Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Потребности подавляемые. Винод Верма




Потребности подавляемые. Винод Верма

Диск Лекции по аюрведе, китайской и тибетской медицине . Доктор А.Ю. Дворянчиков. Сборник лекций 2009-2010 гг. DVD mp3

Книга Аюрведа. Наука о жизни. Винод Верма

«Чарака-самхита» говорит, что человек, желающий благополучия ныне и в будущем, должен подавлять дурные стремления,  связанные с мыслью, словом и делом. «Мудрый сдерживает проявления алчности, горя, страха, гнева, тщеславия, бесстыдства, чрезмерной привязанности и желания завладеть чужой собственностью. Человек должен сдержать себя, если у него готовы вырваться резкие, бесчестные, ложные и несвоевременные слова. Стремление совершать действия, которые могут причинить боль другому человеку, такие как прелюбодеяние, кража и насилие, должно подавлять. ...
Мудрый не проявляет чрезмерного усердия в физических упражнениях, смехе, речи, ходьбе пешком, половых сношениях, ночных бдениях, даже если хорошо их переносит. Человека, который без меры предается этой или любой подобной деятельности, постигает внезапная кончина (от перенапряжения), как она постигла бы льва, вздумавшего тащить слона. Люди, истощенные неумеренной половой жизнью, переноской грузов, ходьбой, очистительными процедурами (клизмами, очищением желудка, рвотными средствами и т. п.), подвержены гневу, страху, горю и чрезмерно напряжены.

Дети, старики и взрослые, у которых преобладает вата, те, кто говорит слишком громко и много, те, кто постоянно испытывает голод или жажду, должны воздерживаться от физических упражнений... Тот, кто хочет быть здоровым, должен следовать путем здоровья».

Из этой цитаты мы ясно видим основное отличие подхода к здоровью современной медицины от подхода Аюрведы. Современная медицина строго разделяет дух и тело. Например, если человек обращается к врачу по поводу головной боли, врач попытается вылечить его, а если предписанные средства не помогут, пациента направят к невропатологу. Там его будут тщательно обследовать на предмет выявления инфекции, органических дефектов и травм, которые могли вызвать головную боль. Если и невропатолог ничего не обнаружит, пациента отправят к психиатру, руководствуясь тем представлением, что если нельзя выявить физиологические причины болезни, то ею должна заниматься психиатрия. В Аюрведе применяется другой подход. Пациента, жалующегося на головную боль, будут подробно расспрашивать о питании, пищеварении, выделениях, дыхании, профессии, обстановке на работе и в семье, других личных отношениях, эмоциях, половой жизни, тревогах и ситуациях, вызывающих напряжение. Психика неотделима от тела, и они рассматриваются в единстве. 

Например, чрезмерный гнев может вызвать проблемы с желудком и сопутствующие головные боли. В то же время избыток питты может явиться следствием перегрева, употребления избыточного количества продуктов, усиливающих питту, или любой из причин, порождающих гнев. Беспорядочный образ жизни и перенапряжение усиливают вату и вызывают специфические нарушения. С другой стороны, избыток ваты, вызванный неправильным питанием или пребыванием на холоде, нарушает равновесие нервных процессов, и человек становится пугливым и нервным.

Можно сказать, что аюрведическая медицина исповедует психосоматический подход. Однако в данном случае термин «психосоматический» имеет другое значение, чем в западной медицине. В западной медицине он употребляется для обозначения болезней, имеющих психическое, эмоциональное или умственное происхождение. Подразумевается, что нарушения на физиологическом или биохимическом уровне при этом отсутствуют. По аюрведическим представлениям, ум невозможно отделить от тела, и столь же невозможно для Аюрведы говорить о чисто телесном или чисто психическом происхождении недуга. Вдобавок, согласно Аюрведе, дух и тело взаимосвязаны с космической реальностью.

Теперь более подробно рассмотрим подавляемые потребности, вредоносные эффекты их неподавления и устранение этих эффектов.

Мы уже говорили о том, что индивидуальные различия — такие как слабая или крепкая конституция, различия в интеллекте и одаренности — обусловлены нашей дайва. От дайва зависит наша изначальная природа, определяющая эмоциональные реакции и соотношения трех дош в теле. Посредством пурушакара мы можем улучшить дайву и «заработать» лучшую пурушакара на будущее. А с помощью буддхи мы должны научиться контролировать свои чувства, чтобы, как было сказано выше, «следовать путем здоровья».

Слово лобха переводится с санскрита как «алчность», но имеет более широкое значение. Лобха — это не только желание завладеть тем, что принадлежит другому человеку, но также неутолимое желание иметь все больше и больше: славы, комфорта, денег и т. д.

В наше время многие люди подвержены лобха. В современной цивилизации очень большую роль играет конкуренция, и желание иметь больше и больше считается положительным качеством. Для большинства современных людей характерно постоянное чувство неудовлетворенности. В стремлении к процветанию люди ведут беспорядочную жизнь, перенапрягаются, а ум их постоянно возбужден. Все это дает начало нарушениям, связанным с преобладанием ваты, таким как нервозность, бессонница, напряжение, проблемы с желудком, кровью и т.д.

Когда люди непрерывно занимаются делами, они обычно подавляют неподавляемые потребности, навлекая на себя болезни и сокращая срок своей жизни. Им следовало бы на мгновение остановиться и задуматься: «Зачем я все это делаю? Зачем я совершаю действия, направленные против здоровья, против жизни?» Погоня за свершениями теряет смысл, если она наносит ущерб здоровью и укорачивает жизнь. Помните, что главная цель жизни — сама жизнь. Если человек теряет ее, то все остальное становится для него бессмысленным. Человек, чей разум затуманен лобха, забывает о том, что наше пребывание на этой земле — временно. Мы не останемся в этом мире навсегда. Поэтому лучше наслаждаться небольшими радостями жизни, чем стремиться к великому, ведь жизненный путь может оборваться раньше, чем мы достигнем желаемого. Это все равно что во время прогулки в горах поставить себе цель добраться до определенного места. Ведь в действительности радость от прогулки заключена вовсе не в этом, а в наслаждении красотами и тайнами природы. 

Стремясь как можно скорее добраться до конечного пункта, вы можете потерять силы или заболеть горной болезнью еще на полпути. Лихорадочное преследование цели ничего не даст, и дело кончится тем, что вы проиграете во всех отношениях. Я предлагаю осознать разницу между тем, чего вы действительно хотите, и тем, что делаете по привычке, и отдавать время и силы первому.

Слишком глубокое горе вредит здоровью и свидетельствует о недостатке мудрости. Жизнь в постоянной горести приводит к язве желудка, колиту, раку и прочим болезням, которые связаны с избытком ваты. Люди живут в горе потому, что преувеличивают значение своего несчастья и думают, что только они страдают. Они погрязают в жалости к себе и придают слишком большое значение себе и своим проблемам. Причиной горя также являются слишком сильные привязанности — к деньгам, собственности, детям, мужу, жене, потеря которых влечет за собой страдания.

Прежде всего всегда помните о том, что счастье — это состояние духа. Счастье внутри нас; оно приходит вместе с состоянием удовлетворенности. Не изображайте из себя трагического героя. В жизни не существует истинных трагедий. Жизнь полна противоположностей, во всем можно найти положительную сторону, а ваша боль не означает конца света. Даже если у вас не осталось ничего, кроме соломинки (надежды), хватайтесь за нее и старайтесь выплыть. Аюрведическая мудрость учит, что наши страдания и радости обусловлены дайва и пурушакара. Дайва зависит от предыдущей кармы. Если вы страдаете и при этом ворчите, жалуетесь и сетуете на судьбу, вы только ухудшаете свое положение. Пурушакара можно улучшить посредством дайва, то есть нынешней кармы и нынешних поступков. Перед лицом несчастья вы должны собраться с силами и попробовать извлечь лучшее из плохого. Всегда помните о том, что боль — неотъемлемая часть жизни, это удел всех живущих. Мы должны научиться относиться к ней мудро, чтобы прервать цепь 
страданий.

У каждого человека — своя карма. Как бы мы ни любили другого человека, мы можем помочь ему лишь до определенной степени. Осознайте, что ваши возможности ограничены, и не горюйте о том, что вам неподвластно. Слишком сильные привязанности причиняют горе. Вы должны постоянно помнить, что все преходяще — в том числе и физическое тело, и то, чем мы владеем. Все подвержено постоянным изменениям.
Старайтесь освободиться от привязанностей.

Старайтесь воспитывать в себе смелость, бесстрашие ,и правдивость. Чувство страха обладает большой разрушительной силой, поэтому избавляйтесь от него, глядя прямо в лицо тому, что их вызывает. Если вы сами не боитесь, то не заставляйте бояться других. Если вы занимаете положение родителя, начальника и т.п., старайтесь не вызывать страха в тех, кто вам подчинен. Будьте сильны, верьте в свою внутреннюю силу. Внутренняя сила, или джива (индивидуальная душа), — причина жизни, и она не подвержена разрушению. В любой ситуации, вызывающей страх, старайтесь сосредоточиться на внутренней силе.

Обычно людей заставляют лгать жадность или страх. Чтобы говорить правду, нужно обладать смелостью и бесстрашием. Когда ребенок ломает или теряет какую-нибудь ценную вещь, он испытывает страх, боится признаться в проступке. Вы должны внушить детям, что, сказав правду, они получат вознаграждение. Не создавайте ситуаций, в которых ребенок может испытывать страх.

Имейте смелость говорить правду даже тогда, когда это может повлечь за собой неприятные последствия. Если человек лжет, это означает, что он чего-то боится. Состояние страха негативно сказывается на дыхательной и нервной системе, на пищеварении, сердце. Когда вы испытываете страх, старайтесь думать о высоких горах, которые смело противостоят мощным ветрам. Думайте о безбрежном небе, думайте о могучем солнце и обращайтесь к своей внутренней силе, которая поможет вам преодолеть страх и быть правдивым.

Ревность и зависть происходят от неудовлетворенности. Мы хотим иметь то, чем обладают другие, часто испытываем разочарование и хотим оказаться на чужом месте. Старайтесь удовлетворяться тем, что у вас есть.
Говорить слишком много и громко также вредно для здоровья. Не говорите громче, чем нужно для того, чтобы вас услышали. Не кричите. Многие люди перевозбуждаются и поэтому начинают говорить слишком громко. Это признак избытка ваты. Говорите мягко и спокойно, выбирайте слова, чтобы не обидеть других. Помните, что причиняя боль другому человеку, вы причиняете боль и себе самому.

«Гнев разрушает память», — говорит «Бхагавад-гита». Если вы хотите жить долго, быть здоровым и до конца дней сохранить ясную память, старайтесь избавиться от гнева. Старайтесь оберегать себя от разрушительных эмоций. Вспышка гнева не поможет разрешить ни одной проблемы.
Некоторые люди злятся по самым незначительным поводам. Например, в Германии многие испытывают раздражение, когда не могут найти место для стоянки автомобиля или когда другой водитель совершает ошибку. А в Индии считается нормальным, если перед вашей машиной вдруг появляется корова, собака, осел или велосипедист. Многие городские жители и иностранцы при этом очень сердятся. Старайтесь относиться к подобным вещам спокойно. От гнева повышается давление, мышцы и нервы перенапрягаются. Оберегайте себя от этих разрушительных эмоций, если хотите прожить долгую 
жизнь и сохранить здоровье.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы
Made in Buddha