Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Ватсалья раса - божественные родительские отношения




Ватсалья-раса - божественные родительские отношения



В соединении с вибхавой, анубхавой, саттвика-бхавой и санчари-бхавой ватсалья-рати превращается в ватсалья-расу. 
Аламбаной (основой) этой расы является Кришна и Его старшие, а вишаей) – Кришна, чье тело напоминает только что распустившийся голубой лотос, Его красота, Его добродетели, которым нет числа, Его кротость, Его приятные речи, Его простота и застенчивость, Его скромность, неизменная готовность оказывать почтение взрослым и милосердие.

В роли сына Кришна не проявляет Своего могущества и целиком отдает Себя заботам родителей. Ашраей ватсалья-расы являются старшие Кришны, которые растят и воспитывают Его. Их возглавляют Нанда и Яшода, приемные родители Кришны. Затем идет Рохини, мать Баларамы; матери пастушков-друзей Кришны; Деваки, жена Васудевы; другие 15 жен Васудевы; Кунти, мать Арджуны; Васудева, родной отец Кришны, и, наконец, Сандипани Муни, учитель Кришны. К стимулам ватсалья-расы относят детский возраст Кришны, Его детские одежды, Его шалости, нежные слова, улыбки и различные забавы. 

Раннее детство Кришны делят на три периода: начало возраста каумара, середина возраста каумара и конец возраста каумара. В начале и середине возраста каумара Кришну украшает продетая в нос жемчужина, масло на розовых ладошках и маленькие колокольчики на талии. К концу возраста каумара талия у Кришны становится тоньше, грудь шире, а голову украшают вьющиеся волосы, цветом напоминающие вороново крыло. В этом возрасте Кришна пасет телят в лесу недалеко от дома, резвится со сверстниками, играет на маленькой флейте и трубит в рожок.

Любовь, которую старшие испытывают к Кришне, проявляется в том, что они обнимают Кришну, вдыхая аромат Его головы, гладят Его и дают Ему благословения, просят Его что-нибудь сделать и ухаживают за Ним (например, купают), защищают от опасности и поучают. Таковы обычные анубхавы ватсалья-расы.
Яшода и старшие гопи целуют и обнимают Кришну, называют Его по имени и иногда журят. Подобные проявления родительской любви к Кришне именуются саттвика-бхавой. К восьми видам саттвика-бхавы в ватсалья-бхакти-расе добавляется девятый – текущее из груди молоко. В ватсалья-расе присутствуют те же санчари-бхавы, что и в дасья-расе, кроме забытья.
Родительская любовь и забота, чуждая благоговению, называется ватсальей. Эта ватсалья и является стхайи-бхавой обсуждаемой здесь расы. Ватсалья-рати Яшоды и Нанды от природы глубока. Иногда она достигает уровня премы, а иногда снехи или раги.

Хотя разлука с Кришной может вызывать самые разные признаки санчари-бхавы, обычно проявляется волнение, скорбь, безразличие, неподвижность, усталость, смятение, безумие и обман чувств. Поскольку эта раса, стхайи-бхавой которой является родительская любовь, а объектом любви – Кришна в роли сына, доставляет преданным неописуемое блаженство, сведущие люди называют ее главной из рас. Если Кришна проявляет недовольство, это может ослабить прита-, или дасья-расу, однако к ватсалья-расе это не относится, что говорит о ее превосходстве над всеми остальными расами.

Иногда три вида рас – дасья, сакхья и ватсалья – смешиваются друг с другом. Например, в дружеских чувствах Баладевы к Кришне есть оттенок родительской привязанности. К привязанности царя Юдхиштхиры примешивается родительская любовь и дружба, а чувства, которые питает к Кришне Его дед Уграсена, представляет собой смесь служения и родительской любви. Привязанность старших пастухов во Вриндаване – это сочетание родительской любви и дружбы. Привязанность Накулы и Сахадевы, а также мудреца Нарады совмещает в себе дружбу и служение. В привязанности Шивы, Гаруды и Уддхавы также сочетается дружба и служение. Чувства Анируддхи и других внуков Кришны тоже представляют собой смесь нескольких рас. Таким образом, существует много преданных, чьи отношения с Господом не ограничиваются только одной расой. Хотя те, кто утвердился в одной из трех упомянутых рас, считают свою расу самой лучшей, эти расы превосходит мадхура-раса. Остальные расы играют по отношению к мадхура-расе вспомогательную роль.




В ватсалья-расе доверительность достигает в своем развитии особенной стадии, на которой преданный думает, что достигнутое им положение позволяет ему оберегать и защищать Объект своего поклонения. Любовь к Богу как к сыну — это тоже служение. Хотя родители, на первый взгляд, выступают хозяевами положения, имеют над Господом родительскую власть: иногда отчитывают и наказывают Его, все это только кажущееся. Проникнув в глубь их служения, мы обнаружим ни с чем не сравнимую, совершенно особенную любовь. Внешне они могут наказывать и ругать Господа, но за этим скрывается их глубокая забота о Том, Кому они поклоняются. Ватсалья, родительская любовь к Богу — особый вид божественной любви. Очень отдаленное подобие ватсальи мы встречаем в Айодхье, поэтому там ей почти не придают значения.

Рупа Госвами в один прием перенесся с Вайкунтхи в Матхуру. В «Упадешамрите» (9) он пишет: вайкунтхадж джанито вара мадху-пури татрапи расотсавад. «Матхура выше Вайкунтхи, ибо там явился Господь Шри Кришна». Именно там все предстает ясным и существенным. В Матхуре мы находим Бога-Кришну. Рупа Госвами перенесся с Вайкунтхи к Кришне в один прием, но Санатана Госвами восполнил пробел. В своей книге «Брихад-Бхагаватамрита» он говорит, что на пути к Матхуре стоит Айодхья, духовное царство Господа Рамы, где мы найдем сакхья- и ватсалья-расу. Однако Рупа Госвами сразу переносится в Матхуру. Он пишет: «Отправляйтесь в Матхуру, там сакхья и ватсалья видны ясно». Он показал, как в Матхуре проявляется служение в сакхья-расе. Преданные там играют с Кришной, порой забираются Ему на плечи, а порой могут даже Его ударить. Но хотя они так с Ним обращаются, их сердца полны особенным духом служения. Вот тому свидетельство: они готовы тысячи раз расстаться с жизнью ради того, чтобы вытащить у Него занозу из пятки. Они готовы тысячи раз пожертвовать собой ради малейшего удовольствия своего Друга. Он для них в тысячи раз дороже их собственной жизни. Подобное свойственно и преданным в ватсалья-расе: ради малейшей прихоти Того, Кому они поклоняются, эти преданные готовы отдать жизнь миллионы раз. Такая любовь живет в их сердцах. За ватсальей следует супружеская любовь (мадхурья-раса), всеобъемлющая раса, которая включает в себя приверженность (шанта-ништху), услужение (дасью), дружескую доверительность (сакхью) и родительскую любовь (ватсалья-расу). В  мадхурья-расе, включающей все остальные расы, каждый атом нашего существа всецело посвятит себя тому, чтобы угождать Кришне.

Мадхурья-раса становится еще более возвышенной, когда принимает форму паракии, отношений возлюбленных. В паракия-расе гопи рискуют всем ради служения Кришне. Есть два вида паракия-расы. В одном не дается никаких ручательств: встреча может произойти, а может не произойти. От того что встречи так редки, они становятся еще сладостнее. Другой вид паракия-расы можно описать так. Мы слышали, что обычная еда кажется Кришне не такой вкусной, как та, которую Он крадет. То же самое применимо и к паракия-расе: «Я обманом получаю то, что хочу. Краду то, что принадлежит другому». Такая роль кажется субъекту более привлекательной. А преданные Кришны рискуют для Него всем: своим добрым именем, положением в обществе, будущим — они принебрегают даже заповедями священных книг. Они ставят на карту все. Так однажды в Мадрасе царь Джайпура пожертвовал нам деньги на строительство храма. Деньги были посланы в главное управление Матха в Калькутте. Всего мы должны были получить 5000 рупий, и после первого взноса в 1000 рупий из главного центра был послан один человек, который должен был начать строительство. Вскоре после этого мы с Мадхавой Махараджем тоже были посланы в Мадрас и там нам сообщили о скором приезде царя. Желая показать ему, что какая-то часть работы уже сделана, мы немного ускорили строительство, чтобы ему можно было сказать: «Ваши деньги истрачены, теперь нужен новый взнос». 

Для этого мы взяли заем, чтобы купить кирпич и другие материалы, необходимые для продвижения строительных работ. Когда мы написали об этом нашему Гуру Махараджу, мы боялись, что он нас отчитает: «Зачем вы взяли этот заем?» Но вместо этого он выразил нам одобрение: «Вы рисковали будущим ради служения Кришне. Вы взяли заем, а это значит, что вам нужно будет его отдавать; таким образом вы задействовали свою будущую энергию в служении Кришне. Для выплаты займа вам придется собирать деньги, то есть ради этого служения вы рисковали будущим». Гопи сознательно идут на такой риск: «Мы ослушались старших, нарушили заповеди Вед. Наше поведение не одобрят ни общество, ни священные книги. Наше будущее покрыто тьмой». И все же они не могли не служить Кришне. Итак, ваикунтхадж джанито вара мадху-пури татрапи расотсавад. Джанито — это ватсалья-раса и мадхурья-раса во Вриндаване: радха-кундам ихапи гокула-патех. В мадхурья-расе выделяют три группы преданных: вриндаванские преданные в общем и целом, особая группа преданных у Говардхана и группа высочайших преданных у Радха-кунды. Все это открылось в беседе между Раманандой Раем и Шри Чайтаньей Махапрабху.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы
Made in Buddha