Каталог товаров
- Аюрведические оздоровительные средства
- Артриты, кости, связки, суставы, ревма-проблемы (70)
- АЮРВЕДА ПОД ЗАКАЗ (2)
- Бальзамы натуральные аюрведические (4)
- Глазные капли, капли для носа, капли для ушей (7)
- Диабет излечим (17)
- Дыхательная система (17)
- Желудочно - кишечный тракт. ЖКТ (26)
- Женское здоровье и молодость (54)
- Зубные пасты, порошки аюрведические (20)
- Краска для волос натуральная (29)
- Крема, гели, лосьоны, скрабы натуральные аюрведические (37)
- Лимфа, здоровая лимфосистема (2)
- Маски Убтаны аюрведические (17)
- Масла натуральные аюрведические, массажные, для волос (75)
- Масло топлёное Гхи - Ги. (3)
- Мозговые тоники, спокойствие, память, внимание, концентрация (32)
- Мужское здоровье, потенция, выносливость (35)
- Мыло аюрведическое (12)
- Натуральные аюрведические средства оздоровления (111)
- Омоложение, иммунитет, очищение, общеукрепляющие (73)
- Печень под защитой (18)
- Почки. Мочеполовая система под защитой (22)
- Продукция Бадьянатх Baidyanath (44)
- Продукция Вьяс Vyas (12)
- Продукция Дабур Dabur (13)
- Продукция Занду Zandu (2)
- Продукция Коттакал АВС Kottakal Arya Vaidya Sala (13)
- Продукция Нагарджуна Nagarjuna (6)
- Продукция Патанжали Patanjali (8)
- Продукция Хималая Himalaya (52)
- Продукция Шри Ганга Shri Ganga (6)
- Продукция Шри Шри Аюрведа Shri Shri Ayurveda (14)
- Релаксатор - рефлексотерапия дома
- Сердце, кровь под защитой, чистая кожа (26)
- Снижение веса, похудеть (20)
- Сосуды, варикоз, геморрой (15)
- Чаванпраш (22)
- Шампуни аюрведические, краска для волос (20)
- Эндокринная система, гормональный фон (14)
- Благовония
- БРОНЗА
- БУСЫ, КАНТХИМАЛЫ
- Диски CD и DVD
- Астрология ведическая Джйотиш, нумерология, хиромантия диски (14)
- Аудиокниги ведические (41)
- Вайшнавизм, бхакти йога, Сознание Кришны диски (162)
- Ведическая культура, Веды аудио видео диски (129)
- Ведическая психология, саморазвитие аудио-видео диски (149)
- Жизнь на Земле: ремёсла, традиции, родная культура диски (77)
- Здоровье, аюрведа, йога, питание диски (109)
- Музыка (136)
- Мультфильмы (20)
- Худ. Фильмы (8)
- ЕДА
- ИГРУШКИ
- КНИГИ
- Астрология, нумерология, хиромантия, предсказательные науки (84)
- Аюрведа, здоровье, йога, питание (659)
- Бхагавад гита, переводы Бхагаватгиты, купить Бхагавад-гиту (12)
- Бхакти йога, Вайшнавизм, Сознание Кришны (267)
- Ведическая культура и современность (255)
- Детские книги, книги для родителей (135)
- Древо Жизни, книги Аркадия Петрова, Романа Гирейло (32)
- Жизнь на Земле, книги по ведической культуре (308)
- Журналы, плакаты, календари (33)
- Книги in E n g l i s h (3)
- Книги по психологии, техникам саморазвития (221)
- Шри Чайтанья Чаритамрита (9)
- Шримад Бхагаватам - перевод Бхакти Чайтанья Бхарати Свами (7)
- Шримад Бхагаватам - перевод Бхактиведанты Свами Прабхупады (26)
- МЕШОЧКИ для ЧЁТОК
- РАЗНОЕ
- УСЛУГИ СПЕЦИАЛИСТОВ
- ЧЁТКИ 108 Туласи, Ним, нефрит, счетчики, купить четки
- ЯНТРЫ, выбрать и купить янтры
Акама - Не имеющий желаний |
Акама (санскрит Не имеющий желаний)
Это качество не следует расценивать как негативное, то есть считать, что преданный в конце концов достигает состояния пустоты, отсутствия желаний. Преданное служение означает достижение полноты; его иногда сравнивают с прибывающей луной. Поэтому преданный, целиком посвятив себя преданному служению, обнаруживает, что благодаря абсолютному погружению в сознание Кришны все его желания удовлетворены. Существовать безо всяких желаний невозможно, ибо желание есть признак живого существа.
Как мы уже объясняли, истинное "я" вечно и духовно; душа не умирает, когда умирает тело. Жить означает чего-либо желать. Попытки медитирующих имперсоналистов и сторонников концепции пустоты совершенно отказаться от желаний тщетны. Душе как составной частичке Высшего Целого естественно присуще желание. Имперсоналисты, произнося звучащие возвышенно слова о самоуничтожении или о временном отказе от желаний, лишь обманывают себя, считая, что убежали от эго и всех желаний. В конце концов, они будут вынуждены вернуться из своего искусственного положения - либо назад в материальную жизнь с ее круговоротом рождения и смерти, либо, если захотят, приступить к чистому любовному служению Кришне.
Истинный смысл отсутствия желаний заключен в буквальном значении слова акама - "без вожделения". Здесь мы рассмотрим два слова - кама и према. Кама означает вожделение, или материальное желание, а према означает любовь. Когда мужчина любит женщину, семью, свою страну или собственные занятия и игры ума, его "любовь" - это, безусловно, кама, вожделение, а не према, любовь. Любовь оставлена исключительно для Кришны. Чувства и привязанности к всему, кроме Кришны в любом случае являются разновидностью комы. Даже желание слиться с имперсональным духом есть желание самоудовлетворения, кама. В "Шримад-Бхагаватам" (2.3-7) перечисляются различные виды камы, или материальных желаний, и соответствующее материальное поклонение, необходимое для выполнения этих желаний:
Тот, кто хочет слиться с имперсональным сиянием брахмаджьоти, должен поклоняться господину Вед;
желающий иметь обширные сексуальные связи должен поклоняться царю небес Индре, тот, кто хочет хорошего потомства, должен поклоняться великим предкам Праджапати. Тот, кто желает богатства, должен поклоняться Дургадеви, управляющей материальным миром. Тот, кто хочет быть очень могущественным, должен поклоняться огню, думающий только о деньгах должен поклоняться Басу и т.д.
Список продолжается дальше, и каждая цель отождествляется со словом кама. Исполнение этих желаний - цель менее разумных (Б.-г., 7. 20). Разум таких поклоняющихся смущен майей, ибо ни одна из материальных целей не может освободить от рождения и смерти и принести душе удовлетворения.
Человек утрачивает желания, только обретя прему, любовь к Кришне. Отсутствие желаний, кроме одного - удовлетворять Кришну называется акама. Человек должен быть очень тверд в чистом стремлении служить Кришне.
Материальные желания преследуют каждую обусловленную душу на протяжении многих жизней, и очень сложно отказаться от них сразу. Господь советует не отказываться от камы искусственно:
вишая винивартанте
нирахарасйа дехинах
раса-варджам расо 'пй асйа
парам дриштва нивартате
Даже если воплощенная душа воздерживается от чувственных удовольствий, вкус к ним остается. Но, испытав высшее наслаждение, она теряет вкус к прежнему и утверждается в сознании ("Бхагавад-гита" 2.59).
Если человек искренне следует по пути сознания Кришны под руководством гуру, шастр и садху, он узнает высший вкус и отказывается от материальных желаний, даже если он неофит в преданном служении. Это может показаться хвастовством, но это так; даже преданный-новичок, занятый повторением, слушанием и практическим служением, находит невозможными такие греховные действия, как мясоедение. Он удовлетворяет свою потребность во вкусной пище, принимая только то, что предложено Кришне. Он быстро приходит к пониманию того, что интоксикация- это только осквернение; его жизнь так реализуется в трансцендентном сознании, что он уже не считает необходимым зависеть от химических стимуляторов. Во имя преданного служения Радхе и Кришне он отказывается и от незаконного секса. Критикам не понять высшего вкуса сознания Кришны и не познать его. Тот, кто желает узнать вкус меда в банке, не сможет оценить его, пока будет просто разглядывать банку и лизать ее снаружи. Нужно открыть банку и зачерпнуть меду. Того, кто искренне начинает преданное служение, воспевая славу Господа и слушая о ней, даже капля этого трансцендентного знания и трансцендентного наслаждения удерживает от падения в греховную жизнь.
В "Нектаре преданности" Рупа Госвами перечисляет три вида счастья: 1)счастье, получаемое от материального наслаждения; 2)счастье, получаемое от отождествления себя с Высшим Брахманом; 3)счастье, даруемое сознанием Кришны. Шастры единодушно провозглашают превосходство счастья, обретаемого в сознании Кришны.
Мой дорогой Господь, я непрестанно молюсь у Твоих лотосных стоп о том, чтобы укрепиться в преданном служении. Я просто молю о том, чтобы укрепиться и утвердиться в преданном служении, ибо счастье, даруемое сознанием Кришны и преданным служением, столь велико, что, имея его, человек получает всё совершенство религии, экономического развития, чувственного удовлетворения и даже освобождения от материального существования ("Хари-бхакти-судходая").
Следует отметить, что пока преданный не достигнет уровня беспримесного преданного служения, он по-прежнему будет считать, что можно достичь счастья, удовлетворяя материальные желания. Нароттама даса Тхакур сравнивал освобождение (мукти) и желание чувственного удовлетворения (бхукти) с двумя ведьмами, которые гонятся за обусловленной душой. В другой песне Нароттама сравнивает гьяну (желание получать философские знания, не имеющие отношения к преданному служению) и карму (желание достигать материальных результатов) с двумя "бочками с ядом".
Как преданному удается противостоять материальным желаниям, если он еще не ощущает вполне высшего вкуса спонтанного сознания Кришны" Ответ таков: с помощью тапасьи, аскезы. Философы-атеисты отвергают принцип самоограничения, хотя и не понимают, в чем он заключается. Они прикрываются идеей полной свободы, хотя понятие свободы для заключенных в материальном теле просто нелепа. Наше тело вынуждено повиноваться множеству законов природы, и если мы налагаем моральные принципы сознания Бога на деятельность тела, то это вполне естественно - ведь мы не животные. Каждый налагает на себя определенные ограничения, когда хочет добиться счастья, и это справедливо даже в отношении обычных материальных целей. Например, если врач запрещает больному путешествовать и есть определенные блюда, даже те, которые больной очень любит, пациент повинуется. Ошибкой было бы считать, что врач подавляет личность больного, скорее наоборот: если пациент будет придерживаться ограничений, предписанных врачом, он вскоре сможет вновь нормально наслаждаться. Наше наивысшее нормальное состояние - духовное счастье; мы предназначены для вечной жизни в блаженстве и знании. Но в нашем теперешнем нездоровом состоянии мы полагаем, что мы есть это тело.
Существует два вида счастья: сиюминутное (прейах) и наивысшее (шрейах). Для того чтоб достигнуть шрейах, необходимо ограничить прейах. Дети, к примеру, хотят играть весь день. И если бы выбор зависел от них, они никогда не ходили бы в школу. Однако студент колледжа иногда отказывается от сиюминутного наслаждения в обществе по вечерам во имя повышения своего образовательного уровня. Такова и аскеза. Мы были вынуждены поступать вопреки сознанию Кришны, но наконец мы все же получили определенное знание из шастр о том, что человеческая жизнь предназначена не для животных удовольствий. Поэтому мы, используя свой здравый рассудок, контролируем ум и чувства ради того, чтобы достичь высшей цели. Предназначение аскезы - привести к очищению сознания, которое в свою очередь даст возможность достичь трансцендентного счастья. Пока мы не начнем служить Кришне, отбросив чувственное удовлетворение, мы не достигнем свободы.
Однако "Шримад-Бхагаватам" призывает нас принять путь преданного служения, даже если мы еще в обусловленном состоянии:
акамах сарва-камо ва мокша-кома удара-дхих
тиврена бхакти-йогена йаджета пурушам парам
Человек ясного разума должен поклоняться Высшему Целому, Личности Бога, желает ли он чего-то материального, не имеет никаких желаний или стремится к освобождению (Бхаг., 2.3.10).
Подобный стих есть во Второй песни "Шримад-Бхагаватам" (2.1.11): этан нирвидьяманам. В нем говорится, что даже тот, кто стремится к чему-то материальному или к освобождению, достигает высшего уровня, если воспевает святые имена Кришны. Господь Чайтанья тоже объясняет в Своей "Шикшаштаке", что воспевание мантры Харе Кришна увеличивает океан трансцендентного блаженства и дает нам возможность узнать вкус нектара, которого мы всегда жаждем. Рупа Госвами описывает процесс развития, через который идет преданный: вначале вера, затем инициация духовным учителем, оставление дурных привычек, очищение, и в заключение ручи - вкус. Если преданный искренен, он приходит к этой стадии уверенно и без препятствий. После ручи он достигает возвышенного экстаза и привязанности - бхавы и премы.
И потому преданный не скупится на аскезу; он добровольно принимает лишения ради того, чтобы преодолеть свою низкую природу. Без усилий невозможно достичь чего-либо значительного, а сознание Кришны - наиболее значительная вещь. Помощь от духовного учителя и от Кришны в сердце очень велика обещает: "Тем, кто с любовью поклоняется Мне, Я даю понимание, при помощи которого они могут вернуться ко Мне" (Б.-г., 10.10).
Господь иногда подталкивает преданного силой, если в нем нет желания совершать прогресс. Если преданный искренне желает обрести любовь к Богу и все же обуреваем сильными материальными желаниями, Господь вмешивается иногда Сам.
йасйахам анугрхнамй
харишйе тад-дханам шанащс тато 'дханам тяджантй ася
сва-джана духкха-духкхитам
Когда по отношению к кому-либо я чувствую особое расположение, я постепенно отбираю всё его материальное состояние. Тогда друзья и родственники после этого отворачиваются от нищего неудачника (Бхаг., 10.88.8).
Существует два уровня продвижения в преданном служении - садхана-бхакти (следование правилам и предписаниям духовного учителя из чувства повиновения ему) и рагануга-бхакти (возвышенная стадия спонтанного любовного служения Господу Кришне). Очень важно отметить, что бхакти включает в себя все эти стадии, даже начальные. Бхакти можно сравнить с плодом манго - даже зеленое манго все равно манго. Бхакти абсолютно: под руководством духовного учителя даже начинающий занят чистым преданным служением. Если железо долго держать в огне, оно может раскалиться докрасна и тогда сможет действовать как пламя. Подобным образом тот, кто следует авторитетным путем преданного служения, постепенно преодолеет ложное понимание своей сути и будет воспринимать себя как вечного слугу Кришны. Даже на этом испытательном этапе преданного спасает от материальных желаний то, что он стремится занять свои чувства в сознании Кришны.
Нельзя критиковать начинающего преданного, хотя он еще не вполне освободился от ведьм бхукти и мукти, ведь он искренне сражается с этими желаниями и пытается достигнуть уровня полного сознания Кришны. Поскольку он от всего сердца пытается служить Кришне, он гораздо возвышенней, чем любой образованный непреданный мыслитель или философ. Он уже достиг успеха, потому что действует в соответствии с истинным предназначением человеческой жизни. Рупа Госвами говорит, что цена за чистое преданное служение - сильное желание. Необходимы старание и время, но тому, кто искренен в своем стремлении, успех гарантирован, а все, что он делает, идет на его вечный счет.