Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Гурвадигуна. Сандра - Драва




Гурвадигуна. Сандра - Драва

Диск Основы Аюрведы. Просто о сложном. Дживита. Дхари. Сат. Анубандха. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов

Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга

Гурвадигуна — двадцать качеств, начинающихся с гуру. Мы будем разбирать их попарно, и, для того чтобы их рассматривать, я предлагаю нарисовать таблицу.

Итак, существует десять пар противоположных качеств:


Тяжелая(гуру) – в основном включает в себя проявления тама-гуны. Порождает невежство, тупость, сон.

Легкая (лагху) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает свежесть, проворство, любовь, веру.

Медленная (манда) – в основном проявление тама-гунны. Порождает лень, тупость, невежество.

Резкая (кхара) – является комбинация всех трех гунн. Порождает легкомыслие, жестокость, фанатизм, нетерпимость к мнению окружающих.

Холодная (шита) – в основном проявление тама-гуны. Порождает оцепенение, сон, страх, невежество, нечувствительность.

Жарка (ушна) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает гнев, зависть, злобу, неосмысленные действия.

Сухая (рукша) – комбинация раджа-гуны и саттва-гуны. Порождает беспокойство, нервозность, сострадание, желание помочь.

Маслянистая (снигдха) – комбинация тама-гуны и раджа-гуны. Порождает сострадание, побуждает к неосмысленному действию.

Мутная (авила) – в основном проявление тама-гуна. Порождает забвение, оцепенение, сон.

Ясная (вишада) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает чистоту, отречение, умиротворение, веру в Бога.

Грубая (стхула) – в основном проявление тама-гунны. Порождает тупость, невежество, страх.

Тонкая (сукшма – комбинация сатва-гуны и раджа-гуны. Порождает эмоциональность, чувствительность, обидчивость.

Неподвижная (стхира) – комбинация тама-гунны и саттва-гунны. Порождает стабильность, веру, забывчивость, препятствия.

Подвижная (чхала) – комбинация раджа-гуны и тама-гуны. Порождает безверие, беспокойства, метание, неосмысленные действия.

Острая (тишила) – в основном проявление раджа-гунны. Порождает быстроту, страстность, гнев.

Кроткая (слакшна) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает ненасилие, любовь, веру, терпимость, спокойствие.

Густая (сандра) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает силу, стремление к действию, основательность.

Жидкая (драва) – комбинация саттва-гуны и тама-гуны. Порождает привязанность, сострадание, скудоумие.

Жесткая (катхина) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает неудовлетворенность, зависть, силу, эгоизм, бесчувствие.

Мягкая (мриду) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает добродетель, мягкосердечие, ненасилие, веру в Бога.


Сандра и Драва. Сандра — это «твердость» или «густота». Драва — «жидкость», то, что обладает качествами жидкости, текучести.
Сандра уменьшает вату и питту и увеличивает капху, потому что капха густая, подобное усиливает подобное.
Сандра — качество, характерное для раджаса.
Сандра уменьшает агни.
Сандра — качество, связанное с такими проявлениями, как плотность, сжатость, твердость, густота, липкость, вязкость.
На эмоциональном уровне в саттва-гуне качество сандра проявляется как твердость характера, сила характера, основательность.
Но в раджасе появляется желание доминировать. Люди бывают разного склада характера. У некоторых существует постоянное желание доминировать. 

Эти люди очень тяжело переживают, если кто-то, по их мнению, лучше них по каким-то проявлениям, они тяжело проигрывают.
В тамасе — это чрезмерная привязанность и прилипчивость.
Драва — это качество жидкости. Вата-дошу уменьшает. Питта- и капха-дошу увеличивает, потому что они жидкие. Капха и густая, и жидкая одновременно, потому что она обладает характеристиками двух первоэлементов, таких как земля и вода. Земля и вода дают ей возможность быть одновременно густой и жидкой.
Драва — это проявление двух из тригуна. Это саттва и тамас. Интересное сочетание. Но в первую очередь это, конечно, саттва.
Агни снижается.
Качество дравы: снижаетагни, так же как и сандра.
Драва проявляется через такие характеристики, как растворение, разжижение, плавление, разложение, когда, например, тяжелая пища не переварилась в кишечнике, процесс гниения белков, например, тоже связан с качеством драва. Ученые обнаружили, что избыток белка в пище даже вреднее, чем недостаток. И последние данные говорят, о том, что примерное количество белка в сутки должно быть 0,5 грамма на 1 кг массы тела. 

Это значительно меньше, чем те цифры, которые звучали раньше. Те цифры, к которым мы привыкли, появились на свет в конце 40-х — начале 50-х годов. Это было время после Второй мировой войны, когда многие страны находились в состоянии голода, и, безусловно, в тот период ситуация в мире во многом шокировала ученых и медиков, но получилась обратная ситуация. Помните старые данные — 120-130 граммов белка в сутки? Но это количество белка перегружает почки, особенно у тех, у кого есть предрасположенность к уратурии, происходит накопление солей. Перегружается печень. Вреден как недостаток, так и избыток тех или иных веществ. Драва отвечает за гниение в кишечнике, и из-за избыточного количества белков в том числе.

Человеческий организм по своим анатомо-физиологическим характеристикам не является хищником, для нас не характерно употребление в пищу большого количества белка. Но белок, конечно, необходим. В саттва-гуне драва проявляет себя как сострадание. «Сострадание» — это удивительное слово. Говорится, что каждый врач должен обладать этим качеством. Что такое сострадание. «Со» — это приставка, которая означает «вместе» — пациента нужно не просто понять, но вместе с ним придется и страдать, тем более, если мы неправильно будем помогать, то придется страдать вместе.
«Пациент» с латыни переводится, как «страдающий», поэтому «сострадание» — это значит «страдать вместе с пациентом». И говорится, что врач, который сам пережил какие-то проблемы и сумел их решить для себя, с уверенностью может помочь другому.

Вспоминайте кентавра. У него стрела в боку и капает кровь. Он — раненый целитель. Идея раненого целителя в философии очень важна. И тысячелетия назад, когда врачи были более продвинуты, если они не могли помочь пациенту, они просто забирали у него болезнь, а потом лечили себя. Вот такой был интересный процесс.
Но нам трудно это сделать. Мы не умеем и не знаем, как это делается. Мы можем забрать болезнь, но не знаем, как лечить себя. Поэтому у нефрологов — больные почки, у пульмонологов — больные легкие. Ребенок до 18 месяцев имеет тонкую связь с матерью, и они представляют собой неразрывную единую систему «мать — дитя». После 18 месяцев он уже становится самостоятельным, но до 12-13 лет ребенок зависим от родителей, и те проблемы, которые у него возникают, во многом это проблемы не его, а родителей.
В раджасе проявляется как привязанность и слезливость.
В тамасе — слабохарактерность и распущенность в широком смысле этого слова.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы