Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Басти карма - терапевтическое очищение толстого кишечника




Басти карма - терапевтическое очищение толстого кишечника, одна из пяти очистительных процедур панчакармы: вамана карма, насья карма, виречана кармарактамокшана карма.



Басти, возможно, можно назвать самой сильной из всех процедур панчакармы. Ее хвалят в один голос все аюрведические научные трактаты, включая «Чараку». Считается, что вамана, виречана и насья, вместе взятые, составляют половину пользы панчакармы. Другая половина — это басти, или лечебная клизма. Буквальное значение слова «басти» — «пузырь». Процедура имеет такое название, вероятно, потому, что в старые времена в качестве емкостей для клизмения использовали полые органы (пузыри) животных или сумки из кожи. Другое значение слова — «оставаться на месте». В этом смысле процедуру можно понимать как имеющую отношение к тому, что сохраняется или удерживается внутри. Суть басти (клизмы) состоит во введении лекарственных веществ в толстый кишечник через прямую кишку. Хотя данная процедура непосредственно воздействует на толстый кишечник, ее нельзя считать лишь «местным» лечением. Толстый кишечник редко подвергается лечению для его собственной выгоды. Скорее, басти применяется в силу жизненной связи толстого кишечника с другими органами и тканями. Следовательно, оказывает сильное влияние на состояние всего тела, на все доши и дхату.

В «Чараке» строение организма сравнивается с большим деревом. На дереве есть цветы, плоды, ветви, ствол и корни. От корней зависит питание всех остальных частей. Через корни в тело дерева поступают вода и питательные вещества (минеральные соли), которые затем циркулируют по всем органам дерева и преобразуются в материю ствола, ветвей и т.д. Поэтому корни можно считать главным органом, поддерживающим жизнь дерева. Аналогично древесным корням толстая кишка поддерживает жизнь организма человека.
Роль толстого кишечника в жизнеподдержании складывается из трех факторов: он является главным органом всасывания питательных веществ при пищеварении прапака; это место сосредоточения ваты — движителя двух других дош, и, следовательно, всей физиологической активности; он является «первичным получателем» всех отходов. Басти балансирует и питает вата-дошу. Если вата работает нормально, она способствует выходу токсинов из дхату и их удалению. Вата играет ключевую роль в развитии болезней, так как она переносит аму из мест ее образования к глубоким органам и тканям. Устраняя дисфункцию ваты, мы приобретаем контроль над болезнетворным процессом до того, как он перейдет в фазу распространения (прасару) — третью фазу болезни. Басти похожа на процедуру клизмения. Вместе с тем есть существенные, кардинальные отличия басти от обычной клизмы, или промывания ободочной кишки, по способу проведения, цели и эффектам процедуры. Обычная клизма способствует дефекации и лечит большей частью локальные симптомы запора. Она вымывает кал, который накапливается в прямой и сигмовидной кишках (то есть затрагивает последние 25 — 30 см толстого кишечника). Промывание толстого кишечника использует большие объемы клизменной жидкости, вычищает фекалии по всей его длине и имеет вид многократного промывания водой. В последние годы люди, практикующие промывание, стали экспериментировать с добавлением в воду разных веществ.

С точки зрения аюрведы увеличенное внимание к толстому кишечнику как к главному пути удаления отходов вполне оправдано, однако многократное промывание водой, равно как и введение в неё кислорода, может привести к ослаблению и иссушению слизистой, ещё сильнее нарушая нормальную деятельность вата-доши. При проведении промывания и клизм не принимается в расчёт питательная способность толстого кишечника. Тем временем, если басти используется как часть панчакармы, она чистит не только толстый кишечник, но и всё тело. Обеспечение нормальной деятельности толстого кишечника, помимо избавления от фекалий, предполагает много других аспектов. Вата, склонная к лёгкому возбуждению и иссушению, должна успокаиваться и подпитываться. Поистине, через толстую кишку можно питать весь организм. Успокаивающие и питательные свойства процедуры басти полностью соответствуют данным потребностям.
При басти в нижний отдел кишечника вводятся маслянистые лекарственные субстанции, которые удерживаются там и впитываются в тело. Толстая кишка лечится на всём своём протяжении от илеоцекального сфинктера до ануса. При этом удаляются не только накопленные фекальные массы, но также ама и токсины, подтянувшиеся из дхату. Кроме избавления от токсинов, басти приносит восстановление всех функций толстого кишечника, а также питание и восстановление всем органам тела.

Показания для басти
Басти является наиболее эффективным способом лечения заболеваний, происходящих от дисфункции ваты. К этому кругу проблем относятся запор, поясничные боли, ишиас, ревматизм, подагра, артрит и различные нервно-мышечные заболевания (геми- и параплегии, то есть параличи; полиомиелит, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, множественный склероз, а также дистрофия и атрофия нервов и мышц). Басти помогает при эпилепсии, умственной отсталости и нарушениях деятельности чувственного аппарата.
Второе место пребывания ваты и «подведомственный» ей орган — это кости. Поэтому басти очень благотворно сказывается на заболеваниях астхи дхату (костной ткани), например, при остеопорозе. Басти приносит огромную пользу многим пациентам, которые не могут получать ваману и виречану. Басти противопоказана младенцам, а также лицам, страдающим диареей, ректальным кровотечением, язвенным колитом, дивертикулитом, раком прямой или толстой кишки, полипами, высокой лихорадкой и некоторыми типами диабета. В эффективности басти я убедился на опыте в первые месяцы медицинской практики. Ко мне явился человек с сильной икотой. Она продолжалась почти все сутки, независимо от того, в какой позе он находился. Пациент и его семья перепробовали все возможные средства без какого-либо положительного результата. Человек отчаялся, не мог спать и есть твердую пищу. Выяснилось, что, помимо икоты, он страдает от хронического колита и повышенной кислотности.

Свое лечение больной начал с гомеопатии. Икота не прекратилась. Больной обратился к западной медицине, конкретно — к гастроэнтерологу. Обследование показало наличие незначительного гастрита и гастродуоденита. Было назначено медикаментозное лечение этих заболеваний, от которого икота не уменьшилась. В конце концов пациент пошел к натуропатам. В течение двух суток ему ставили припарки, давали рвотные и делали клизмы с кофе, но состояние не улучшилось. В отчаянии семья пациента решилась положить его в далекий бомбейский госпиталь, но там не оказалось мест. Случайно зять пациента услышал о моем существовании и пригласил меня приехать. Честно говоря, мной овладела робость. Много докторов безуспешно пытались помочь человеку. И кто я такой? Молодой человек в начале своей медицинской практики. Однако я оценил брошенный мне вызов и решил испытать силу древнего знания. Во время осмотра я узнал, что больной шесть дней не опорожнял кишечник. Родственники считали, что это — результат отсутствия твердой пищи в его рационе. Я подтвердил для себя наличие всех дисфункций, установленных другими докторами, но также почувствовал, что они проглядели какой-то важный момент. Я задумался и понял, что ответ надо искать в «Чараке», точнее — в описаниях ваты и ее субдош. Вата подразделяется на пять вайю (субдош). Каждая из субдош управляет в теле одним из направлений движения. Апана вайю движется сверху вниз, отвечая за удаление мочи и каловых масс. Она явно «сбоила», так как дефекации не было в течение длительного времени. Я понял, что вместо того, чтобы двигаться вниз, она могла двигаться вверх, и это отклонение от естественного движения вмешивалось в деятельность другой субдоши — удана вайю. От этого возникал кризис взаимодействия, который мог быть причиной икоты.
Я знал, что при всех дисфункциях ваты рекомендуют басти. Я объяснил пациенту, что требовалось сделать, но он не верил в то, что «клизма» может принести облегчение. К счастью, его теща была знакома с аюрведой и уговорила зятя попробовать. «В конце концов, если это поможет, нам не придется ехать 600 миль до Бомбея».

Я начал с очистительной водной нируха басти. Через три часа я выполнил пациенту питательную масляную анувасан басти. Еще через три часа — вторую нируха басти. На следующий день я, к огорчению, узнал, что состояние пациента не изменилось. Семья была разочарована тем, что ничего не произошло. Но я почему-то был уверен в правильности выбранного пути. Благодаря этому, мне позволили продолжить лечение. Я произвел анувасан басти, затем — через три часа — нируха басти и после ушел домой. Когда я вернулся вечером, чтобы поставить еще одну анувасан басти, пациент встретил меня на пороге. Он был счастлив. «Вы — великий доктор! — сказал он. — После вашего ухода я пошел в туалет. Вышли фекалии, твердые как камень. К моему удивлению, после этого стула икота прекратилась. Спасибо!» Я был счастлив и немного удивлен успехом такого простого лечения.

Вернувшись домой, я стал раздумывать над тем, как здорово все-таки, что человек получил такие замечательные результаты за считанные часы, с помощью простого лечения. Все предыдущие методы фокусировались на воспалении верхних отделов пищеварительного тракта. Они не принимали в расчет возможность того, что отходы и токсины, пребывая в организме пациента, нарушали нормальную деятельность ваты (нормальное движение).
Я не лечил гастрит или икоту. Я воздействовал на апана вайю, восстанавливая ее способность к правильному движению сверху вниз, а значит, нормальную перистальтику кишечника. Это уменьшило вздутие живота и количество газов, а также удалило малы, накопившиеся в толстом кишечнике. Как только апана вайю начала течь в правильном направлении и кишечник освободился от части токсинов, остальные субдоши тоже стали работать правильно. Икота прошла, как только была устранена гиперактивность удана вайю.
Другой пример эффективности басти — пример мужчины, который на момент обращения страдал последствиями инсульта шестимесячной давности. Левая сторона его тела была полностью парализована. В диагнозе звучала «вялая сгибательная гемиплегия». Его семье было сказано, что кроме как поддерживать жизнь этого пациента, ничего другого не остается. Доктора назначили ему физиотерапию, но сомневались в ее эффективности. Действительно, шесть месяцев физиотерапевтического лечения не принесли никаких улучшений. Его привезли ко мне на кресле-коляске, и он не мог даже приподняться на руках. Согласно текстам аюрведы, такие состояния ясно приписываются блокировкам в течении ваты. Я разработал для этого пациента специальную программу, включавшую снехану, пинда сведану, насья и специальную разновидность басти, предназначенную для восстановления мамса дхату и нервно-мышечных функций. За два года лечения пациент почти полностью восстановил подвижность своего тела и координацию движений. Правда, ему приходится концентрироваться на движениях при быстрой ходьбе и вставании. Он живет полноценной жизнью.

По причине неполноценного питания и физических нагрузок многие пациенты в Индии страдают от спондилеза — воспаления шейных и поясничных позвонков, а также от дисковых грыж. Даже после хирургического вмешательства многие люди с этой патологией продолжают испытывать хроническую боль и становятся инвалидами. Наряду с этим я не разубеждался, что панчакарма с акцентом на басти быстро избавляет таких пациентов от боли и мышечных спазмов или хотя бы уменьшает их. В большинстве случаев подвижность позвоночника восстанавливается. Должен отметить, что я пока не знаю, до какой степени могут быть восстановлены разрушенные дегенеративным процессом диски. Чтобы установить это, потребуются годы исследований.
Басти успешно лечит ишиас и люмбаго. Пациенты не только освобождаются от боли и возвращаются к работе, но также избавляются от необходимости хирургического вмешательства. Болезни позвоночника возникают в результате повреждения астхи либо маджа дхату. Воспаления позвоночника, обычные при заболеваниях костей и костного мозга, являются результатом накопления амы, которая серьезно блокирует работу ваты в этой области.
Поскольку вата управляет костями и костным мозгом, басти и особенно — масляная басти являются существенной частью лекарственных программ. Тяжелая, маслянистая природа лекарственных веществ, используемых при таких басти, хорошо противостоит легкой, подвижной природе возбужденной ваты. Эти пациенты нуждаются в тщательном внутреннем и внешнем промасливании. Такое промасливание удаляет аму из позвоночника, корректирует дисфункцию ваты, устраняет боль и восстанавливает подвижность. Я получал замечательные результаты, используя масляную басти при полиомиелите и мышечной дистрофии.

Варианты басти
Басти используется для многих нужд, поэтому конкретный вариант басти подбирается в соответствии с целью лечения. Один тип басти удаляет аму, которая скапливается в толстом кишечнике после подготовительных процедур. Другой вариант басти нормализует деятельность ваты.
По причине своей разносторонности, басти, безусловно, является самой важной процедурой панчакармы. Вамана и виречана также очищают организм от токсинов, но, кроме этого, басти выполняет две другие функции. Успокаивающая басти успокаивает доши, уменьшает симптомы и улучшает состояние пациента. Питательная басти питает и восстанавливает дхату, усиливает их деятельность и укрепляет иммунитет.
Несмотря на то что во всех основных аюрведических текстах басти отводится первое место среди процедур панчакармы, существует несколько систем ее классификации. Наиболее емкой является классификация по месту применения. Другая классифицирует басти по назначению. Третья — по частоте и длительности. Давайте обсудим эти системы.

Подготовка к проведению басти
Правильная подготовка чрезвычайно важна для успеха басти, как и для всех остальных процедур панчакармы. Сначала, посредством снеханы и сведаны, необходимо открепить аму и раскрыть каналы тела для ее выведения. Это значительно повышает эффективность обоих типов басти — как очистительной, так и питательной, Басти всегда проводят сразу после промасливания и прогревания. Благодаря подготовительным процедурам пациент не испытывает беспокойства Его каналы остаются открытыми. Это облегчает работу дош, которые должны изгнать аму из толстого кишечника и доставить питательные вещества в дхату.
Компоненты басти готовят непосредственно перед процедурой. Типичная анувасан басти состоит из 60 мл кунжутного масла с травами. Нируха басти состоит преимущественно из отвара травяной смеси под названием дашамула (400 мл), приготовленного на воде, с небольшой добавкой кунжутного масла (30 мл). Дашамула — это стандартная смесь из корней десяти растений, куда, в соответствии с нуждами пациента, могут добавляться другие травы Кроме того, в смесь для басти традиционно добавляют немного меда и щепоть черной соли(саиндхава). Черная соль увеличивает секрецию в толстом кишечнике Конкретное содержание басти, пропорции воды и масла, а также общий объем лечащий врач подбирает в зависимости от конституции больного, состояния толстого кишечника, силы пищеварительного огня и специфики заболевания, против которого направлено лечение.

Проведение басти
Чтобы облегчить прохождение басти через прямую кишку в нисходящую петлю ободочной кишки, пациент должен лечь на левый бок. Пациент вытягивает левую ногу, а правую сгибает в колене и подтягивает к груди. Это облегчает доступ к анальному отверстию. Под головой больного должна лежать подушка. Пациенту должно быть тепло, он должен быть расслаблен. Чтобы повысить восприимчивость организма к процедуре, смесь для басти должна иметь температуру, близкую к температуре тела. Отвар набирают в ректальный шприц и вводят в прямую кишку через тонкую резиновую трубку-катетер, предварительно смазав трубку и анус. С разрешения пациента врач или сестра вводят ему катетер на глубину 15 см. Это следует делать медленно и мягко, во время глубокого вдоха. После введения басти пациент переворачивается на спину и отдыхает 10 — 20 мин. Это время позволяет организму эффективно использовать лекарственную смесь.
Благодаря небольшому объему анувасан басти легко удерживается в организме долгое время. Напротив, при нируха басти пациент с большой вероятностью через 45 — 60 мин после введения, или ранее чувствует позыв к дефекации. Эта дефекация служит изгнанию амы, которая накопилась в толстом кишечнике во время подготовительных процедур. Ама удаляется с каловыми массами и большей частью жидкости басти.

Бывают случаи, когда после басти пациент не чувствует позыва к дефекации в течение 6 — 8 часов. Это нежелательно, так как цель неруха басти — очищение. Однако при сильных нарушениях деятельности ваты кишечник может оказаться сильно обезвоженным. Чтобы компенсировать недостаток влаги, значительная часть жидкости всасывается, несмотря на применение очищающих и слабительных трав. В этих случаях перед повторением басти следует выполнить снехана басти (басти с большим объемом масла). Снехана басти обеспечит питание вата-доши, смажет толстую кишку и запустит перистальтику.
Необходимо отмечать время начала басти, а также время каждого последующего стула. Если это не может сделать врач, то пациент должен сам отмечать частоту, цвет, консистенцию, запах и другие признаки, по которым врач может судить о наличии и типа удаляемой амы.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы