, кроме того, Ты - источник всего могущества и материальной силы. Ты занят развлечениями в духовном мире. Ты проявляешь Свою скрытую внутреннюю силу, а иногда проявляешь и внешнюю силу, и для этого достаточно одного Твоего взгляда. Так Ты являешь Свои игры. Веды подтверждают существование двух Твоих энергий и принимают согласно этому оба вида игр" ("Источник вечного наслаждения", "Молитвы олицетворенных Вед").
      Добрые намерения, молитвы, пожелания и самопожертвование преданного несет огромное благо всем людям. В материальном мире преданные редко становятся известными, однако Кришне они очень дороги. Мы все являемся должниками истинных благотворителей человечества - преданных Господа.
      

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы