Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Виваха-самскара - обряд бракосочетания




Виваха-самскара: обряд бракосочетания

Виваха - свадьба

 Из книги «Книга САМСКАР. Очистительные Обряды для Успешной Жизни» Према Раса Дас (Риваулт Филипп) Сандипани Муни Дас (Сордон Лук)

Виваха-самскара: обряд бракосочетания
яд этад хридаям тава тад асту хридаям мама
яд идам хридаям мама тад асту хридаям тава

Пусть твое сердце станет моим, а мое - твоим.
(Мантра-брахмана 1.3.9.)

IV.1. Введение 
Слово "виваха" означает "поддерживать, взращивать" (дхарму). Своим очищающим воздействием виваха-самскара помогает человеку понять цель и назначение брака, предназначенного для того, чтобы позволить мужу и жене мирно жить и очищаться, и, одновременно с этим, освободить своих детей от невежества и ложного отождествления души с телом. Родители должны позаботиться о том, чтобы их дети росли в здоровой атмосфере.
По ведической традиции брак является священнодействием, религиозным обязательством, а ни в коем случае не каким-то формальным соглашением. Союз мужчины и женщины должен быть не только физическим, но и нравственным и духовным. Он символизирует начало ответвенной жизни. Взаимоотношения семейной пары должны строиться на взаимном чувстве доверия и преданности, направленных также и на Бога. Мужа или жену принимают только раз и навсегда.
саманджанту вишве девах самапо хридаяни нау
самматаришва сандхата самудештри дадхату нау
"Да будет божественным силам известно, что мы оба вступаем в брак с чувством огромного счастья в душе, и что сердца наши теперь не разлить водой. Да будет же союз наш храним Принцем Любви (Матаришваном), богом взаимоотношений (Дхатой) и богом тайн (Дештри)"(Риг Веда 10.8.47).
Узы брака обычно неприкосновенны. Поэтому человеку, вместо того, чтобы разрывать их при первом же появлении разногласий, нужно постараться приспособиться к характеру, вкусам, взглядам и интересам своего партнера. Брак - это жертвоприношение, аскеза, призванная помочь нам развить терпимость и терпение. Святость брака символизируется огненным обрядом и священными мантрами.
Если в гороскопе сопоставимости партнеров есть что-то неблагоприятное, оно нейтрализуется силой исполнения виваха-самскары.
Особое значение писания придают тому, чтобы между супругами была верность, взаимное уважение и мягкость в обращении. В общесте, основанном по ведическому типу, пользуются поддержкой крепкие семьи, в отличие от того, что можно видеть в наше время, когда никто особо не ценит женщин, создательниц домашнего очага, и не уважает традиционных ролей в семье, или многочисленной семье. Семейной паре возможно придется пересмотреть свои ожидания. Многие трудности в семейной жизни возникают из-за неоправданных ожиданий. Если ломается вайшнавская семья, то обычно это происходит в следствии недостатка зрелости, и тамо-гуна и раджа-гуна берут верх над саттва-гуной, когда взаимоотношения фактически основаны только на физическом влечении, а самой личности, живому существу, не придается никакого значения. "О лучший из Бхарат, когда возрастает влияние гуны страсти, развиваются признаки сильной привязанности, кармической деятельности, неодолимых, стремлений и неподдающийся контролю страстных желаний." (Бг 14.12).
Муж должен отдавать себе отчет в том, что, чаще всего, женщина часто ожидает от него поддержки материальной, моральной и духовной. Она соглашается выйти замуж за него на этих условиях, даже если они не оговариваются. Церемония бракосочетания должна быть как можно более пышной и торжественной, чтобы новобрачные никогда не смогли забыть ее. День свадьбы юной девушки - это прекраснейший день ее жизни. Для нее это должно быть уникальным событием: тем, что бывает лишь раз в жизни. 
Брак должен помочь нам упорядочить свою потребность в сексе. Для большинства людей отказаться от секса довольно трудно. Тем не менее, писания утверждают, что зачастую секс является камнем приткновения в духовном развитии. Именно поэтому они и призывают тех, кто не в состоянии отказаться от половой жизни, удовлетворять свои желания таким образом, чтобы постепенно выйти на путь освобождения, иначе говоря, следуя принципам, установленным шастрами. Являясь частью ведических предписаний, взаимоотношения между мужчиной и женщиной в законном браке не являются адхармой, и не должны считаться таковой, если они строятся в соответствии регулирующими принципами. Брак не является поблажкой для половой жизни. Брак предназначен для урегулирования половой жизни, так, чтобы семейные люди смогли очиститься и постепенно подняться до чистого преданного служения Богу.

IV.2. Образование
В прежние времена, когда общество строилось в соответствии с ведической культурой, дети с ранних дней обучались выполнению своих будующих обязанностей. И к свадьбе они были уже в совершенстве готовы взяться за них.
Мальчики ходили в гурукулу, где они изучали писания, учились честности, самообладанию и другим качествам, полезным для общества. Девочки же в основном воспитывались дома родителями и старшими членами семьи, прививавшими им такие женские достоинства, как целомудрие, доверие, любовь и преданность. Они обучались обязанностям будующей хозяйки. Получив подобное образование, мужчины и женщины образовывали крепкие и гармоничные семейные пары, обеспечивающие мир в обществе. И они уже в свою очередь передавали свой опыт последующим поколениям. В этом заключался их долг как старших.
В шестидесятые годы нашего века западный мир пережил то, что получило название "сексуального раскрепощения", сопровождавшего движение хиппи. Как раз в то время Движение Сознания Кришны достигло западных стран. Его члены преимущественно были выходцами из "обывателького" круга, культура которого была диаметрально противоположна традиционной индийской культуре. За короткий срок Шриле Прабхупаде, основателю Движения Сознания Кришны, удалось воспитать этих людей в традициях Вайшнавизма. Он хотел превратить их в сознательных граждан, показывающих пример всему обществу.
Обучение в первую очередь подразумевает жизнь в общине. Но времена меняются, и все меняется. Члены Движения это уже больше не хиппи, втянутые в общинную жизнь. В начале около 95% всех преданных, получавших инициацию, жили в храмах, тогда как в наши дни 95% преданных женаты и живут дома, не получив полного образования или даже все еще сохраняя пару безответственных привычек. 
До наших дней образование преданных остается проблематичным. Храмы стали центрами обучения, поклонения (что, собственно и является их назначением), сосредоточием культуры, но уже больше не местом для жизни. Как отмечает Шрила Прабхупада в письме, датированном 20 сентября 1972 года, "Нет разници между преданнымии, живущими в храме и вне его. Главное - это помнить о Кришне". 

IV.3. Выбор Мужа или Жены
В комментарии к Шримад-Бхагаватам (3.21.15) Шрила Прабхупада объясняет: "В прежние времена в брак вступали юноши и девушки со сходным складом характера, и это сходство характеров делало их совместную жизнь счастливой. В Индии еще четверть века назад (не исключено, что в некоторых семьях эта традиция жива и поныне) родители изучали гороскопы юноши и девушки, чтобы выяснить их психологическую совместимость. Роль, которую играют психологические особенности будущих супругов, трудно переоценить. Ныне, заключая браки, люди не советуются с астрологом, поэтому очень часто вскоре после свадьбы они разводятся и живут врозь. Раньше муж и жена всю жизнь жили вместе в мире и согласии, а сегодня счастливые браки стали большой редкостью.
"Кардама Муни мечтал о жене, близкой по складу характера, поскольку назначение жены - помогать мужу в его духовной и материальной деятельности. Говорится, что жена способствует осуществлению всех желаний мужа в сфере религии, экономики и чувственных наслаждений. Принято считать, что человеку, которому досталась хорошая жена, выпала самая большая удача. В астрологии удачливым называют того, у кого много денег, хорошие сыновья и хорошая жена. Из них больше всего повезло человеку, которому удалось получить хорошую жену. Прежде чем жениться, мужчина должен выбрать себе жену, близкую ему по складу характера, а не прельщаться так называемой красотой и другими привлекательными качествами, сулящими чувственные наслаждения. В Двенадцатой Песни "Бхагаватам" сказано, что в Кали-югу все браки будут основаны исключительно на половых отношениях, и, как только супруги перестанут удовлетворять сексуальные запросы друг друга, будет вставать вопрос о разводе".
Перед тем, как выбрать девушку себе в невесты, молодому человеку нужно учесть многие факторы. Это именно то, что сделал Кардама Муни, выбирая Девахути. Самым главным из них является тот, чтобы девушка утвердилась в решении выйти замуж только за данного юношу, и ни за кого другого. И это имеет огромное значение, поскольку женская психология такова, что однажды отдав свое сердце кому-то, ей очень трудно забрать его обратно. Жена также должна помогать мужу в его духовной деятельности, и чтобы она могла делать это, ей необходимо полностью подходить ему по возрасту, складу характера и качествам. Таковы критерии, по которым и девушка также может выбирать себе супруга.
Идеальный ведический брак, когда мужа для девушки выбирают ее родители, практически неосуществим в западном обществе по ряду причин, и прежде всего потому, что наше общество построенно не так, как индийское, где все семьи водят дружбу между собой. Стало быть, родителям очень трудно выбрать хорошую партию своей дочери, особенно если их собственный брак не был таким уж удачным, что все чаще случается. И квалифицированные астрологи, способные подтвердить правильность выбора жениха или невесты, встречаются крайне редко. С другой стороны, такие браки все-таки возможны, когда семьи живут по принципам варнашрама-дхармы, подтверждение чему мы видили как в Индии, так и на западе. 
В наше время нам зачастую приходится полагаться на собственную проницательность. Тем не менее, мы можем посоветоваться с Вайшнавами, если те действительно достойны доверия и относятся к нам по-дружески, или же спросить совета у квалифицированного астролога. К своему избраннику нужно питать неподдельное уважение и доверие. Эти признаки в отношениях друг с другом могут стать хорошим началом. В ИСККОН мы даже рекоммендуем проходить испытательный период, позволяющий лучше проанализировать характер и мотивы своего избранника, чтобы понять есть ли у таких супружеских отношений шансы на успех. В Индии раньше после помолвки в подобном испытательном периоде не было необходимости, поскольку в индийском обществе все семьи уже и так хорошо знали друг друга, чего нельзя сказать ни о западном мире, ни, пока что, о Движении Харе Кришна.
Перед тем, как соединиться священными узами брака, слеует испросить на то благословения у своего духовного учителя, делая этот важный шаг как подношение ему. Духовный учитель всегда рад видеть, как его ученики образуют идеальные семьи и счастливо живут вместе. И, если человек не в состоянии , или не хочет сам сделать свой выбор, он может положиться в этом на духовного учителя, или еще на кого-то, кому доверяет.

IV.4. Различные Типы Традиционных Бракосочетаний
Как в Ману-смрити, так и в Ашвалаяна-грихья-сутрае упоминаются восемь разных видов бракосочетаний; первые четыре из них считаются подобающими и благоприяттыми для сатвичного потомства, пятое и шестое - терпимыми, тогда как седьмое и восьмое - достойными порицания:
- Первый вид называется брахма или раджасика, во время которого отец отдает руку своей дочери, не беря ничего взамен.
- Во время второго, известного под названием дайва, отец отдает руку своей дочери в качестве подношения священослужителю или жрецу, совершавшему жертвоприношение для их семьи.
- Третий называется ариша, и во время него руку девушки отдают риши или великому мудрецу в обмен на корову или быка.
- В чевертом, именуемом праджапатья, жених сам просит руку девушки.
- С случае пятого вида бракосочетания, именуемого асура, просящий руки платит отцу девушки для того, чтобы получить ее.
- Шестой называется гандхарва, когда молодые люди решают пожениться по взаимному соглашению и влечению.
- Седьмой вид брака носит имя ракшаса, женидьба силой, и раньше он был распространен среди кшатриев: они похищали юную девушку из другой семьи, члены которой вызывали его после этого на битву, и если он выходил из нее победителем, то мог жениться на девушке.
- Восьмой вид известен как паишача, и в этом случае поклонник убегает вместе с девушкой, когда ее родня спит или утрачивает бдительность. Такая форма брака абсолютно запрещена, поскольку это своего рода мошенничество. 
В наш век, в Кали-югу, жениться просто обменявшись гирляндами или похитив девушку силой просто нереально. Это может сойти лишь за мошенничество... Что же до браков по любви и соглашению, столь распространенных в современном обществе, то писания не особо рекоммендуют их для Кали-юги.
Тем не менее, такие браки допустимы, если оба супруга чисты, искренни, честны и откровенны в своих побуждениях и в стремлении к подлинным взаимоотношениям. И испросив и получив благословения старших членов семьи и духовных наставников, молодые люди могут освтить свой брак надлежащим обрядом бракосочетания. В данном случае старшие и наставники, вынося свое суждение, выступают в роли нейтральных судей, дабы избежать предвзятости или чувственной пристрастности.

IV.5. Приданное
Раньше в Индии приданное отдавалось молодому жениху. И так он получал все, что было необходимо для создания семьи. На западе приданное заменили свадебные подарки, но еще наши деды поразумевали под ним то, что давали за невестой: посуду, одежду, драгоценности и т.п. И хотя приданное получал жених, фактически, оно было подарком родителей невесте. В приданное включалось то, чтобы невеста была одета и украшена как можно богаче, чтобы в случае, скажем, преждевременной смерти мужа, у нее было что продать и так добыть себе средства к существованию. В прежние времена не было фондов социального обеспечения...
Если отец девушки был не в состоянии обесечить ее приданным, он мог, как сказано в писаниях, предложить чисто символические подарки, например, фрукты и цветы. Если даже Бога, Верховное Существо, можно удовлетворить, просто поднеся ему плоды и цветы, как Он Сам говорит в Бхагавад-гите(9.26), то что тогда говорить о будущем муже.
К сожалению, в наше время в Индии находятся люди, злоупотребляющие традицией получения приданного и прикрывающиеся ей для вытягивания денег. В некоторых крайних случаях подобное может привести женщину к глубоким душевным травмам, когда ее семья не в состоянии к сроку собрать обещанное приданное.
"Следовательно, предлагая свою дочь кому-либо в жены, необходимо прежде всего учитывать уровень культуры будущего мужа и качества, которыми он обладает, а не его богатства или другие материальные факторы".

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы