Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Субдоши Питы и Капхи




Субдоши Питы и Капхи

Диск Основы Аюрведы. Просто о сложном. Дживита. Дхари. Сат. Анубандха. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов

Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга

Питта-доша состоит из пяти субдош. На санскрите они называются садхака, браджака, пачака, алочака и ранджака. Обычно их обозначают с приставкой питта.
Например, пачака-питта. Иногда делают приставку агни (огонь как основной элемент).

Пачака-питта — это «огонь, переваривающий пищу». Она располагается в тонком кишечнике, ее главная функция -управлять пищеварением. Самана-вайю управляет пищеварением, и точно так же пачака-питта управляет пищеварением. Пачака-питта является основой и опорой всех остальных видов субдош питта-доши. При лечении нарушений питта-доши пачака-питта заслуживает особого внимания, поскольку пищеварительный огонь поддерживает тепло в нашем организме. Дисбаланс этой субдоши приводит к заболеваниям пищеварительной системы. Это различные диспепсии, язвенная болезнь, заболевания печени, желчного пузыря и тонкого кишечника.

 Садхака-питта — это «огонь, определяющий, что есть истина, или реальность». Она локализуется в мозге и сердце, и ее функция состоит в том, чтобы позволять нам достигать целей, поставленных нашим интеллектом или эго. Ложное эго или истинное эго это играет роль. Или интеллект, разум. Цели могут быть разные: мирские цели — например, удовольствия, богатство, слава, престиж, финансы; духовные цели — например, освобождение от негативных стереотипов поведения, от анартх. Фактически садхака-питта управляет нашей психической энергией это ее функция. Мы уже говорили, что питта-доша отвечает за метаболизм. Но это метаболизм и на уровне ума, умственное переваривание, усвоение каких-то идей, концепций, информации — за это отвечает садхака. Кроме того, она отвечает за способность к различению: что такое хорошо и что такое плохо. У людей конституции питта это больше выражено, потому что у них за счет доминирования питта-доши до¬минирует садхака. В йоге придается большое значение развитию данной субдоши. Особенно в гьяна-йоге. Есть разные виды йоги — гьяна-йога, карма-йога, бхакти-йога. И вот в гьяна-йоге, или йоге знания, придается большое значение развитию данной субдоши, и каждый должен уделять внимание ее развитию. .
Я даю вам знание, вы пытаетесь его усвоить. Дисбаланс этой субдоши приводит к психическим расстройствам во всем их разнообразии — депрессии, апатии, психозам. Интересно, что слово садхака имеет один корень со словами садху (святой) и садхана (ежедневная дисциплина). Когда пойдет разговор о биоритмологии, мы будем, по сути, говорить о садхане, о той ежедневной дисциплине, которую каждый из нас должен выполнять, чтобы поддерживать свое здоровье.

Браджака-питта — это «огонь, управляющий цветом кожи». Располагается в коже, и ее функция — сохранение и поддержание цвета кожи. Кроме того, еще она отвечает за усвоение тепла, поступающего извне через кожу. Ее дисбаланс приводит к кожным болезням во всем их разнообразии.
Алочака-питта — это «огонь, отвечающий за зрительное восприятие». Локализуется в глазах, и ее главная функция управление восприятием и усвоением света из внешнего мира. Ее дисбаланс приводит к заболеваниям глаз. Мы не можем видеть, если нет света. Чтобы различать формы с помощью зрения, нам нужен свет.

Ранджака-питта — это «огонь, придающий цвет». Располагается сразу в нескольких местах: в крови — окрашивает форменные элементы крови, прежде всего эритроциты; в печени — окрашивает желчь; в тонком кишечнике — окрашивает фекалии. Но основное место расположения — кровь. Большинство заболеваний крови и печени — это дисбаланс ранджака-питты.
Нам очень важно понимание субдош. Во-первых, для диагностики. Зная расстройства, можно обнаружить, какая субдоша поражена. И во-вторых, важно для терапии.
При назначении терапии надо учитывать, какая субдоша страдает, чтобы более точно назначить лечение. Постарайтесь понять, что в рамках нашего курса мы не сможем изучить всю Аюрведу. У нас базовый курс, и он является основой для дальнейшего углубленного изучения аюрведической медицины. Если вы дальше не будете изучать Аюрведу более подробно, вам этих знаний будет не до-статочно.

Капха-доша тоже состоит из пяти субдош. На санскрите они называются тарпана, аваламбака, кледака, бодхака и слешака. Обратите внимание, что перевод субдоши основывается на первоэлементе. Прана — это «воздух», питта — «огонь», а капха — «вода».

Тарпака-капха — это «вода, дающая удовлетворенность». Локализуется в мозге в виде ликвора (спинномозговой жидкостью) и в сердце. Ликвор можно потрогать и пощупать, это что-то уже более существенное. Когда мы говорили о воздухе, то определяли его как нечто неосязаемое. Огонь тоже можно ощутить, а капха уже проявляется как ликвор, например. Главная функция субдоши тарпака-капха — создавать эмоциональный покой, уравновешенность, ощущение счастья. И также обеспечивать способность запоминать. Известно, что серьезная практика йоги способствует увеличению данной формы субдоши, и тогда у человека проявляется ощущение счастья, удовлетворенности, блаженства, ананда. Всем надо стараться развивать эту субдошу, а у людей с конституцией капха, она изначально будет чуть больше развита. Дисбаланс этой субдоши приводит к ухудшению памяти, психической неуравновешенности, депрессии, к различным психическим расстройствам.

Слешака-капха — это «вода, обеспечивающая смазывание». Располагается в суставах в виде суставной, синовиальной жидкости, и ее функция состоит в том, что она отвечает за смазывание и крепость суставов, за функционирование синовиальной жидкости. Ее дисбаланс приводит к заболеваниям суставов.
В развитии суставных заболеваниях могут участвовать как капха, так и вата и питта, но капха здесь участвует именно с точки зрения действия синовиальной жидкости. Например, может быть дефицит синовиальной жидкости, тогда будет сухость суставов, а может быть избыток, тогда это вызовет отечность.

Кледака-капха — это третья субдоша, участвующая в пищеварении. В пищеварении участвуют три субдоши — самана, пачака и кледака. Мы должны уделять этим трем субдошам особое внимание в связи с тем, что они регулируют процесс пищеварения и участвуют в нем. Самана — это воздух, который раздувает огонь, пачака — это сам огонь, а кледака это увлажняющая вода. Она располагается в желудке в виде секрета слизистой оболочки и отвечает за разжижение пищи. Выделяется секрет слизистой оболочки и разжижает пищу. Это не сам желудочный сок. Это часть желудочного сока. Желудочный сок содержит и агрессивные фрагменты, а здесь только защитные. Разжижение и защита — это функции кледака-капхи. Фактически кледака-капха участвует в начальных стадиях пищеварительного процесса, разжижает пищу и защищает слизистую от собственного огня пищеварения. Когда кледака ослаблена, это может привести к тому, что собственный огонь пищеварения, агни, будет сначала раздражать, а потом сжигать слизистую желудка. Это будет способствовать развитию процесса язвенной болезни. Дисбаланс этой субдоши приводит к заболеваниям пищеварительной системы: язвенной болезни, гастритов, дуоденитов, диспепсии.

Бодхака-капха — это «вода, обеспечивающая восприятие». Располагается в ротовой полости, на языке в виде слюны. Благодаря этому мы ощущаем вкус пищи. Бодхака участвует во вкусовом восприятии. Фактически бодхака-капха помогает кледака-капхе в начальных этапах пищеварительного процесса. Выделение слюны и разжижение пищи — это начальный этап пищеварительного процесса. Если мы плохо пережевываем пищу, недостаточно обрабатываем ее слюной, тогда выделяется чрезмерное количество желудочного сока. Надеюсь, понятно, что этот процесс очень важен. Дисбаланс приводит к потере вкуса или ухудшению вкусовых ощущений. Иногда во время простудных заболеваний некоторые люди это могут ярко ощутить, но на самом деле даже вне простудных заболеваний у многих плохо развито вкусовое ощущение. Это связано с неправильным питанием.
Когда мы будем говорить о питании, то к этому вопросу еще раз вернемся, потому что в Аюрведе есть специальные методы, позволяющие восстановить вкусовое восприятие. В Аюрведе говорится, что если человек ощущает вкус воды, то у него нормальное восприятие. Какой вкус у воды? Сладкий. Если человек чувствует этот вкус, то значит, у него вкусовые восприятия работают.

Аваламбака-капха — это «вода, обеспечивающая поддержку». Локализуется в сердце и легких, и ее функция состоит в том, что она является сырьем для других субдош конституции капха и опосредует их действие в организме. Она питает их, из нее происходят остальные субдоши. Фактически аваламбака-капха это главная водная составляющая тела, которую распределяют по организму легкие и сердце. Она может быть причиной многих видов дисбаланса. Любой вид дисбаланса капха-доши может быть с участием аваламбака-капхи. Вода в нашем организме — это не то же самое, что обычная вода. Хотя есть такое выражение, что наш организм состоит на 70 процентов из воды. Это отчасти правильно. Мы действительно на 70 процентов состоим из жидкости, но не воды, а плазмы. Капха — это водная составляющая, но это не первоэлемент «вода», а именно плазма. Межтканевая жидкость, внутритканевая жидкость — это все проявления капха-доши.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы