Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Анна-прашана - церемония первого принятия ребёнком твёрдой пищи




Анна-прашана - церемония первого принятия ребёнком твёрдой пищи


Из книги Книга САМСКАР. Очистительные Обряды для Успешной Жизни» Према Раса Дас (Риваулт Филипп) Сандипани Муни Дас (Сордон Лук)


XV. Анна-прашана: Первое Принятие Зерновой Пищи
XV.1. Подходящее Время

Этот обряд нужно совершать в благоприятный день на шестом или восьмом месяце после рождения ребенка, если ребенок мужского пола, и на пятом или седьмом месяце, если это девочка.
Но в любом случае, ради благополучия ребенка, этот обряд ни в коем случае нельзя проводить раньше четвертого месяца или позже чем через год после рождения.  Прорезание 
первых зубов является верным знаком того, что ребенку уже можно давать более твердую пищу. В это время поведение ребенка изменяется, и он начинает хотеть чего-нибудь 
твердого. 
Сушрута (известный доктор) рекомендует приготовить для этой самскары какую-нибудь легкую пищу,( скажем, рисовый пудинг), и сперва предложить ее Божеству, поскольку 
ребенка нужно будет накормить маха-прасадом.
Во время этой церемонии жрец просит Господа Вайшванару (Вишну) войти в тело ребенка и принимать всю твердую пищу, которую будет есть этот ребенок в своей жизни. С этой церемонии ребенок, в определенном смысле, начинает жить более самостоятельно от своей матери. Шри Кришна говорит в Бхагавад-гите (15.14):
ахам вайшванаро бхутва
пранинам дехам ашритах
пранапана-самайуктах
пачамй аннам чатур-виддхам
"Я  - огонь пищеварения в телах всех живых существ, и Я, соединяюсь с жизненным воздухом, входящим и выходящим, чтобы переваривать четыре вида пищи".
Вот как Шрила Прабхупада комментирует данный стих:
"Аюр-ведическая шастра говорит, что в желудке  человека находится огонь, переваривающий всю поступающую туда пищу.  Когда огонь не горит, мы не испытываем чувство голода, а когда он горит,  мы хотим есть. Иногда, если этот огонь не горит должным образом, требуется лечение. Этот огонь пищеварения  представляет  Верховную Личность Бога. Ведические мантры также подтверждают, что Всевышний Господь, или Брахман,  присутствует в виде огня в желудке и переваривает все виды пищи. Следовательно, поскольку Он помогает переваривать всякую пищу, живое существо не независимо в процессе питания. 

Если бы Всевышний Господь не помогал ему в пищеварении, для живого существа не было бы никакой возможности питаться. Так что, это Господь производит нашу пищу, и Он же переваривает ее, и Его милостью мы наслаждаемся жизнью. В Веданта-сутре (1.2.27) это также подтверждается: шабдадибхйо "нтах пратиштханас ча: Господь пребывает в звуке, теле, воздухе и даже в желудке, где Он представляет силу пищеварения". Существует четыре вида пищи: та, которую нужно глотать, та, которую нужно пережевывать, та, которую нужно лизать, и та, которую нужно сосать, - и Господь представляет Собой силу, посредством которой переваривается вся эта пища".
Поэтому, исполняя  этот ритуал, нужно быть очень осторожным и удостовериться в том, чтобы тот, для кого он проводится, был вегетарианцем и останется им всю жизнь. Если 
такой уверенности нет, то можно просто дать ребенку немножко прасада, не проводя хомы (не разводя жертвенного костра).
Если у человека хорошее пищеварение, то он обычно здоров. Но в зависимости от того, какого вида пищу принимает человек, она оказывает разного рода воздействие на его тело и ум: "Пища, дорогая тем, кто находится в гуне добродетели, увеличивает продолжительность жизни, очищает существование, и дает силу, здоровье, счастье и 
удовлетворение. Такая пища - сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу. Пища слишком горькая, слишком кислая, соленая, пряная, острая, сухая и горячая дорога тем, 
кто пребывает в гуне страсти. Такая пища вызывает страдания, несчастья и болезни. Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная пища,  разложившаяся и 
испорченная, и пища, состоящая из остатков непригодных продуктов, дорога тем, кто находится в гуне тьмы". (Б.г. 17. 8-10).

XV.2. Склонности Ребенка
После церемонии анна-прашана родители могут выяснить наклонности своего ребенка, посадив его перед разными предметами. То, что он выберет из них, будет указывать на его наклонности.  В Индии эта церемония очень распространена. Родителей тешит, как их малыш ползет к этим четырем предметам: книге, деньгам и т.д... Если ребенок берется, например, за книгу, то, ему быть ученым; если он выбирает деньги - он будет богачом.  

Если ребенок берет пригоршню насыпанной там земли - быть ему землевладельцем; а если он идет к тарелке с зерном, то он будет здоровым, и т.д. Разумеется, эта церемония может состояться только в том случает, если ребенок уже может самостоятельно  передвигаться, даже если ползком.

XV.3. Церемония Дня Рождения
В большинстве стран люди справляют дни рождения детей с большим энтузиазмом. Но хотя это и радостное событие, оно, вместе с тем, увеличивает ложное отождествление человека с телом.
Вайшнавы живут по всюду в мире, и в каждой стране есть своя собственная культура, которая не обязательно противоречит идеям Вайшнавизма. Так что и в вайшнавских семьях родители отмечают день рождения своих детей. Это вполне нормально. И поскольку большинство самскар следует проводить до анна-прашаны, на  день рождения ребенка уже можно созвать гостей и устроить вайшнава-сангу.  Но  в этот день ребенка надо поощрять не в том, чтобы получать самому, а в том, чтобы давать как можно больше другим, стараясь действовать как слуга всех живых существ.
"Потом Мать Яшода сказала Кришне: "Дорогой сынок, Ты целый день провел в играх, поэтому Ты весь перепачкался песком и грязью. Так что, иди домой,  искупайся и хорошенько вымойся. Сегодня  Луна находится под благоприятной звездой Твоего рождения. Стало быть, Ты должен быть чистым и опрятным, и должен раздать брахманам милостыню коровами". 

(Бхаг. 10.11.18)
"Чтобы отметить как следует свой день рождения, человек должен исполнить один из трех этих видов деятельности (ягья, дана или тапах), или же все три вместе".
В этот день, по лунному календарю в соответствии с титхи и накшатре, или же - по солнечному, можно провести огненное жертвоприношение.
Первый день рождения ребенка необходимо отметить как можно лучше.
В это время можно также определить наклонности ребенка, если это не было сделано раньше 
(см. XV.2) из-за того, что ребенок не мог еще ползать.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы