Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Ванданам - приветствие, прославление




Ванданам - приветствие, прославление



Я хотел бы начать эту книгу с рассказа о том, как преданные обсуждали природу молитвы в прошлом году во Вриндаване. Это происходило во время лекции по «Шримад-Бхагаватам», в Кришна-Баларама мандире.
Текст, который обсуждали, был из Восьмой песни  «Шримад-Бхагаватам», глава 3, «Молитвы Гаджендры о предании», стих 1:

шри-бадарайанир увача
евам вйавасито буддхйа
самадхайа мано хриди
джаджапа парамам джапйам
праг-джанмани анушикшитам

Шри Шукадева продолжал: «После этого царь слонов Гаджендра с помощью совершенного разума сосредоточил ум в области сердца и повторил мантру, которую выучил в прошлой жизни, будучи Индрадьюмной, и которую вспомнил по милости Кришны». 
В своем комментарии Шрила Прабхупада утверждает, что Кришна предоставляет нам возможность вспомнить деятельность в преданном служении, совершенную в предыдущих жизнях. В обычной ситуации, а особенно в минуту опасности, Личность Бога может прийти нам на помощь, и мы можем вспомнить мантру или молитву, которую повторяли раньше. Таким образом, мы можем сделать свою жизнь совершенной.
Поэтому все преданные, которые практикуют сознание Кришны, должны повторять какую-либо мантру. Обязательным должно быть повторение мантры Харе Кришна, которая является маха-мантрой, или великой мантрой, также следует повторять чинтамани-пракара-садмасу или Нрисимха-стотру (ито нрисимхах парато нрисимхо йато йато йами тато нрисимхах). Каждый преданный должен стараться повторять мантру совершенным образом. В этом случае, даже если он не достигнет высот сознания Кришны в своей нынешней жизни, в следующей жизни он не забудет сознание Кришны, даже родившись в теле животного» Поэтому нам нельзя забывать повторять мантру ни при каких обстоятельствах. Это поможет  в минуту  величайшей опасности, как и случилось в жизни Гаджендры» (Бхаг., 8.3.1, комм.).
Преданный, который проводил лекцию во Вриндаване, затронул тему повторения молитв. Он сказал, что нужно делать это во время приветствия Божеств. В подтверждение он сослался на «Нектар преданности», в котором перечислены важные виды преданного служения, в том числе: «14. Повторять мантру. 15. Возносить молитвы. 16. Повторять знаменитые молитвы». В «Нектаре преданности» есть также цитата из «Нрисимха-пураны»,  в которой говорится: «Любой, кто приходит к мурти Господа Кришны и начинает молиться, немедленно освобождается от всех последствий своих греховных поступков и получает неоспоримое право подняться на Вайкунтха-локу» (с. 114).
Один преданный, присутствовавший на лекции, спросил, можно ли молиться, просто спонтанно открывая свой ум и сердце Кришне. Лектор сказал «да», но другой преданный сказал «нет»: мы должны лишь повторять молитвы из писаний, составленные чистыми преданными, потому что мы не настолько возвышенны, чтобы молиться правильно. Один из преданных отметил, что главной нашей молитвой должна быть мантра Харе Кришна, как об этом упоминает Прабхупада в комментарии о Гаджендре.
Это обсуждение вдохновило меня, но я бы хотел, чтобы личная молитва была поддержана в большей мере. Если единственный раз, когда мы «повторяем молитвы» «  во время утреннего приветствия Божеств, то на это уходит не более трех или четырех минут. И все же вопросы, поднятые преданными, о совершенных молитвах из шастр и мантре Харе Кришна, были обоснованными.
Позже мне пришло в голову, что то, о чем я более всего хотел услышать во время лекции о молитве « и о чем не было упомянуто « это  качества «внимание» и «преданность», необходимые тому, кто молится.
В стихе о Гаджендре говорится, что он сосредоточил ум, или сознание, в области сердца, самадхайа мано хриди. И вот что представляется самым важным моментом в молитве, независимо от того, повторяет человек уттамашлоки, молитвы из писаний или повторяет джапу, или же молится Господу, опираясь на свои собственные мысли и чувства: во всех случаях это нужно делать от всего сердца, а не механически.
Для достижения целей этой книги, я хочу использовать слово «ванданам», или «молитва», с таким значением « как указание на соответствующее состояние или качество. Если повторение джапы невнимательно или оскорбительно, вряд ли оно соответствует определению молитвы. Молитва приходит к нам, когда мы прорываемся сквозь материальные покровы, действительно обращаемся к Кришне, повторяем Его святые имена и входим в дух ведических стотр.
Этой небольшой книге, «Ванданам», предначертано быть не каким-то академическим упражнением, а практическим руководством в том, «как  молиться». У меня нет секретного метода, и сам я совершил лишь незначительное вхождение вглубь молитвенных состояний, или не совершил вообще. Но я убежден, что молитва заслуживает нашего внимания и что учение о молитве часто теряется из виду в числе того, что является приоритетным для преданного ИСККОН.
Мы иногда цитируем высказывание Прабхупады: «Работа сейчас, самадхи потом», - не вдаваясь в смысл и практическое применение. Правильное понимание состоит в том, что ни один преданный не сможет долго работать ради Кришны, если он или она не научится молиться.
Согласно с моим определением, молитва « это,  скорее, непосредственное состояние глубокого переживания, чем поверхностное переживание, или теоретическое. Это соответствует определениям молитвы, которые даны в словаре Вебстера. 
Молиться: обращаться к Богу или Божеству, особенно, с благочестивой просьбой. Просить о чем-либо с пылом; умолять.
Молитва: установленная словесная формула, которую используют, когда молятся. Искренняя мольба».
Эти определения описывают два уже упомянутых нами вида молитвы: повторение стотр из священных писаний и высказывание собственных мыслей и чувств. Еще одно словарное определение обнаруживает влияние агностицизма: «Минимальный шанс или надежда». Малый Христианский Катехизис по молитве дает такое определение: «Молитва « это разговор с Богом, в котором мы раскрываем Ему устремления наших сердец».
Глубже постигая внутреннее значение молитвы, мы узнаем от Прабхупады, что молитвы, на самом  деле, необходимо возносить с бхакти, любовью. В беседе Прабхупады с Его Преподобием Гэри Девисом, состоявшейся на заре существования ИСККОН в Нью-Йорке, Его Преподобие высказал мысль,  что самое важное « знать, о чем нужно молиться. Прабхупада ответил ему: «Мы должны молиться: «Пожалуйста, позволь мне полюбить Тебя»».

Молитвы из шастр 
Прежде всего, рассмотрим то, как молятся, повторяя уттамашлоки, или те превосходные молитвы, которые даны в ведических писаниях, особенно в «Шримад-Бхагаватам».
Значительную часть «Шримад-Бхагаватам» составляют молитвы возвышенных преданных Верховному Господу Вишну в Его различных воплощениях. Даже если просто взглянуть на заголовки, станет видно, как часто встречаются там молитвы: «Молитвы царицы Кунти», «Молитвы Бхишмадевы», «Молитвы Брахмы о даровании созидательной силы», «Молитвы жителей Джамбудвипы, обращенные к Господу», «Молитвы Хамса-гухья», «Прахлада успокаивает Господа Нрисимху молитвами», «Молитвы Гаджендры о предании», «Молитвы полубогов Господу Кришне, пребывающему в лоне Своей матери», «Молитвы Акруры», и многие, многие короткие молитвы, которые находятся внутри глав. Является ли использование этих молитв всего лишь литературным приемом, к которому прибег автор, Вьясадева, чтобы передать философию сознания Кришны» Нет, эти молитвы трансцендентным образом зафиксированные мысли и чувства. Преданные действительно проявили их, поклоняясь Господу в личных даршанах или  находясь в опасности или в самадхи преданности. 
Поэтому они это спонтанные высказывания, собранные и сохраненные для нас в ученической преемственности, в форме написанных на санскрите Вед. Гораздо реже в «Бхагаватам» встречаются молитвы, представляющие собой ранее существовавшие тексты, которые были всего лишь повторены преданными, например, молитвы «Хамса-гухья», которые произнес Дакша, или молитвы «Пуруша-сукта», произнесенные Брахмой. Однако то, что мы обнаруживаем сейчас в Седьмой песни, подлинные слова молитвы Прахлады, сказанные после того, как полубоги попросили его успокоить гнев Господа Нрисимхадевы. Точно так же, молитвы Господа Брахмы и Господа Индры были на самом деле произнесены ими в настроении раскаяния и от чистого сердца после того, как они попытались одержать верх над Господом Кришной и были посрамлены.
Это молитвы, произнесенные в конкретных ситуациях под влиянием глубоких духовных чувств и осознания. Те, кто возносил их, были непосредственно вдохновлены Самим Господом. В действительности, никто не может совершить таких прекрасных и глубоких молитв, не будучи непосредственно  уполномоченным на это. Когда Дхрува Махарадж увидел Господа Вишну, он был так ошеломлен, что не мог вымолвить и слова. Но после того как Господь Вишну благословил мальчика, прикоснувшись к нему своей раковиной, Дхрува произнес красноречивые слова молитвы. Прабхупада пишет: 
«Есть немало примеров того, как даже маленькие дети, которые были великими преданными Господа, возносили ему чудесные молитвы и вдохновенными стихами воспевали деяния Господа. Иначе говоря, тот, кто не развил в себе глубокой любви и привязанности к Господу, не сможет подобающим образом молиться Ему» (Бхаг., 3.8.6).
То, что Верховный Господь непосредственный вдохновитель уттамашлоки, было провозглашено Им Самим после того, как Он выслушал молитвы Господа Брахмы о даровании созидательной силы:
«О Брахма, молитвы, которые ты вознес, прославляя величие Моих трансцендентных деяний, аскезы, которые ты совершил, и твоя непоколебимая вера в Меня « все это плоды Моей беспричинной милости» (Бхаг., 3.9.38).
Поскольку молитвы из «Бхагаватам» и из других шастр так прекрасно высказаны и осознаны, они хорошо передают учение сознания Кришны, особенно то, что касается природы непостижимого Верховного Господа и того, как приблизиться к Нему в преданном служении.

Анализ элементов молитвы
Изучая молитвы «Бхагаватам», мы обнаруживаем, что в них есть некоторые постоянные элементы, а сами молитвы служат достижению важных целей. Таким образом, мы находим молитвы: 1. Прославления. 2. Благодарственные. 3. Молитвы преданных с просьбой. 4. Молитвы с просьбой о прощении. 
Это основные категории молитв. Мы можем обнаружить, что наши собственные молитвы, с которыми мы обращаемся к Верховному Господу, могут быть отнесены к каким-нибудь из этих категорий. Чтобы можно было идентифицировать их четко, я приведу несколько примеров из писаний.

Прославление
В «Бхагавад-гите» охваченный экстазом Арджуна возносит молитвы, прославляющие Господа Кришну в Десятой главе, а затем снова в Одиннадцатой главе.
«Ты - изначальная Личность Бога, старейшее конечное святилище этого проявленного космического мира. Ты знаешь все, и Ты - все, что есть познаваемого. Ты - высшая обитель, стоящая над всеми материальными гунами. О бесконечная форма! Тобой пронизано все космическое проявление! Ты - огонь, Ты - вода, и Ты - луна! Ты - Брахма, первое живое существо, и Ты - прародитель.
Поэтому я предлагаю Тебе свои почтительные поклоны тысячу раз, и еще, и снова! Поклоны Тебе и спереди, и сзади, и со всех сторон. О беспредельная сила, Ты - повелитель неограниченного могущества, Ты пронизываешь Собою все, и поэтому Ты - все!» (Б.-г., 11.38-40).
Эти выражения поклонения обычно наполнены также философским смыслом, поэтому слушать их значит постигать науку сознания Кришны.
Поскольку в молитвах непосредственно отражается чей-либо опыт, они представляют собой вигьянам, непосредственное осознание, и если мы принимаем их в смиренном состоянии ума, то тоже можем получить вигьянам.
Например, в четвертой главе Десятой песни Брахма воочию созерцает вселенскую форму, явленную Кришной, а потом видит, как Господь принимает облик маленького мальчика-пастушка. То, что сказал Брахма после этого - результат непосредственно воспринятого им откровения. Одно из множества его благоговейных высказываний, обращенных к Кришне, таково:
«Ты - единственная Верховная Душа, Верховная  изначальная Личность, Абсолютная Истина - само-проявленная, без конца и без начала. Ты - вечный и непогрешимый, совершенный, законченный в Самом Себе. Ты свободен от всех материальных обозначений, и  Тебе нет равных. Блаженство, которое Ты испытываешь, не может быть прервано, поскольку Ты не имеешь никакого отношения к материальной скверне. В действительности, Ты - неразрушимый нектар бессмертия» (Бхаг., 10.14.23).
Брахма также поклоняется Ему в «Брахма-самхите» с помощью такой строфы: «Говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами». Прославление - это, вероятно, главный элемент в молитвах «Бхагаватам». Поскольку Верховный Господь непостижимо велик, а мы - бесконечно малые духовные души, естественно, что подлинные молитвы представляют собой излияния немотивированной хвалы.
По милости Господа преданному удается в некоторой мере познать Его величие и, воодушевленный, он рассказывает о том, что смог понять и оценить. Подобные молитвы доставляют удовольствие и Самому Верховному Господу.
Шри Шукадева Госвами продолжал: «О царь Парикшит, когда полубоги предложили Господу свои искренние молитвы, Господь по Своей беспричинной милости выслушал их. Удовлетворенный тем, что услышал, Он сказал им: «О возлюбленные Полубоги, я очень доволен тем, что вы возносите Мне свои молитвы, наполненные глубоким знанием. Такое знание дарует освобождение и памятование о Моем возвышенном положении, не имеющем ничего общего с материальной жизнью. Преданные, подобные вам, становятся безупречно чистыми благодаря своим молитвам, вознесенным в полном знании. В этом состоит источник преданного служения Мне» (Бхаг., 6.9.46-47).
Другой целью молитв, выражающих поклонение, является то, что они наносят поражение представлениям майявади о безличности Абсолютной Истины. В сравнении с таким обилием подлинных переживаний и описаний явления и деятельности трансцендентной формы Господа Вишну, косвенное, или имперсональное, описание Абсолюта попросту блекнет.

Благодарственные молитвы
В благодарственных молитвах содержится признание того, что Бог благосклонен к преданным. Мы были бы неблагодарными, если бы постоянно просили Верховного Господа о различных благах, но никогда не выражали признательность за всю ту милость, которую Он постоянно проливает на нас. В шастрах есть много примеров этого типа молитвы.
Прахлада Махарадж возблагодарил Господа за то, что Он послал Своего чистого преданного, Нараду, который стал его духовным учителем (Бхаг., 7.9.28).
Лежа на смертном одре, Бхишма вознес молитвы Господу, в которых он благодарит Его за то, что Кришна милостиво явился перед ним в конце его жизни. Царица Кунти также благодарит Господа в своих молитвах за те щедроты, которые Он пролил на Землю во время Своего пребывания на ней.
«Все эти города и деревни процветают, потому что злаки и травы растут в изобилии, деревья усыпаны плодами, реки полноводны, горы изобилуют минералами, а океан полон богатств. И все это благодаря тому, что их коснулся Твой взгляд» (Бхаг., 1.8.40).
Благодарное настроение преданного - прямая противоположность демонического настроя. Демоны иногда молятся полубогам, но больше заинтересованы в получении от них каких-либо даров, чем в том, чтобы развить с ними любовные и благодарные отношения.

Молитвы-просьбы
Объясняя  значение слова «молитва», словарь главным образом подчеркивает этот аспект. Но в «Шримад-Бхагаватам» преобладает элемент прославления. Хотя часто в конце серии молитв преданный, испытывая какую-либо потребность, просит Господа удовлетворить ее.
Некоторые просьбы кажутся материальными, а некоторые из них преследуют своей целью чистое преданное служение. Вот чистая просьба, высказанная Господом Брахмой:
«Поэтому, мой дорогой Господь, я молюсь о том, чтобы стать столь удачливым, чтобы в этой жизни, в качестве Господа Брахмы, или в любой другой жизни, где бы я ни родился, я мог бы быть в числе Твоих преданных. Я молюсь о том, чтобы, какую бы форму жизни мне не пришлось принять, я мог заниматься преданным служением Твоим лотосным стопам» (Бхаг., 10.14.30).
Когда Гаджендра оказался в челюстях крокодила, он молился о немедленном спасении, а также об освобождении из самсары:
«Пусть этот безгранично милостивый Верховный Господь прольет на меня Свои благословения, вызволит из опасности и избавит от материалистического образа жизни»  (Бхаг., 8.3.19). 
Шрила Прабхупада замечает в комментарии, что преданные предпочитают не просить ни о каких благодеяниях, но иногда они вынуждены делать это, очутившись в беспомощном положении. Однако, даже прося о помощи, они сожалеют об этом.
Дхрува Махарадж выразил сожаление о том, что молил Господа об исполнении материальных желаний (Бхаг., 4.9.29). Царица Кунти молилась, чтобы Господь милостиво разорвал ее родственные узы, и она смогла сосредоточиться на развитии своей преданности Ему. Есть также множество других молитв в шастрах, в которых преданные отказываются от любых даров и просят только о чистом преданном служении.

Молитвы с просьбой о прощении
Арджуна просил Кришну простить его за то, что  обращался с Ним слишком фамильярно (Б.-г., 11.41-42). Брахма просил извинить его за дерзкую попытку сыграть шутку с Кришной (Бхаг., 10.14.10). Жены Калии просили, чтобы Господь смилостивился и простил их мужа-змея (Бхаг., 10.16.51-52). Прахлада молился о том, чтобы Господь смилостивился и простил Хираньякашипу за совершенные им греховные поступки.

Как применять молитвы из шастр
Кто-то может спросить, какое эти молитвы из шастр имеют отношение к жизни обычных преданных, которые не видели вселенскую форму Бога, в отличие от Арджуны, и  не совершали таких аскез, как Дхрува, для того, чтобы обрести даршан Господа.
Один из способов применить их в своей жизни, согласно «Нектару преданности», это повторять молитвы, когда мы проходим перед Божествами. Молитвы следует повторять регулярно. О «Гимнах Господа Брахмы» из «Брахма-самхиты» Бхактисиддханта Сарасвати написал: «Желательно, чтобы читатели этих гимнов изучили их и попытались войти в их дух с большой тщательностью и вниманием, делая это каждый день». Наиболее важно здесь указание на то, что нужно войти в их дух. Как и великие преданные, мы можем молиться. Мы можем молиться вместе с ними. Делать это нужно не воображая себя Господом Брахмой, а проникаясь его чувствами и осознавая игры, в которых он участвовал, молитвенно вознося свои гимны.
Хотя мы не являемся такими великими, как те, чьи молитвы содержатся в «Шримад-Бхагаватам», мы качественно тождественны с ними, и все мы - духовные души. Мы тоже слуги Бога и нуждаемся в поклонении Ему и в том, чтобы благодарить Его. Поэтому если, не спеша и внимательно, мы будем повторять их молитвы, то извлечем много пользы. Но только если не будем произносить их скороговоркой, при этом не пытаясь сделать их своими собственными.
Кажется, что некоторые молитвы предназначены для нас самих, соотносятся с нашими нуждами или говорят о том, что мы сказали бы Кришне, если бы сумели выразить себя. Поэтому каждый из нас должен найти свои любимые и проникнуть в их дух.
Практикуйте их, запоминайте, используйте в реальных ситуациях. Предайтесь им. Когда мы входим в дух молитв из шастр, это то же самое, как если бы мы говорили: «О великий преданный, прошу, пожалуйста, молись за меня. Ты знаешь Господа гораздо лучше, чем я. Когда ты просишь о прощении, позволь мне тоже делать это, молясь с тобой в твоей стотре».
Особенно попытавшись выразить высшие чувства, такие, как любовь к Радха-Кришне, мы не смогли бы молиться без помощи этих уттамашлок, столь милостиво дарованных нам в священных писаниях. Повторяя эти молитвы, мы можем общаться с Господом в ванданам.
«Сотни молитв, обращенных к Господу, приводятся в «Шримад-Бхагаватам». Преданному следует отобрать несколько  таких молитв и повторять их самому. В «Сканда-пуране» превозносятся чудодейственные свойства этих молитв: «Даже великие святые и мудрецы оказывают уважение преданным, чьи языки постоянно украшены молитвами Господу Кришне. Поистине, перед такими преданными склоняются даже полубоги»» («Нектар преданности», с. 113).
Ванданам - один из девяти видов бхакти, и любой из этих видов, если выполнять его совершенным образом, может привести человека на уровень чистого преданного служения. Поэтому тот, кто научится искусству служения Кришне с помощью молитв из священных писаний, сможет вернуться обратно, к Богу.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы