Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Бхакти - лата - лиана преданного служения




Бхакти-лата - лиана бхакти - лиана преданного служения


 

Из книги «Бхакти-таттва-вивеха» Бхактивинода Тхакур

Видя страдания дживы, всемилостивый Шри Кришна сажает в ее сердце бхакти-лата-биджу, семя лианы преданности. Оно проявляется как шраддха (вера) и содержит в себе зачатки бхавы, то есть будущий росток божественной любви к Бхагавану. Поливаемое водой слушания, повторения и других видов бхакти, это семя прорастает, затем появляются листья, и наконец оно превращается в прекрасную цветущую лиану. И когда в конце концов дживе выпадает особая удача, ее бхакти-лата приносит плод премы.

Сейчас я опишу постепенный путь развития бхакти, начиная с того момента, как оно в форме семени шраддхи попадает в сердце. Следует понимать, что, как только семя шраддхи попадает в сердце, вместе с ним туда входит Бхакти-деви. Бхакти-лата на уровне шраддхи очень чувствительна и нежна, как новорожденная девочка. С первого дня ее появления о ней нужно очень хорошо заботиться и следить за ее здоровьем. Как родители защищают своего маленького ребенка от палящего солнца, холода, паразитов, хищников, голода и жажды, так и нам нужно защищать маленькую Шраддху-деви от всего, что может ей повредить. Иначе губительное влияние гьяны, кармы и йоги, привязанности к материальному, ложного отречения и прочего не позволит ей превратиться в прекрасную лиану уттама-бхакти, и в результате она выродится в нечто совсем другое. 
Иными словами, вместо того чтобы превратиться в бхакти, эта шраддха примет форму различных анартх. Опасность заразиться какой-нибудь болезнью будет сохраняться до тех пор, пока наша нежная Шраддха-деви, растущая благодаря общению с истинными преданными, которые подобны любящей матери, и поливаемая целебной водой бхаджаны, не освободится от влияния анартх и не превратится в ништху (твердую веру). Тогда никакие анартхи не будут ей уже страшны.
Если же не относиться к Шраддхе-деви с особой заботой и вниманием, она наверняка пострадает от бактерий, термитов, комаров и неблагоприятного окружения, то есть от гьяны, вайрагьи, учений имперсонализма, санкхьи и т. д. Обусловленная джива не может обойтись вообще без гьяны и вайрагьи, однако есть определенный вид гьяны, который неблагоприятен для развития бхакти и может погубить его. По словам Шрилы Дживы Госвами, гьяна, о которой идет речь в данном стихе, — это процесс постижения безличного Брахмана. Гьяна бывает двух видов: духовное знание, целью которого является мукти, и бхагават-таттва-гьяна, которая пробуждается в сердце дживы одновременно с бхакти. Первый вид гьяны препятствует развитию бхакти, поэтому с ним лучше никогда не соприкасаться. Некоторые считают, что именно благодаря этому виду гьяны человек обретает бхакти, однако это совершенно нелепое утверждение. Под влиянием такой гьяны росток бхакти может только засохнуть. И напротив, таттва-гьяна, или знание, раскрывающее отношения (самбандху) между Ишварой, дживой и майей, которое пробуждается в сердце дживы благодаря искреннему служению Господу, благотворно для бхакти. Такое знание называется ахайтуки-гьяна: оно свободно от корыстных мотивов. В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.7) Сута Госвами говорит:

васудеве бхагавати
бхакти-йогах прайоджитах
джанайатй ашу ваирагйам
джuанам ча йад ахаитукам

«Бхакти-йога, или деятельность ради удовлетворения Бхагавана Васудевы, приводит к отречению от всего, что не связано с Ним, и пробуждает в сердце чистое знание, которое полностью свободно от стремления к освобождению и направлено исключительно на постижение Бхагавана».

Итак, изучив все эти утверждения, можно заключить: чтобы находиться на уровне уттама-бхакти, надо быть свободным от влияния кармы и гьяны, понимая их вспомогательное значение, и заниматься деятельностью, которая направлена на удовлетворение Шри Кришны и которой чужды любые посторонние желания. Только бхакти может даровать дживе истинное духовное блаженство. Все остальные методы принесут лишь поверхностные результаты. Иногда карму, к которой примешано бхакти, называют аропа-сиддха-бхакти, или деятельностью, которой условно придается качество преданности, а гьяну, к которой примешано бхакти, называют санга-сиддха-бхакти, или усилиями, которые связаны с бхакти или благоприятны для его развития. Эти виды бхакти не следует путать со сварупа-сиддха-бхакти, или бхакти в своем изначальном, совершенном виде. 

Сварупа-сиддха-бхакти лишено какого-либо обмана (кайтава-шунья) и исполнено чистого духовного блаженства. Это подразумевает полное отсутствие стремления к райским удовольствиям и освобождению. В аропа-сиддха-бхакти стремление к бхукти и мукти сохраняется, хотя его и не всегда легко заметить. Поэтому такое бхакти называют также сакайтава-бхакти, или поддельное бхакти. Мои дорогие друзья-вайшнавы! Вкус к сварупа-сиддха-бхакти заложен в самой вашей природе, чего нельзя сказать об аропа-сиддха-бхакти и санга-сиддха-бхакти. На самом деле эти два последних вида преданности даже не являются бхакти, хотя к ним иногда и применяют этот термин. Правильнее всего было бы назвать их бхакти-абхасой, или подобием настоящего бхакти. Только если человеку очень повезет и благодаря практике бхакти-абхасы он разовьет веру в настоящее бхакти, его практика перерастет в шуддха-бхакти. Однако этого достичь нелегко, так как шуддха-бхакти очень редко проявляется в сердце того, кто находится на уровне бхакти-абхасы. Поэтому все шастры призывают практиковать сварупа-сиддха-бхакти.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы