Интернет-магазин
здорового образа жизни
+7 926 707 64 64
+7 926 869 39 45
+7 (495) 383 39 57

Каталог товаров

Ашта - калия лила - восьмичастная лила Кришны




Ашта-калия-лила - восьмичастная лила Кришны.

Ашта-калия-лила  – деяния Шри Кришны и Его вечных спутников, проходящие в божественной обители Голоки. Сутки там делятся на восемь периодов, в каждый из которых происходят определенные события. О них рассказывают в своих произведениях великие ачарьи гаудия-вайшнавов, однако размышления на эти возвышенные и сокровенные темы без благословения чистого преданного могут повредить духовному развитию неофита.


Поскольку современный перевод описаний ашта-калия-лилы не способен пробудить в читателях веру в нее, здесь он не приводится. Вместо этого автор советует прочитать их в оригинале на санскрите и потому отсылает читателей к Патала-кханде «Падма-пураны». Она написана простым и доступным языком, поэтому понять ее не составит большого труда. Регулярное чтение этих описаний приносит огромное благо.
Однако далеко не все готовы к тому, чтобы читать о каждодневных играх Радхи и Кришны. Игры эти в высшей степени удивительны и понятны лишь посвященным, и их следует держать в тайне. Преданные не должны допускать, чтобы подобные повествования слышали неподготовленные люди. Пока они не разовьют в себе горячее желание вернуться в духовный мир, следуя по пути раги, их нельзя знакомить с описанием этих игр. Пока они не осознают непогрешимую духовную природу имени, образа, качеств и игр Кришны, они не готовы слушать об ашта-калия-лиле.
Неподготовленный человек, услышав об играх Радхи и Кришны, под влиянием майи примет их за обычные отношения между мужчиной и женщиной. 

Тем самым он нанесет себе непоправимый вред. Вот почему читатели, которые хотят проникнуть в тайну этих игр, должны, подобно Нараде, получить посвящение в мадхура-расу. В противном случае, если они станут оценивать ашта-калия-лилу с мирской точки зрения, это очерствит их сердца. Те же, кто обладает необходимыми добродетелями, должны ежедневно читать об играх Радхи и Кришны и медитировать на них. Так можно сбросить с себя бремя греха и проникнуться духовными эмоциями. Хотя взаимоотношения Радхи и Кришны на первый взгляд кажутся мирскими, человек, наделенный проницательностью и другими благими качествами, способен понять их непревзойденную духовную красоту и привлекательность.

Игры Радхи и Кришны описаны также в «Говинда-лиламрите» и многих других произведениях. Читая об этих играх, достойный человек испытывает великое блаженство. Поняв суть мадхура-расы, о которой пойдет речь в следующей главе, рагануга-бхакта должен каждый день медитировать на несравненные игры Господа и служить Ему в этих играх. Такова духовная практика рагануга-бхакты. Чайтанья Махапрабху советовал преданным всегда помнить стих из «Шримад-Бхагаватам», завершающий описание раса-лилы. Следует сразу оговориться, что под верой в этом стихе подразумевается вера в духовное начало:

«Любой, кто с верой слушает или рассказывает о любовных отношениях Господа с юными девушками из Вриндавана, достигнет уровня чистого преданного служения Господу. Такой человек очень быстро разовьет серьезность и победит недуг вожделения, поразивший его сердце» («Шримад-Бхагаватам». 10.10.33).
Развлечения Кришны делятся на вечные и эпизодические. На Голоке постоянно проходит ашта-калия-лила Господа. Когда же Господь нисходит на землю, к Его восьмичастной лиле добавляются эпизодические игры. К ним относится приход Кришны во Враджу и Его уход оттуда, а также убийство демонов. Для преданного, который все еще находится в материальном мире, медитация на эпизодические игры является настоятельной необходимостью. Как таковых этих игр нет на Голоке – они разворачиваются лишь в материальном мире. Эпизодические игры Господа весьма символичны. Хотя памятование о том, как Кришна убил тех или иных демонов, не имеет ничего общего с медитацией на Его повседневные игры, проходящие вечно, оно позволяет преданному избавиться от соответствующих пороков.

1. Демоница Путана олицетворяет лжегуру, который учит тому, как обрести бхукти (материальные наслаждения) и мукти (освобождение). Преданные, стремящиеся к бхукти и мукти, подобны Путане. Проявляя заботу о Своих чистых преданных, младенец Кришна убивает Путану, чтобы оградить от опасности их еще не окрепшую привязанность к Нему.
2. Разбитая Кришной тележка символизирует бремя старых и новых дурных привычек, халатности и гордыни. Вспоминая о том, как маленький Кришна разбил тележку, мы избавляемся от этих грехов.
3. Демон-смерч Тринаварта воплощает в себе гордыню, вызванную собственной ученостью, и вытекающую из этого склонность к казуистике и сухой логике, а также стремление к освобождению и общение с людьми, которые обладают названными пороками (к этой категории относятся все атеисты). Маленький Кришна, видя любовь Своих преданных, из сострадания к ним убивает демона Тринаварту и устраняет все препятствия, мешающие им заниматься преданным служением.
4. Два дерева ямала-арджуна, поваленные Кришной, служат символом гордости своим богатством и знатным происхождением. Следствием такой гордости является насилие, распутство, пьянство, неспособность контролировать свою речь, бесстыдство и безжалостность. Сломав деревья ямала-арджуна, Кришна милостиво дает нам возможность изжить в себе упомянутые грехи.
5. Ватсасура является живым воплощением жадности и вызванных этим греховных поступков. По милости Кришны можно избавиться и от этого порока.
6. Бакасура персонифицирует обман, лицемерие и коварство. Не изжив в себе эти грехи, нельзя обрести чистую бхакти.
7. Агхасура олицетворяет злонравие и жестокость. От этих качеств необходимо избавиться, поскольку обладать ими – значит наносить оскорбление святому имени.
8. Брахма, ввергнутый в иллюзию Кришной, символизирует скептицизм, порожденный гьяной и кармой, а также неспособность по достоинству оценить сладость Кришны из-за привязанности к таким Его качествам, как величие и могущество.
9. Дхенукасура является образцом вопиющего невежества в духовных вопросах, вызванного зависимостью от материального рассудка, отсутствием духовной интуиции и глупостью, которая представляет собой полную противоположность пониманию своей истинной природы.
10. Змей Калия служит олицетворением высокомерия, хитрости, дурного обращения с окружающими и бессердечности. Преданные должны сбросить с себя бремя этих грехов.
11. Лесной пожар символизирует разногласия и раздоры с другими сампрадаями, пренебрежение к деватам и всевозможные конфликты.
12. Праламбасура воплощает в себе вожделение, алчность, стремление к почестям и высокому положению в обществе. Все это тоже пагубно для духовной жизни.
13. Лесной пожар, проглоченный Кришной, служит символом тех препон, которые атеисты ставят проповедникам дхармы.
14. Брахманы, приносившие жертвы, олицетворяют безразличие к Кришне, вызванное гордостью своим положением в системе варнашрамы и поглощенностью ритуалами, предписанными карма-кандой.
15. Поклонение Индре символически представляет многобожие или почитание самого себя как Бога.
16. Варуна является олицетворением пьянства. Некоторые полагают, что, употребляя вино, можно ощутить больше духовного блаженства. Эти убеждения ошибочны, и от них необходимо отказаться.
17. В змее, пытавшемся проглотить Махараджу Нанду, воплощается майявада и другие аналогичные философии, стремящиеся поглотить истинную суть учения бхакти. Общения с приверженцами этих философий необходимо тщательно избегать.
18. Шанкхачуда символизирует стремление к славе и слабость к женскому полу.
19. Ариштасура персонифицирует пренебрежение к бхакти и интерес к лжерелигии.
20. Кеши символически представляет иллюзию, под влиянием которой человек считает себя великим преданным или ачарьей. Необходимо победить в себе гордыню и стремление господствовать над окружающими.
21. Вьомасура олицетворяет воров и псевдовайшнавов.

В восьмой главе «Шри Кришна-самхиты» (с тринадцатого стиха до конца главы) описывается восемнадцать анартх, которые препятствуют враджа-бхаджану. Если к этому добавить гордость за свое богатство и знатное происхождение, которую символизируют деревья ямала-арджуна, и гордость за совершение ритуалов в соответствии с заповедями карма-канды, олицетворяемую брахманами, получится двадцать анартх. Все они губительны для враджа-бхаджана. Перед повторением святого имени серьезный преданный вначале всегда взывает к Господу и просит Его помочь преодолеть эти препятствия. Так сердце преданного очищается. Если смиренно просить Кришну избавить наше сердце от пороков, которые олицетворяют убитые Им демоны, Кришна непременно сделает это. Что же касается недостатков, символизируемых демонами, которых убил Баларама, то от них можно избавиться собственными силами. Такова тайна враджа-бхаджана. Дхенукасура символически представляет тяжелое бремя грехов, а Праламбасура – страсть к женщинам, алчность, стремление к почету и жажду власти. 

По милости Кришны от этих пороков преданный способен избавиться без посторонней помощи. Кроме того, Дхенукасура служит живым воплощением неведения духовной природы, или сварупы, своего «я», святого имени и Кришны. Эти недостатки преданный должен изжить в себе сам, что потребует от него немалых усилий. Вожделение к противоположному полу, стремление к богатству и материальным наслаждениям, почестям и власти – все это представляет Праламбасура. Преданный, понимая, что эти недостатки являются камнем преткновения на его духовном пути, должен сделать все возможное, чтобы избавиться от них. Если смирение преданного глубоко и искренно, Кришна обязательно явит ему Свою милость. Тогда в его сердце появится Баларама, который в мгновение ока устранит все препятствия. После этого преданный шаг за шагом начнет продвигаться по пути бхакти. Описанный выше метод сокровенен, и освоить его может лишь тот, кто чист сердцем и принял покровительство достойного духовного учителя.



Несколько слов об ашта‑калия‑лиле

Отрывок из письма Его Божественной Милости
Шри Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа, президента-ачарьи Шри Чаитанйа Сарасват Матха

...Если мы начнем размышлять или слушать об ашта-калия-лиле, это лишь разовьет в нас сахаджийские настроения. Первая же шлока «Према-бхакти-чандрики», описывающая пробуждение Радха-Говинды, направит наши мысли по ложному пути. Мысли, порождаемые мозгом, — вид материи, тогда как сущность лилы принципиально иной природы. Любое размышление об этих предметах лишь усугубит наши заблуждения. На нашем духовном уровне это будет бессмысленной игрой ума, попытками постичь непостижимое.

Мы знаем и любим слушать о многих прекрасных лилах Кришны, но ашта-калия-лила не для нас. У нас есть множество других тем для обсуждения, и нам ни к чему пытаться понять то, к чему мы еще не готовы.

Пока мы обусловлены, нет смысла представлять и оценивать события кришна-лилы. Просто повторяйте махамантру и славьте Гуру-Гаурангу, и все само собой проявится в вашем сердце. Не привлекайте в помощь свое воображение — оно материально.

Иногда достойный и почтенный вайшнав может попросить другого рассказать об ашта-калия-лиле, чтобы глубже погрузиться в свой бхаджан — как в случае со Шрипадом Джаджаваром Махараджем, которого Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Махарадж вызвал в Пури, чтобы услышать песни об этих лилах. Ради служения возвышенному вайшнаву такое возможно, но слушать и рассказывать об этом по собственному побуждению — значит обманывать и себя, и других.

Шрила Гаура Кишор Дас Бабаджи Махарадж привел в этой связи очень хороший пример: имитировать бхаджан чистого преданного все равно что подражать роженице. Можно в  точности изобразить ее муки и стоны, но младенец от этого на свет не появится. Все должно происходить согласно законам природы: нужно зачать ребенка, и в свой срок роженица разрешится от бремени. Бесполезно выдумывать свои методы рождения детей.

Если мы искренне хотим духовно расти, нам лучше всего читать публикации нашего Матха. Шрила Гуру Махарадж обладал уникальной способностью видеть суть писаний, и если мы будем следовать его руководству, нам откроется истинный смысл шастр. Но, пытаясь понять все сами, мы лишь запутаемся и собьемся с пути.


                                                                                                                                                     Любящий Вас,  Свами Бхакти  Сундар Говинда



Из книги Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махараджа "Секреты Бхаджаны". Обзор Шри Бхаджана-рахасьи Шрилы Бхактивиноды Тхакура

Избавление от мирских желаний Все это Шрила Прабхупада объясняет в своем предисловии к Бхаджана-рахасье, и мы должны слушать внимательно и терпеливо. Те, кто хочет совершать бхаджану, должны следовать наставлениям и примеру Шрилы Бхактивиноды Тхакура и всех ачарьев прошлого. Здесь Шрила Прабхупада объясняет, что, если мы хотим совершать непрерывную бхаджану, мы должны стать нишкинчана. Преданный-нишкинчана -- это тот, у кого нет никаких мирских желаний. Кама, кродха, лобха, моха, мада и матсарья ушли из сердца такого преданного. Преданный- нишкинчана совершенным образом следует первой шлоке Упадешамриты Шрилы Рупы Госвами: вачо-вегам манасах кродха-вегам. Он победил гнев, стремление говорить, а также побуждения, исходящие от гениталий, желудка, языка и ума. Такой преданный следует всем шлокам Упадешамриты. Он также следует четвертой шлоке Шикшаштаки: на дханам на джанам на сундарим кавитам ва джагадиша камайе мама джанмани джанманишваре бхагавад бхактир ахаитуки тваи Таких вайшнавов называют нишкинчана или акинчана. 

Они поймут все эти наставления. И если мы хотим стать такими же вайшнавами и идти путем, которым идут они, мы тоже должны постараться понять все эти наставления. Прежде всего необходимо полностью отказаться от дурного общения. Это значит, что мы должны избегать общения с майявади, сахаджиями и всеми видами непреданных. Особенно надо избегать общения с теми, кто погружен в деятельность ради чувственных наслаждений, кто потакает своим материальным желаниям и погружен в мирские дела. Отказаться от общения с такими людьми очень важно, иначе их мирские желания проникнут в наше сердце и мы снова опустимся на самое дно. Только если мы будем следовать всем этим наставлениям, мы сможем совершать бхаджану и  ашта-калия-садхану  -- иначе это просто невозможно. Никто не может совершать бхаджану круглые сутки, если он не избавился от мирских желаний, если он не следует совершенным образом первой, второй и третьей шлоке Упадешамриты, не следует Манах-шикше от начала и до конца и не является акинчана-вайшнавом.  Ашта-калия-бхаджану  мы сможем совершать лишь тогда, когда избавимся от всех мирских желаний, оскорблений и анартх. Если мы хотим служить Кришне, если хотим следовать пути, проложенному нашими гуру, нам необходимо отказаться от всех видов материальных наслаждений (бхога), от ложного отречения (тьяга), а также от общения со всеми видами непреданных. Если мы не оставим дурное общение, оно станет препятствием на пути к нашей цели -- служению Кришне. 

Гьяни, карми и йоги -- даже те, кто занимается мишра-бхакти, или смешанными видами бхакти, -- не могут обрести даже небольшого вкуса (ручи) к бхаджане, поэтому они не способны по достоинству оценить эту книгу. Но те из нас, кто хочет проникнуть в суть Бхаджана-рахасьи, должны выражать глубокое почтение этой книге и следовать ее наставлениям. Именно за этим мы сюда пришли. Некоторые из вас пришли в это Движение потому, что слышали наставления своего гуру, Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджи, я пришел потому, что слышал наставления своего Гурудевы, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Махараджи, а некоторые здесь потому, что слышали наставления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. В любом случае все мы пришли сюда не для того, чтобы исполнить свои мирские желания. Мы пришли лишь с одной целью -- служить Кришне. И если мы хотим служить, совершать истинную севу, нам необходимо отказаться от всего, что мешает нашему служению. Шрила Бхактивинода Тхакур будет объяснять это дальше. Мы должны понять эту книгу и стараться практиковать все, о чем он нам говорит. Как вы сможете проповедовать, если не знаете всех этих истин? Вы можете пытаться проповедовать, но что это будет за проповедь?
---

Очищение зеркала сердца Мы должны следовать наставлениям Шикшаштаки и объяснениям Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Делать это надо очень искренне, с большим почтением и вкладывать в это всю свою душу. Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, что восемь шлок Шикшаштаки соответствуют восьми частям ежедневных игр Кришны. В  ашта-калия-лиле  Кришны есть восемь видов лил: нишанта-лила (лила в конце ночи), пратах-лила (лила, проходящая рано утром), пурвахна-лила (лила до полудня), мадхьяна-лила (лила после полудня), шаяна-лила (вечерняя лила), прадоша-лила (лила до полуночи) и накта-лила (ночная лила), и эти восемь видов лил соответствуют каждой из восьми шлок Шикшаштаки. Если мы совершаем садхана-бхаджану, но видим, что не прогрессируем должным образом, мы должны признать, что в нашей практике есть какой-то недостаток, и постараться обнаружить его. Недостаток может быть как в нас самих, так и в нашем общении. Нужно пытаться найти этот недостаток и исправить его. Если мы видим, что недостаток в нас самих, то должны исправить себя. Или же, если мы понимаем, что не прогрессируем из-за дурного общения, то должны оставить такое общение. Нам необходимо общение с чистыми вайшнавами. 

Иногда наше ложное эго мешает нам общаться с истинными вайшнавами, и в этом случае мы должны отбросить его. Мы должны попытаться начать совершать бхаджану, следуя первой шлоке Шикшаштаки: чето-дарпана-марджанам бхава-махадавагни-нирвапанам шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйавадху-дживанам анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам сарватма-снапанам парам виджайате шри кришна санкиртанам Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет важность этой первой шлоки. Чето-дарпана-марджана означает, что, по мере того как мы совершаем бхаджану и повторяем хари-наму, наши анартхи будут уходить. Затем бхава- махадавагни-нирвапанам: повторение Святого Имени уничтожает все клеши (страдания). Это включает в себя все ступени развития последствий греха: прарабдху, апрарабдху, куту и биджу, а также невежество (авидью), которое является корнем греха. Затем шрейах-каирава-чандрика-витаранам -- к нам начинают приходить всякого рода добродетели (шубха). После этого мы осознаём, что имя Кришны -- это видйа-вадху-дживанам. Имя Кришны неотлично от Самого Кришны, возлюбленного Шримати Радхики. Шримати Радхика -- высшая видья: махабхава сварупа шри радха тхакурани (Ч.-ч., Ади, 4.69). Вадху означает жена, супруга, и Шримати Радхика -- высшая вадху. Таким образом, слово видья-вадху указывает на Саму Шримати Радхику. Тогда кто является видйа-вадху-дживанам? Дживанам значит жизнь и душа, и жизнь и душа Радхики -- Кришна. 

Поэтому видйа-вадху-дживанам -- это Сам Кришна, и Его имя (кришна-нама) -- тоже возлюбленный Шримати Радхики. Одно из проявлений Шримати Радхики -- бхакти. Отсюда можно понять, почему имя Кришны является видйа-вадху-дживанам. Далее Шрила Бхактивинода Тхакур приводит возможное сомнение, которое необходимо рассеять. Если преданный принимает все эти виды практики, тогда его джива-сварупа явит свою чистую духовную форму: сампурна рупена нирмалам. Однако джива ничтожно мала, поэтому кто-то может сделать вывод, что ее сварупа-дхарма (вечная деятельность) и ананда (блаженство) тоже должны быть ничтожно малыми. Но Махапрабху говорит: анандамбудхи- вардханам -- санкиртана расширяет океан блаженства. Как такое возможно? Ответ таков, что до тех пор, пока джива не примет полностью покровительство лотосных стоп Кришны, ее дхарма и ананда будут оставаться ничтожно малыми, но когда она принимает покровительство лотосных стоп безграничного Кришны, ее дхарма и ананда также становятся безграничными и бесконечными. Поэтому выражение анандамбудхи-вардханам совершенно справедливо. В это время по милости сварупа-шакти Кришны энергия наслаждения (хладини-вритти) входит в сердце дживы: хладини-сара-вритти. Силой этой энергии океан кришна-премы расширяется, принося все новые и новые ощущения, и джива наслаждается расой: прати-падам пурнамритасваданам. Она ощущает вкус дасья-, сакхья-, ватсалья- и мадхурья-расы. Не думайте, что только ананда Кришны безгранична, что только Он способен наслаждаться всеми расами. 

Нет. Джива наслаждается расой так же, как и Кришна. Она -- частица Кришны и потому тоже может наслаждаться сева-расой. Она может наслаждаться красотой Кришны. Хотя преданный не стремится к ананде, тем не менее ананда приходит к нему, и это блаженство в сотни и тысячи раз больше, чем он может предположить. Если мы держим в руках мускус, его аромат проникнет в наши ноздри, хотим мы этого или не хотим. Мы просто вынуждены будем ощутить этот аромат. И точно так же мы сможем ощутить блаженство от общения с Кришной. Как мы сможем избежать этого блаженства, если будем находиться рядом с Кришной? Блаженство придет, даже если мы к нему не стремимся. Далее Шрила Бхактивинода Тхакур приводит другое сомнение. Любое желание (анйабхилаша), помимо стремления к бхакти, является препятствием на нашем пути. Но если джива испытывает наслаждение от практики бхакти, то бхакти уйдет от нее. 

Как же тогда джива сможет почувствовать наслаждение от бхакти и здесь, и на Голоке Вриндаване? Кажется, что блаженство, которое приносит чистое преданное служение, противоречит самому духу чистого преданного служения. Шрила Бхактивинода Тхакур разрешает это сомнение следующим образом. Это правда, что мы испытываем блаженство, служа Кришне. Однако кришна-према настолько чиста, чище всего чистого (сарватма-снапанам), что в ней нет никакой примеси чувственных удовольствий. Например, мы видим, что гопи испытывают блаженство даже несмотря на то, что не стремятся к нему. Некоторые из гопи, такие, как Рупа-манджари и Рати-манджари, не хотят лично встречаться с Кришной и наслаждаться виласой с Ним. Но Шримати Радхика хочет, чтобы они встречались с Ним, и устраивает их встречи с Кришной. Они не стремятся к наслаждению, но наслаждение само приходит к ним, и они не могут его избежать.

Ведическая культура, веды, vedayu.ru, янтры, четки, аюрведа, йога, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гита
© Vedayu.ru, 2004-2016 | Ведические образовательные программы