Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Гаятри




Гаятри мантра  (санскр. गायत्री मन्त्र, Gāyatrī Mantra) — ведическая мантра на санскрите, имеющая большую важность. 

Мантра написана стихотворным размером гаятри - отсюда её название и состоит из 24 слогов, взятых из гимна «Риг-веды» (3.62.10),  риши Вишвамитры. 
Чтение мантры предваряется слогом «Ом» и формулой bhūr bhuvaḥ svaḥ, известной как маха-вьяхрити — «великая мистическая фраза». Это было предписано в «Тайттирия-араньяке» (2.11.1-8).

ОМ БХУР БХУВАх СВАХа
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БхАРГО ДЕВАСЬЯ ДхИиМАХИ
ДХИЙО ЙО НАх ПРАЧОДАЯаТ

Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yonah Prachodayaat





Впервые опубликовано в книге "Защитник Преданности" (Калифорнийские издания, 1985 и 1988 гг.) составленной Шрипадом Б.С. Госвами Махараджем, и познее воспроизведено в журнале Вайшнава Тошани в 1995 г.

Слово бхарго означает “более тонкий, чем душа”, “занимающий более высокое положение, чем душа”. Т.е. Сверхдуша, Параматма. В общепринятом смысле бхарго означает “свет”. Как рентгеновские лучи способны показать то, что не видно невооруженному глазу, так с помощью бхарго , сварупа - шакти, тонкого и необычайно мощного излучения, можно увидеть душу. Энергия (свет) бхарго исходит от девы. Дева означает “прекрасный, привлекательный, предающийся играм”. Это Шри Кришна – Прекрасная Реальность. Он не однородный дух, Он полон разнообразия и непрерывно играет. Слово дева одновременно означает “прекрасный и играющий” – Кришна.

Его царство – бхарго , источает яркий свет и является варенйам  – предметом поклонения души. Сварупа - шакти (свет бхарго) – это ваибхава. Через неё распространяет Себя Шримати Радхарани. Она несёт полную ответственность за служение Кришне; в Её руках сосредоточена вся энергия служения. Бхарго  – не что иное, как ваибхава , тело Шримати Радхарани, в котором есть всё для служения Кришне. Бхарго представляет собой Махабхаву, подчиненную половину единого Абсолюта, а дева – Расараджа, Кришну, – господствующую половину Абсолюта.

В мантре гаятри содержится призыв к медитации: бхарго девасйа дхимахи . На что медитирует душа, находясь в мире преданности? Она медитирует не на нечто абстрактное, а на служение объекту любви ( кришнанушиланам ). Слово дхимахи означает “быть в потоке самопроизвольной, неконтролируемой любви во Вриндаване”. В награду за эту любовь душа получает дхийо йо нах прачодайат – ещё большее желание и возможность служить. Бескорыстная любовь и преданность растут как капитал в банке, чем больше мы отдаем, тем больше получаем, а чем больше получаем, тем больше можем отдать. Даса кари ' ветан море деха према-дхана . Таким образом, преданность увеличивается до бесконечности. Дхимахи означает арадхана , преклонение. Других значений у этого слова нет: арадхана ,  пуджа , сева  – поклонение, обожание, любовное служение. Слово дхи – производное от буддхи ,  – обычно переводится как “обретённое с помощью разума”. В данном случае дхи указывает на Божественный разум, который нисходит в низшие сферы бытия, чтобы развить в нас дух служения. Поэтому дхимахи  – не медитация на отвлечённый предмет, а преданное служение. Таков скрытый смысл мантры гаятри.

Гаятри, песнь освобождения, также означает санкиртана . Киртана подразумевает воспевание, которое ведёт душу к высшей цели. Санкиртана Шри Чайтаньи Махапрабху позволяет душе занять высшее положение в служении. Поэтому по отношению к Махапрабху брахма - гаятри означает кришна - киртана . Во Вриндаване она превращается в киртану флейты. Чудесные звуки флейты Кришны напоминают каждому преданному о его особом служении. Заслышав их, гопи и остальные преданные обращаются к своей роли в Кришна-лиле. Ночью, под звуки флейты, гопи устремляются к Ямуне. Они уверены, что встретятся там с Кришной. А когда мать Яшода слышит флейту Кришны, она знает, что её сын возвращается домой. Так, в звуках флейты каждый преданный узнает своё служение. Играя на флейте, Кришна напоминает Своим слугам, какое положение они занимают в Его лилах .

В санскритском комментарии к мантре гаятри я написал, что Радхика воплощает в Себе все виды служения – дхирарадханам эва нанйадити тад радха-падам дхимахи. Они исходят из Неё, как ветви одного дерева. М адхура - раса как высшая ( мукхйа ) форма любовных отношений с Господом, содержит в себе все остальные расы. А Шримати Радхарани – Махабхава – воплощает в Себе дух служения.

В звуках флейты Шри Кришны содержится призыв к служению. Они напоминают нам, что мы слуги Шримати Радхарани и наша задача – помогать Ей и выполнять Её пожелания. Мантра гаятри напоминает душам о лотосных стопах Шримати Радхарани, о том, что мы – Её покорные рабы. Радхика воплощает в Себе мир служения. Служить Радхике значит безропотно подчиняться Её воле, быть преданным Ей и исполнять любое Её указание. Смысл гаятри сводится к радха - дасйа, самоопределению, осознанию своей подлинной природы, ( сварупена вйавастхитих ).

При этом изначальная супружеская любовь ( мадхура - раса ) содержит в себе элементы ватсальи и сакхья - расы. Преданные в ватсалья - расе служат Нанде и Яшоде, а преданные в сакхья - расе  – Шридаме и Судаме. Но, в конечном счёте, весь мир служения во всём его разнообразии подчинён Шримати Радхарани.

Высший смысл мантры гаятри  – это служение Радхике ( радха - дасьям). И это конечная цель каждой души. В Шримад-Бхагаватам содержится суть всех Вед, Упанишад и остальных писаний. Таким образом, в нём изложена наивысшая, полноценная богословская доктрина. Идея Шримад-Бхагаватам представляет собой кульминацию Богооткровенной истины, когда-либо явленной миру. Он учит, что высшей формой самовыражения или самореализации, является служение Шримати Радхарани, т.е. служить Шри Кришне можно только под Её руководством. Для нас нет большего счастья, чем непосредственно служить Шри Радхике.

В чём же внутренний смысл слова бхарго ? Бхарго ваи вришабхануджа-атма-вибхава-эка-арадхана-шри-пурам . Бхану значит “солнце” или “тот, кто освещает”. Радхарани – дочь Вришабхану. Поэтому бхану имеет прямое отношение к Радхарани. Когда она распространяет себя вовне, это называется ваибхава . Ваибхава буквально значит “выйти наружу” или “распространить себя”. У одной и той же реалии есть две ипостаси: прабхава  – внутреннее содержание – и ваибхава  – внешнее проявление. Это две стороны одного явления. Суть сварупа-шакти  – это Шримати Радхарани. Сварупа - шакти как таковая (энергия служения) – это внешнее проявление ( ваибхавы ) Шримати Радхарани и в то же время это обитель Шри Радхики,царство прекрасного и вечного служения. Как световые лучи есть продолжение Солнца, так вся внутренняя энергия есть продолжение Махабхавы, Шримати Радхарани. Радхика проявляет Себя в бесконечном разнообразии, как прекрасная внутренняя энергия, и тем самым служит Своему Господу. Она Сама создаёт атрибуты, которые Ей нужны для служения Кришне. Радхарани, или Махабхава, – это вся внутренняя энергия в сжатой форме. Когда Радхарани желает служить, Она распространяет Себя в бесконечном разнообразии. Чтобы помочь Ей в служении Шри Кришне, при посредничестве Йога-майи и Баладевы, разворачивается целый духовный мир, в том числе Вриндаван, Матхура и Вайкунтха.

Радха-дасьям  – служение Шримати Радхарани – такой сокровенный смысл я вывел из мантры гаятри и попытался показать его в санскритском стихе.

 

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы