Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Страх - бхая




Страх - санскрит Бхая



 


Страх и общество

В настоящее время культура страха приобрела огромную силу и захлестнула всю планету. Страх — важнейшая составляющая материальной энергии. Согласно ведической парадигме, страх является одним из главных факторов, на которых зиждется материальный мир и его иллюзии. Мы уже упоминали о четырех основных занятиях живых существ, заменяющих им самоосознание, — еде, сне, совокуплении и страхе, или самозащите. Все должны есть и спать, чтобы восстанавливать силы и омолаживать тело. Совокупление — также естественная функция, необходимая для существования различных форм жизни. Однако, занимаясь этими видами деятельности, живое существо постоянно боится того, что эта деятельность прекратится или же ухудшится ее качество. Таким образом, живое существо постоянно боится будущего. В ведических писаниях разбираются различные виды страданий, или страхов, которым подвержены все живые существа, независимо от расы, национальности, пола или места жительства. Эти страдания носят названия адхъятмика, адхидайвика и адхибхаутика. Адхъятмика относится к страданиям или страхам, порожденным нашим собственным умом. Страх перед полубогами или стихийными бедствиями— смерчами, торнадо, землетрясениями, засухами или наводнениями — носит название адхидайвика. Иногда эти бедствия обрушиваются на нас настолько внезапно и сила их так велика, что они уносят множество жизней. Из-за негативного опыта в прошлом у нас сохраняется чувство страха в настоящем, и затем оно переносится в будущее. Последний вид страха, адхибхаутика, проистекает от взаимодействия с другими людьми, а также из всевозможных разочарований и беспокойств, с которыми мы сталкиваемся в процессе общения. 

Если люди со всей серьезностью не примут прибежища в духовной культуре и не будут постоянно подпитывать себя духовно, эти страхи останутся составной частью их жизни. Более того, с прогрессом Кали-юги, эпохи ссор и лицемерия, влияние страха будет постоянно возрастать. Мы являемся производными этой культуры страха, и наши дети и внуки тоже будут вынуждены расти в этой атмосфере, которой мы по-своему способствуем. Если мы не встанем на путь любви, то будем автоматически создавать и поддерживать культуру страха. Еда, сон, совокупление и страх в сочетании с тремя видами страданий — составные части этой иллюзорной культуры. 

Террористический акт 11 сентября 2001 года еще больше увеличил страхи и тревоги людей, поскольку вместе с небоскребами рухнули некоторые из их иллюзий. То, что казалось надежным и вечным, больше уже не было таковым. И хотя некоторые люди считают, что эти события изменили мир, три вида страданий — адхъятмика, адхидайвика и адхибхаутика — преследовали мир всегда. Люди всегда думали в основном о еде, сне, совокуплении и страхе, однако в некоторых частях мира косметический фасад скрывал истинное положение вещей. 
По мере вступления в двадцать первый век мы, несомненно, станем свидетелями все возрастающей опасности. Мы слышим о врачах-преступниках, о коровьем бешенстве, о Пчелах-убийцах, серийных убийцах, террористах, об угрозе ядерной и химической войны. Рак, СПИД и сердечные заболевания уносят множество жизней; в некоторых местах люди страдают от засух, циклонов и смерчей. Растет также число всевозможных психических расстройств. Огромными темпами возрастает насилие и враждебность. Еще одним источником страха становятся террористы, особенно после взрыва Всемирного торгового центра, унесшего множество жизней. Книга Гевина де Беккера «Без страха» дает нам некоторое представление о масштабах насилия в Соединенных Штатах: 
«Только за последние два года от огнестрельных ранений погибло больше американцев, чем за всю вьетнамскую войну, и в десять раз больше, чем погибло во Всемирном торговом центре... Например, в Нью-Йорке за одни выходные убивают из огнестрельного оружия столько же молодых людей, сколько во всей Японии за целый год... 
Когда четыре реактивных самолета обрушились на Америку 11 сентября, все мы были глубоко потрясены, но представьте себе, что самолеты, полные пассажиров, падают каждый месяц, снова и снова. Но даже такое количество погибших меньше, чем число женщин, которых убивают мужья или любовники каждый год». 

Живя в атмосфере враждебности и насилия, люди постоянно испытывают вполне обоснованный страх. Следовательно, нам необходима тотальная внутренняя революция на всей планете. По всему миру идут всевозможные войны как между индивидуумами, так и между странами. Поэтому нам нужны духовные воины, которые смогут противостоять этим негативным силам, и именно с этой целью мы выпускаем серию книг под названием «Духовный воин». Людям нужно осознать, что негативная культура влияет на их семьи и окружение, постепенно все глубже проникая в человеческое сознание, и что в конце концов это приведет, буквально, к появлению новых форм жизни. Даже сегодня негативная пропаганда, которую мы постоянно видим и слышим, меняет нашу жизнь, поскольку она меняет наши приоритеты и пробуждает наши скрытые желания. Чтобы победить в этой борьбе, нам необходима стратегия. Недостаточно просто отстраниться — у нас должна быть стратегия, как защитить себя, как возвысить свое сознание, чтобы не поддаться воздействию охватившего весь мир страха. Мы призываем к духовному сражению. 

Страдания, причиняемые материальной природой 

Когда в 2002 году я был на Маврикии, маленьком острове в Индийском океане, над ним неожиданно пронесся циклон. Ведические писания утверждают, что циклоны, смерчи и торнадо — это живые существа, и я на собственном опыте смог в этом убедиться. Циклон обладает огромной силой, и его шум похож на вопли и свист человека. Дома, деревья и автомобили просто валялись повсюду, были и человеческие жертвы. Действие циклона можно сравнить с человеком, сначала обрушивающим на вас свой гнев, а затем успокаивающимся. В какой-то момент циклон ушел, но затем вернулся, чтобы нанести еще больший ущерб. 
Поскольку предыдущие циклоны несли с собой опустошение, люди были перепуганы, понимая, что и с этим циклоном также будут связаны большие разрушения. В страхе они гадали, чьи дома, автомобили или тела станут жертвой очередного бедствия. На протяжении почти четырех дней на острове не было воды и электричества, а большинство дорог было завалено обломками или затоплено. 

Улетая с Маврикия, я прочитал в самолете о катастрофе в Нигерии. На одной из военных баз взорвались несколько бомб, в результате чего погибли мирные нигерийцы. Бомбы 
сносили с лица земли дома и людей, и на протяжении нескольких часов люди думали, что наступил конец света. За короткое время там погибло несколько тысяч человек. 
Во время одного из своих визитов в Боснию и Хорватию я беседовал с некоторыми из своих здешних учеников о том, что происходило во время войны. Они рассказали мне, что на их глазах от взрыва бомбы в центре города погибло двадцать или тридцать человек. Одна из бомб разрушила половину дома одной преданной, находившейся там в это время. Они рассказывали, сколько женщин было изнасиловано и сколько отцов, сыновей и братьев было убито. 

Представляете, какую травму получает человеческая психика во время такой войны? Представляете, какой страх испытывают люди, живя в подобной атмосфере? Представляете, что эти люди передадут своим детям и внукам? Сегодня нам известно, что родители-алкоголики передают свои пагубные наклонности своим детям. Родители, болеющие СПИДом или пережившие стресс во время беременности, также оказывают влияние на своих детей, поскольку между ними и детьми существует физиологическая, психологическая и кармическая связь. Таким образом, страх оказывает воздействие на все стороны жизни человека. Сознание родителей передается детям и так распространяется на все общество. Независимо от того, является ли причиной беспокойств сам человек, полубоги или окружение, это чрезвычайно опасно. 

Мне хотелось бы подробно проанализировать этот вопрос, чтобы помочь вам, уважаемый читатель, а также самому себе подняться на новый уровень сознания. Например, во время войны страх может специально нагнетаться, чтобы мобилизовать сознание людей и побудить их к действию. В ходе нашего обсуждения вы увидите, что любовь не может в достаточной степени развиться там, где присутствует страх. Это будет мешать вам проявить все то лучшее, что есть в вас, поскольку вы не сможете отдать это другим. Конечно, вы можете пытаться любить, несмотря на страх, однако на вашем пути неизбежно будут возникать различные препятствия. 

Три вида страха 

Если вы проанализируете свою жизнь, то обнаружите, что практически каждый час в течение дня ваш ум чего-то боится. Мы постоянно тревожимся за свое будущее. Во время одного из своих последних семинаров я попросил участников назвать то, чего они больше всего боятся в каждой из трех категорий: адхьятмика, адхидайвика и адхибхаутика. У каждого человека есть своя стопка страхов, которую он носит с собой повсюду. Говоря о категории страхов, проистекающих от нашего собственного ума, один из участников сказал, что очень боится, что Господь поставит его в неприятное положение или заставит действовать против собственной воли. Он также сказал, что боится, что в его жизни случится какая-нибудь беда. Он сознавал, что страх этот находится в уме и что порой ему так или иначе приходится оказываться в неприятных ситуациях. В данном случае страх был вызван мыслью о могуществе Бога и боязнью того, что Бог будет осуществлять Свой план, а не ваш. Этот участник семинара опасался, что план Бога может принести ему страдания. 

Одна участница призналась, что очень боится совершить ошибку или оказаться в неловкой ситуации. Она также сказала, что опасается, что люди не одобрят ее действий. Несколько человек боялись того, что окажутся отвергнутыми теми, кого любят. Страх быть отвергнутым присутствует в жизни многих людей, поскольку люди, которых мы любим, могут принести нам как наибольшее счастье, так и наибольшее страдание. Вспомните времена, когда вы чувствовали себя наиболее подавленными, разочарованными или обеспокоенными. Что стало причиной этих эмоций? Обычно их причиной оказываются люди, которых мы любим больше всего. Ваш сотрудник или знакомый тоже может причинить вам боль, но не в такой степени, как человек, к которому вы очень привязаны. Если вы заботитесь о другом человеке и ожидаете взаимности, самую сильную боль вы испытываете тогда, когда ваши ожидания не оправдываются. 
Страхи, берущие начало в уме, зачастую содержат в себе боязнь неудачи, поскольку люди зависят от мнения окружающих и от положения, которое они занимают в обществе. Они боятся, что в случае неудачи их будут осуждать. Кто-то боится успеха, поскольку это может поставить его в положение, которое другим может не понравиться, в результате чего он может даже потерять друзей. То, о чем мы постоянно думаем, однозначно определяет наши слова и поступки — такова сила ума. Ум обладает огромными творческими возможностями, но тот же самый ум может быть чрезвычайно порочным и деструктивным. 

Рассмотрев различные виды страха, которые исходят из ума, я попросил слушателей поделиться своими страхами, связанными с силами природы. И хотя любой вид страха связан с умом, некоторые из них имеют более конкретную причину. В категории, к рассмотрению которой мы перешли, весьма распространены страх смерти, страх высоты и темноты, боязнь грома. Затем мы перешли к страху, связанному с другими живыми существами. Здесь были упомянуты воры и врачи. Один из участников сказал, что боится своей тещи. Некоторые говорили, что боятся дурного общения и невнимательных водителей, могущих стать причиной дорожных аварий. Некоторые боятся за детей. Один человек признался, что очень боится отдать свое сердце тому, кто не оправдает его надежд. Хотя такого рода страх является достаточно распространенным, некоторым людям он не присущ по той причине, что они никому не отдают своего сердца. Избегая связанного с этим риска, они лишаются возможности испытать глубокие любовные отношения. 

Надежда и страх 

Можно проследить отчетливую связь между страхом и надеждой. Во время семинара я попросил участников рассказать о том, чего они боятся больше всего, независимо от того, к какой из трех категорий этот вид страха принадлежит. Вот некоторые из перечисленных пунктов: неуверенность в жизни, страх потерять одного из детей или мать, страх духовного падения, страх быть отвергнутым духовным учителем и страх собственной смерти. Затем я попросил тех же людей поделиться своими самыми сокровенными надеждами, которые, как оказалось, представляют собой противоположность страхам. Например, тот, кто больше всего боится потерять ребенка, очень надеется на то, что с ребенком все будет благополучно. Если бы у вас была волшебная палочка, чего бы вы пожелали? Скорее всего, ваша самая сокровенная надежда соответствовала бы тому, чего вы больше всего опасаетесь. 
Анализируя каждое из этих опасений, можно ясно понять их связь с надеждами. Тот, кто больше всего боится неуверенности в себе, скорее всего, обнаружит, что больше всего надеется на обретение уверенности в своей жизни. Человек, который боится духовного падения, по всей вероятности, очень надеется никогда не сойти с духовного пути. Самым сильным желанием преданной, которая боится оказаться отвергнутой духовным учителем, является возможность постоянного общения с ним. Страх смерти естественен, поскольку никто не может жить вечно, однако он не должен быть чрезмерным. Таким образом, на этих примерах мы можем понять, что зачастую величайший страх противостоит самому сильному желанию. 
Наши страхи связаны с тем, что мы ценим больше всего. Например, мы можем опасаться, что ситуация будет развиваться не по нашему сценарию, и из-за этого тратим слишком много мыслительной энергии на беспокойства. Такой образ мыслей очень опасен, и если он поглотит нас и станет частью 
нашего внутреннего диалога, могут проявиться самые худшие из наших страхов. Ум более могуществен, чем наши физические действия или речь. Подсознательный ум не всегда различает между позитивным и негативным — он просто выслушивает постоянный поток мыслей. Например, если я хочу избавиться от вредной привычки, просто продолжая повторять это про себя, такая медитация может привести даже к усилению пагубной зависимости. Подсознательный ум обычно лишь фиксирует определенные впечатления от вашего послания, вместо того, чтобы отличать позитивное от негативного. 
Дальнейший анализ разновидностей страха 
Можно разделить страх еще на пять категорий. Нас в данном случае интересует не психологический анализ как таковой, а практическая информация, которая может быть полезной вам в духовной жизни. Понимание того, какое влияние страх оказывает на нас, несомненно, полезно для нас самих, но, кроме того, оно позволяет нам видеть эти признаки в других людях, когда те оказываются жертвами страха. Мы хотим стать духовными воинами и противостоять негативным влияниям, все больше захлестывающим мир. 
1. Обычные беспокойства оказывают сильное воздействие на тело и ум и могут влиять даже на духовную жизнь человека. Такие беспокойства обычно приводят к бессоннице или даже к ночным кошмарам. Они могут оказывать влияние на сердце и вызывать обмороки, головокружение и дрожь, а также порождать страх во взаимоотношениях. 
2. Панический страх — это проявления культуры страха. Некоторые люди страдают от расстройства, называемого приступами паники. Симптомы включают в себя головную боль, удушье, тошноту, испарину, дрожь, судороги, сильное сердцебиение и рвоту. Человеку может даже казаться, что он умирает. Эти симптомы оказывают очень серьезное воздействие на тело и ум и могут сохраняться на протяжении длительного времени. Миллионы людей страдают от приступов паники, и в ближайшие несколько лет таких людей станет гораздо больше. 
3. Миллионы людей страдают от навязчивых мыслей, причиной которых также является страх. Люди, страдающие этим синдромом, испытывают необходимость снова и снова совершать одни и те же действия. Они просто не могут изменить свое поведение. Например, человек может бояться заболеть и поэтому часами моет руки. Другим кажется, что они забыли закрыть дверь и поэтому, прежде чем куда-то выйти, по несколько раз проверяют, закрыта ли входная дверь. Даже понимая всю иррациональность такого поведения, они ничего не могут с собой поделать. Это происходит потому, что они впитали в себя культуру страха. 
4. Фобии могут оказать на жизнь человека поистине разрушительное воздействие. Такой человек каждый день испытывает сильный страх. Например, некоторые люди боятся высоты, а другие — маленьких помещений и замкнутого пространства. Страдающий клаустрофобией не способен находиться в людном месте даже короткое время. Если им приходится находиться в комнате с другими людьми, они обычно садятся у двери, чтобы в случае чего сразу выбежать. Если же они оказываются в закрытой комнате, выход из которой затруднен, они покрываются испариной, дрожат, а иногда от страха у них начинается рвота или они теряют сознание. 
5. Посттравматический стресс — это последствия травмы или обиды. Например, согласно статистике, 20% женщин и 5-10% мужчин в детстве испытывали ту или иную форму сексуального насилия, и это означает, что многие юноши и девушки попадают в эту категорию, поскольку их так называемые попечители эксплуатировали их, многие потеряли веру в старших и не способны по-настоящему отдаться взаимоотношениям с другими. Многие из них испытывают сильный страх и гнев по отношению к другим. Они также сталкиваются с нарушениями в половой жизни из-за перенесенной в детстве травмы. В некоторых людях этот страх засел так глубоко, что они вынуждены переживать этот опыт снова и снова. 
Миллионы людей в Америке страдают от этих форм страха и, соприкасаясь с другими, передают им свои страхи. Например, родители, которые носят в себе эти беспокойства, в конце концов обрушивают свои негативные эмоции на своих детей или супругов. Люди, страдающие от фобий, как правило, не способны полноценно общаться и любить, поскольку они эмоционально закрыты. Люди, страдающие от сердечных ран, не могут полноценно любить, и это проявляется особенно сильно в неспособности открывать сердце или честно анализировать свое прошлое. Если двойственность страха и агрессии захватила ваш ум, вы не сможете добиться ощутимого духовного роста или оказать сколько-нибудь значительного духовного влияния на сознание других людей. Страх позволяет майе, или пороку, глубоко войти в сознание человека, поскольку он разрушает щит любви, отражающий атаки зла. Если щит любви разбит, страх начинает возрастать все больше и больше. Мы не хотим, чтобы атаки страха опустошали нас; поэтому необходимо постоянно укреплять свою внутреннюю конституцию.



Страх божий      22 августа 2000 года, Москва, Вишняки
 
 
Слушатель: …есть такое умонастроение - страх Божий, в христианстве нас очень сильно пугают этим. Каково отношение к этому в вайшнавизме?
 
Шрила Говинда Махарадж: У вайшнавов нет такого понятия как страх Божий. Какой именно страх перед Богом? Страх вайшнава заключается в ином. Если я совершаю то, что не понравится моему Гуру и Кришне, я не буду делать это. В вайшнавизме отношения между Богом и душой напоминают скорее отношения между мужем и женой, они очень нежны и приятны. Настоящая жена никогда не думает, что она должна бросить своего мужа и уйти к другому. Почему? Она думает: «Я принадлежу своему мужу, а он принадлежит мне. Я не принадлежу самой себе, я не имею права делать что-то неправильное. Отношения с моим возлюбленным исполнены тепла, мы близкие с ним друзья. Любовь и теплота присутствуют в этих отношениях, поэтому я не могу потерять их».
 
Шрипад Гири Махарадж: В христианстве есть идея дьявола-искусителя, а в индуизме существует такое понятие как майя, иллюзия. Точка зрения христианства несколько отличается от представления о майе — тем, что люди [христиане] зачастую обвиняют другого, они говорят: «Дьявол, сволочь, меня искусил, а я такой хороший!» Они не признаются, что сами виноваты, что попали под влияние иллюзии. Здесь должно быть правильное отношение.
 
Вопрос: Существуют ли подобные дьяволы-искусители в вайшнавизме?

Шрила Говинда Махарадж: Есть пишачи, сущности, которые являются представителями непосредственно иллюзии. Они приходят, и их задача — проверять нас. Они бьют в самое слабое место: например, испытывают нас вожделением или чем-либо еще. В зависимости от того, каков человек и насколько слаб, иллюзия в образе этих пишачей приходит к нам. Она пытается сделать в нашей духовной защите хотя бы небольшую брешь, и, лишь совсем немного нам захочется насладиться, как через эту маленькую брешь иллюзия проникает в наше сознание и полностью захватывает его. Тогда живое существо теряет всякий разум.

Искушение, иллюзия могут прийти даже в образе Гуру, поскольку лже-последователям направляются лже-гуру. Этот пример иллюстрируется историей из «Рамаяны», когда Шри Хануманджи своим хвостом окружил Рама-Лакшмана и возвел из своего хвоста крепость. Рама-Лакшман спали в этой крепости, а Хануман их охранял. Вокруг этой же крепости, представляющей собой хвост Ханумана, ходил воин и охранник Рамы, которого звали Бибишан. Равана задумал отравить Рама-Лакшмана, пробравшись в эту крепость. Он размышлял, каким образом обмануть всех, и придумал такой трюк: он принял облик охранника Бибишана и, придя к Хануману, сказал: «Мне необходимо отнести Раме кавачу». И Хануман его с легкостью пропустил.
Таким образом, искушение приходит к нам зачастую в образе садху, в облике Гуру. И этот садху начинает расписывать перед нами некие сладостные перспективы. Мы можем искуситься, увлечься чем-либо. Зачастую мы можем принять материальное за духовное, привлечься, как нам кажется, духовной идеей, которая на самом деле является материальным препятствием.
 
Шрила Госвами Махарадж: Вы должны понять, что, когда мы говорим о Кришне, наши представления о Нем не должны быть обусловлены нашим бренным телом, которое состоит из плоти и слизи. Кришна полностью трансцендентен, Он пребывает за пределами материи. Он не создан по нашему подобию, но это мы созданы по Его подобию. Бхагавад-гита гласит: джанма-карма… Здесь подразумевается следующее: кто способен осознать, как нерожденный духовный Кришна по Своей собственной воле, ради Своего собственного наслаждения принимает рождение, тот может достичь мира Кришны и остаться в нем. Бхагавад-гита утверждает, что если вы сможете это когда-либо понять, то вам уже больше не придется рождаться.
 
Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипция: Гунали деви даси
Редактор: Традиш дас

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы