Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Аюрведическая медицина, конституции




См. также термин Доша

Индивидуально-топологический (конституциональный) подход к организму и личности в аюрведической медицине.

Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. , преподаватель аюрведы для врачей  М.А. Суботялов,  врач, специалист по традиционной аюрведе В.Ю. Дружинин

Книга по теме: Изучаем Аюрведу легко и просто. М. А. Суботялов. Философская Книга 

Статья посвящена изучению конституционального подхода к организму и личности человека в Аюрведической медицинской традиции.
В статье анализируются аутентичные санскритские тексты одного из важнейших медицинских первоисточников «Аштангахридайя Самхита».
Продемонстрировано выделение и последующее описание трех основных конституциональных типов.
Показан вклад Аюрведической медицины в формирование понимания конституциональных особенностей организма.

Актуальность.

Термин «конституция» широко используется в разных отраслях знаний (химии, биологии, медицине, юриспруденции, праве). В биологии и медицине это понятие не имеет однозначного содержания [3]. Проблема конституциональных различий, то есть различий в организации человека, приобретает все большее значение в связи с развитием биологии, медицины, психодиагностики, вопросами профотбора и профориентации [6]. Начинают формироваться представления о «психофизиологиче-
ской конституции» [8], в основе которой лежат теоретические воззрения о связи типа конституции с основными биологическими процессами, особенностями физиологии нервной системы, состоянием физического здоровья.

Попытка классифицировать род Homo Sapiens по строению тела, темпераменту, особенностям поведения, предрасположенности к тем или иным заболеваниям и т.п., восходит к глубокой древности. Еще основоположник древнегреческой медицины Гиппократ различал несколько типов конституции. Позднее Гален ввел понятие о габитусе, т.е. совокупности признаков и особенностей наружного строения тела, характеризующих внешний облик индивида [2].

В последние десятилетия ВОЗ активно призывает к изучению и введению в практику здравоохранения опыта традиционной медицины. Этот вопрос актуален и для нашего государства. В настоящее время в России представлен ряд восточных медицинских систем, одной из которых является Аюрведическая традиционная система медицины. Основные трактаты Аюрведической медицинской системы содержат множество сведений о типологии человека. 

Как о научной дисциплине, об Аюрведе можно говорить с момента появления крупнейших медицинских трактатов «Чарака Самхита» и «Сушрута Самхита» (первые века н.э.) и «Аштангахридайя Самхита» (5 век н.э.). Каждый из них включает обширный материал по типологии и заслуживает особого изучения [1].
Особое внимание хочется обратить на труд «Аштангахридайя Самхита», который содержит суть восьми разделов Аюрведы и является одним из авторитетнейших трактатов по медицине древней Индии. Он с давних пор изучается врачами не только в Индии, но и в Персии, Средней Азии, Тибете и Китае. 
Значимость «Аштангахридайя Самхиты» подтверждается наличием большого числа комментариев к ней, составленных как индийскими учеными, так и учеными других стран. Красотой и лаконичностью поэтического изложения материала, последовательностью и ясностью описания наставлений и методов медицинской науки она по праву заслужила место среди «Брихаттрайи» – трех величайших трактатов Аюрведы. Ее можно назвать конспектом Аюрведы, одинаково необходимым как студентам, так и ученым и врачам [4].

Автор «Аштангахридайя Самхиты», Шримад Вагбхата, согласно большинству авторов, родился в Синдхе в семье брахманов вайдьев (врачей) в середине 5 века нашей эры, хотя некоторые датируют его жизнь 2 в. до нашей эры [8]. Его дед, Вагбхата, был очень известным аюрведическим специалистом, а обучение
он проходил у своего отца, Симхагупты, а также буддийского монаха и врача Авалокиты [9].

Цель исследования. Изучить индивидуально-типологический (конституциональный) подход к организму и личности в Аюрведической медицине на примере первоисточника «Аштангахридайя Самхита».

Результаты исследования.

Уже в первом тексте первой главы автор косвенно ссылается на наличие трех конституциональных типов, не упоминая их.
rāgādirogān satatānuṣaktān aśeṣakāyaprasṛtānaśeṣān | autsukyamohāratidāñjaghāna yo'pūrvavaidyāya namo'stu tasmai || 1 || [10]

Вагбхата указывает в этом тексте на основную (adi) причину болезней (roga) – корысть, эгоизм, страсть (raga). И сообщает, что патогенез болезней может идти по трем векторам развития. Первый – autsukya, что можно перевести как «беспокойство, тревога, боязнь, забота, опасение, страх»; второй – mohā – «отчаяние, безумие, иллюзия, обман» и третий – arati – «скука, безрадостность, унылость, недовольство». Фактически, автор трактата указывает на психосоматический компонент каждого из трех конституциональных типов, о которых он будет говорить в дальнейших текстах.
И первое упоминание о типах конституции Вагбхата делает в шестом тексте первой главы: vāyuḥ pittaṃ kaphaśceti trayo doṣāḥ samāsataḥ ||6b|| [10]

В целом (samāsataḥ), есть три (traya) типа конституции (doṣāḥ) – Вата, Питта и Капха.
Начиная с одиннадцатого текста первой главы, Вагбхата описывает характеристики (лакшаны) каждого типа конституции. Это не только морфологические, но и психофизиологические параметры организма и личности.

Для конституции Вата даются следующие характеристики: tatra rūkṣo laghuḥ śītaḥ kharaḥ sūkṣmaścalo'nilaḥ ||11а|| [10]
Итак (tatra), тип конституции Вата (anila) является сухим (ruksa), легким (laghu), холодным (śīta), жестким (khara), маленьким (sūkṣma) и
подвижным (cala). И можно понять, что представитель такого типа конституции может иметь сухую кожу и слизистые и одновременно быть эмоционально сухим. 
Человек Вата конституции имеет небольшой вес, а также легок на подъем и легкомысленный, что отражает его морфологические, поведенческие и эмоциональные характеристики одновременно. Он характеризуется малым весом и подвижностью тела и мыслей. Понимание всех характеристик, заключенных в одном термине, дает
многозначность санскритских терминов, некоторые из которых имеют до двадцати и более смысловых значений. Санскрит – язык, в котором каждое слово имеет множество значений, порой на первый взгляд очень отдаленных, но на самом деле связанных между собой, вне всякого сомнения, является языком синтеза и выявления взаимоотношений, которые объединяют самые крошечные фрагменты в целостные структуры [5].

Далее идет описание типа конституции Питта: pittaṃ sasneha-tīkṣṇoṣṇaṃ laghu visraṃ saraṃ dravam ||11b||[10]

Тип конституции Питта является слегка маслянистым (sasneha), резким (tīkṣṇa), горячим (uṣṇaṃ), легким (laghu), имеющим неприятный запах (visraṃ), подвижным и плавным (saraṃ) и текущим и бегущим (dravam). И снова мы видим многозначность формулировок. Представитель Питта типа имеет слегка маслянистую
кожу, резок в суждениях, у него выражены горячие эмоции (гнев, агрессия), а также активный метаболизм. Как и Вата-тип, люди Питта-конституции легкие. За счет сильного потоотделения имеют сильный запах тела, но слово visraṃ также указывает на критически настроенного человека. Его движения активные, он старается идти вперед, очень целеустремленный.

В следующей строке Вагбхата описывает тип конституции Капха: snigdhaḥ śīto gurur mandaḥ ślakṣṇo mṛtsnaḥ sthiraḥ kaphaḥ ||12a|| [10]
Тип конституции Капха маслянистый или влажный (snigdha), холодный (śīta), тяжелый (guru), медлительный (manda), гладкий (ślakṣṇa), «глинистый, земной» (mṛtsna), крупный (sthira).
И опять мы видим глубокое понимание конституционального типа благодаря тому, что каждый термин имеет несколько значений.
Представители Капха типа имеют жирную кожу, а также эмоциональную мягкость. У них замедленный обмен веществ и одновременно хладнокровие. Такой человек тяжелый на подъем и имеет повышенный вес тела. Такие люди медлительны, сглаживают взаимоотношения и имеют гладкую кожу. Также они характеризуются крупным телосложением и «приземленным» сознанием.

В дальнейших текстах первой главы Вагбхата, в числе прочего, указывает наилучшие методы и средства терапии для каждого из трех типов конституции: śarīrajānāṃ doṣāṇāṃ krameṇa paramauṣadham ||25|| vastirvireko vamanaṃ tathā tailaṃ ghṛtaṃ madhu ||26a|| [10]
Для соответствующих типов тела (śarīra-jānāṃ) наилучшим видом терапии (paramauṣadham) является соответственно (krameṇa): клизмы (vasti), послабление (vireka) и рвота (vamanaṃ), а также (tathā): растительное масло (tailaṃ), топленое масло (ghṛtaṃ) и мед (madhu).

Заключение.

Проведенный обзор литературного первоисточника «Аштангахридайя Самхиты» показывает несомненную историческую и научно-практическую значимость индивидуально-типологического (конституционального) подхода к организму и личности человека в Аюрведической медицине.
Понимание сильных и слабых сторон каждого типа дает возможность выбрать соответствующий подход к рекомендациям по профилактике и лечению заболеваний, профессиональной и спортивной ориентации, образовательной программе и образу жизни для каждого человека в частности, а не популяции вообще.

Литература.

1. Амоголонова Д.Д. К вопросу об изучении психологических аспектов Аюрведы. – Психологические аспекты буддизма. Сб. ст. – Новосибирск: Наука, 1986. –
С. 104–109.
2. Горизонтов П.Д., Майзелис М.Я. Значение конституции для развития болезней: Руководство по патологической физиологии. – М.: Медицина, 1966. – С.
286–319.
3. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Общая патофизиология (с основами иммунопатологии). Учебник для студентов медВУЗов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2005. – С. 84–85.
4. Обермиллер Е.Е. Пути изучения тибетской медицинской литературы // Библиография Востока. – М.:
Л., 1936. – Вып. 8–9. – С. 48–60.
5. Свобода Роберт. Аюрведа: жизнь, здоровье, долголетие / Пер. с англ. – М.: Саттва, 2003. – С. 108.
6. Солдатова О. Г. Психосоматические корреляции в механизмах адаптационных реакций у лиц разного возраста. Автореф. дисс. на соискание учен. степени
доктора мед. наук. Томск, 2008. – С. 3.
7. Суботялов М.А. Морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков и юношей различных конституциональных типов. Автореф. дисс.
на соискание учен. степени канд. биол. наук. Томск, 2002. – С. 1–2.
8. Bhagvat Sinh Jee. History of Hindoo medical science. – Logos Press, New Delhi – 110002, 1998. – P. 35.
9. Ramachandra S.K. Rao. Encyclopaedia of Indian medicine: historical perspective, Vol. 1, 2005. – P. 101.
10. Vagbhata’s Ashtanga Hridayam, translated by К.R. Srikantha Murthy. 2 vols. Krishnadas Academy: Varanasi, India, 1991. – 3 – 14 pp.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы