Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Гурвадигуна. Сукшма - Стхула




Гурвадигуна. Сукшма - Стхула

Диск Основы Аюрведы. Просто о сложном. Дживита. Дхари. Сат. Анубандха. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов

Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга

Гурвадигуна — двадцать качеств, начинающихся с гуру. Мы будем разбирать их попарно, и, для того чтобы их рассматривать, я предлагаю нарисовать таблицу.

Итак, существует десять пар противоположных качеств:

Тяжелая(гуру) – в основном включает в себя проявления тама-гуны. Порождает невежство, тупость, сон.

Легкая (лагху) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает свежесть, проворство, любовь, веру.

Медленная (манда) – в основном проявление тама-гунны. Порождает лень, тупость, невежество.

Резкая (кхара) – является комбинация всех трех гунн. Порождает легкомыслие, жестокость, фанатизм, нетерпимость к мнению окружающих.

Холодная (шита) – в основном проявление тама-гуны. Порождает оцепенение, сон, страх, невежество, нечувствительность.

Жарка (ушна) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает гнев, зависть, злобу, неосмысленные действия.

Сухая (рукша) – комбинация раджа-гуны и саттва-гуны. Порождает беспокойство, нервозность, сострадание, желание помочь.

Маслянистая (снигдха) – комбинация тама-гуны и раджа-гуны. Порождает сострадание, побуждает к неосмысленному действию.

Мутная (авила) – в основном проявление тама-гуна. Порождает забвение, оцепенение, сон.

Ясная (вишада) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает чистоту, отречение, умиротворение, веру в Бога.

Грубая (стхула) – в основном проявление тама-гунны. Порождает тупость, невежество, страх.

Тонкая (сукшма – комбинация сатва-гуны и раджа-гуны. Порождает эмоциональность, чувствительность, обидчивость.

Неподвижная (стхира) – комбинация тама-гунны и саттва-гунны. Порождает стабильность, веру, забывчивость, препятствия.

Подвижная (чхала) – комбинация раджа-гуны и тама-гуны. Порождает безверие, беспокойства, метание, неосмысленные действия.

Острая (тишила) – в основном проявление раджа-гунны. Порождает быстроту, страстность, гнев.

Кроткая (слакшна) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает ненасилие, любовь, веру, терпимость, спокойствие.

Густая (сандра) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает силу, стремление к действию, основательность.

Жидкая (драва) – комбинация саттва-гуны и тама-гуны. Порождает привязанность, сострадание, скудоумие.

Жесткая (катхина) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает неудовлетворенность, зависть, силу, эгоизм, бесчувствие.

Мягкая (мриду) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает добродетель, мягкосердечие, ненасилие, веру в Бога.


Следующая пара противоположностей: сукшма и стхула.
Сукшма — это «тонкий», «маленький». А стхула — это «грубый», «большой».
Вы, наверное, заметили, что когда мы разбираем эти пары противоположностей, часть из них имеет больше женскую характеристику, а часть — мужскую. Инь — ян.
Сукшма — «маленький» или «тонкий», соответственно, вату и питту он будет увеличивать, потому что вата и питта — маленькие и тонкие по своим характеристикам. Капха — более грубая, и поэтому капху будет уменьшать, для капха-доши сукшма будет благоприятна.
Сукшма проявляется в тригуна как саттва и раджас. Агни будет усиливаться.

Сукшма — качество тонкости. Проявляется в следующих характеристиках: все, что связано с пронизыванием, проникновением. Например, сосудистая система в теле. Есть крупные сосуды (артерии, вены), а есть мелкие сосуды, капилляры, они проникают туда, куда не проникают крупные сосуды. Капилляры несут в себе это качество сукшма, они маленькие и тонкие. Пробивание чего-либо, прокалывание. На уровне чувств это утончение ощущений и чувств, такие люди более тонко чувствуют.
Возьмем характерный пример. Мы говорим, что сукшма характерна для вата- и питта-доиш. Представьте себе, что ваш пациент имеет конституцию питта-вата. Но если вы сразу подумаете, что для него характерны все признаки питта и вата, то вы можете допустить ошибку, потому что для него признаки капха-доши тоже характерны. Вы подумаете, что раз человек конституции питта-вата, у него должны быть утонченные чувства, он должен быть склонен к музыке, пению, рисованию, — и допустите ошибку, потому что у него, например, из этой пары будет проявлена стхула — качество капха-доши. Это очень важный момент.

Сейчас мы с вами разбираем содержательное заполнение дош. Они содержат эти качества, и каждая конституция заполнена ими. Ваша задача — попытаться понять пациента, увидеть, какие качества у него проявлены. И если он имеет конституцию питта-вата, это не значит, что у него нет характеристик капха-доши. У него они будут, но мало выражены. Одно из них может быть стхула, например. Это будет иметь большое значение в терапии.
Итак, на уровне саттва-гуны сукшма проявляется как тонкость восприятия. Такой человек — тонко чувствующий, эмоциональный, чувствительный. Приводится еще такая характеристика, как ловкость. Но у нас совсем другие ассоциации. Мы путаем ловкого и хитрого человека. Ловкий человек — этот тот, кто все делает хорошо, быстро. Это позитивное качество, но не путайте его с хитростью.

А вот в раджасе это будет именно хитрость, неуловимость. Вроде бы он и на работе и даже, кажется, что-то делает, но никто его никогда не видит, неуловимый.
В тамасе это проявляется как чрезмерная ранимость. Грань между тонко чувствующим человеком в саттва-гуне и ранимым — когда он находится под влиянием тамаса, он становится ранимым, обидчивым. Обида — это гуна невежества. Это очень серьезная анартха в нашей жизни, очень серьезное препятствие. Если мы склонны на кого-то обижаться — это очень серьезная проблема, которая препятствует нашему прогрессу, нашему успеху. Это гуна невежества, и качество сукшма дает такое проявление.
Стхула — «грубый» или «большой», и это характерно для капха-доши. Поэтому вата и питта уменьшаются, а капха увеличивается. Конечно, это гуна невежества — гуна невежества связана с грубостью.
Тригуна — тамас.
Агни будет уменьшаться.

Эта гуна проявляет себя через такие характеристики, как увеличение чего-либо. Например, увеличение веса, опухоли - это тоже увеличение, и неважно, доброкачественная или злокачественная опухоль. Эта характеристика связана с массой тела, с толщиной подкожно-жировой клетчатки, с процессом ожирения. Если, например, есть избыточный вес, то нужно обязательно обращать внимание на качество стхула. Также это связано с работой каналов и меридианов, которые могут закупориваться амой, может происходить засорение организма.
В саттва-гуне это качество проявляется примерно так же, как качество гуру, качество тяжести — основательность. Человек большой, грубый, но основательный. Это саттва-гуна.
Я хочу, чтобы вы рассмотрели каждое качество на трех уровнях, потому что это позволит увидеть, что одна и та же характеристика может проявляться по-разному. Есть хорошее проявление, а есть то, которое в итоге вызывает страдание.
В раджасе — это вульгарность. Человек грубый, вульгарный, пошлый. Обычно эти люди склонны к сквернословию, часто используют нецензурную брань для связки слов. Помните, мы с вами говорили, что речь человека четко отражает его внутреннее содержание. Если врач внимательный, то, просто выслушав пациента, уже может ставить диагноз.

Мы говорим, что любовь — это очень большая сила, которая позволяет нам существовать в этом мире. Любовь склеивает все взаимоотношения в этом мире, и не только в этом мире. В духовном мире любовь — тоже главная движущая сила. Но любовь должна быть выше диафрагмы, а не ниже. Она должна быть на уровне сердца. Здесь грубость низводит проявление взаимоотношений на низкий уровень, на уровень низших чакр, и такой человек грубо строит взаимоотношения, и у него всегда будут проблемы репродуктивной сферы. У мужчин это могут быть проблемы с предстательной железой, у женщин — проблемы с яичниками.
В тамасе — это просто тупость. Тупой человек, невежественный, бесчувственный. Нечувствителен к страданиям других. Еще это может проявляться в виде страха.
Хочу напомнить вам, что растения тоже обладают всеми этими качествами. Когда мы используем для лечения растения, то привносим те или иные качества этих растений сначала в сознание человека, а потом и в его тело.

И пища обладает теми или иными из этих двадцати качеств. Любую пищу можно охарактеризовать посредством этих качеств. Если мы будем это знать и использовать в фитотерапии, в диетотерапии, в ароматерапии, то мы сможем добиться очень высоких результатов. Мы можем получить результат на уровне ума, даже не применяя психотерапевтические методы, просто используя фито-, арома-, диетотерапию, массаж с применением специальных масел. Это будет, конечно, более грубый результат, но он позволит нам получить эффекты, которые необходимы для дальнейшей терапии пациентов.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы