Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Буддхи - воля и разум




Буддхи — интеллектуально-волевое начало, Воля и Разум человека. Синоним - Вигьяна-шарира



Вигьяна-шарира (интеллект), или буддхи, является управляющей системой «тонкого» тела. Благодаря ему мы способны манипулировать стереотипами ума, планировать деятельность, отказываться от нежелательных поступков, познавать окружающий мир, регулировать активность своего физического тела и контактировать в материальном мире с другими душами. С помощью интеллекта мы можем преодолеть влияние естественного течения жизни и даже бросить вызов Судьбе.
Интеллект устроен не менее сложно, чем ум (манас). Он состоит из пяти основных структур: познавательной, целевой, волевой, эгрегорной и творческой, каждая из которых подразделяется на два уровня. Первый уровень в той или иной степени развит у большинства людей (Homo sapiens). Второй уровень в полной мере раскрыт лишь у некоторых, что во многом зависит от ступени духовной эволюции человека и степени его пассионарности. 

Познавательный интеллект имеет два центра (уровня познания). 
Первый является центром логического мышления. Он дает способность выявлять связь между схожими предметами, явлениями и внутренними ощущениями, синтезировать получаемую от чувств информацию и анализировать ее методами индукции и дедукции, выполнять математические вычисления, использовать в общении с другими людьми вторую сигнальную систему, обучаться и извлекать необходимые сведения из своего ума. Таким образом, интеллект обладает лишь оперативной памятью; базовая память находится на ментальном уровне — манасе. 
Высшей структурой познавательного интеллекта является центр, дающий нам способность получать информацию непосредственно из определенных матриц Вселенной, от обитателей мира Сварги и даже от Бога, минуя логическую цепь рассуждений. С этим центром связаны такие явления, как ясновиденье, прорицательство, телепатия и им подобные. Человек получает некую информацию, которую он не может сразу объяснить или доказать, поэтому ему приходится вначале принимать ее на веру и лишь затем убеждаться в ее правильности. Иногда это происходит во сне, иногда наяву, как прозрение. Некоторые ученые сделали свои открытия именно таким образом. Например, Менделеев увидел периодическую таблицу химических элементов во сне, и только через какое-то время смог научно обосновать существование этого закона. 

Как правило, западные люди в большей степени используют в познании мира логический интеллект, поэтому они весьма прагматичны, им трудно что-либо принять на веру. На Востоке же проникновение в истину происходит в основном через высший источник, знание передается по цепочке ученической преемственности без доказательств и часто бывает излишне мистифицировано и окутано тайной; в основе познания — доверие к своему наставнику, которое, впрочем, как показывает жизнь, вполне оправдано. В идеале для достижения гармонии в познании мира необходима развитость и той, и другой структур интеллекта. 

Целевой интеллект также состоит из двух структур. Первый центр (уровень) отвечает за постановку тактических (ближних, незначительных, повседневных) и стратегических (глобальных) целей. Как уже упоминалось ранее, ум постоянно заставляет нас повторять те ощущения, которые нам были когда-то приятны, либо стремиться к новым объектам чувств. Иначе говоря, десятки тысяч желаний постоянно активизируют наше ментальное поле. Как же установить среди них приоритетные? Как отказаться от менее значимых удовольствий ради более важных, глобальных? А как вообще действовать вопреки собственным желаниям, если к этому вынуждают законы общества, выполняемый долг или наставления духовного учителя? Вот именно для этого и предназначен первый центр целевого интеллекта. Например, если человек хочет стать хорошим адвокатом, он должен сдать экзамены в университет, учиться пять лет, а затем еще и получить хорошую практику; все это время он вынужден отказываться от многих повседневных удовольствий во имя будущего. Надо сказать, что и животные обладают целевым интеллектом, в чем могут легко убедиться обладатели кошек или собак. Конечно, степень развития их интеллекта не так высока, но это не означает, что они живут, подчиняясь лишь своим инстинктам.

Высший центр целевого интеллекта является структурой, обеспечивающей детальную разработку программы, необходимой для выполнения поставленных задач. Человек, у которого эта функциональная часть буддхи хорошо развита, способен подобно шахматисту продумывать свои действия на много ходов вперед. Он будет учитывать каждую мелочь. Он сможет с поразительной точностью рассчитать время, необходимое для выполнения всех этапов на пути достижения цели. Поэтому он станет очень дорожить своим временем и отличаться необыкновенной пунктуальностью. Если же эта структура интеллекта развита недостаточно, человек, в лучшем случае, будет строить многочисленные планы, которые он не сможет выполнить в необходимые сроки или выполнит частично, поскольку не в состоянии будет учесть многие нюансы и определить, сколько времени ему понадобится для решения тех или иных задач. Он будет постоянно опаздывать. Он будет подобен альпинисту, решившему покорить вершину, но не взявшему с собой ни высокогорного снаряжения, ни спичек, ни продуктов питания и даже не обратившему внимания на специфику климата и пренебрегшему советами специалистов. 

В худшем же случае такие люди живут лишь одним днем, являются пустыми мечтателями и не заботятся ни о последствиях своих действий, ни о своих обещаниях, ни о завтрашнем дне.
Волевой интеллект на первом уровне отвечает за индивидуальную волю, на втором (высшем) — за коллективную. Любые сознательные действия, направленные на выполнение тех или иных задач, связаны с работой первого центра. Для достижения цели часто необходимо отказаться от удовлетворения каких-то сиюминутных желаний либо совершить действия, не доставляющие удовольствия уму (манасу). Человек с развитым индивидуальным волевым интеллектом будет непреклонен и последователен в выполнении принимаемых им решений. Он на все будет иметь свою собственную точку зрения, которую станет отстаивать до конца. Он не будет подвержен внушению или каким-либо социально-религиозным влияниям, если только не примет их сам. Его будет очень трудно заставить изменить свое мировоззрение. В нем можно даже обнаружить излишнее упрямство и склонность к борьбе. В худшем же случае проявятся подверженность так называемому «стадному чувству», невыполнение даваемых обещаний, стремление плыть по течению, излишняя доверчивость и безответственность.

Высший центр волевого интеллекта развить намного сложнее. Его активность позволяет управлять большими массами людей и держать под контролем целые коллективы или даже эгрегоры (род, город, страну, нацию, партию или философско-религиозную школу). От такого человека исходит буквально магическое влияние. Он способен подчинять волю и ум своего окружения, а собственные идеи внедрять в сознание огромных масс. Обычно эти люди становятся лидерами, руководителями, а некоторые из них достигают уровня пассионариев. В последнем случае они развивают (или получают свыше) такую гигантскую психологическую силу, что способны изменять ход истории. Считается, что подобного развития волевого интеллекта невозможно достигнуть в течение одного воплощения (согласно философии Санкхья «тонкое» тело человека не разрушается в момент смерти, поэтому все наработки прошлых жизней сохранятся).
Эгрегорный интеллект необходим для проявления таланта. Талант есть у каждого, но большинство людей не знают, как его раскрыть. Они даже считают себя совершенно бесполезными, и часто занимаются не своим делом.

Эгрегорный интеллект на первом уровне дает человеку возможность служить своему роду, общине, стране, нации и религии. Хотя ум с чувствами требуют постоянных поисков удовольствий, интеллект, благодаря наличию эгрегорного центра, вдохновляет нас на совершение действий, часто не совпадающих с нашими желаниями (т.е. вопреки естественному течению жизни). Так, жертвуя собой в бою, солдат выполняет свой долг перед Отечеством. Или, например, кто-то подчиняется законам общества и церкви вопреки своим собственным наклонностям. 
Человек, у которого развит первый центр эгрегорного интеллекта, будет, несомненно, патриотом, станет почитать свой род и нацию, будет привязан к определенному политическому или религиозному течению; правда, он может быть иногда излишне фанатичен в своих взглядах и категорически отвергать инакомыслие. Те же, у кого активность этого центра недостаточна, часто становятся криминальными элементами, нигилистами или эгоистами, не способными и не желающими нести ответственность за ту или иную социальную структуру. У них, как правило, имеются свои собственные «понятия» и «правила игры». 

Высший центр эгрегорного интеллекта дарует необыкновенную широту взглядов и космополитизм, и его обладатели не принадлежат по своей сути к узкому социальному или религиозному сообществу. Они способны понять точку зрения любого человека. Это мыслители вселенского масштаба или, по крайней мере, планетарного. Для них существует только одна нация — человеческая, только одна родина — Земля, только один закон — любовь. Они хорошо знают, что все религии и верования устремлены к единому Богу, который имеет бесконечное число имен и проявлений. Они редко развиваются в рамках одной философско-религиозной школы и склонны брать все лучшее из разных духовных направлений. Им небезразлично, что происходит с людьми в различных точках планеты. Они устремлены к благоденствию и процветанию всего мира. Развитость этого центра свидетельствует о достаточно высоком уровне духовной эволюции.
Творческий интеллект включает в себя эмоциональный и ассоциативный центры. Первый предназначен для трансформации эмоциональных состояний в различные формы искусства: живописи, скульптуры, музыки, поэзии, танца и других. Люди, занимающиеся творчеством, способны переносить различные состояния ума и чувств на холст, глину или ноты благодаря активности эмоционального центра. Поэтому человек, обладающий экстрасенсорными способностями, может все рассказать о личностях, создавших произведения искусства: об их чертах характера, привычках, способностях, и даже болезнях. Как уже упоминалось ранее, ум (манас) является хранителем базовой памяти о той или иной личности. Поэтому когда художник или поэт испытывает различные эмоциональные состояния в процессе творчества, он неизбежно переносит на свои произведения и все действующие (проявленные) программы ума.

Высший центр творческого интеллекта дает способность к воображению, к ассоциативному мышлению и медитации. Это означает, что вы можете по одному предмету представить целую картину, связанную с жизнью той или иной личности. Например, когда вы приходите домой и видите куртку своего ребенка, вы сразу же представляете не только его образ, но и все, что связано с его жизнью и вашими отношениями. Точно так же, когда садху (святой) произносит имя Бога или определенную мантру, ему немедленно открывается образ Господа, Его качества и Его лилы (игры). Это называется медитацией. У большинства современных людей этот центр развит недостаточно. Они могут в лучшем случае вообразить личность или явление природы, которые им хорошо знакомы. Или манипулировать с двумя или тремя образами, складывая в разной последовательности их части. Напротив, высокая активность ассоциативного центра позволяет даже по неизвестному предмету получить представление о человеке, который создал его или является его обладателем. Вспомните, как Шерлок Холмс поражал доктора Ватсона своими способностями лишь по одной вещи — карманным часам или трости — рисовать психологический портрет, а иногда и историю жизни той или иной личности. Иначе говоря, если эмоциональный интеллект позволяет переносить состояния ума в различные формы творчества, то ассоциативный выполняет обратную функцию — по предмету считывается информация о его создателе или хозяине (когда человек пользуется какой-то вещью, он также переносит проявленную память ума — прарабдха-карму — на энергоинформационное поле предмета).
Несомненно, что все центры интеллекта тесно связаны между собой, и их разделение на обособленные части несколько искусственно.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы