Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Скорбь - Шока




Скорбь - санскрит Шока - негативная эмоция утраты.


Из книги "Духовный воин. Духовные истины в психических явлениях"  Джон Фэйворс  Бхакти Тиртха Свами

Полезная скорбь

Мы переходим к рассмотрению следующей темы — скорби. Мы хотели бы понять, каким образом скорбь может помочь нам работать над собой, а также помогать другим людям в периоды кризисов. Чем лучше мы разберемся в этом вопросе, тем больше утешения сможем принести другим. Это также поможет нам в семейной и общественной жизни и увеличит нашу способность противостоять негативным влияниям, бомбардирующим планету. 
Как ни странно, люди, занимающиеся духовной практикой, спиритуалисты, зачастую испытывают более глубокие состояния скорби, чем материалисты. Почему же те, кто обладает высшим пониманием жизни, скорбят больше, чем материалисты или атеисты? Это происходит потому, что спиритуалисты часто считают скорбь чем-то плохим, чем-то, что лишь осложняет ситуацию, в которой они оказались. Поэтому они сожалеют не только о травме или потере, но и о низком уровне своего сознания. Порой человек не в состоянии следовать своим обетам; поэтому он скорбит не только из-за постигшей его трагедии, но и из-за низкого уровня своего сознания и поведения. Спиритуалисты могут испытывать больше беспокойств, поскольку обладают знанием, но не всегда могут действовать в соответствии с ним. 
Например, очень знающий адвокат может знать все законы и в совершенстве владеть искусством презентации, но все равно проиграть процесс. Такой адвокат будет страдать гораздо сильнее, чем проигравший дело новичок, поскольку, несмотря на все свои знания и усилия, он не смог добиться желаемого результата. Новичок может проиграть процесс из-за собственной ошибки или недостатка знаний, и потому постарается извлечь из этого урок, чтобы не повторить ту же ошибку в будущем. Он будет меньше страдать, чем опытный адвокат, обладающий всеми необходимыми знаниями и навыками, но не сумевший ими воспользоваться. Так и спиритуалист может испытывать более глубокую депрессию из-за сложности ситуации в материальном мире. Практика духовной жизни в материальной атмосфере осложняется многими противоречиями, поэтому людям, вовлеченным в эту практику, необходимо более тщательно подходить к событиям, происходящим в их жизнях, семьях и общинах. 
Чтобы детально изучить данную проблему, мы разобьем ее на пять разделов. Во-первых, мы рассмотрим глубинные причины скорби. Затем мы изучим различные стадии, через которые проходит скорбящий человек. Третьим шагом будет рассмотрение различных признаков, сопровождающих скорбь. Четвертым - попытка понять, почему некоторые люди стремятся избежать скорби. Наконец, мы перейдем к поиску путей решения этой проблемы, для чего нам могут потребоваться различные подходы, умонастроения и терапевтические методы. 

Причины скорби 

Вследствие доступности информации в последние годы у людей появилось больше причин для скорби, поскольку они слышат о бедствиях и катастрофах по всему миру. Каждый человек или семья может немедленно перенести эти проблемы в свой дом посредством телевидения, радио, Интернета и т.д. Рост иллюзий также усиливает скорбь. Современная реклама обрушивает на людей такое количество лживой пропаганды, что им становится трудно иметь дело с суровой реальностью жизни. Не находя этим иллюзиям места в окружающей реальности, люди приходят в замешательство. Так, например, они переживают из-за проблем на рынке занятости. Существует огромная нестабильность в сфере занятости, даже среди людей, преданных своей профессии и имеющих научные степени. Они испытывают сильное беспокойство и тоску, когда их, казалось бы, стабильные организации разваливаются. Естественно, развод и особенно смерть неизбежно порождают скорбь. Еще один вид скорби возникает, когда человек с решимостью встает на духовный путь. Он может осознанно или неосознанно сожалеть об утрате дружеских и общественных связей. 

В каком-то смысле любая скорбь является проявлением смерти, поскольку связана с утратой, замешательством и разочарованностью. Причиной скорби может быть смерть друга или «смерть» работы. Развод — это смерть взаимоотношений. Иногда нам приходится смириться со смертью определенных представлений, создававших нам чувство комфортности и защищенности. Многие скорбят даже об утрате юности и красоты. Люди скорбят о том, что их мыслительные способности постепенно ухудшаются. Все эти перемены порождают печаль и подавленность, а постоянная подавленность может перерасти в острую или даже хроническую депрессию. 
В писаниях также говорится о том, что у страданий и разочарований может быть бесчисленное множество причин. В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (3.28.32) рассказывается о том, как страдания материального мира приводят к сильному разочарованию: 

«Вся вселенная является юдолью скорби и страданий. Обитатели материального мира беспрестанно льют потоки слез, которые сливаются в великий океан. Но для тех, кто припадает к ло-тосным стопам Личности Бога, океан слез тотчас высыхает. Для этого им достаточно увидеть пленительную улыбку Верховного Господа. Иначе говоря, увидев пленительную улыбку Господа, человек мгновенно избавляется от скорби, сопутствующей материальному существованию». 

И все же, несмотря на страдания и разочарования, порождающие скорбь и страх, если нам удастся обрести прибежище удивительной любви и красоты Господа, двойственность материального мира не будет так сильно влиять на нас. 
Во второй главе «Бхагавад-гиты» Арджуна впал в состояние такого замешательства, что буквально заплакал. Братоубийственная война, в которой он должен был сражаться, стала источником его скорби. Когда Кришна вывел колесницу на поле битвы, Арджуна увидел там таких великих преданных, как Бхишмадева и Дроначарья, своих учителей и наставников. Но поскольку он был кшатрием, воином, он должен был сражаться. Ему выпало страшное испытание — биться в смертельной схватке со своими учителями. Никакой исход сражения не кажется Арджуне благоприятным. Если он победит, убив членов своей семьи, это не принесет ему никакого счастья. С другой стороны, если он уклонится от сражения и станет жить подаянием, это приведет лишь к бесчестью. Он предпочел бы лишиться райского царства и материальных богатств, чем жить в горе, страдая от последствий войны. Поэтому Арджуна говорит в «Бхагавад-гите» (2.8): 

на хи прапашйами мамапанудйад 
йач чхокам уччошанам индрийанам 
авапйа бхумав асапатнам риддхам 
раджйам суранам апи чадхипатйам 

«Я не знаю, как совладать с оглушающей меня скорбью. Я не смогу избавиться от нее, даже если завоюю цветущее царство, которому не будут грозить никакие враги, и обрету власть, какой обладают небожители». 
Итак, охваченный скорбью, Арджуна не находит выхода. В состоянии замешательства он не понимает, как война с членами собственной семьи может быть этичной или нравственной. Вся «Бхагавад-гита» начинается с этой дилеммы. Арджуна не знает, как поступить, ибо любой исход сражения неприемлем для него. Несколькими стихами позже Господь скажет Арджуне: 

ашочйан анвашочас твам 
прагйа-вадамш ча бхашасе 
гатасун агатасумш ча 
нанушочанти пандитах 

«Произнося ученые речи, ты сокрушаешься о том, что недостойно скорби. Настоящие мудрецы не скорбят ни о мертвых, ни о живых» 
(«Бхагавад-гита», 2.11) 
Даже человек, обладающий духовным знанием и зрелым разумом, сталкивается со множеством дилемм. Мы всегда будем сталкиваться с проблемами, однако мудрый человек не бывает этим обеспокоен. В этом стихе Кришна по существу спрашивает Арджуну: «Ты действительно разумен?» Хотя Арджуна и произносит красивые и глубокие слова, они не свидетельствуют об истинной мудрости. Поскольку такого рода скорбь попадает в категорию невежества, Кришна напоминает ему об истинном знании. Господь объясняет, что обладающий высшим знанием не скорбит, ибо знание это помогает человеку понять, почему в жизни происходят те или иные события и как на них реагировать. 
В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (4.26.1-3) говорится еще об одной причине скорби. 
«Живое существо может находиться только в одном месте. Оно попадает в рабство по двум причинам, которыми являются скорбь и иллюзия. В материальном мире живое существо вечно жаждет того, чего никогда не может получить. Поэтому оно пребывает в иллюзии. Это, в свою очередь, приводит к тому, что живое существо постоянно о чем-то скорбит. Вот почему скорбь и иллюзия названы в этом стихе дви-кубара, двумя дышлами, на которых держатся путы живого существа». 

Стадии скорби 
  
Американские горки 

Теперь мне хотелось бы поговорить о том, через какие стадии проходит скорбящий человек. Этот процесс можно сравнить с катанием на американских горках. Если вы хотите покататься на американских горках, вы, естественно, ожидаете сильных впечатлений, смятения и даже страха. Некоторые люди, движимые желанием приключений, катаются специально, чтобы испытать всплеск адреналина. И если они осознают, что собой представляет эта поездка, то смогут выдержать ее, не испытывая желания выпрыгнуть за борт, когда поезд ускоряет ход. 
Каждый день я получаю письма по обычной и электронной почте со всех концов мира. Эти письма приходят главным образом от учеников и людей, занимающихся духовной практикой, в которых они нередко рассказывают о трудностях и потерях, с которыми сталкиваются. Конечно, мы все сталкиваемся со скорбью, когда умирают наши земляки, друзья или члены семьи. И я вижу, что некоторые люди испытывают большие трудности, проходя через различные стадии скорби. Некоторые из них, пережив большую потерю, никогда уже не выходят из состояния потрясения. Другие никак не могут смириться с трагедией, произошедшей пятнадцать или даже тридцать лет назад. Эти люди постоянно носят трагедию в своем сознании, пребывая в состоянии застоя. Именно по этой причине мне хотелось бы поделиться некоторыми соображениями, которые могут помочь людям, оказавшимся в подобных ситуациях, и, в первую очередь, нам самим. 
Со всеми нами много раз происходили неприятности, способные вызвать скорбь, и подчас мы не могли должным образом разрешить эти проблемы; в некоторых случаях это может сказаться даже на нашей духовной жизни. Кроме того, мы хотим помогать другим людям, испытывающим скорбь и нуждающимся в поддержке. Всем нам неизбежно приходится сталкиваться с периодами горя и скорби. 

Восемь стадий скорби 

1. Шок — одна из первых стадий скорби. Главным образом шок связан с физическим телом, но затрагивает также и более тонкий, психологический аспект. Шок зачастую играет роль защиты, помогающей человеку справиться с неожиданной тревогой, страхом или потерей. Например, попав в автомобильную катастрофу, человек может испытать такую сильную боль, что потеряет сознание. Это является естественной реакцией тела на сильные воздействия. 
2. За шоком следует неприятие реальности. Человек даже может убеждать себя, что ничего не произошло. Если у кого-то умер любимый человек, он или она может продолжать действовать так, как будто этот человек по-прежнему жив. Например, вдова может продолжать готовить на двоих или накрывать на стол так же, как и раньше. Таким образом, люди пытаются избежать реальности, которую не в состоянии принять и пережить. 
3. Затем процесс переходит на третью стадию, и появляется гнев. Человек может начать думать: «Как мой возлюбленный мог покинуть меня? Как он мог так ужасно со мной поступить?» У многих этот гнев сохраняется на протяжении всей жизни, а в некоторых случаях даже переносится в следующую, поскольку то, что занимает самое важное место в нашем сознании сейчас, переносится в следующее тело. Многое следует за нами из предыдущей жизни аналогично тому, как детские впечатления могут сохраняться на протяжении всей нашей жизни. Например, психологическая травма, полученная ребенком в детстве, будет оказывать влияние на его жизнь до тех пор, пока он или она не разрешит эту проблему. Гнев появляется тогда, когда человеку начинает казаться, что в его утрате и страданиях повинен кто-то другой. 
4. На этом этапе может появиться чувство вины. Гнев уходит внутрь и начинает есть человека изнутри. Он чувствует вину за то, что не предотвратил несчастья, или думает, что это должно было случиться с ним, а не с кем-то другим. 
5. Следующей стадией является страх. Человек боится, что трагедия повторится вновь, или это случится с ним самим. Например, мать, потерявшая ребенка, во время беременности или в другой ситуации будет очень бояться, что в будущем вновь потеряет ребенка. Она приложит все усилия, чтобы обезопасить следующего ребенка, стараясь не ругать и не исправлять его, что приведет к развитию у ребенка нежелательных наклонностей. 
6. Шестая стадия — печаль и страдание. Конечно, до какой-то степени печаль и страдание пронизывают все эти стадии; но на шестом этапе эти чувства выходят на первый план. Страдание присутствует и на стадии шока, но остается непроявленным из-за временной утраты чувствительности. На этапе неприятия человек пытается подавить боль и тоску. Это довольно опасно, поскольку если человек подавляет свои чувства вместо того, чтобы открыто скорбеть, он не сможет достичь следующей ступени и приобрести необходимый опыт. Седьмая стадия заключается в том, что человек снова принимает реальность и приходит к определенному заключению. Спиритуалист при этом должен не только разрешить внутренний конфликт, но и приобрести новое понимание, развить сострадание и более сильное чувство сопереживания. Если человек правильно проходит через все эти стадии, он приобретает огромный опыт и духовно растет. 
Последней стадией является возвращение к поискам любви. Скорбящий человек прошел через процесс исцеления и достиг более высокого уровня. Он вспоминает о своей любви к человеку, которого лишился, и позволяет этой любви выйти наружу. Это вытесняет шок, неприятие реальности, гнев, вину, боль и тоску. На данном этапе личность обретает сострадание, способность к сопереживанию и глубокое осознание. 

Проанализировав эти пункты, я понял, что некоторые из преданных, лишившихся своего гуру, застревают на одной из этих стадий. Одни из них не хотят признать случившегося, другие пребывают в состоянии шока в течение продолжительного времени, а третьи просто приходят в гнев. Они возмущаются: «Как гуру мог оставить меня? Как Бог (или духовная организация) могли допустить это?» Они могут испытывать гнев даже по отношению к самим себе за то, что не предотвратили трагедию, и начинают считать себя повинными в произошедшем. Другие же гневаются на своего духовного наставника или даже на Самого Бога. В результате их отрицательные эмоции переносятся и на общение с членами семьи, друзьями и Богом. Существует множество людей, неспособных преодолеть эти стадии, и многие из нас могут в будущем столкнуться с этой проблемой. 

Развитие способности сопереживания 

Люди часто не способны достичь более глубоких уровней сознания и научиться понимать других, пока сами не испытают боль, скорбь или травму. Именно благодаря такому опыту жизнь человека может стать богаче, если он успешно пройдет через него. Во многих случаях оказывается, что единственный способ справиться с болью — это пройти через нее. Нам нужно распознать ее в себе, дать ей название, встретиться с ней лицом к лицу, испытать ее и избавиться от нее. Как и в случае с гневом, мы должны распознать проблему и ясно сформулировать ее, прежде чем начать решать ее. Тот же самый подход применяется при разрешении конфликтов. Если мы не распознаем проблему, она уйдет в подсознание и проявится позже. Чтобы избавиться от нее, необходимо столкнуться с ней лицом к лицу. Очень полезно пройти через все эти стадии и выйти с другой стороны новым человеком, обогатившись более глубоким опытом и чувством сострадания. Такой человек в большей мере способен помочь тем, кто застрял на одной из начальных стадий. 

Признаки скорби 

В состоянии скорби люди проявляют разнообразные эмоции и признаки. Они могут пребывать в состоянии крайней разочарованности, испытывать гнев, тоску, физическую усталость и изнеможение, а также нежелание общаться с другими. Разнообразие видов реакции на скорбь поистине безгранично - на каждого человека она влияет по-разному. Скорбь создает ощущение удаленности от Бога. 
Когда мы скорбим, нам зачастую кажется, что Бог поступил с нами несправедливо . Мы не можем понять, почему Кришна позволил этому произойти с нами: «Почему со мной, когда в мире есть миллионы других людей? Почему умер мой ребенок (или супруг)? Почему именно я потерял работу, а не кто-то другой?» Мы обращаемся с этими вопросами к Богу, поскольку в конечном счете всем управляет Он. Мы недоумеваем, как милосердный и добрый Бог мог допустить такую ужасную вещь. К сожалению, некоторые люди просто становятся атеистами. Вместе с тем беда или травма могут, напротив, также и приблизить человека к Богу и побудить глубже задуматься над своей духовной природой. И все-таки чаще всего кажущиеся неблагоприятными события заставляют человека усомниться в справедливости Бога. 
Ощущение безнадежности — еще один признак скорби . У каждого бывали небольшие периоды разочарования и безнадежности, но у некоторых эти периоды не заканчиваются, но продолжают терзать человека из года в год. В таких случаях люди нередко утрачивают всякое желание какого бы то ни было общения. Более того, под влиянием скорби человеку становится все труднее выкарабкаться из этого состояния, поскольку скорбь порождает состояние, диаметрально противоположное тому, что помогает преодолеть подобные трудности. Например, если кто-то сомневается в Боге или в Его милосердии, ему нужно обратиться с этим к Самому Господу. Однако пребывающий в состоянии сильной скорби делает прямо противоположное и тем только усугубляет ситуацию. Человек, испытывающий неприязнь к общению, может как раз больше всего нуждаться в хорошем общении, чтобы преодолеть свои страдания. Ему может помочь общение с теми, кто поддержит его и даст возможность выплакаться и поделиться своими проблемами. Это может вывести человека из состояния тоски, но он зачастую стремится уйти от общения. 

Скорбь иссушает наше рвение и энтузиазм . В этом случае нам необходима цель или проект, который вдохновит нас сделать следующий шаг. К сожалению, обычно мы избегаем как раз того, что действительно может нам помочь, и продолжаем предаваться скорби. В таком состоянии человек чувствует себя эмоционально и физически опустошенным. 
Скорбь приводит к тому, что человек начинает испытывать страх и жалость к самому себе; он живет в прошлом и боится будущего . Но чтобы сойти с мертвой точки, ему как раз необходимо принять будущее и уважать его. Часто у людей проявляется гнев или чувство одиночества. Они могут начать пренебрегать гигиеной, страдать бессонницей и потерей аппетита. 

Однажды я стал свидетелем собственной реакции на глупую и досадную ошибку моего секретаря. Когда он попытался отправить агенту бюро путешествий по факсу мой билет на самолет, аппарат просто разорвал билет пополам. Вначале я почувствовал гнев, поскольку это было связано с деньгами Кришны, а также со временем, которое придется потратить на решение проблемы. Я не мог понять, почему мой секретарь не смог как следует выполнить такую простую задачу, уделив больше внимания своему служению. Позже, размышляя об этом, я осознал, что гнев был вызван обыкновенным сожалением и в действительности был способом справиться с этим чувством. Я пришел в уныние, наблюдая за тем, как билет в Англию стоимостью пятьсот долларов прекращал свое существование . Теперь мне придется снова заниматься вопросом оформления билета. Если бы я отправлял факс сам, то сразу бы пришел в уныние, минуя гнев, но поскольку факс отправлял мой секретарь, я испытал гнев. Если бы билет разорвал я, то и ответственность за это лежала бы на мне. Позже я бы даже стал размышлять о том, как можно было избежать ошибки. Мы по-разному реагируем на ситуацию, в зависимости от влияния различных факторов . Всякий раз, когда что-то случается в нашей общине, семье или с нами самими, мы реагируем по-разному. Чтобы глубже вникнуть в проблему скорби, нам придется покинуть свою зону комфорта и принять во внимание нужды других людей. Наша цель — найти наилучшее решение, способное принести подлинное утешение.




Экстаз Господа Чаитаньи

1. Рассказывая кратко о последних играх Господа Чаитаньи, я в сей главе поведаю вам о Его экстазе, проявленном как полное безумство от разлуки с Кришной.
2. Слава, слава Шри Чаитанье! Слава Нитьянанде! Слава Шри Адваитачандре! Слава бхактам Гауранги!
3. Последние двенадцать лет Господь Чаитанья проявлял все признаки экстаза от разлуки с Кришной.
4. Чаитанья вел Себя и днем, и ночью точно так же, как Радхарани, когда встретила Уддхаву.
5. Господь был постоянно сумасшедшим от разлуки. В беспамятстве Он совершал Свои поступки, а Его речи были полностью безумны.
6. Из пор на Его коже кровь сочилась, а Его зубы расшатались. В одно мгновенье тело становилось тонким, в другое толстым становилось.
7. Он в дальней комнате без окон все ночи проводил без сна. Всю ночь Он тер уста и голову об стены, и всё Его лицо покрыли раны.
8. Хотя закрыты были все три двери дома, Чаитанья все же выходил. Он или падал без сознанья у ворот в храм Джаганнатха, иль прыгал в океан.
9. Он с воплями и громким криком бежал к песчаным дюнам, принимая их за Говардхан.
10. А городские парки принимал Он за Вриндаван. И бегая по ним. Он танцевал и пел, а иногда в экстазе падал без сознанья.
11. Все эти измененья тела, порожденные божественным экстазом, являл лишь Шри Чаитанья Махапрабху.
12. Порой суставы Его рук и ног на восемь дюймов отсоединялись, и их объединяла только кожа.
13. Порой, подобно черепахе, втягивались в тело Его руки, голова и ноги.
14. Так в Его теле проявлялись удивительные признаки экстаза. Казалось, Его ум был пуст, а все слова были исполнены лишь безнадежностью и скорбью.
15. "Где повелитель Моей жизни, так чарующе играющий на флейте? Что делать Мне теперь? Где сына царя Нанды Мне искать?
16. Кому сказать? Кому понять Мои страданья? Без сына царя Нанды Мое сердце разрывается на части".
17. Так выражал Чаитанья скорбь и замешательство в разлуке с Кришной. И в это время Он произносил стихи из драмы Рамананда Рая.
18. Шримати Радхарани плачет: "Не знает Кришна наш как мы страдаем от любовных ран. Как дурно с нами обращается любовь: она не ведает, где бить, а где жалеть. И даже Камадев не знает нашей слабости такой. Но что сказать? Никто не понимает трудностей другого. Мы не владеем своей жизнью – ведь юность с нами два-три дня, потом уходит. Творец, какой Ты уготовил нам удел?!"
19. "Пророс росток любви, но засыхает он от мук разлуки. Его не орошает Кришна. Красив Он внешне и прелестен, а внутри обманщик и искусный погубитель жен чужих."
20. "О Моя милая подруга, Я не пойму законов, установленных Творцом. Я полюбила Кришну ради счастья, но та любовь приносит лишь мученья. Уйду, уйду, нет силы больше жить."
21. "Любовь нечестна, знанья лишена, не ведает она, что хорошо, что плохо. Веревками Своих благих достоинств обманщик жесткосердный связал Мне руки, шею. Освободиться Я не в силах."
22. "Любовные дела подобны Камадеву. Лишенный тела, он искусен в причиненье боли. Его пять стрел нацелены всегда в тела невинных женщин. Стреляя, он калечит их, страдания приносит, но почему-то жизни не лишает."
23-24. "Переживания в чужом уме никто понять не может. Писанья это подтверждают. Что о других Мне говорить? Ведь даже милые подруги ничего не знают, лишь говорят: 'Терпи. Шри Кришна – милости великий океан, и скоро Он Тебя обнимет'. О милые подруги, не утешают ваши лестные слова! Непостоянна жизнь, подобно капельке на лепестке цветка. Как долго проживет живущий?"
25. "Обычно человек живет не более ста лет. Но вы учтите, что юность женская, которая Шри Кришну привлекает, всего за пару дней проходит."
26. "Костер влечет своим сияньем мотыльков и губит их; и так же поступает Кришна. Явив нам сладость Своих качеств, похитил наши Он сердца и бросил в океан болезненной разлуки."
27. Так Шри Чаитанья плакал в океане скорби, открыв тем самым выход горю. И когда сила волн экстаза Его ум бросала из одного переживания в другое, произносил тогда Он стих другой.
28. "Вся Моя жизнь и чувства бесполезны, если Я форме, качествам и играм Господа Шри Кришны не служу. Теперь ношу Я бремя чувств, подобных сухим веткам и камням. Как долго Я бесстыдно буду делать это?"
29. "Зачем нужны глаза тому, кто никогда не видел луноподобное лицо Шри Кришны. Лишь там рождается нектар всей красоты, и песни сладкие Его прекрасной флейты там берут начало. О, молния на голову его! Зачем ему глаза такие?"
30. "Подруги милые, послушайте Меня! Покинула Меня счастливая судьба. Без Кришны Мое тело, ум, сознание и чувства бесполезны."
31. "Повествования о Кришне – волны сладкого нектара. И уши те, в которые не льется тот нектар, с дырой разбитой раковины схожи. Напрасно созданы они."
32. "Нектар деяний, качеств, и, в особенности, губ Шри Кришны, по вкусу превосходят суть всего нектара. Кто не вкусил его – живет напрасно; он должен умереть едва родившись. Его язык подобен языку лягушки."
33. "Благоуханье тела Кришны превосходит аромат мускуса с синим лотоса цветком. А нос того, кто не вкусил благоуханье тела Кришны, не лучше, чем кузнечные меха."
34. "Ладони Кришны и подошвы Его стоп – прохладней и приятней света миллионов лун. По действию прикосновенье их сравнимо с философским камнем. И жизнь того, кто не касался их, напрасна, а его тело схоже с грудой лома."
35. Так предаваясь скорби, Шри Чаитанья открыл для сердца выход горю. Печальный, безутешный и смиренный, Он вновь и вновь произносил в унынии стихи:
36. "Как только улыбнется счастье Мне увидеть Кришну, так сразу Моё сердце похищает Камадев. Поэтому Я не могу на Кришну наглядеться, и если вновь Его увижу, то разукрашу все секунды драгоценными камнями."
37. "Как только выпадает случай Мне увидеть прекрсное лицо Шри Кришны с флейтой, пусть в сновиденьи даже, тотчас врага два появляются пред Мною – экстаз и Камадев. Они крадут Мой ум, и потому на лик Шри Кришны Я насмотреться вволю не могу."
38. "Но если снова выпадет Мне счастье Кришну лицезреть, то тем часам, минутам и секундам Я поднесу цветочные гирлянды, умащу сандалом их, а затем украшу драгоценными камнями."
39. Спустя мгновение Чаитанья пробуждался, и видя двух людей перед Собою, Он вопрошал: "Пришел ли Я в сознанье? И что за сон Я видел? Что за безумные слова Я говорил? Вы слышали те выражения смиренья?
40. Послушайте, друзья Мои родные. Нет у Меня и толики любви к Шри Кришне. Поэтому вся жизнь Моя не стоит ничего. Все Мои чувства, тело – бесполезны."
41. И продолжал Господь: "Друзья Мои, Сварупа, Рамананда, послушайте, что происходит в Моем сердце. Услышав, рассудите – правильно иль нет. Скажите суть." Затем Чаитанья произнес:
42. ""Любовь к Всевышнему, лишенная всех ложных устремлений, средь смертных невозможна. А если есть она, тогда не может быть разлуки, ведь кто в разлуке этой сможет жить?"
43. "К Шри Кришне чистая любовь – как золото из речки Джамбу. Её не существует в этом мире. А если есть она, то нет разлуки, ибо в разлуке этой выжить невозможно".
44. Затем сын Шачи произнес другой чудесный стих, сказав: "Послушайте с вниманьем, Сварупа, Рамананда. Стыжусь открыть, что происходит в Моем сердце. И всё ж скажу, ибо исчезло семя робости во Мне.
45. Любви к Всевышнему ни капли в Моём сердце нет! Я плачу лицемерно, чтобы показать Свою великую удачу. Не видя лика Кришны с флейтой, Я продолжаю жить как насекомое, без цели.
46. Любви к Шри Кришне нет во Мне. Что делаю как будто от любви – то лицемерие и ложь. И если плачу – лишь затем, чтоб показать Свою удачу. Поверьте, это правда!
47. Хотя не вижу Я луноподобное лицо Шри Кришны, играющего на прекрасной флейте, хоть не могу Я повстречаться с Ним, Я всё ж о теле собственном забочусь. Таков путь похоти. Я жизнь веду пустую, как у мотылька.
48. Любовь к Шри Кришне так чиста, как воды Ганги. Любовь к Шри Кришне – океан нектара жизни. Не скрыть влеченье чистое к Шри Кришне, как невозможно скрыть чернильное пятно на белой ткани.
49. Любовь к Шри Кришне чистая подобна океану счастья. И если обрету её хоть каплю, то в этой капле мир утонет весь. Не описать словами это чувство, но не заставишь замолчать безумца. Однако, кто словам его поверит."
50. Так день за днем, уединившись вместе с Рамананда Раем и Сварупа Дамодаром, Чаитанья проявлял экстаз. Казалось внешне – Он отравлен ядом и страдает, но внутренне Он ощущал великое блаженство. Такая вот природа у любви к Шри Кришне.
51. Любовь к Шри Кришне как сироп горячий. Его лишь стоит пригубить, и обожжен весь рот; но не оставить эту сладость. И если в чем-то сердце есть хоть толика такой любви, то это можно распознать по её сильному влиянью. Она подобна смеси яда и нектара.
52. /Чаитанья продолжал:/ "Мои прекрасные друзья. Любовь к Шри Кришне, сыну Нанда Махараджа, приносит сердцу горечь и нектар. Яд той любви сильнее яда кобры, но то блаженство, что она приносит, тщеславие и сладость всякого нектара превосходит. Поэтому любовь к Шри Кришне – смертельный яд и жизненный нектар одновременно".
53. Когда Чаитанья видел Джаганнатху вместе с Баларамой и Субхадрой, Он думал: "Я пришел на Курукшетру, и жизнь Моя успешной стала. Ведь Я узрел лотосоокого героя, и сразу же глаза Мои, а также ум и тело обрели покой."
54. Стоя у статуи Гаруды, Господь смотрел на Джаганнатху. Что мне сказать о силе той любви? Под статуей Гаруды была рытвина большая, и вся она была наполнена Его слезами.
55. Когда Господь из храма возвращался, то сев на землю что-то рисовал ногтями. И в это время жалобно взывал: "О, где Вриндаван? Где же Кришна, сын царя всех пастухов? Где тот герой, что не разлучен с флейтой?
56. Где Кришна, облик чей изогнут в трех местах? Где флейты Его сладкое звучанье? Где берега Ямуны? Где тот раса-танец? Где танцы, пение и смех? Где Мой Господь Мадан-мохана?"
57. Так проявлялись в Нем разнообразные эмоции экстаза, и сердце наполнялось беспокойством. Всё это ни на миг не прекращалось. И когда Он уже не в силах был терпеть жестокие переживания разлуки, то начинал произносить стихи:
58. "О друг лишенных крова и защиты. Господь Мой! Милосердья океан! Тебя не вижу; дни и ночи стали нестерпимы. Как жить Мне дальше?"
59. "Без встреч с Тобой мучительны все дни и ночи. Чем время Мне занять? Ты друг беспомощных и милосердья океан. Молю, даруй Мне милость и открой Себя!"
60. И тут в Чаитанье возникало беспокойство, и ум Его в волненье приходил. Нельзя понять путей духовного экстаза. Пылало сердце у Чаитаньи без встречи с Кришной, и вопрошал Он Кришну, как Его увидеть:
61. "О, Кришна! О, играющий на флейте! Для всей вселенной сладость юности Твоей как чудо. Мою нестойкость знаешь Ты, а Я – Твою. Когда же лик прекрасный Твой увижу в уединенном месте?"
62. "Лишь Ты и Я познали силу красоты Твоей, из-за неё Моё бессилье. Не знаю, что Мне делать и куда идти. Где Мне найти Тебя? Прошу, скажи!"
63. Из-за различных чувств порой несовместимость состояний возникала. В огромной битве чувство с чувством воевало. Стремление, бессилие, покорность, гнев и нетерпенье – все эти чувства воинами стали в безумии божественной любви.
64. Если сравнить Чаитаньи тело с тростниковым полем, то проявления экстаза бешенным слонам подобны были. Безумные слоны сошлись в борьбе и вытоптали всё. Так трансцендентное безумие Чаитаньи в уныние и ум, и тело привело. И в этом трансе пребывая, Он начал говорить: 
65. "О, Мой Господь! Любимый! Друг единственный для всей вселенной! О, Кришна! Мой владыка! О, неугомонный! О, состраданья океан! О, Мой источник наслажденья! Возлюбленный Моих очей! Увы! Когда же вновь Тебя увижу?"
66. Безумия симптомы побуждали помнить о Шри Кришне. А настроения экстаза пробуждали любовь, презрение и грубые слова, а также гордость, уважение и косвенное прославленье. Так Кришна иногда был почитаем, в иной момент Он порицаем был.
67. "О мой Господь, Ты занят играми Своими. Всех женщин мира Ты используешь для исполнения Своих желаний. Будь милостив и на Меня Своё вниманье обрати, ведь по случайности счастливой Ты предо Мною появился.
68. Прельщаешь Ты всех женщин мирозданья. Ты каждой уделил вниманье. Ты, Кришна, покоритель всех сердец. Но в целом Ты – распутник! Кто же станет Тебя славить?
69. Твой ум непостоянен. Ты изменчив и неверен. Но в этом нет Твоей вины. Ты милосердья океан и друг Мой милый. Нет повода сердиться на Тебя.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы