Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Сушрута Самхита - аюрведический трактат по оперативному лечению




Сушрута Самхита  -  аюрведический трактат по оперативному лечению. в нём описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. 

В трактате перечисляются те же медикаменты, что описаны в Чарака Самхите и Атхарваведе. Некоторые из них встречаются также у Гиппократа). Автор Сушрута, редактор Нагарджуна. Сушрута самхита — второй по значимости канон Брихат Трайи («Большой Троицы» аюрведических канонов) после «Чарака самхиты» Сушрута Самхита — единственный дошедший до нас завершённый труд по практической хирургии.


Вторым из главнейших трактатов Аюрведы считают «Сушрута Самхиту». Изначальный текст этого канона был составлен одним из двенадцати учеников Дханвантари, Сушрутой Старшим, освещающим традицию Шалья-чикитсы или хирургии. Сушрута в совершенстве изучил анатомию и физиологию человека, описал причины и механизмы развития 1200 различных заболеваний, детально разработал более 300 сложнейших операций, заложил основы гирудо- и иглотерапии, задолго до К. Гарвея описал циркуляцию крови, задолго до И. Павлова — секрецию желудочных соков, за много веков до Э. Дженера — способ прививки против оспы. Множество положений трактата Сушруты лишь недавно было открыто и признано современной наукой. Можно только предполагать, сколько веков назад были созданы инструменты и разработаны методы, с помощью которых производились удаление катаракты, камнесечение и кесарево сечение, лапаротомия и пластические опе¬рации. 
На рубеже I-II веков нашей эры Сушрута Младший, названный своими родителями в честь великого ученика Дханвантари, восстановил, записал и дополнил трактат. Сушрута Младший был необыкновенной личностью. Умелый врач, глубокий философ, талантливый наставник, замечательный литератор, он основал школу, в которой сотни учеников постигали науку Шалья-чикитсы. Существует множество историче-ских свидетельств того, что школа Сушруты славилась далеко за пределами Индии. 
«Сушрута самхита» — это знание о предназначении человека на Земле и о важности сохранения здоровья независимо от того, зачем оно нужно — для наслаждения этой или следующей жизнью или для достижения Бога. Здоровье — естественное и совершенное состояние, основой которого является согласованное единство человека и Вселенной, сознания и тела. Исток всякой болезни — разрушение этого единства, начинающееся прежде всего с сознания, с мысли. 
Силы и способности организма, которые дают ему жизнь и поддерживают ее, — это микрокосмические двойники сил, составляющих и поддерживающих Вселенную. Вселенная и человек — едины, и то, что применимо к макрокосму, при¬менимо и к микрокосму. Разрывая связь с окружающим миром, человек нарушает равновесие «внутреннего» и «внешнего» и остается в одиночестве. Каждая клетка нашего тела — целый мир, который способен строить, разрушать, поглощать. За одной клеткой стоит группа их, образующая организм. 
Функционирование всех клеток  скоординировано, они находятся во взаимной гармонии, и все наши органы действуют слаженно. Каждый элемент входит в состав более крупного и столь же совершенного образования, но при этом более крупное не ограничивает более мелкое. Так формируется и вся космическая реальность. Меньшее, большее и еще большее связаны друг с другом так, что нарушение чего-то одного влечет за собой нарушение всего остального. 
Теряя ощущение родства со всем сущим, нарушая нравственные принципы, переставая стремиться к познанию, творчеству, заботе о других, человек отделяет себя от источника силы, питающего его здоровье. Невежественность в вопросах питания и гигиены приводит его к недомоганиям в этом воплощении, а неведение смысла жизни и правильных средств его постижения может стать причиной болезней и несчастий, продолжающихся в будущих существованиях. Если кто-то думает, что он ограничен своим телом и целиком зависит от внешней среды, что его окружает враждебный мир, наполненный вирусами, стрессами и конкурентами, он становится гораздо более уязвимым для заболеваний. Неверное понимание своей природы, отождествление себя с телом или должностью, приверженность искаженному мировоззрению становятся питательной средой для недугов.
Плотное и тонкое тела человека связаны со Вселенной бесчисленными каналами. Сушрута называет артерии (дхамани), вены (сира), лимфатические сосуды (расаяни), мельчайшие капилля¬ры (расавахини), полости (асайя) и пространства внутри тела (шарирачхидра). Весь организм буквально сплетен из таких каналов. Описывая их, Сушрута упоминает и каналы нади, относящиеся не к «плотному», а к «тонкому» телу. Каналы нади (дословно — «ток») обеспечивают постоянную связь человека со Вселенной и объединяют так называемые жизненные точки или мармы — особые зоны как «плотного», так и «тонкого» тела. Согласно «Сушрута самхите», марма — это узловая точка, место соединения двух или более телесных начал — мышц, сосудов, связок, костей и суставов, — являющееся также проекцией информационных и энергетических каналов (стхула и нади). На тонком плане мармы связаны с первоэлементами Вселенной — стихиями «земли», «огня», «воды», «воздуха» и «эфира». Сушрута перечисляет 107 марм, описывает их местонахождение, название, номер, размер, классификацию, признаки прямого и полного повреждения, последствия 
тяжелого повреждения и симптомы при слабом повреждении. 
Движение веществ, энергий и жизненного «воздуха» по каналам тела похоже на плавное течение реки. Но что происходит, когда это течение нарушает сильный ветер, или ему преграждает путь нагромождение камней, или сильная жара высушивает его? Если в марма-зонах накапливается энергия, она препятствует свободному течению по каналам. Если движение по каналам тела затрудняется или прекращается, в них начинают скапливаться яды, например, отмершие клетки и жир в виде «бляшек» на стенках кровеносных сосудов. Скопившись в одном месте, яды 
начинают распространяться по другим, свободным каналам, которые перестают выполнять свое прямое предназначение и портятся. В том месте, где «испорчены» все три доши, развивается патологический субстрат, который, как любое живое существо, начинает бороться за выживание. В стремлении выжить в неестественных условиях клетки создают независимую подсистему, не согласованную с космическим ритмом. Так возникает болезнь — физическая или умственная, поскольку болезнь ума — это тоже создание собственной реальности, не согласованной с более крупной системой.
Кроме теории марм, трактат Сушруты знаменит уникальным описанием и классификацией хирургических инструментов. В их названиях упоминаются львы, медведи, тигры, олени, множество птиц и насекомых, чьи когти, зубы, клювы и хоботы стали прообразами игл, щипцов, скальпелей и ланцетов. К силе этих животных обращался умелый хирург, приступая к операции. Таким образом Сушрута описал сто двадцать пять различных инструментов и разрешил хирургам изобретать новые для каждого отдельного случая. Исследователей, воспроизводящих хирургические инструменты 
Сушруты, поражает их полное соответствие современным достижениям медицинской техники.



Текст «Сушрута самхита» был составлен Сушрутой (одним из 12 учеников Дханвантари). Это второй, после Чарака самхиты, главнейший трактат Аюрведы. Изначальный текст этого медицинского канона детально описывает хирургию (шалья-чикитсу). Сушрута восстановил множество мелких работ, записал и дополнил трактат до его появления в свет. Сам Сушрута был необыкновенной личностью. Умелый врач, глубокий философ, талантливый наставник, замечательный литератор, он основал школу, в которой сотни учеников постигали науку шалья-чикитсы (хирургии). Существует множество исторических свидетельств того, что школа Сушруты славилась далеко за пределами Индии. Сушрута в совершенстве изложил анатомию и физиологию человека, исследовал причины и механизмы развития 1200 различных заболеваний, детально разработал более 300 сложнейших операций, составил подробное описание 700 растений, также препаратов растительного, животного и минерального происхождения, заложил основы гирудо- и иглотерапии. Задолго до К. Гарвея, он описал циркуляцию крови, задолго до И. Павлова — секрецию желудочных соков, задолго до Э. Дженера — способ прививки против оспы. Множество положений трактата Сушруты лишь недавно были открыты и признаны современной наукой. До наших дней этот трактат дошел в изложении Нагарджуны и датируется 4-м веком до н.э.
Таким образом, уже много столетий назад Сушрута использовал уникальные инструменты и методы проведения сложных операций — удаление катаракты, камнесечение и кесарево сечение, лапаротомия и пластические операции.

Трактат Сушруты состоит из 186 глав. Эта книга посвящена правилам врачевания, теории дош, фармакопеи, описанию хирургических инструментов. В ней объясняются влияние различных времен года на растения и людей, несколько частей посвящены анатомии, эмбриологии, патологии, симптоматологии, токсикологии, терапии различных болезней, методам очищения и омоложения организма.

«Сушрута самхита» включает:

1. Сутра-стхана — 46 глав, посвященных сути медицинской науки, обучению и качествам врача, правилам врачевания, теории дош, фармакопеи, описанию хирургических инструментов. Также в них объясняется влияние различных времен года на растения и людей.

2. Нидана-стхана – 16 глав, посвященных патологии и симптоматологии;
3. Шарира-стхана – 10 глав, посвященных анатомии и эмбриологии;
4. Чикитса-стхана – 40 глав, посвященных терапии;
5. Калпа-стхана – 8 глав, посвященных токсикологии;
6. Уттара-стхана – 66 глав, посвященных терапии различных болезней.
(ayurvedaru.ru) 

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы