Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Аюрведическая медицина, этапы развития




Аюрведическая медицина: этапы развития.

Этапы развития аюрведической медицины

М. А. Суботялов, Т. С. Сорокина, В. Ю. Дружинин

Аюрведа, или аюрведическая медицина, является одной из трех сохранившихся до наших дней традиционных медицинских систем (индийской, китайской и тибетской), 

которые формировались в течение тысячелетий. Термин "аюрведа" (санскрит. āyurveda) происходит от āyus — долголетие, veda — знание и переводится с санскрита как "учение о долгой жизни". Аюрведическая медицина формировалась в течение многих веков путем наблюдений, экспериментов и обсуждений, развивалась и процветала в основном на территории современной Индии и некоторых стран Юго-Восточной Азии. Ее корни уходят к древним ведическим текстам "Ригведе" (Rigveda — веда гимнов, устная традиция с XIII—Х вековдо н. э.) и "Атхарваведе" (Atharvaveda — веда заклинаний и заговоров, устная традиция с VII—VI веков до н. э.).
На протяжении тысячелетий аюрведические знания передавались устно от учителя к ученику, и только в VI—V столетиях до н. э., когда оформилась письменная традиция на санскрите, появились первые подробные Аюрведические тексты. К началу нашей эры Аюрведа сложилась как высокоразвитая система традиционного 
врачевания Древней Индии. Основываясь на национальной философской традиции, аюрведическая медицина использует лишь природные лекарственные средства региона и в течение двух тысяч лет успешно развивается и высоко ценится в Индии и далеко за ее пределами.

Историю становления и развития аюрведической медицины по предложению Давида Фроули (David Frawley) можно разделить на следующие периоды:

● ранневедический период (эпоха Ригведы) (6000—3000 гг. до н. э.),
● поздневедический период (3000—600 гг. до н. э.);
● период буддизма (600 г. до н. э. — 1000 гг. н. э.);
● новый расцвет (1100—1800 гг.);
● новое время (1800-е годы — первая половина XX века);
● современный период (вторая половина XX — начало XXI века).

Ранневедический период совпадает с эпохой "Ригведы", когда врачевание развивалось под влиянием преимущественно сверхъестественных представлений.
Сведения о врачевании в ней весьма ограничены. Так, в "Ригведе" (Х.97) содержится гимн, прославляющий лекарственные свойства растений (oshadhī-stuti) [1]. 

В гимнах, посвященных небесным врачевателям братьям-близнецам Ашвинам (I.34, I.116, V.74), встречается упоминание о трех гуморальных факторах (tridhātu) 

(vāta, pitta и kapha); в истории о Вишпале (viśpalā) повествуется о вживлении металлических имплантатов нижних конечностей (āyasīm janghām); об омолаживании организма рассказывается в истории о мудреце Чьяване (cyavāna) [2, с. 84]. В гимне "К Соме" (IX.112) упоминается профессия врачевателя (bhishak): "Плотник хочет поломки, увечья — лекарь, Брахман — выжимающего (сому)" [3]. Поздневедический период — время оформления в письменной традиции "Самаведы" (Sāmaveda — веды песнопений), "Яджурведы" (Yajurveda — веды жертвенных формул и заклинаний) и "Атхарваведы" (см. выше) и некоторых других сочинений. При этом сведения о врачевании наиболее полно представлены в "Атхарваведе", которая включает различные молитвы и формулы, используемые для противостояния злу и болезням. Не случайно, в текстах "Чарака-самхиты" (Carakasamhitā) и "Сушрута-самхиты" (Sushrutasamhitā) говорится о том, что Аюрведа принадлежит "Атхарваведе" [4, с. 208] ("самхита" дословно в переводе с санскрита означает "сложенный вместе, соединенный", литературно — коллекция текстов или стихов в определенном, методическом порядке).

Практические лечебные приемы описаны также в отдельных главах "Каушика-сутры" (Kauśika-sūtra) — комментарии к "Атхарваведе". Таким образом, эти два 

трактата являются основными источниками информации о ведической медицине, носящей характер сверхъестественной [5].
Примером "лечебных" гимнов "Атхарваведы" является гимн 6.105, направленный на излечение от кашля (kāsa), гимн 6.90 — против колики (śūla), гимн 2.31 — против паразитов (krimi), и множество других [6].
В "Шатапатха-брахмане" (Śatapatha-brāhmanam) и других произведениях этого рода детально излагается устройство человеческого тела как состоящего из определенных функциональных блоков (dhātu), а также его наружное и внутреннее строение (описываются такие органы, как сердце, селезенка, почки, а также сосудистое русло, строение эмбриона); упоминаются различные лекарственные растения — aśvagandhā (физалис солнечнолистный, лат. Withania somnifera), vibhītaka (терминалия беллирийская, лат. Terminalia belerica), bilva (баиль, лат. Aegle marmelos), khadira (акация катеху, лат. Acacia catechu) и др. [4, с. 210].

Классические руководства по Аюрведе ("Чарака-самхита", "Сушрута-самхита") написаны после составления "Атхарваведы" в устной традиции, однако возникли задолго до явления Будды (Buddha — "Просветленный", VI век до н. э.). "Чарака-самхита" приписывается Чараке (Caraka), жизнь и деятельность которого некоторые исследователи гипотетически относят к кушанской эпохе, правлению царя Канишки (Kanishka, I век н. э.), но, вероятнее всего, "чараками" называли путешествующих врачей (vaidyacārana), предлагавших медицинские услуги, их имена упоминаются вместе со странствующими монахами и аскетами — шраманами (śramana), тиртхиками (tīrthika) и паривраджаками (parivrājaka), поэтому личность конкретного Чараки как автора самхиты трудно идентифицировать [7].
Сам же термин "чарака" встречается еще в грамматических сутрах Панини (V век до н. э.) (Pānini) (5.1.14), "Брихадараньяка Упанишаде" (3.3.1) ("Большая лесная Упанишада", одна из наиболее древних и авторитетных Упанишад) и ранних буддийских сказаниях (Śonaka-jātaka, 5.2.427) [2, с. 44].
В этот период истории Древней Индии больших успехов достигла практическая медицина, особенно хирургия и лечение внутренних болезней.
В классических трудах описано огромное количество лекарственных средств, которые производятся в настоящее время и входят в современную фармакопею. Именно в этот период развития аюрведической медицины окончательно оформилась профессия врача как таковая, а также некоторые другие профессии, связанные с лечением и предупреждением болезней. Обучение врачебным знаниям приобрело систематический характер.

Период буддизма

В VI веке до н. э. бурное формирование Великой Индийской державы было отмечено возникновением и распространением религиозно-философского учения буддизма. 

Буддийские монахи широко занимались врачеванием. Они не признавали авторитет ведических писаний, однако взяли на вооружение аюрведическую медицину. 
Это свидетельствует о том, что уже в те времена Аюрведа не была привязана к каким-либо жестким догмам.
Именно в этот период впервые произошло широкомасштабное введение общественной заботы правителей Древней Индии о народном здравии (современный термин —"общественное здравоохранение"). Согласно постановлениям выдающегося правителя Ашоки (Aśoka, III век до н. э.), по всей территории империи Маурьев (Maurya)  на каждые 500 жителей полагалось иметь как минимум одного врача, одного ветеринара и одну аптеку, создавались также больницы для лечения животных [8].

Во времена Ашоки официально предписывалось культивировать лекарственные растения, озеленять дороги, сооружать колодцы. Впервые начали проводить вскрытия в случаях, когда причина смерти вызывала сомнения.
После падения династии Маурьев (185 г. до н. э.) правители новой династии Шунгов (Śunga) стали преследовать буддистов и практически изгнали их из Индии. 

Однако позднее, при кушанском правителе Канишке (Kanishka, I век н. э.), который сам принял буддизм, возникло новое направление буддизма — Махаяна (Mahāyāna), которое было гораздо более сходным с ведическими ритуалами. Тем временем на юге еще некоторое время сохранялась старая буддийская традиция — Хинаяна (Hīnāyāna), которая в конце концов исчезла с просторов индийского субконтинента.
Буддисты способствовали тому, что Аюрведа получила распространение в Китае (I век н. э.), Тибете (VII век н. э.), Шри-Ланке, Индокитае, Афганистане, 

Монголии и на северо-востоке Сибири. На языках обитающих там народов сохранились переводы санскритских аюрведических текстов, которые в самой Индии были утрачены.

В эту эпоху (VII век н. э.) врач Вагбхата (Vāgbhata) составил свои труды "Аштанга хридайя самхита" (Ashtangahridayasamhitā — Коллекция стихов, разъясняю-
щая суть восьми разделов аюрведы" и "Аштанга самграха самхита" (Ashtangasamgrahasamhitā — "Коллекция стихов, собранная из восьми разделов аюрведы"). 
В этих трактатах широко цитируются указанные ранее "Чарака-самхита" и "Сушрута-самхита", в то же время они отражают новый уровень научного знания своей эпохи. Забота об общественном здоровье получила свое развитие и при императоре Харше (Harshavardhana, VII век н. э.).
Китайский путешественник Хиуэн Цанг (Hiuen Tsang), посетивший Индию в это время, писал, что на всех центральных дорогах городов и деревень по всей стране император учредил особые заведения (punya-śālā), обеспеченные пищей и водой, в которых путешественникам и бедным людям оказывали медицинскую помощь без какого-либо вознаграждения [8].
К этому периоду следует отнести и составление Мадхавакарой (Mādhavakara) трактата "Мадхава-нидана" (Mādhavanidāna, VII век), который считается лучшей в своем роде работой по патологии, описывающей причины возникновения, стадии развития, диагностику более 50 заболеваний, среди которых легочный туберкулез (rāja-yakshma), подагра (vāta-rakta), бронхиальная астма (śvāsa), ревматоидный артрит (āmavāta) и др. В IX веке эта работа была переведена на
арабский язык по указанию калифа Багдада [2, с. 70].

Новый расцвет

В начале XIV века Шарнгадхара (Śārngadhara) включил в свое сочинение "Шарнгадхара-самхита" (Śārngad ha ra samhitā) важные нововведения, положив тем самым конец длительному застою в развитии аюрведической медицины. Это самый ранний индийский медицинский трактат, в котором упоминается о диагностике заболеваний по пульсу. Как отмечает сам автор, этот труд предназначен для практикующего врача, и потому теоретические выкладки сведены к минимуму [9].
В XVI веке Бхавамишра (Bhāvamiśra) составляет "Бхава-пракаша-самхиту" (Bhāvaprakāśasamhitā), включающую 3 книги и имеющую как теоретическую, так и практическую значимость. Несмотря на то что трактат основывается на материале, изложенном предшественниками, Бхавамишра приводит и новые сведения. Примером тому может служить описание причин возникновения, клиники и лечения сифилиса (phirāngāmaya — болезнь европейцев), привезенного в Индию португальскими завоевателями (в начале XVI века), оспы (masūrī) и т. д. Он также составил "Бхава-пракаша-нигханту" (Bhāvaprakāśanighantu) — словарь с описанием лекарственных средств того времени [2, с. 38].
Однако вскоре во время британского правления Индией в развитии аюрведической медицины вновь наступил застой. Это уничижение древней мудрости достигло апогея в 1835 г., когда лорд Маколей (T. B. Macaulay, 1800—1859) впервые остро поставил вопрос: "Что должны поддерживать власти — "туземные предрассудки" или западное образование?" В итоге был издан указ, в котором предписывалось, что отныне во всех областях, управляемых Ост-Индской компанией, должны распространяться только европейские знания. После этого указа только западная медицина считалась законной, а применение восточных систем активно
подавлялось.
Между тем до 1835 г. западные врачи и их индийские коллеги активно обменивались опытом. Индийские врачеватели знали об обезболивающем действии местных растений и выполняли сложные хирургические операции, не доступные в то время западно-европейской медицине. Известный британский индолог Артур Бэшем (Artur Basham) писал по этому поводу: "Они умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII века, когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики" [10]. И по сей день эта операция известна как "индийский способ ринопластики".
Тем не менее даже в те годы преследования аюрведическая медицина сумела щедро обогатить современную ей медицину. В XIX столетии в Германии перевели с санскрита фрагмент "Сушрута-самхиты" с подробным описанием операции по восстановлению поврежденных ушей и носа. Эта операция, которая приводится в современных учебниках как операция по пересадке трансплантатов на ножке, положила начало развитию пластической хирургии как отдельной медицинской специальности. Сегодня пластические хирурги во всем мире почитают Сушруту отцом этого направления медицины.

Новое время

В XIX столетии в среде европейской интеллигенции возник интерес к учениям и мудрости Востока.
Первым ученым, который защитил докторскую диссертацию по аюрведической медицине, стал Gustave Alexandre Lietard (1833—1904). Защита состоялась в 1858 г. в Страсбургском университете. Его диссертация "Очерк истории индийской медицины" (Essai sur l’histoire de la médecine chez les Hindous) опиралась на латинский перевод "Сушрута-самхиты", выполненный Franciscus Hessler (1799—1890) в период с 1844 по 1850 г. и изданный под названием "Suśrutas.
Ayurvedas. Id est Medicinae systema a venerabili D’hanvantare demonstratum, a Suśruta discipulo compositum. Nunc primum ex sanskrĭta in latinum sermonem vertit, introductionem, annotationes et rerum indicem adjecit Dr. Franciscus Hessler" (примерный перевод: "Сушрута. Аюрведа. Медицинская система, данная достопочтенным Дханвантари и составленная его учеником Сушрутой. Впервые переведенная с санскрита на латинский язык с введением, комментариями и предметным указателем доктора Франциска Хесслера") [11]. В своей работе Lietard дал анализ теории и практики Аюрведы посредством категорий, принятых в современной ему медицине, и указывал на то, что неверно искать великие достижения культуры только в Древней Греции или в Древнем Риме.
Затем последовали другие работы. Одна из наиболее интересных была опубликована в 1901 г. немецким индологом Jullius E. Jolly (1849—1932), профессором санскрита и сравнительной филологии в Университете Вюрцбурга (Wūrzburg) и почетным членом Королевского Азиатского общества (Royal Asiatic Society). Первоначально на немецком языке она называлась "Medicin", а в 1977 г. была переведена на английский язык под названием "Indian Medicine" [12].

Продолжателем работ Lietard стал Palmyr Cordier (1871—1914). Его докторская диссертация, защищенная в университете Бордо в 1894 г., называлась "Étude sur la médecine hindoue" ("Исследование индийской медицины"). Cordier выучил санскрит, бенгальский, палийский, тибетский языки и долгое время провел в Индии и Непале. Во время этих странствий он собрал более 300 оригинальных рукописей по медицине, которые перевел сам, снабдив их комментариями.
В 1932 г. его рукописи были переданы в Парижскую национальную библиотеку [13].
Изучением аюрведической медицины занимались Luise Hilgenberg (1886—1942) и Willibald Kirfel (1885—1964), из-
давшие в 1941 г. перевод "Ashtanga Hridaya Samhita" на немецкий язык под названием "Vāgbhata’s Ashtangahridayasamhitā, ein altindisches Lehrbuch der Heilkunde aus dem Sanskrit ins Deutche ūbertragen mit Einleitung, Anmerkungen und Indices"; Gerrit Jan Meulenbeld (род. в 1928 г.) — автор пятитомной
"History of Indian Medical Literature" ("История медицинской литературы Индии") и другие ученые.
До начала XX столетия бытовало мнение о том, что Гиппократ — "отец" медицины и аюрведическая медицина была заимствована у греков после походов Александра Македонского (336—323 гг. до н. э.). Однако по мере переосмысления уже известных фактов, накопления и обобщения новых данных европоцентристская точка зрения становилась все менее состоятельной. 

В наши дни общеизвестно, что в результате походов Александра Македонского произошло грандиозное взаимодействие культур Запада и Востока,  и задноевропейская медицина эпохи эллинизма ощутила мощное влияние древнеиндийской медицины: греки впервые начали вскрывать тела умерших в Александрийском
Мусейоне только в последней четверти IV века до н. э. — после ознакомления с индийской анатомией и хирургией.
В пользу самобытности аюрведической медицины говорит и тот факт, что основные термины аюрведы ("доша", "дхату", "нади" и многие другие) встречаются уже в "Риг-веде" и "Атхарваведе", т. е. задолго до того как у древних греков появилась своя литература.

Современный период

В наши дни аюрведическая медицина переживает свой ренессанс и вновь приобретает достойное место в современной врачебной практике. К середине XX века традиционная аюрведическая медицина приобрела популярность в странах Запада, а к концу XX века и в России. В США Аюрведу изучают в Национальном институте аюрведической медицины (The National Institute of Ayurvedic Medicine, New-York), основанном Scott Gerson в 1982 г.; помимо научных исследований, в нем осуществляется обучение студентов в течение 3 лет. В Израиле Аюрведу преподают в Международном колледже комплементарной медицины (International College
For Complementary Medicine, Tel-Aviv), основанном Sally Reidman в 1987 г., студенты учатся в течение 4 лет, изучая в том числе аллопатическую медицину и другие системы оздоровления. По окончании обучения проводится стажировка в Индии.
В Индии и Шри-Ланке врачи аюрведы учатся в течение 5,5 года (4,5 года учебы и 1 год практики в больнице), после чего сдают государственный экзамен. В г. Джамнагар (Jamnagar), штат Гуджарат (Gujarat), основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области Аюрведы.
В настоящее время в Индии наряду с аюрведической и европейской медициной распространены традиционные системы Унани (Unani) и Сиддха (Siddha). Эти школы имеют много общего с Аюрведой.

Изучение аюрведической традиционной медицины в Индии осуществляется под общим руководством Центрального совета по исследованию аюрведической медицины и Сиддха (Central Council for Research in Ayurveda and Siddha), который объединяет национальную сеть научно-исследовательских институтов. Существует также ряд фармацевтических предприятий, производящих лекарства Аюрведы под контролем правительства Индии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Rig-veda Sanhita. A Collection of Ancient Hindu Hymns, Constituting Part of the Seventh and Eighth Ashtaka of the Rig-Veda. — London, 1888. — P. 276.
2. Ramachandra S. K. Rao. Encyclopaedia of Indian Medicine: Historical Perspective. — New-Delhi, 2005. — Vol. 1.
3. Ригведа. Мандалы IX-X: Пер. Т. Я. Елизаренкова. — М., 1999. — С. 114.
4. Palit Ch., Dutta A. K. History of Medicine in India: The Medical Encounter. — Ney-Delhi, 2005.
5. Prioreschi Plinio. A History of Medicine: Primitive and Ancient Medicine. — Omacha, 1996. — Vol. 1. — Р. 215.
6. Атхарваведа (Шаунака). В 3 т.: Пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т. Я. Елизаренковой. — М., 2005. — Т. 1, кн. I—VII. — C. 130, 303, 310.
7. Sharma P. History of Medicine in India (From Antiquity to 1000 AD). — New Delhi, 1992. — P. 180.
8. Jaggi O. P. Āyurveda: Indian System Of Medicine. — Delhi, 1981. — P. 105.
9. Subhaktha P. K. // Bull. Indian Inst. History Med. (Hyderabad). — 2005. — Vol. 35, N 1. — P. 47—60.
10. Бэшем А. Чудо, которым была Индия: Пер. с англ. — М., 2000. — С. 526.
11. Zysk K. G. Medicine in the Veda: Religious Healing in the Veda: with Translations and Annotations of Medical Hymns from the Rigveda and the Atharvaveda and Renderings from the Corresponding Ritual Texts. — Ney-Delhi, 2001. — Р. 268.
12. Nigel M. W. T. Allan. // Med. History, 1981. — Vol. 25. — P. 85—88.
13. Ринер Х. Х. Новая энциклопедия аюрведы: Пер. с нем. Ю. Бушуевой. — М., 2006. — C. 19.




Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы
Made in Buddha