Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Кшетра - поле деятельности




Кшетра - поле деятельности



Матрица или поле деятельности Некоторые философы недавнего прошлого сравнивали человека с матрицей. В словарях слово «матрица» определяется как форма отливки, оболочкой, в которой предмету (в нашем случае «отливаемой» личности) придают определенные очертания. Современная психология характеризует матрицу как узор длиною в жизнь, сотканной из физических, эмоциональных и символических (т.е. умственных) впечатлений. В терминологии Бхагавад гиты эта структура называется кшетра – поле, в пределах которого осуществляется физическая, 
эмоциональная и умственная деятельность данной личности.
Кшетру можно сравнить с физическим понятием силового поля. Например, провод под напряжением всегда окружает поле магнитной энергии. Это поле, сочетание притяжения и отталкивания, взаимодействует с образующим его электрическим током и меняет его траекторию. Так взаимодействие можно разумно использовать. Инженер-электронщик, управляя током, может постоянно заставлять его менять направление, что порождает мощные электромагнитные волны, способные переносить информацию. Волны или вещательные сигналы переносят образы «миров», которые мы ощущаем, посредством радио и телевидения.
Аналогичным образом, матрица окружает поток сознания и взаимодействует с ним посредством могущественных факторов опыта. «Фактор» – сила, снабжающая нас информацией, причина перемен. «Опыт» – главное свидетельство наличия сознания; это осведомленность о том, что происходит внутри нас, а также в окружающем мире. «Фактор опыта» контролирует нашу осведомленность, формирует ее при помощи привязанности и отвращения. Он снабжает нас информацией о физической, эмоциональной и умственной сферах.
Существует еще одна интересная параллель между кшетрой и силовым полем. Ученые утверждают, что электрическая и магнитная энергии – это аспекты единой электромагнитной реальности. Подобным же образом, сознание и факторы его опыта – аспекты духовной реальности, Брахмана, Сознания или духа. Они принадлежат к двум категориям материальных элементов: стхула (грубых элементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира) и сукшма (тонких элементов: ума, разума и ложного эго). Брахманом материи и духа управляет «инженер электронщик» – Парабрахман (Сверхдуша или Высшая Личность).

Факторы ощущений
Первым фактором опыта является ложное эго, оно привязывает душу к материальному миру, затем ум – «экран» опыта. Функция экрана двояка. С одной стороны, на нем словно на киноэкране отображаются нереальные, но захватывающие картины. С другой стороны – он фильтр. Ум уделяет внимание определенным образцам, считая их желанными или опасными, а другие отфильтровывает, как ненужные. Эта функция фильтрации известна как разум. При помощи разума мы различаем важное и не очень. Например, чувства передают набор информации, который отражается на экране ума как образ привлекательной женщины. Этот образ неминуемо будет иметь какие-то неподходящие черты, поскольку всякое материальное тело имеет изъяны, каким бы привлекательным оно не казалось. Однако, желая насладиться телом этой женщины, разум отфильтровывает эти неподходящие черты. Такое «редактирование» производится по желанию души, наделенной сознанием.
Бхагавад гита продолжает список факторов опыта: признаки жизни, познающие и действующие чувства, объекты чувств, желание, отвращение, счастье и несчастье. Каждый из этих факторов способен привлекать и отталкивать сознание, тем самым, побуждая человека сделать выбор. Время дает им силу, необходимую для того, чтобы повлиять на нас, заставить выбирать.
Эти факторы формируют сознание человека в соответствии с законами природы. Более того, матрица существования жизнь за жизнью строится и вновь перестраивается не только для 
человека, но и для представителей всех 8 400 000 форм жизни. Данный процесс постоянной перестройки называется сменой тел или переселением душ, и его суть выражает фраза из 
Бхагавад-гиты (3.27) пракритех крияманани. В одном из комментариев Шрила Прабхупада переводит пракритехкрияманани так: «в соответствии с законами материальной природы 
полубоги управляют человеком».

Колесо судьбы
Полубоги, как и люди, обладают качествами личности. При этом они наделены огромным могуществом и способностью влиять на процессы, происходящие во вселенной. Полубоги 
находятся вне нашей матрицы, они лишь функционально присутствуют в факторах восприятия. В соответствии с планом материальной природы, полубоги через эти факторы взаимодействуют с нами. Этот план люди называют судьбой. С незапамятных времен цивилизованные люди пытались предсказать судьбу по сочетанию астрологических знаков, которые вращает по небу кала-чакра, колесо времени.
На основании чего полубоги планируют нашу судьбу? По нашим гунам (три-гуна) и деятельности (карме). Всю жизнь, день за днем, позывы к деятельности давлеют над нами, заставляя строить планы. Три гуны материальной природы: благость (саттва-гуна), страсть (раджо-гуна) и невежество (тамо-гуна) порождают разнообразные стимулы: 

ощущения, идеи, настроение, месторасположение и т.п. Нашу деятельность относят к определенной гуне природы соответственно стимулам, на которые мы откликаемся. К примеру, деятельность, регламентированная указаниями священных писаний, умиротворенная, без привязанности и стремления к материальным результатам, относится к гуне благости. Человек под влиянием ложного эго, с огромными усилиями рвущийся к чувственным удовольствиям, действует в гуне страсти. Деятельность, совершаемая под влиянием иллюзии, без оглядки на последствия греховных поступков, противоречащая указаниям священных писаний, сопряженная с насилием и страданиями, находится в гуне тьмы.
Высшая деятельность в (саттва-гуне) приносит удачу, последствия поступков в средней гуне (раджо-гуне) смешанны, а действия в низшей гуне (тамо-гуне) влекут за собой одни страдания. Выпавшая нам судьба есть не что иное, как результат поступков, совершенных в прежней жизни, а не случайность. Все, что кажется случайным – лишь справедливое воздаяние полубогов, посланное по законам кармы.
Качества кармы колеблются в соответственно времени и пространству. Поступок, хороший в определенных времени месте и обстоятельствах, оказывается плохим в других. Простая аналогия – правила дорожного движения в разных странах. В Англии «хорошо» ехать по левой стороне дороги, а на континенте это уже «плохо«. Только гуны, а не наши собственные представления, определяют, что в настоящий момент хорошо, а что плохо. 

Человек не в силах точно определить, в каком направлении в настоящий момент изменяются гуны. А потому, как бы искренне мы не старались поступать только хорошо (по нашим 
понятиям), карма неминуемо приносит и хорошие, и плохие, и смешанные последствия.
В общем, человек – это вечное живое существо с ограниченной свободой выбора. Он может выбирать лишь в рамках собственных физических, эмоциональных и умственных ощущений, то 
есть материальных, временных явлений. А они представляют собой последствия его прежней деятельности. Эти последствия определяются полубогами соответственно гунам материальной природы. Вследствие своей прошлой деятельности в этих гунах человек сейчас получает благоприятные, смешанные и дурные физические, эмоциональные и умственные ощущения. Все эти последствия – временны.
Что же я, человек, в конце концов, ищу в той матрице ощущений? Ответ – свободу. «Свобода для души», - сказал один мудрец, - «все равно, что свет для глаз, воздух для легких, любовь для сердца». Шрила Прабхупада говорит, что все жаждут свободы, поскольку она – естественное состояние души. По своей природе мы вечны, исполнены знания и блаженства. Однако материальные ощущения подавляют ощущения нашей изначальной природы, и мы видим, что подвержены влиянию времени, невежества и страданий. 

Естественно, что все стремятся освободиться из-под их гнета.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы
Made in Buddha